Главная / Другое / Статья "Метод проектов и профессионализм учителя".

Статья "Метод проектов и профессионализм учителя".


И.А. Губская,

зав. методическим отделом МОУ МЦ

«Раменский дом учителя», кандидат химических наук



Метод проектов и профессионализм учителя.


Чтобы дать ученику искорку света,

учителю нужно впитать в себя солнце.

Методологический афоризм


Являясь методом, способствующим творческому развитию учащихся, метод проектов влияет на формирование позитивного восприятия учителем своей профессиональной деятельности. Отсутствие системы адекватного и эффективного тиражирования педагогических новаций, вероятно, определяются работой с учителем над проблемами развития его личности, ибо, перефразировав Л.Н.Толстого, как можно воспитать активного, гуманного и творческого человека, оставаясь пассивным, озлобленным и догматичным! Приведу результаты описательного исследования восприятия необходимых личностных черт «идеального учителя» учениками и учителями. Пятёрка качеств, отмеченная в ответах учителей: доброта; терпение; знание предмета; порядочность; чуткость. Пятёрка качеств в ответах учеников: ум, интеллект; честность; чувство юмора; отзывчивость; имидж - характеристики. Очень показательным является то, что такие параметры, как интеллект, чувство юмора в первую пятёрку учителей вообще не вошли. В приведённых списках перечислены качества, имеющие очень высокую степень абстракции от их конкретных поведенческих проявлений. Имея подобные ориентиры, учителю трудно оценить, как они реализуются в педагогическом процессе. Возникает ситуация «ускользающей» цели деятельности, отсутствия чётких критериев восприятия достижения результатов, что негативно сказывается на профессиональной и личностной самооценке. Считаю, что использование в учебной деятельности метода проектов способствует появлению новых возможностей для личностного, профессионального роста учителя, переоценке путей достижения целей своей деятельности. Если мы хотим, чтобы будущее поколение состояло из самоактуализирующихся личностей, то такими должны быть учителя уже сейчас.

Учитель-координатор проекта должен обладать определёнными качествами, которые являются залогом его успешной деятельности:

  • наличие организаторских способностей;

  • методические знания и навыки;

-умение устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;

  • активное сотрудничество в проектной деятельности;

  • умение работать с большими объёмами информации;

  • владение новейшими информационно-коммуникационными технологиями.

Важно помнить, что проект - это решение, исследование определенной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Этим метод проекта отличается от работы над темой, где часто достаточно просто усвоить новый материал по теме; от ролевой игры, дискуссии, пр., где роли распределяются в групповой работе для осуществления методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся. Для того чтобы учащийся стал субъектом собственной активной познавательной деятельности, необходимо, чтобы образование стало свободным, открытым, обновляющимся и способствовало самопознанию, самоопределению и самореализации. Должны измениться и функции учителя: из ретранслятора знаний он должен превратиться в организатора учебной деятельности школьника, помощника, координатора и советчика, менеджера учебного процесса, обеспечить переход от внешнего к внутреннему контролю, от «школы памяти» к «школе мышления», где основными понятиями совместной деятельности становятся « развитие», «творчество», «открытие». Крайне важно, чтобы произошёл переход от авторитарного стиля взаимоотношений между участниками образовательного процесса к демократическому, предполагающему понимание и принятие ребёнка таким, какой он есть, уважительное отношение к учащемуся, содействие его личностному росту, оказание ему педагогической поддержки.

С целью выявления степени готовности к внедрению инновационных педагогических технологий и метода проектов в частности было проведено исследование среди педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях Раменского муниципального района. Педагогам было предложено заполнить следующую диагностическую карту.


Диагностическая карта учителя

Ф.И.О.

Отметьте знаком «+» по каким направлениям учебно-воспитательной деятельности Вы могли бы поделиться опытом и в чём испытываете затруднения.

Направления деятельности

Оценка деятельности

Могу поделиться опытом

Владею

Испытываю затруднения

1. Активизация познавательной деятельности учащихся.




2. Использование различных форм обучения (зачёты, семинары, консультации, деловые игры и т.д.)




3.Применение лекционно-семинарской системы в старших классах




4. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.




5. Организация самостоятельной работы на уроке с учётом индивидуальных особенностей личности учащегося.




6. Применение метода продуктивного проектирования на уроке и во внеурочное время




7. Организация систематического контроля и учёта знаний учащихся. Оценивание знаний умений и навыков учащихся




8. Использование межпредметных связей, повышающих научный уровень образования.




9. Выявление типичных ошибок и затруднений учащихся, причин неуспеваемости




10. Развитие интереса к предмету, мотивация учащихся к обучению




11. Использование методов развивающего обучения, критического мышления, новых пед. технологий




12. Организация исследовательской работы учащихся (работа над проектами, участие в конференциях)




13. Умение провести самоанализ педагогической деятельности




14. Создание комфортного для учащихся психологического климата на уроке и внеурочное время.




15. Диагностика психологического климата в классе, изучение личности учащегося.





Результаты исследования:


Направления деятельности

Оценка деятельности

Могу поделиться опытом

Владею

Испытываю затруднения

1. Активизация познавательной деятельности учащихся.

30%

70%

0%

2. Использование различных форм обучения (зачёты, семинары, консультации, деловые игры и т.д.)

17,4%

62%

14%

3.Применение лекционно-семинарской системы в старших классах

14,7%

50%

21%

4. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.

18%

62%

12%

5. Организация самостоятельной работы на уроке с учётом индивидуальных особенностей личности учащегося.

21%

76,5%

0%

6. Применение метода продуктивного проектирования на уроке и во внеурочное время

0,02%

32%

41%

7. Организация систематического контроля и учёта знаний учащихся. Оценивание знаний умений и навыков учащихся

15%

82%

0%

8. Использование межпредметных связей, повышающих научный уровень образования.

21%

56%

14,7%

9. Выявление типичных ошибок и затруднений учащихся, причин неуспеваемости

8%

85,2%

0,6%

10. Развитие интереса к предмету, мотивация учащихся к обучению

18%

76,5%

0,5%

11. Использование методов развивающего обучения, критического мышления, новых пед. технологий

11%

62%

20%

12. Организация исследовательской работы учащихся (работа над проектами, участие в конференциях)

0%

53%

32%

13. Умение провести самоанализ педагогической деятельности

12%

62%

20%

14. Создание комфортного для учащихся психологического климата на уроке и внеурочное время.

23,5%

76,5%

0%

15. Диагностика психологического климата в классе, изучение личности учащегося.

2%

44%

54%


Примечание: при заполнении диагностических карт некоторые педагоги затруднялись ответить однозначно и не заполняли соответствующие колонки.

Данная диагностическая карта учителя была разработана с целью выяснить готовность учителей общеобразовательных учебных заведений и учебных заведений нового типа (гимназий, лицеев) к внедрению инновационных технологий, а также для выявления общего уровня информированности и заинтересованности учителей в реализации метода проектов. Результаты отразили общую картину, сложившуюся в учреждениях образования, когда учителя осознают необходимость применения новых пе­дагогических технологий для более продуктивного учебного процесса, но одновременно очень нерешительны в этом. Применяя элементы технологии невозможно добиться высокого результата. Метод проектов для большинства коллег был известен, понятен, реализуем, но не для всех. Стало очевидным, что необходимо разработать теоретические и методические основы учебно-проектной деятельности учащихся , прежде всего для предметов естественно-научного цикла, где наиболее логично и наглядно его использование. Необходимо ознакомить учителей с преимуществом и возможными трудностями метода, его огромным педагогическим и социальным потенциалом, заинтересовать коллег. Именно для этого разработан цикл обучающих семинаров по применению метода проектов в учебно-воспитательном процессе для педагогов общеобразовательных учреждений.


Если мы верим, что обучение- это не только передача знаний, а творческий процесс человеческого взаимодействия, то, создавая в классе атмосферу поиска, энтузиазма и поддержки, мы формируем у детей позитивное отношение к обучению.

Клаус В. Фопель, немецкий психолог


Успех человека в современном мире во многом определяется его способностью организовывать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведённые как в России, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. Вспоминая тысячелетний педагогический опыт человечества, современные педагоги осознают, насколько актуальными являются сегодня советы Конфуция, данные своим современникам ещё 2500 лет назад:

  • Объединяйте новые идеи со старыми проверенными идеями.

  • Учитесь только через деятельность.

  • Объединяйте физическую и умственную активность.

  • Ущемлять моральные ценности, воспитывать невежество.

  • Приспосабливайтесь к индивидуальным потребностям учеников разными стилями обучения.

  • Создавайте различные возможности для обучения.

  • Учите тому, как необходимо учиться, не ограничиваясь простыми фактами.

- Используйте мир как класс для учебных занятий.

Уважаемые коллеги! А что Вы можете предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество, на успех? Этот вопрос подвигнул меня на поиск и применение таких технологий, которые бы отвечали одновременно и задачам государственного стандарта, и гуманизму в образовательном процессе. Для меня и моих учеников такая технология была найдена - это «метод проектов». Желаем Вам успехов, творческого вдохновения!


Статья "Метод проектов и профессионализм учителя".
  • Другое
Описание:

 Статья "Метод проектов и профессионализм учителя"

Метод проектов влияет на формирование позитивного восприятия учителем своей профессиональной деятельности. 

Использование в учебной деятельности метода проектов способствует появлению новых возможностей для личностного, профессионального роста учителя, переоценке путей достижения целей своей деятельности. 

Многочисленные исследования, проведённые как в России, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

 

Автор Губская Ирина Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 244
Номер материала 33058
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓