Главная / Иностранные языки / Статья: "Личностно-ориентированный подход в обучении".

Статья: "Личностно-ориентированный подход в обучении".

Личностно-ориентированный подход

в обучении иностранным языкам.


Хамитова А.З.

учитель английского языка.


Традиционная система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, что позволяет, что позволяет последнему самому познавать, активно и творчески пользоваться знаниями в жизни, как своим приобретением. Кроме того, знания при своей невостребованности обладают способностью забываться. Таким образом, традиционное обучение не раскрывает до конца творческий потенциал человека.

Это отрицательный момент в системе обучения, ибо раскрытие творческого потенциала учащегося принципиально важно для гуманистической направленности педагогики, если мы действительно стремимся сделать основной целью образования интеллектуальное и направленное развитие личности.

Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что ученик, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке, если они выполняют самостоятельные задания индивидуально, в парах, в малых группах. Цель, мотив, содержание и способ работы принадлежит ученику. Обучение на уроке превращается в учение.

В дидактике принято считать дифференцированным то обучение, в процессе которого учитываются индивидуальные различия учащихся, то есть основные свойства личности обучаемого. В педагогической литературе различают понятия «внешней» и «внутренней» дифференциации.

При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. Например, дифференциация по частным способностям предусматривает создание гуманитарных, физико-математических, биологических и других классов; дифференциация по неспособностям предусматривает создание классов коррекции; дифференциация по проектируемой профессии ставит целью создание классов с углубленным изучением какого-либо предмета и так далее.

Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные способности учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. Таким образом, при внутренней дифференциации личностно-ориентированное обучение достигается главным образом за счет педагогических технологий, за счет разнообразных приемов, которые предусматривают эти технологии.

Но бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает известную истину - ни один из известных методов не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами не обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно было бы достичь хороших результатов одновременно у всех учащихся, не существует.

Многие учащиеся не успевают в учебе потому, что они не вписались в рамки дифференцируемого подхода, поскольку их индивидуальные особенности не соответствуют применяемым обычно методам обучения. Это связано с особенностями восприятия информации и различия в стилях познания.

Американские психологи К. Роджерс, Бетти Лу Ливет, С. Спрингер, Г. Дейя и многие другие разделили детей по их индивидуальным психологическим особенностям на три группы:

  1. Аудиалы – учащиеся, отдающие предпочтение слуховому восприятию информации. Они хорошо воспринимают устное объяснение, любят слушать, но с нетерпением ждут возможности высказаться.

  2. Визуалы – учащиеся, у которых в основе обучения лежит зрительное восприятие информации. Они обучаются на основе наблюдений и демонстраций, невосприимчивы к звукам, отвлекаются на зрительную информацию.

  3. Кинестетики – обучаются в действии, через непосредственное участие в деле. Они импульсивны, сразу же начинают действовать, выбирают решения, требующие активных действий. Учителю необходимо знать особенности восприятия своих учеников, чтобы помочь детям лучше усваивать учебный материал. Именно личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика.

Применительно к нашей системе образования, наиболее интересным представляется опыт обучения в сотрудничестве как общедидактический концептуальный подход, технологии которого органически вписываются в классно-урочную систему и не затрагивают содержание обучения, позволяют достигать хороших результатов, раскрывать творческие возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета, эти технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый материал, получить достаточную устную практику дл я формирования необходимых навыков и умений.

Ученики бывают разные: одни быстро «схватывают», легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями. Другим требуется достаточно много времени на осмысление материала. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, часто просто не могут правильно сформулировать вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорить роль каждого ученика в выполнении этого задания, то возникает ситуация, когда каждый отвечает за результат своей работы, но и за результат работы всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных учеников все непонятные им вопросы, а сильные заинтересованы в том, чтобы все члены группы разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы в знаниях. При таком учебном подходе оценка за выполнение общего задания ставится одна на группу. Причем не обязательно, чтобы это была отметка в баллах. Могут быть разные виды поощрения, оценки деятельности в группе.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только успехов в учебе, но и интеллектуального и нравственного развития.


Основные принципы обучения в сотрудничестве.

1.Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости учащихся. В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, то менять ее состав нет необходимости. Если работа группы не «клеится», её состав можно менять от урока к уроку.

2. Группе даётся одно задание, но при его выполнении все роли распределяются между её членами (обычно это делают сами учащиеся, но учитель тоже может давать свои рекомендации).

3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы, то есть выставляется одна оценка на всю группу. При этом важно, что оцениваются не только знания, сколько стремление учащихся получить эти знания и их усилия в этом процессе. Можно предоставить ребятам возможность самим оценивать результаты своего труда (особенно промежуточные).

Вариантов обучения в сотрудничестве существуют много. Хочется перечислить некоторые из них.

  1. Обучение в команде сводится к трём принципам.

  • Команды получают одну награду на всех, в виде оценки, сертификата, похвалы. Группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» оценки и различное время для выполнения задания.

  • Индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех группы зависит от всех её членов. Это стимулирует желание учащихся следить за успехами друг друга.

  • Равные возможности для достижения успеха означают, что каждый ученик приносит очки своей группе, которые она (группа) зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Таким образом сравниваются не результаты учащихся данной группы или результаты учащихся различных групп, а новые результаты группы ( как единого целого) с ранее достигнутыми. Такой подход не создает у слабых учеников комплекс неполноценности, поскольку оцениваются не столько реально достигнутые ими результаты, сколько усилия, затрачиваемые ими на их достижение. Слабому дается либо менее сложное задание, либо задание, меньше по своему объёму. Основное требование – ему необходимо самостоятельно думать, выполняя это задание. Здесь не может быть скидок. Лидер группы помогает, а не выполняет за него эту работу. Если предусматривается тест на проверку, то сильному нужно, например, выполнить 10 заданий, среднему – 8, а слабому – 6, чтобы получить одну и ту же оценку 5. Далее все баллы суммируются, и выставляется средний балл. Тогда, с одной стороны, каждый в соответствии со своими способностями может принести своей команде равное количество очков, а с другой – каждый заинтересован в лучшей подготовке к итоговой работе.

  1. Вариант «Пила».

Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над одним и тем же материалом, который разделен на фрагменты. Такая работа организуется на этапе творческого применения языкового материала. Каждый находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос (эксперты) в разных группах встречаются и обмениваются информацией. После возвращения в свои группы они обучают всему новому своих товарищей. Те, в свою очередь, рассказывают о своей части задания. Единственный путь освоить материал всех фрагментов – внимательно слушать своих партнеров и делать записи в тетрадях. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом. Учащиеся заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили работу.



  1. Вариант «Учимся вместе».

Этот вариант предусматривает деление на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, являющееся частью большой темы, над которой работает весь класс. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая варианты, задавая друг другу вопросы. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала в полном объёме. Но суть состоит в том, чтобы учащиеся сами хотели приобрести знания. Совместная работа как раз и дает стимул для познавательной деятельности, для коммуникации. А учитель может уделить значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты делом.

Таким образом, основные цели, присущие всем вариантам обучения в сотрудничестве дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика. Практически – это обучение в процессе общения (коммуникации) учащихся друг с другом, учеников с учителем, обязательно на иностранном языке, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.

Это и есть личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы, один из возможных способов его реализации.



Литература:

В. В. Kpaeвcкий, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ. «Принципы личностно-ориентированного подхода», Москва, Просвещение, 2010г.



Статья: "Личностно-ориентированный подход в обучении".
  • Иностранные языки
Описание:

Но бесчисленное разнообразие методов обучения лишь  подтверждает известную истину -  ни один из известных методов не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами не обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно было бы достичь хороших результатов одновременно у всех учащихся, не существует. Многие учащиеся не успевают в учебе потому, что они не вписались в рамки дифференцируемого подхода, поскольку их индивидуальные особенности не соответствуют применяемым обычно методам обучения. Это связано с особенностями восприятия информации и различия в стилях познания.

Автор Хамитова Аида Зуфаровна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 532
Номер материала 17697
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓