Главная / Математика / Статья "Каков он, современный урок"

Статья "Каков он, современный урок"

Документы в архиве:

79.5 КБ kakov on sovremtnn yrok.doc

Название документа kakov on sovremtnn yrok.doc

Статья «Каков он, современный урок» рассказывает о требованиях к современному уроку. Мы живём во время информационных технологий. Время информационного прорыва, время продвижения науки на наноуровне! И школьный урок, конечно же, претерпевает изменения.



Авторы статьи:

Кайсина Наталья Александровна, методист ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга,

Рогачева Татьяна Викторовна, учитель математики ГОУ СОШ №103 Санкт-Петербурга.



Рогачева Татьяна Викторовна зарегистрирована на вашем сайте.























Кайсина Н.А.

Методист ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга

Рогачева Татьяна Викторовна

Учитель математики, методист

ГОУ СОШ №103 Санкт-Петербурга


Каков он, современный урок.

Самой главной площадкой, где встречаются учитель и ученик, где проходит большая часть их сотрудничества, это школьный урок. У каждого из них свои цели и задачи на уроке: учитель должен передать какой-то объем знаний своему ученику, а ученик должен чему-то научиться на уроке. Но их объединяет другое: каждому из них хочется, чтобы их встречи на уроке были интересны и увлекательны. Как это сделать? Как сделать так, чтобы урок был интересен и продуктивен для нынешнего ученика?

Урок всегда был и остается структурной образующей единицей учебно-воспитательного процесса, на базе которой раскрывается и реализуется известная часть учебной программы и отражается конкретный этап ее усвоения.

Уроку уже более 400 лет. Ян Амос Коменский разработал классно-урочную систему. Большинство педагогических идей Коменского не получило широкого распространения не только при его жизни, но и спустя долгое время после него. Но после победы Великой Октябрьской революции и возникновением Советского Союза, а затем возникновения стран народной демократии и в братских демократических республиках, в том числе и в Чехословакии, его учения нашли широкое применение в педагогике.

Если уроку столько лет, значит он выдержал испытание временем. В каждом времени у урока свои особенности.

В период крепостных и феодальных отношений одни формы,в период возрождения и крестовых походов – другие, в периоды войн и революций -третьи.

Но мы живём во время информационных технологий. Время информационного прорыва, время продвижения науки на наноуровне! И школьный урок, конечно же, претерпевает изменения.

Что такое «Современный урок»? Каков он?

Не так давно учителя работали по стандарту ещё советской школы, так называемой «школы памяти», в традиционном стиле.

Эта школа "памяти" строилась на традиционных основах:

  • классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе "преподавания,

  • фронтальной форме организации учебного пространства,

  • контроле и опросе репродуктивного типа.

В наилучшем варианте в рамках этой школы происходило обогащение и развитие памяти обучаемого. Но перед нами сейчас стоит другая задача. От «школы памяти» мы должны перейти к «школе развития». Наше обучение должно быть развивающим. С этой целью и урок должен претерпеть свои технологические изменения.


Коковы же критерии современного урока?

Первое, что отличает современный урок от урока старого образца, это его цели. Если раньше целью урока было формирование знаний и навыков, то сейчас – развитие личности.

Раньше девизом педагога было движение «делай как я», сейчас же надо построить свою работу на уроке под девизом «не навреди».

Характер и стиль взаимодействий на традиционном уроке всегда был авторитарным. Современный, «способностный» урок, отличается своей демократичностью, открытостью и рефлексивностью.

Если раньше мы применяли на уроке фронтальные и индивидуальные формы работы, то сейчас надо использовать групповые технологии, надо ученика научить работать в коллективе, научить слушать других, уважать мнение других, убеждать других в правоте своих суждений и выводов.

Конечно же, меняются методы обучения. От объяснительно-иллюстративного метода надо переходить к проблемному обучению, применять поисковые, эвристические методы работы, исследовательские. Ученик не должен быть пассивным слушателем. Ведущим типом деятельности ученика должна стать его творческая активность. Его надо увлечь проблемой и научить получать необходимые ответы на все вопросы, возникшие при овладении теми или иными знаниями. Учащиеся сами на уроке должны захотеть открыть закон Ньютона. Учитель должен создать такие условия, при которых учащиеся захотят сделать это сами. Он ими будет только восхищаться. Это возможно тогда, когда ученик осознает, зачем ему это. Обучение обязательно должно быть мотивированным. Мотивировать может далеко не каждый учитель, и далеко не всегда. Мешает авторитаризм и установка «делай как Я!» Если учитель всегда говорит и объясняет всё сам, не привлекая к поиску знаний учащихся, ему будет невозможно создать условия и «смотивировать» на деятельность учащихся.

Напомню сцену из фильма «Джентельмены удачи»

Леонов: «Сегодня завтрак в детском саду отменяется …»

Все: УРА!

Леонов: «Мы сегодня будем готовиться к космическому полёту»

Все : УРА!

Леонов: «Для этого необходимо заправиться! Берём ложки и …»

Из этого следует…

«Сегодня у нас не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…»

Или

«У нас вечер вопросов и ответов, Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в с казанном… Делимся на критиков и изобретателей…..

Надо понять, что урок современный отличается, прежде всего, организацией учебной, образовательной деятельности. Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося. Только в процессе деятельности могут появиться открытия, может ощущаться радость от них и создаваться мотивация к дальнейшей деятельности. Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать).

И еще один момент: изменилось техническое сопровождение урока. Наглядность на уроке приобрела новые формы. Компьютер, цифровые образовательные ресурсы стали нашими помощниками на уроке. И если учитель не владеет компьютерной грамотностью, то ему срочно надо учиться. Не так далеко то время, когда компьютер станет единственным архивом книг, домашних работ, всего учебного материала и процесса обучения. Лозунг дня «ВСЕ НА ТРАКТОРА» меняем «ВСЕ ЗА КОМПЬЮТЕРЫ!»

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Но как бы там ни было, на современном уроке не должно быть скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки. Ученик должен испытывать радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. А педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Критерием результативности являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в учебном процессе и образовательном пространстве в целом. Отношение всех к школе.


Типология современного урока.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

  • уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);

  • уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока);

  • уроки обобщения и систематизации (3-й тип),

  • комбинированные уроки (4-й тип);

  • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

Нетрадиционные формы урока:

ролевые игры;

урок-путешествие;

урок-спектакль;

круглый стол или конференция;

исполнение сказочного сюжета;

урок-состязание;

смотр знаний;

пресс-конференция;

урок фантазирования;

урок взаимообучения;

урок-игра;

урок открытых мыслей;

деловая игра;

урок-восхождение;

урок-зачет;

урок-соревнование;

урок взаимообучения;

урок-диалог;

урок-КВН;

мозговая атака;

урок-викторина;

урок-брифинг;

игра «Следствие ведут знатоки»;

актуальное интервью;

аукцион знаний;

имитационно-ролевое моделирование;

урок-диспут;

моделирование мышления учащихся;

урок-турнир;

ролевая деловая игра;

урок-эврика;

урок-лекция:

межпредметный интегрированный урок;

урок-конкурс;

урок творчества;

математический хоккей;

лекция-провокация;

лекция-диалог

лекция-конференция;


Структура уроков

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Урок изучения нового материала:

первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

указание на то, что учащиеся должны запомнить;

мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

контроль результатов первичного запоминания;

регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

сообщение учащимся цели предстоящей работы;

воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

проверка выполненных работ;

обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

задание на дом (если это необходимо).

Урок формирования умений и навыков:

постановка цели урока;

повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

проведение проверочных упражнений;

ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

упражнения на их освоение;

упражнения на их закрепление;

тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

упражнения на перенос в сходную ситуацию;

упражнения творческого характера;

итог урока;

задание на дом.

Урок применения знаний, умений и навыков:

организация начала урока (психологический настрой учащихся);

сообщение темы урока и его задач;

изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

упражнения в применении знаний и умений а измененных условиях;

творческое применение знаний и умений;

упражнение по отработке навыков;

домашнее задание;

итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура уроков обобщения и систематизации знаний:

Урок повторения:

организация начала урока;

постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

задание на дом.

Повторительно-обобщающий урок:

организационный момент;

вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

формулирование выводов по изученному материалу;

оценка результатов урока;

подведение итогов;

задание на дом (не всегда).

Урок контроля и коррекции:

  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

  • постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

  • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

организация начала урока;

проверка домашнего задания, постановка цели урока;

подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

изучение нового материала, в том числе и объяснение;

закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

подведение итогов и результатов урока;

задание на дом;

подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Требования к современному уроку

I. Дидактические требования к уроку:

четкое формулирование триединой дидактической цели;

определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;

реализация на уроке всех дидактических принципов; - создание условий успешного учения учащихся.

II. Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

выполнение учителем и учащимися проблемно- эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

подготовленность к уроку, и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

педагогический такт (случаи проявления);

психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1) Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлении, их осмысления;

использование установок в форме убеждения, внушения;

планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2) Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3) Закрепление результатов работы:

формирование навыков путем упражнений;

обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам,

III. Гигиенические требования к уроку:

1) температурный режим: +150 - +180 С, влажность: 30% – 60%;

2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3) освещение;

4) предупреждение утомления и переутомления;

5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8) соответствие классной мебели росту школьника.

IV. Требования к технике проведения урока:

1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.


Литература


  1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие. / Под ред. С.А. Смирнова.- М.: Академия, 1998. С.283.

  2. Бабанский Ю.К.Рациональная организация учебной деятельности. – М.: знание, 1981

  3. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: просвещение, 1980

  4. Махмутов М. И. Современный урок. – М.: педагогика. 1985.


Статья "Каков он, современный урок"
  • Математика
Описание:

Статья «Каков он,  современный урок» рассказывает  о требованиях к современному уроку.

Мы живём во время информационных технологий.   Время информационного прорыва, время продвижения науки на  наноуровне! И школьный урок, конечно же,  претерпевает изменения.

Самой главной площадкой, где встречаются учитель и ученик, где проходит большая часть их сотрудничества, это школьный урок. У каждого из них свои цели и задачи на уроке: учитель должен передать какой-то объем знаний своему ученику, а ученик должен чему-то научиться на уроке. Но их  объединяет другое:  каждому из них хочется, чтобы их встречи на уроке были интересны и увлекательны. Как это сделать? Как сделать так, чтобы урок был интересен и продуктивен для нынешнего ученика?

 

          Урок  всегда был и остается структурной образующей единицей учебно-воспитательного процесса, на базе которой раскрывается и реализуется известная часть учебной программы и отражается конкретный этап ее усвоения. 

Автор Рогачева Татьяна Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 529
Номер материала 35273
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓