Математические сказки как один
из методов развития
познавательного интереса к
предмету
Т.Б. Гилязова,
учитель математики средней школы №33
г.Нижнекамска Республики Татарстан
Задачи урока
остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие
личности, основным средством решения продолжает оставаться познавательная
активность. Развитие познавательного интереса к предмету – первый этап
формирования познавательной активности учащихся.
Для возбуждения и
развития интереса к математике, для приобщения к созидательной деятельности и
творческого развития учащихся я использую в процессе обучения математике
дидактические сказки.
По мнению А.Н.
Колмогорова, одностороннее развитие способностей не обеспечивает успеха в
математической деятельности. Необходимо выйти за пределы самой математики и
расширять у ребенка общекультурные интересы, стремиться к всестороннему,
гармоничному развитию его личности. Большую пользу для развития творческой
активности ученика могут оказать различные формы письменного изложения мысли, в
частности, сочинение дидактических сказок по математике [1, с. 32].
Сочинение ск5азок
повышает учебную мотивация и качество знаний, формирует умение творчески
применять полученную информацию. Самостоятельно придуманная дидактическая
сказка с использованием в сюжетной линии математических понятий и их свойств
позволяет прочнее и полнее усвоить эти понятия.
В.А. Сухомлинский
писал: «Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без
создания сказок» [3, c. 33]. Он обладал особым
даром поддерживать творчиские силы ребенка. Как и Л.Н. Толстой, восхищался выразительностью
детского языка и предостерегал от его ломания, преждевременного «овзросления» [4,
c. 152]. Сам В.А. Сухомлинский
участвовал в словесном творчестве учащихся, сочиняя вместе с ними.
Замечательный
опыт развития детского литературного творчества принадлежит известному
итальянскому сказочнику Дж.Родари и его книге «Грамматика фантазии».
В предисловии к
своей книге Дж.Родари писал: «Я с огромным удовольствием узнал, что у нас, в
Италии, моя книга использует как пособие по методике преподавания математики (в
Пизанском университете). Я посетовал, что в юности недостаточно занимался
математикой. И еще лучше понял: математика вездесуща, она присутствует даже в
сказках. Поэтому пусть простит мне читатель, если я на вопрос ребенка: «Что
надо делать и как работать, чтобы стать сказочником?» - неоднократно отвечал:
«Учи как следует математике»» [2, c. 9].
Поскольку в школе
сказки достаточно редко используются при изучении математики, нами были
систематизивароны дидактические условия, обеспечивающие их эффективное
включение в учебный процесс:
- соответствие
требованиям преемственности обучения между начальной и средней школой,
возрастным особенностям младших подростков;
- использование
опыта учащихся, который они получили на уроках русского языка и литературы;
- сочинение
дидактических сказок учителем вместе с детьми, так как это не только пример
того, как надо сочинять, но и стимуляция работы учащихся.
Обычная работас
учащимися начинается с чтения и обсуждения отрывков одной из математической
сказок известных авторов, например, Л. Кэрролла, Дж.Родари, Ф. Кривина, И.
Токмаковой и т.д. Далее предлагается желающим придумать свою сказку, пояснив,
что ценность работы будет заключаться в том, чтобы в сюжетную линию сказки
были, например, включены свойства чисет или геометрических фигур. После
прочтения на очередном уроке двух-трех детских сказок, в которых есть
законченность сюжета и необычные персонажи, выполняется их коллективный анализ.
В повседневной
практике обучения математике учащихся сочинение математических сказок
предлагается в качестве домашнего задания после изучения учебной темы
(продолжительность 22-24 ч.). Такое задание нетрадиционно для урока математики,
поэтому вызывает живой интерес у детей.
В качестве
примера приведем сказки, написанные ученикам шестых и седьмых классов: «Королевство
степеней», «Страна чисел», «Город Знаменательград», «Сказка про дроби», «Пятёрка
и тройка», «Задачи для Колобка» (в приложении).
На основании
опыта применения дидактических сказок в формировании и развитии интереса к
математике, можно утверждать, что:
- сказки
математического содержания способствуют повышению внимания учащихся, их
мотивации, которая может привести к дальнейшему самостоятельному углубленному
изучению темы;
- дидактические
сказки повышают уровень положительных эмоций, что способствует бессознательному
усвоению материала;
- сочинение
собственных сказок различных форм и объемов по темам, изученным в течение
учебного года, позволяет обыграть в дидактической сказке сразу несколько
различных математических идей, отыскать новые связи и отношения между
математическими героями (объектами).
Создание
дидактических сказок при обучении математике является одним из эффективных
средств всестороннего творческого развития младших подростков.
Список использованной
литературы
1. Любичева Р.Ф., Мухамедьянова
Р.Р. Дидактические сказки в процессе обучения математике // Педагогика. – 2007.
- № 6. – С. 32-36.
2. Родари Дж. Грамматика
фантазии. – М.: Педагогика, 1978. – 280 с.
3. Сухомлинский В.А. Сердце
отдаю детям. – Киев, 1969. – 350 с.
4. Талызина Н.Ф. Формирование
познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 175
с.
Приложение
Математические сказки
«Город Знаменательград»
Катится колобок
по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» «Не ешь меня»
- сказал колобок. «Тогда реши задачу, решишь - отпущу» - сказал заяц.
2 отца и 2 сына
разделили между собой 30 рублей, причем каждый получил по 10 рублей. Как это могло произойти?
Колобок подумал и
ответил: «Это были отец, дед и внук». «Правильно» - ответил заяц. И колобок
покатился дальше.
Катится колобок
по дороге, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок я тебя съем». «Не ешь меня»
- сказал колобок. «Тогда реши задачу, решишь - отпущу» - сказал волк.
В квадратной
комнате в каждом углу сидят кошки. Напортив каждой кошки по 3 кошки. Сколько
всего кошек в комнате?
Колобок подумал и
ответил: «4 кошки». «Правильно» - ответил волк. И колобок покатился дальше.
Катится колобок
по дороге, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок я тебя съем». «Не ешь
меня» - сказал колобок. «Тогда реши задачу, решишь - отпущу» - сказал медведь.
Назови 2 числа,
у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого
из этих чисел».
Колобок подумал и
ответил: «Сто – 100, миллион – 1 000 000». «Правильно» - ответил медведь.
И колобок покатился дальше.
Катится колобок
по дороге, а навстречу ему лиса: «Колобок, колобок я тебя съем». «Не ешь меня»
- сказал колобок. «Тогда реши задачу, решишь - отпущу» - сказала лиса.
У трех
художников был брат Антон, а у Антона братьев не было. Как это могло произойти?
Долго думал
колобок, но не додумался, что художники были сестрами. Так лиса и съела
колобка.
Калабина Софья
5 Б класс, школа № 33
2008 - 2009 уч.год.
«Сказка про дроби»
Однажды Прямая
решила прогуляться и позвала с собой Тройку. Прямая сказала Тройке:
- Эй, Тройка!
Залезай на меня.
- Хорошо! –
ответила Тройка.
Этот разговор
услышала Пятерка, которая только что съела кашу.
- Эх вы, я вот
только что кашу съела, сейчас тебя, Тройка, и тебя, Прямая, подниму, -
похвасталась Пятерка.
Так получилась
дробь . Однерка, проснувшись от шума и смеха,
вышла во двор.
- Почему во дворе
такой шум?! – спросила строго она.
- Мы играем, -
ответила Прямая.
- Тогда я буду и
здесь главной! – сказала Однерка.
А вот так
получилась дробь .
Закирова Камилла
5 Б класс, школа № 33
2013 - 2014 уч.год.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.