В данной статье рассматривается
компетентностный подход в преподавании русского языка.
Ключевые слова: языковая компетенция, лингвистическая
компетенция, коммуникативная компетенция.
Именно посредством русского языка уже на протяжении не одного
столетия казахстанцы обретают дополнительные знания, расширяют свой кругозор
и круг общения как внутри страны, так и за её пределами.
Н. А. Назарбаев (из Послания
Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана. Стратегия
«Казахстан-2050»)
Новые
условия развития общества на современном этапе ставят перед системой
образования новые задачи формирования качественно нового уровня подготовки
квалифицированных специалистов, для их развития и становления как
творческой личности, обладающей собственным стилем мышления, способной
самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи.
Целенаправленное развитие и системное реформирование образования требует
особой роли языкового образования, развития коммуникативной компетенции
личности, способной использовать русский язык как инструмент общения.
Современный
мир стремительно развивается, изменяется и прогрессирует. И это
хорошо, потому, что жизнь в этом случае не стоит на месте. Нельзя
останавливаться, а тем более стоять на месте и школьному образованию.
Современное стремительное развитие жизни заставляет перейти школьное
образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования
к образовательным стандартам. Современная школа просто обязана формировать
у учащихся жизненные навыки и ключевые компетенции. И формироваться
все это должно на уроке, который должен быть непременно развивающим
и личностно — ориентированным. А самыми благодатными уроками для
воспитания и обучения новой социализированной личности являются уроки по
русской литературе и русскому языку, тем более, что образовательные
полходы стали больше ориентироваться на развитие таких жизненных навыков,
которые интегрируют в себе умение, способности и компетенции,
относимые к разным сферам человеческого бытия. Уроки же по литературе и языку
позволяют решить задачи адаптации и развития, учащихся в сфере
духовности, нравственности, сформировать у детей социальные
и поведенческие навыки в преодолении жизненных трудностей,
психологических конфликтов, поиска своего личностного «Я» и своего места
в мире и среди людей.
Одной из
главных стратегических задач, отмеченных в Концепции развития образования
до 2015 года, разработанной Министерством образования и науки РК, является
задача «через обучение языкам воспитывать высококультурную языковую личность»,
которая выдвигает на первое место развитие личности посредством образования.
Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с идеей
«развивающейся личности в развивающемся мире». А решение данной
проблемы напрямую зависит от уровня образования — важнейшего компонента
человеческой культуры.
Одним из
важных и необходимых базовых международных требований, выдвинутых Советом
Европы, является обязательное владение несколькими языками. Через язык можно
приобщить личность к универсальным глобальным ценностям, формировать
умение общаться и взаимодействовать с представителями других культур
в мировом пространстве.
Решение
этой задачи становится актуальной в нашей многонациональной стране. Это
обусловлено ориентацией современной методики преподавания русского языка на
практическое овладение русским языком, предусматривающее переход от
сознательного усвоения учащимися единиц языка к употреблению их
в речевых ситуациях, приближающихся к ситуациям естественного
речевого общения в обществе. Под практическим владением языком понимается
владение личностью всеми видами речевой деятельности: слушанием, говорением,
чтением, письмом — в наиболее важных сферах общения. Другими словами,
коммуникативная методика характеризуется тем, что на первый план в качестве
важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого
общения, или коммуникации.
В
компетентностном подходе перечень необходимых компетенций определяется
в соответствии с запросами работодателей, требованиями со стороны
академического сообщества и широкого общественного обсуждения на основе
серьезных социологических исследований. Овладение различного рода компетенциями
становится основной целью и результатами процесса обучения.
Компетенции
и компетентностный подход занимают центральное место в системе
управления качеством образования. По существу, управление качеством образования
начинается с определения состава тех компетенций, которые должны быть
освоены в учебном процессе в школе как образовательные результаты.
Тогда вся внутришкольная система управления качеством образования строится
таким образом, чтобы на выходе каждый ученик в той или иной степени владел
бы требуемыми компетенциями.
Перспективным
компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе
учебная деятельность приобретает исследовательский
и практико-ориентированный характер и сама становится предметом
усвоения.
Рассмотрим
те виды компетенции, которые имеют непосредственное отношение к изучению
русского языка. Языковая компетенция представляет собой практическое овладение
материалом языковой системы. Лингвистическая компетенция включает в себя
знание основ науки о русском языке, усвоение понятийной базы учебного
курса и формирование учебно-языковых умений работы с языковым
материалом. Коммуникативная компетенция — это знания, умения
и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных
программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она
включает в себя знание основных понятий лингвистики речи, умения
и навыки анализа текста и собственно коммуникативные — умения
и навыки речевого общения применительно к различным сферам
и ситуациям общения с учетом адресата и стиля речи.
Формирование
лингвистической и коммуникативной компетенций являются одинаково важными
задачами преподавания русского языка. При возрастающих требованиях
к качеству подготовки специалистов, данные компетенции становятся
существенными квалификационными характеристиками. Ведущей в данном списке
компетенций является коммуникативная, поскольку она представляет собой, прежде всего
и компетенцию ключевую, определяющую уровень владения языком.
В понятие
«коммуникативная компетенция» включаются следующие показатели:
1)
осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил
и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;
2)
знание речеведческой теории, владение основными видами речевой деятельности;
3)
владение основными языковыми (опознавать, классифицировать и т. п.)
и речевыми (выбирать, актуализировать и т. п.) умениями;
4)
способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней
выбирать программу (вербальную и невербальную) речевого поведения.
Русский
язык в Казахстане наряду с государственным — одно из основных
средств получения информации во всех сферах жизни общества. Место русского
языка определено в образовательной системе РК «Законом о языках».
Таким образом, цель обучения русскому языку в условиях двуязычия
в нашей стране связана с формированием коммуникативной
компетенции — одной из важнейших категорий лингводидактики и базового
компонента культуры. Это определяет содержание образования по русскому языку, которое
ориентировано на:
-
формирование умения ставить и решать языковые задачи (компетентность)
разрешения проблем — самоменеджмент;
-
овладение лингвистическими знаниями (информационная компетентность);
-
использование фактов языка в устной и письменной коммуникации.
В теории
и на практике лингвистический принцип как ведущий принцип обучения сейчас
уступает место коммуникативному. Целью обучения учащихся является формирование
у них коммуникативной компетентности, то есть набора и реализации
программ речевого поведения в зависимости от способности человека
ориентироваться в обстановке общения, в основе которой лежит принцип
профессионального общения, моделирующий условия профессиональных отношений.
Направленность обучения на формирование компетентности разрешения проблем
позволит предупредить отрыв теории от практического использования языковых
явлений в речи, поэтому это требует осмысления языковой теории.
Русский
язык, несмотря на изменившуюся языковую ситуацию, продолжает исполнять роль
языка межнационального общения в Казахстане и на современном этапе
всё еще играет большую роль в подготовке специалистов. Значение русского
языка зависит от таких факторов, как:
-
наличие в библиотеках специальной литературы на русском языке;
-
стремление учащихся получить информацию на русском языке из телевидения,
радиовещания, периодической печати, Интернет;
-
значимость русского языка связана с будущей деятельностью наших учащихся
как специалистов;
-
воспитательные возможности русского языка для формирования духовных
и нравственных качеств молодого человека, формирования его мировоззрения.
Современное
функционирование русского языка как языка межнационального общения
в тесном единстве с мировой культурой и цивилизацией. Важно
организовать учебный процесс таким образом, чтобы посредством русского языка
учащиеся могли приобщиться к мировой культуре. На уроках важно создать
модель культуры, которая будет способствовать духовному совершенствованию
обучаемых на базе диалога родной культуры и мировой. Составляющими такой
модели могут быть: реальная действительность, представленная предметно
(фотоснимками, иллюстрациями, рисунками); предметно-вербально (телевизионные
передачи, спектакли, кинофильмы); художественной литературой;
учебно-популярной-текстами, имеющее воспитательное содержание, а также
фразеологизмами, половицами, высказываниями известных людей. Приобщение
человека к культуре происходит не только при изучении языка, но и под
влиянием того, что мы читаем, слышим, видим, под влиянием той речевой среды,
в которую погружены обучаемые.
Одним из
средств, создающей развивающую речевую среду является текст. Функция
текста — коммуникативная, смыслообразующая и творческая. Тексты
должны содержать материал для работы по грамматике, эстетическую ценность
и воспитательную направленность. Система заданий на занятиях русского
языка предполагает создание готового образовательного продукта: написание
аргументированного эссе, творческой работы, ориентированной на цели
и задачи коммуникации. В качестве подготовительного этапа учащиеся
занимаются комплексным анализом текста, лингвистическим анализом,
сопоставительным анализом. Определение темы, идеи, стиля, типа речи становится
не целью, а лишь средством достижения той или иной цели.
Повышение
речевой культуры учащихся также невозможно без формирования определенных умений
и навыков, обеспечивающих:
-
умение осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию — цель
общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения,
объем высказывания, сформировать замысел будущего речевого произведения;
-
умение в соответствии с замыслом собирать материал, пользуясь разными
источниками, систематизировать его, составлять план будущего высказывания
с ориентацией на замысел;
-
умение в соответствии с замыслом пользоваться разными стилями
и типами речи, разнообразными языковыми средствами, выбирать их
с учетом всех компонентов речевой ситуации;
-
умение видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить произносимое
с замыслом и корректировать свою речь.
Конечная
роль обучения языку — обусловлена той ролью, которую он играет
в жизни каждого человека и всего общества, являясь важнейшим
средством общения и познания окружающего мира. Учащиеся нуждаются
в русском языке и как в средстве получения знаний, современной
информации, и как в средстве повышения своего общения. С 2005 года
русский язык стал обязательным предметом при сдаче единого национального
тестирования. Это подчеркивает его значимость и необходимость для
формирования культурной, лингвистически компетентной личности. Цель проведения
уроков русского языка в старших классах — повторение
и углубление материала, изученного в среднем звене, подготовка
к ЕНТ.
Действительно,
русский язык играет большую роль не только в квалифицированной подготовке
выпускников, но и в воспитании их духовного и нравственного развития.
Обучение русскому языку активизирует формирование коммуникативной компетенции,
воспитывает языковую личность, способную к профессионально-деловой
межкультурной коммуникации, стремящуюся к саморазвитию
и самообразованию, умеющую творчески мыслить.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.