Коррекция
речевых, поведенческих и психоэмоциональных проблем у детей с ограниченными
возможностями на уроках русского языка и литературы в условиях школы -
интерната.
Нашу школу
видно издалека: современное здание, красивый ухоженный двор, который с ранней
весны до глубокой осени украшают разнообразные цветы; всё это не может не
вызвать восхищения у прохожих. Наверное, так и должно быть: всё лучшее - детям,
особенно если их судьбы обошло счастье крепкой семьи и хорошего здоровья.
Это коррекционная школа - интернат.
Деятельность
педагогов в такой школе должна быть направлена не только на образование,
но и на
комплексное психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся
на уроках. Мне, учителю русского языка и литературы, коррекцию психоэмоционального
состояния детей с ограниченными возможностями в процессе обучения эффективнее
проводить, используя возможности как самого русского языка, так и изучаемых
литературных произведений.
Каждый
урок стараюсь организовать так, чтобы образовательный процесс правильно сочетался
с развитием эмоционально-волевой и познавательной сфер воспитанников, а
также шло ненавязчивое систематическое содействие детям для их дальнейшей
адаптации, социализации и самоутверждения в социуме.
Чтобы
добиться результатов, важно учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности
детей, но знать уровень их развития, состояние соматического и
нервно-психического здоровья. А для этого я считаю необходимым ознакомление
с результатами медицинского обследования ребенка, причинами его
неблагополучия в развитии, условиями, в
каких он рос и воспитывался, его отношение к другим детям, и множество
других немаловажных фактов жизни. Каждый из них имеет за плечами стрессы,
болезни, отсутствие родительской любви и заботы. А это для них страшная
трагедия, оставившая в душе боль, обиду и агрессию, которую, к сожалению, не
всегда можно успешно устранить. Каждый день, идя на урок, не знаешь, с каким
настроением придут дети, какова степень их эмоциональной возбужденности.
Поэтому коррекцию речевых, поведенческих и
психоэмоциональных проблем у детей с ограниченными возможностями на уроках
русского языка и литературы стараюсь проводить по следующей
системе:
- психологическое
сопровождение – коррекция личностной (эмоциональной, познавательной,
поведенческой) сферы ребенка;
- логопедическое
сопровождение –
коррекция и развитие речи ребенка;
-
педагогическое сопровождение - обучение самостоятельным навыкам дальнейшего
развития ключевых компетенций, выполнение учебных заданий, получение новых знаний,
рациональная организация времени, социальной адаптации;
- воспитательное сопровождение -
духовно-нравственное воспитание через возможности русского языка и литературы,
привитие интереса к чтению, формирование культуры в общении, здорового образа
жизни.
Важно создать
такие психолого-педагогические условия для обучающихся, которые способствовали
бы успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей. Поэтому работаю
по следующей системе:
·
коррекция
и систематическое отслеживание психологического и социального статуса каждого
ребенка в классе;
·
контроль
и самоконтроль с целью развития навыков коммуникации детей, их умения
анализировать, давать оценку своим действиям и действиям одноклассника на
уроке;
·
применение
инновационных образовательных технологий, в частности, возможности интерактивного
оборудования для повышения качества знаний обучающихся, привития им интереса
к предмету.
Каждому уроку предшествует тщательная подготовка. Большое значение имеет
начало урока. Я не просто приветствую детей, а пытаюсь за
секунды уловить признаки их эмоционального состояния.
Целевая
установка в начале урока имеет для данных детей большое психоэмоциональное
значение, главная её цель – формирование положительной установки каждого ребенка
и всего класса на предстоящий урок. Необходима подготовка ребенка
к общению, установлению доверительной связи между мной и ним, поддержание хорошего
настроения, оптимизма у детей, удовлетворение потребности ребенка в
безопасности и доброжелательности.
Всё это помогает мне в ходе урока для:
- снижения
эмоционального напряжения у детей;
- активизации
класса на познавательную деятельность в течение всего урока;
- повышения
веры детей в возможность достижения положительных результатов на уроке;
- формирования
эмоционально-доверительного контакта с учениками.
При этом стараюсь на каждом
уроке через возможности русского языка, анализ текста и характеристики литературных
героев ненавязчиво обучать детей методам снятия внутреннего напряжения,
стрессов, проводить психологическую коррекцию эмоциональных нарушений у
детей. Кроме того, возможности русского языка и литературы способствуют
формированию у детей адекватного отношения к себе и окружающим, уважительного
отношения к другим.
На
уроках русского языка и литературы есть возможность использования логопедического
сопровождения для коррекции произношения речи детей. Но это нужно
делать ненавязчиво и тактично, потому что во мне они видят не логопеда, а
учителя – предметника.
При изучении
правил по русскому языку, литературных произведений стараюсь активно реализовать
воспитательные задачи урока: составлять предложения воспитательного
характера, содействовать ребенку отстоять свою точку зрения в личном
отношении к главному герою. Сравнивая себя с героями произведений,
отвечая на вопросы учителя по произведению, ученики невольно корректируют
свою самооценку, удерживают своё внимание на правилах, литературных героях.
Читая цитаты из произведений, стихи, дети учатся правильно произносить
слова, запоминать их правописание, практически применять в речи. В
комплексе всё это – прекрасная возможность коррекции самооценки детей.
Ненавязчиво
контролируя, корректируя, помогая детям во время обсуждения заданной темы,
можно активно решать задачи коррекционного воздействия совместно с
ними. Всё это в будущем поможет им успешнее адаптироваться в обществе,
когда, при выходе из стен интерната, дети реально ощутят на себе
трудности современного социума.
Важное значение на уроке для
детей с ОВ имеют игровые методы. Игра – наиболее естественная форма
жизнедеятельности ребенка. Она дает детям возможность переживать удачи,
успех, познавать свои физические и психические силы.
На уроках литературы игру можно
использовать для лучшего усвоения темы, из которой ребенок или группа детей
строит свой мир. Иногда это не обязательно игра, а просто мой вопрос «Представьте
себя на месте этого героя, как бы вы поступили?». Но в этой ситуации надо
помочь детям придумать свои ситуации. «Ситуации» создаются ребенком
по-разному: в соответствии с его настроением, возрастом, индивидуальными
особенностями, и др.
В конце урока обсуждаем конечный
результат их работы. Интересно наблюдать, как во время игры дети
обнаруживают свое эмоциональное отношение к людям, предметам. Игра часто представляет
собой определенную диагностическую ценность, кроме того, в процессе игры
ребенок перерабатывает свои душевные конфликты, а я вижу его психоэмоциональное
состояние. От того, как прошла игра, зависит и состояние внутренней
удовлетворенности детей. Даже при самой плохой игре стараюсь похвалить детей.
Но игры надо применять своевременно, с учетом степени их
возбужденности. Данная технология хороша ещё и тем, что вызывает у детей положительные
эмоции, а её успешность зависит от социального опыта ребенка, от его
представлений о людях, обществе. Наши дети любят игры на темы знакомых
сказок, басен, так как чувствуют себя в них намного уверенней.
Рефлексия в конце
урока с использованием методов релаксации оказывает тормозящее воздействие
на стресс, придает уверенность ребенку при подведении итогов урока и
самооценке знаний.
Это
помогает также смягчить эмоциональный дискомфорт у детей, устранять агрессивность,
повышенную возбудимость, тревожную мнительность.
Но, к сожалению, иногда уроки
проходят не по заданному плану в связи с особенностями эмоционально-психического
состояния детей. Следует отметить, что действительность иногда ставит перед
такими трудными ситуациями, что приходится советоваться с коллегами,
администрацией школы, за что я им благодарна.
Каждый педагог знает, что
правильное завершение урока - это тоже ключ к успеху, потому что оценивание
деятельности детей - важный момент для них. Давая краткий комментарий к
каждой оценке, стараюсь, чтобы он был стимулом для ребенка на следующий урок.
Для
поддержания интереса к урокам русского языка и литературы мне помогает интегрирование
с другими учебными предметами, обмен опытом работы с
учителями и воспитателями нашей школы.
Особое
значение для решения коррекционных задач урока имеет само место, где
проходят занятия. У нас красивые, современные классы, где дети чувствуют
себя спокойно и безопасно. Есть все условия для успешной работы по коррекции
речевых, поведенческих и психоэмоциональных проблем у детей с ограниченными
возможностями.
Дать знания
и научить детей самостоятельно анализировать ситуацию, не проявляя
агрессии, учиться сдерживать свои эмоции, быть культурными, следить за своей
речью, быть готовыми к самореализации после школы – задачи непростые, но
выполнимые. А я вместе с коллективом школы должны способствовать их
реализации, чтобы адаптация наших воспитанников в социуме прошла успешно, и
они смогли достичь в жизни многого, но главное, стать достойными гражданами
нашего государства.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.