Главная / Математика / Статья "Математические сказки как один из методов развития познавательного интереса к предмету

Статья "Математические сказки как один из методов развития познавательного интереса к предмету


Математические сказки как один из методов развития

познавательного интереса к предмету


Т.Б. Гилязова,

учитель математики средней школы №33

г.Нижнекамска Республики Татарстан


Задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения продолжает оставаться познавательная активность. Развитие познавательного интереса к предмету – первый этап формирования познавательной активности учащихся.

Для возбуждения и развития интереса к математике, для приобщения к созидательной деятельности и творческого развития учащихся я использую в процессе обучения математике дидактические сказки.

По мнению А.Н. Колмогорова, одностороннее развитие способностей не обеспечивает успеха в математической деятельности. Необходимо выйти за пределы самой математики и расширять у ребенка общекультурные интересы, стремиться к всестороннему, гармоничному развитию его личности. Большую пользу для развития творческой активности ученика могут оказать различные формы письменного изложения мысли, в частности, сочинение дидактических сказок по математике [1, с. 32].

Сочинение ск5азок повышает учебную мотивация и качество знаний, формирует умение творчески применять полученную информацию. Самостоятельно придуманная дидактическая сказка с использованием в сюжетной линии математических понятий и их свойств позволяет прочнее и полнее усвоить эти понятия.

В.А. Сухомлинский писал: «Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказок» [3, c. 33]. Он обладал особым даром поддерживать творчиские силы ребенка. Как и Л.Н. Толстой, восхищался выразительностью детского языка и предостерегал от его ломания, преждевременного «овзросления» [4, c. 152]. Сам В.А. Сухомлинский участвовал в словесном творчестве учащихся, сочиняя вместе с ними.

Замечательный опыт развития детского литературного творчества принадлежит известному итальянскому сказочнику Дж.Родари и его книге «Грамматика фантазии».

В предисловии к своей книге Дж.Родари писал: «Я с огромным удовольствием узнал, что у нас, в Италии, моя книга использует как пособие по методике преподавания математики (в Пизанском университете). Я посетовал, что в юности недостаточно занимался математикой. И еще лучше понял: математика вездесуща, она присутствует даже в сказках. Поэтому пусть простит мне читатель, если я на вопрос ребенка: «Что надо делать и как работать, чтобы стать сказочником?» - неоднократно отвечал: «Учи как следует математике»» [2, c. 9].

Поскольку в школе сказки достаточно редко используются при изучении математики, нами были систематизивароны дидактические условия, обеспечивающие их эффективное включение в учебный процесс:

- соответствие требованиям преемственности обучения между начальной и средней школой, возрастным особенностям младших подростков;

- использование опыта учащихся, который они получили на уроках русского языка и литературы;

- сочинение дидактических сказок учителем вместе с детьми, так как это не только пример того, как надо сочинять, но и стимуляция работы учащихся.

Обычная работас учащимися начинается с чтения и обсуждения отрывков одной из математической сказок известных авторов, например, Л. Кэрролла, Дж.Родари, Ф. Кривина, И. Токмаковой и т.д. Далее предлагается желающим придумать свою сказку, пояснив, что ценность работы будет заключаться в том, чтобы в сюжетную линию сказки были, например, включены свойства чисет или геометрических фигур. После прочтения на очередном уроке двух-трех детских сказок, в которых есть законченность сюжета и необычные персонажи, выполняется их коллективный анализ.

В повседневной практике обучения математике учащихся сочинение математических сказок предлагается в качестве домашнего задания после изучения учебной темы (продолжительность 22-24 ч.). Такое задание нетрадиционно для урока математики, поэтому вызывает живой интерес у детей.

В качестве примера приведем сказки, написанные ученикам шестых и седьмых классов: «Королевство степеней», «Страна чисел», «Город Знаменательград», «Сказка про дроби», «Пятёрка и тройка», «Задачи для Колобка» (в приложении).

На основании опыта применения дидактических сказок в формировании и развитии интереса к математике, можно утверждать, что:

- сказки математического содержания способствуют повышению внимания учащихся, их мотивации, которая может привести к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы;

- дидактические сказки повышают уровень положительных эмоций, что способствует бессознательному усвоению материала;

- сочинение собственных сказок различных форм и объемов по темам, изученным в течение учебного года, позволяет обыграть в дидактической сказке сразу несколько различных математических идей, отыскать новые связи и отношения между математическими героями (объектами).

Создание дидактических сказок при обучении математике является одним из эффективных средств всестороннего творческого развития младших подростков.

Список использованной литературы


  1. Любичева Р.Ф., Мухамедьянова Р.Р. Дидактические сказки в процессе обучения математике // Педагогика. – 2007. - № 6. – С. 32-36.

  2. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Педагогика, 1978. – 280 с.

  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969. – 350 с.

  4. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.























Приложение

hello_html_m6af7b68b.png

Математические сказки

hello_html_66fbd8a0.png


«Город Знаменательград»


hello_html_m1a350bb6.png


За горами, за лесами был город Знаменательград. В этом городе жили «правильные» дроби со знаменателями 15 и 10. И был у них «неправильный» король hello_html_6e9fa812.gif или одна целая.

Дроби всегда спорили кто из них лучше и никак не могли успокоиться. И вот одному из них пришла идея спросить об этом короля. Король как всегда был занят важными делами, но чтобы послушать своих подданных время нашлось. Один из них сказал: «Мы никак не можем решить какой знаменатель лучше?»

Королю пришла идея. Он сказал: «Сделайте так, чтобы у вас был один и тот же знаменатель». Они решили так и сделать. Получились новые дроби:

hello_html_23505f46.gif; hello_html_m6ffcb02.gif; hello_html_m2ff6da0.gif; hello_html_m24595a8f.gif; hello_html_5e2ded45.gif; hello_html_2448fc0.gif; hello_html_m11627de1.gif; hello_html_78d4efe6.gif; hello_html_7f82216.gif; hello_html_3d1bf4b9.gif; hello_html_77b0306.gif; hello_html_m624a21b8.gif; hello_html_c193c4f.gif; hello_html_m1fa225b8.gif; hello_html_2a92ed9.gif; hello_html_m43f43fab.gif; hello_html_6ce2b72f.gif; hello_html_230253b0.gif; hello_html_m47f4e6be.gif; hello_html_c5ebad.gif; hello_html_m6d3dca97.gif; hello_html_m4e97fcbd.gif; hello_html_73c8ae37.gif.

С тех пор в городе Знаменательград царит мир и покой.

Сабитова Алина

5 Б класс, школа № 33

2008 - 2009 уч.год.



«Страна чисел»


hello_html_m63a3fde.png

В одной волшебной стране жили числа: 1, 3, 5, 7, 9. И называлась эта страна «Нечетная». А в другой жили числа: 2, 4, 6, 8. И звалась та страна «Четная».

Однажды поспорили короли этих стран и начали воевать. Когда числа приближались друг к другу,

они притягивались и получалось двузначное число. Получились числа: 23, 45, 67, 89 и числу 1 так и не далось пары и оно влезло в каждое из чисел и получилось: 123, 145, 167, 189. А вскоре короли помирились и все числа начали жить вместе. Получилась страна «Числа».

Мухутдинова Кристина

5 Б класс, школа № 33

2008 - 2009 уч.год.













« Степени а2 и а3»


Жили-были две латинские буквы «а». Они жили в разных домах. У них были степени. У одной была вторая степень – а2, а у другой третья степень – а3. а3 была главнее чем а2.

Один раз а2 предложила а3, чтобы их степени сложились, а а3 предложила а2, чтобы их степени перемножились. Но а3 уступила а2 и их степени сложились. И вместе получилось а5. Они так и жили вместе. а3 * а2 = а3+2 = а5.

а3 хотела, чтобы они жили так, чтобы у одной а была а5, а у другой а была тоже а5, но так невозможно сделать – так они и остались одна а3 и другая а2, а вместе они были как а5. От этого и произошли правила умножения и деления степеней: аm * аn = аm+n

аm : аn = аm-n

hello_html_a3bfe98.jpg

Белова Катя

7 Г класс, школа № 33

2010- 2011 уч.год.










«Пятерка и Тройка»


hello_html_3174c2d9.png

Жили-были две подружки 5 и 3. Они жили в сумочке, в которой было 2 кармана: один большой для 5, а другой маленький для 3. Подружки были пугливые, поэтому не отходили далеко от своей сумочки, так как в случае опасности они могли там спрятаться.

Однажды они увидели Нуль, который подходил к ним, а в руках у него был знак умножения. Подружки хорошо знали, что это число с помощью знака умножения может их уничтожить, превратить в ноль.

Подружки испугались, поэтому 5 со страху прыгнула в маленький карман, а 3 в большой, но от этого содержимое сумочки не изменилось. Когда опасность миновала, то подружки выбрались наружу и придумали правило: от перемены мест слагаемых сумма не меняется: 5+3=3+5.

hello_html_17aebd2b.png


Ермолаева Настя

6 Б класс, школа № 33

2009 - 2010 уч.год.


«Королевство степеней»

hello_html_m693a2430.jpg


В некотором царстве, в некотором государстве жила королева. Звали ее а10. И было у нее четыре сына: а1, а2, а3, а4. Жили они хорошо. Когда королева звала принцев во дворец, то кричала: а1, а2, а3, а4.

Но однажды принц а3 уехал в другое царство. И королева стала звать принцев: а1 * а2 * а4 = а7. Но это звучало не так, и братья очень ждали появления своего брата а3. А когда он приехал, то все обрадовались и все стало по-прежнему : а1 * а2 * а3 * а4 = а10.

Ризванова Эльвира

7 Е класс, школа № 22

1998 – 1999 уч.год.

«Задачи для колобка»


hello_html_7be4b1df.png


Жил – был старик со старухой. Решила старуха колобок испечь. Замесила тесто, испекла колобок в масле и положила на окно остудить. Колобок полежал, полежал да в друг покатиться на крыльцо, с крыльца во двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» «Не ешь меня» - сказал колобок. «Тогда реши задачу, решишь - отпущу» - сказал заяц.

2 отца и 2 сына разделили между собой 30 рублей, причем каждый получил по 10 рублей. Как это могло произойти?

Колобок подумал и ответил: «Это были отец, дед и внук». «Правильно» - ответил заяц. И колобок покатился дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок я тебя съем». «Не ешь меня» - сказал колобок. «Тогда реши задачу, решишь - отпущу» - сказал волк.

В квадратной комнате в каждом углу сидят кошки. Напортив каждой кошки по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?

Колобок подумал и ответил: «4 кошки». «Правильно» - ответил волк. И колобок покатился дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок я тебя съем». «Не ешь меня» - сказал колобок. «Тогда реши задачу, решишь - отпущу» - сказал медведь.

Назови 2 числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел».

Колобок подумал и ответил: «Сто – 100, миллион – 1 000 000». «Правильно» - ответил медведь. И колобок покатился дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему лиса: «Колобок, колобок я тебя съем». «Не ешь меня» - сказал колобок. «Тогда реши задачу, решишь - отпущу» - сказала лиса.

У трех художников был брат Антон, а у Антона братьев не было. Как это могло произойти?

Долго думал колобок, но не додумался, что художники были сестрами. Так лиса и съела колобка.

Калабина Софья

5 Б класс, школа № 33

2008 - 2009 уч.год.



















«Сказка про дроби»


hello_html_m3d3feb07.png


Было однажды село «Цифрово». Там было три домика и один большой дом. В первом домике жила маленькая Прямая, во втором домике жила Тройка, в третьем Однерка, которая была в селе главной цифрой. Однерка не любила шум.

Однажды Прямая решила прогуляться и позвала с собой Тройку. Прямая сказала Тройке:

- Эй, Тройка! Залезай на меня.

- Хорошо! – ответила Тройка.

Этот разговор услышала Пятерка, которая только что съела кашу.

- Эх вы, я вот только что кашу съела, сейчас тебя, Тройка, и тебя, Прямая, подниму, - похвасталась Пятерка.

Так получилась дробь hello_html_63eb21d4.gif. Однерка, проснувшись от шума и смеха, вышла во двор.

- Почему во дворе такой шум?! – спросила строго она.

- Мы играем, - ответила Прямая.

- Тогда я буду и здесь главной! – сказала Однерка.

А вот так получилась дробь hello_html_67e31d9c.gif.

Закирова Камилла

5 Б класс, школа № 33

2013 - 2014 уч.год.





Статья "Математические сказки как один из методов развития познавательного интереса к предмету
  • Математика
Описание:

Для возбуждения и развития интереса к математике, для приобщения к созидательной деятельности и творческого развития учащихся я использую в процессе обучения математике дидактические сказки.

 

 

Сочинение сказок повышает учебную мотивация и качество знаний, формирует умение творчески применять полученную информацию. Самостоятельно придуманная дидактическая сказка с использованием в сюжетной линии математических понятий и их свойств позволяет прочнее и полнее усвоить эти понятия.

В качестве примера приведены сказки, написанные ученикам пятых и седьмых классов: «Королевство степеней», «Страна чисел», «Город Знаменательград», «Сказка про дроби», «Пятёрка и тройка», «Задачи для Колобка»

 

Автор Гилязова Татьяна Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 504
Номер материала 28806
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓