Главная / Другое / Статья "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Статья "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"


«Метод проектов в патриотическом воспитании

детей старшего дошкольного возраста»

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности, радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников [6].

Под «патриотическим воспитанием» понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему [2].

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...» [2].

Главной составляющей патриотического воспитания является воспитание любви и уважения к родной семье, родному городу, народу, стране. Чтобы воспитать патриотов родной страны, надо её знать. Важными для воспитания патриотических чувств являются и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Процесс обновления дошкольного образования напрямую связан с развитием инноваций, проектирования, внедрения эффективных технологий. Складывающиеся в дошкольном возрасте приоритеты развития, их содержательное наполнение определяют стартовое развитие ребенка и качество образования в целом, поэтому инновационная проектная деятельность дошкольных образовательных учреждений является действенным фактором модернизации всей системы образования. Метод проектов является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка.

Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:

- необходимость переосмысления содержания, целей, задач патриотического воспитания дошкольников в современных условиях и недостаточная разработанность научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;

- метод проектов является уникальным средством воспитания и обучения ребёнка обусловленным его собственной активностью, но недостаточная разработанность использования метода в процессе патриотического воспитания дошкольников с учетом федеральных государственных требований и новых реформ в практике работы дошкольных учреждений.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» с целью рассмотрения педагогических возможностей метода проектов в патриотическом воспитании старших дошкольников.

С целью изучения влияния проектной деятельности детей на уровень патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование, которое проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения. В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте от 6 до 7 лет, их родители и педагоги детского сада.

Экспериментальное исследование мы начали с проведения анализа предметно-развивающей среды детского сада и группы. Проблема патриотического воспитания является одной из центральных в воспитательно-образовательной работы с детьми МБДОУ, которая в основном решается через знакомство детей с родным краем, историей Казани и республики в целом, а так же через приобщение к национальной культуре. Было выявлено, что предметно развивающая среда дошкольного учреждения соответствует программным требованиям и целям патриотического воспитания дошкольников. В группе имеется центр патриотического воспитания, где размещена государственная символика Российской Федерации и Республики Татарстан; имеются куклы в национальных татарских и русских костюмах; представлены образцы предметов быта татарского и русского народа (самовар, пиалы, крынка, казан, керосиновая лампа); муляжи татарских национальных блюд (чак-чак, эчпочмак); макеты башни Сююмбике, мечети Кул-Шариф; тематические альбомы: «Моя малая Родина», «Родной край», «Моя Казань», имеется библиотека сказок народов мира и дидактические игры, направленные на ознакомление детей с орнаментом татарского и русского костюма; на ознакомление с различными профессиями. В игровом уголке собраны атрибуты к сюжетно-ролевым играм, как: «Семья», «Магазин», «Больница», «Почта», «Солдаты», «Пограничники», «Моряки», «Строители».

Работа по патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы планируется педагогами в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, Тамары Семеновны Комаровой, Маргариты Александровны Васильевой и программой по патриотическому воспитанию в детском саду Марины Юрьевны Новицкой «Наследие». Проводится работа с детьми в основном в форме групповых занятий, экскурсий, игровой деятельности.

Был проведён констатирующий эксперимент с целью выявления исходного уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о родной семье, родной республике, родной стране, родной природе. Для решения поставленной цели был разработан диагностический инструментарий по программе Зеленовой Н.Г., Осиповой Л.Е. – «Мы живём в России. Подготовительная группа». Методика эксперимента состояла из серии контрольных заданий: «Родная семья», «Родной город», «Родная республика», «Родная страна», «Родная природа», «Родная культура».

На основе данного диагностирования нами сделаны выводы: уровень патриотических представлений детей старшего дошкольного возраста не достаточен. В основном знания детей находятся на среднем уровне. Относительно низкие результаты по вопросам связанным со знаниями о родной стране, видимо, это связано с малой осведомленностью детей о России, о природных богатствах нашей Родины, о её культуре, народных традициях и обычаях, недостаточно продумана работа воспитателей детского сада.

Проведённое диагностическое обследование, дало нам возможность определить пути и средства формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о нашей Родине. С этой целью был проведен формирующий этап эксперимента, с включением детей в проектную деятельность. На данном этапе работа проводилась с теми же детьми подготовительной группы детского сада «Рябинушка» в количестве 20 человек. В планировании образовательных мероприятий с детьми мы частично использовали программу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Мы живём в России» - Зеленовой Н.Г., Осиповой Л.Е. и методических пособий Кондрыкинской Л.А.– «Дошкольникам о Москве», «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».

Опираясь на итоги диагностики констатирующего эксперимента, нами был разработан проект, посвященный патриотическому воспитанию старших дошкольников «Россия – Родина моя!» с целью осуществления комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране. При осуществлении проекта использовались различные средства патриотического воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: художественная литература, иллюстрации, картины, музыка, игры, природа и окружающая среда. Центральное место в проекте было отведено познавательным беседам, занятиям и практической деятельности детей (сбор информации, игры, выполнение рисунков, аппликаций, макетов). Беседы и занятия, проводимые с детьми, были подобраны таким образом, чтобы они развивали у них познавательный интерес, наблюдательность, воображение, творчество; способствовали воспитанию у детей познавательной активности; вызывали желание интересоваться историей своей Родины, жизнью своего народа. Невозможно привить любовь к родной земле не познакомив с ее природными богатствами, красотой, растительным и животным миром, с красотой родной природы. Пристальное внимание уделялось практической стороне деятельности детей, как ведущей и обсуждению тех моментов деятельности, в которых наблюдался всплеск эмоций и заинтересованности детей: сбор экспонатов, иллюстраций. Дети не просто собирали иллюстрации, предметы, отыскивали интересную информацию. В ходе этой деятельности они узнавали что-то новое и делились своими знаниями и впечатлениями с другими детьми. Тщательно анализировались и те моменты деятельности, в которых наблюдался спад заинтересованности и активности детей.

Активное участие в осуществлении проекта, принимали родители воспитанников. Они охотно и с большим энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта, принимали участие в подборке фотографий из семейного архива для оформления фотовыставки «Природные просторы нашей страны!». Оформить фотовыставку совсем несложно, если только захотеть. Зато взамен приобретается многое… Если бы родители, хотя бы изредка, вместе с сыном или дочерью заглядывали в семейный архив, вели разговор о тех, кто запечатлен на фотоснимках или же вместе вспоминали о совместных путешествиях, все эти переживания помогут организовать особое пространство, в основе которого налаживается контакт ребенка с родителем. Итогом проектной деятельности стал литературно – музыкальный праздник «Что мы Родиной зовём?».

Проектная деятельность способствовала возникновению атмосферы заинтересованности детей, родителей, воспитателей, а тем самым послужило созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме проекта. Всё это стало основой сотрудничества, общения с воспитателями, родителями и сверстниками, которое в конечном итоге привело к обогащению детей знаниями об истории России и воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию. Таким образом, проведённая работа на формирующем этапе эксперимента, была системной, последовательной и дала свои результаты, которые отражены в контрольном этапе эксперимента, где мы и провели те же диагностические методики, что и в констатирующем этапе эксперимента. После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей подготовительной к школе группы. Полученные данные показали, что уровень патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующих занятий изменился. Он стал значительно выше, чем был до проведения данных занятий.

Сравнительный анализ показал очевидную положительную тенденцию в эмоциональном развитии детей и приобретении знаний и умений. Показатели улучшились. Многие дети легко оперируют знаниями о родной стране, знают её название, герб и флаг; называют столицу своей страны и могут рассказать о некоторых исторических событиях своей Родины; знают особенности её природы и культуры. Значительно снизился показатель детей с низким уровнем развития и увеличился показатель детей с высоким уровнем развития.

По данным контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень патриотических чувств и представлений о родной семье, родной республике, родной стране, родной природе, родной культуре. Проведенный педагогический эксперимент дал положительные результаты. Процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста стал более эффективным при использовании метода проектов, направленного на процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование патриотического отношения к стране и государству с учетом принципов приоритетности регионального культурного наследия, расширения связей с окружающим социумом. Таким образом, метод проектов показал свою состоятельность. Технология использования проектного метода в руководстве воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, действиями взрослого, и саморазвитием,  обусловленным собственной активностью.

Литература

1. Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795

2. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М.: Академия, 1998.

3. Мельниченко И.И., Метлик И.В. Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник проектов – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2005

4. Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. Обобщенный доклад о выполнении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

5. Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - М.: Сашко, 2003.

6. http://dohcolonoc.ru/cons/515-proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu-proekt-ldedushkina-medalr.html



8


Статья "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
  • Другое
Описание:

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности, радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. 

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. У В.П.  Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»

Автор Мошкова Елена Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1581
Номер материала 40641
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓