Главная / Классному руководителю / Статья "Как успешно сотрудничать с родителями школьников"

Статья "Как успешно сотрудничать с родителями школьников"

Макурова Л.В.,

учитель русского языка и литературы

МКСКОУ школа-интернат V вида

г. Подольска


КАК успешно СОТРУДНИЧАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНИКОВ



Традиционно считалось, что для единства воспитательного влияния на ребёнка школы и семьи учитель должен максимально информировать родителей о том, как ребёнок учится и как он ведёт себя в школе. Обо всех его промахах и проступках, полученных «2» немедленно сообщалось родителям устно или письменно.

Школа накопила громадный опыт сотрудничества педагогов с родителями — не только полезный, но и вредный.

Немало вредных традиций до сих пор препятствуют эффективности воспитательного процесса. Остановимся на важнейших из них и проанализируем их влияние на взаимоотношения педагогов и родителей.

Авторитарный стиль педагогов.

Нередко приходится наблюдать, как те или иные педагоги занимают командную, авторитарную позицию по отношению к родителям. Такие учителя, полагая, что они высококлассные специалисты в области воспитания (хотя это не всегда так), возлагают на себя руководство не только детьми, но и их родителями. Последних они считают исполнителями своих педагогических замыслов. Но родители, будучи взрослыми и опытными людьми, самостоятельно выстраивают свои отношения с детьми. Они оберегают свою семейную жизнь от вмешательства посторонних людей. Нередко авторитарная позиция учителя порождает отчуждение между ним и родителями, которые стараются реже бывать в школе.

Обвинительный уклон информации о детях.

Часто негативная информация об учениках становится преобладающей и составляет основное содержание родительского собрания или индивидуальной беседы.

Такая позиция педагога указывает на его профессиональную слабость, неумение самостоятельно организовать деятельность детей в коллективе. Кроме того, недостаточно разбираясь в психологии и педагогике, он не осознаёт, что подобный подход только усугубит его трудности в работе с детьми.

Во-первых, родители такому педагогу не поверят. Ведь все мамы и папы убеждены, что их дети самые хорошие и если даже они совершают какие-то проступки, то виноват в этом кто-то другой.

Во-вторых, учителя, который часто обвиняет детей, родители воспринимают как человека несправедливого.

В-третьих, обвинительный уклон в разговоре учителей с родителями создаёт тягостную атмосферу и не способствует продуктивному общению.

Попытки вовлечь родителей в карательные действия против детей.

Педагоги часто думают, что карательными действиями можно исправить те или иные недостатки в поведении детей. Но поскольку у них не хватает сил, власти и авторитета для того, чтобы самостоятельно наладить порядок и приучить детей к дисциплине, они вынуждены обращаться за содействием к родителям.

Родители, которые понимают бессмысленность подобных призывов, как правило, на них не откликаются. Однако иные родители позволяют недальновидному педагогу вовлечь себя в карательные действия по отношению к ребёнку, вызывая тем самым его сопротивление, отчуждение, а то и ненависть к себе и школе. В будущем такой ребёнок может ожесточиться против всех взрослых и общества в целом.

Стремление возложить на родителей всю ответственность за недостатки в воспитании детей.

Представления о том, что только семья отвечает за воспитание детей, не столь уж редки среди педагогов. Обычно это свидетельствует об их профессиональной беспомощности. Ответственность за воспитание детей несёт как семья, так и школа.

Бессистемность и случайность общения с родителями учащихся.

Родительские собрания редки, родителей приходит мало. В школу они не хотят идти, потому что им не хочется выслушивать о своём ребёнке плохое, да ещё в присутствии других родителей.

Теперь рассмотрим основные принципы, на которых должно строиться продуктивное сотрудничество учителя и родителей.

Равенство.

Педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей. Поэтому никто из них не вправе предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другу.

Этичность.

Отношения родителей и педагогов должны строиться на основе взаимоуважения. Следует стремиться к тому, чтобы уважение друг к другу было не поверхностным, демонстрируемым в присутствии детей, а искренним.

Взаимопомощь в воспитании детей.

Воспитательный процесс оказывается более продуктивным, если его организаторы - учителя и родители — хорошо представляют себе, чем школьники заняты во время учёбы и в свободное время, с кем дружат, чем увлекаются. Учителя и родители должны регулярно обмениваться информацией о жизни и деятельности детей в школе и дома. При этом необходимо избегать жалоб на детей, негативной оценки их деятельности и поведения. Положительная информация о детях встречает со стороны родителей самый благоприятный отклик. Иногда сами родители, обеспокоенные недостатками в поведении и характере своего ребёнка, обращаются к учителю за более полной информацией. В этом случае педагог может обсудить с родителями волнующие их проблемы в индивидуальной беседе, без посторонних, стараясь изложить свои наблюдения исключительно доброжелательно. Только в этом случае учитель может рассчитывать на помощь родителей. Многое может дать педагогу посещение семьи школьника. Отношения между членами семьи, характер внутрисемейного общения, личные вещи и личное место школьника дома — всё это очень информативно.

Однако приходить в дом школьника без приглашения недопустимо. И, конечно, нельзя приходить в семью к ребёнку для жалоб на его поведение в школе.

Учитель не должен давать родителям школьников конкретные рецепты.

Действовать по предлагаемым алгоритмам просто бессмысленно, так как в каждой семье ситуация уникальная. Педагог должен обратить внимание родителей и на то, что по мере взросления ребёнка необходимо менять и методы воспитания.

Задача учителя — ознакомить родителей с этими ключевыми сторонами семейного воспитания.

Родители могут оказать посильную помощь педагогу. Например, будучи специалистами в различных отраслях науки, искусства или производства, они могут рассказать много интересного детям на классных часах. Их выступления ценны не только своей содержательной стороной, позволяющей обогатить круг знаний и интересов школьников, но и положительным влиянием на собственных детей. Родители раскрываются перед детьми с новой стороны, и это способствует повышению их авторитета. Некоторые папы и мамы обладают знаниями и опытом, необходимыми для проведения занятий того или иного кружка. Часто родители принимают активное участие в оборудовании школьных кабинетов.

Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом, - распространение среди родителей педагогических и психологических знаний. Это задача очень благородная. Ведь психологическая грамотность позволяет родителям понять, что и почему происходит в сознании ребёнка, чем объясняется его поведение.

Необходимость расширять психолого-педагогические знания родителей стимулирует и самих педагогов к дополнительным занятиям этими науками. Выступая на родительских собраниях, педагог должен стремиться к диалогу, втягивая родителей в обсуждение животрепещущих тем. При этом учитель всегда должен помнить, что перед ним не ученики, и проводить обмен мнениями на равноправной основе.

Научиться выступать перед родителями увлекательно, интересно и в то же время содержательно — задача не из лёгких. Для этого педагогу необходимо ознакомиться с работами по риторике и стараться чаще выступать перед родителями.

Таким образом, школа накопила значительный опыт взаимодействия педагогов и родителей. Но добиться успеха педагог может только в том случае, если он не будет жаловаться родителям на детей, навязывать им своё мнение и перекладывать на них свою работу.

Статья "Как успешно сотрудничать с родителями школьников"
  • Классному руководителю
Описание:

Каждому учителю приходится не только обучать своих воспитанников учебному предмету, но и постоянно поддерживать связь с их родителями. Опыт показывает, что это довольно трудно. Часто родители игнорируют родительские собрания, не соглашаются с требованиями школы и учителя, обвиняют классного руководителя в необъективном отношении к ребёнку.

Внимательно проанализировав свой многолетний опыт работы классным руководителем, я сформулировала для себя некоторые закономерности и правила, которым теперь стараюсь следовать. Они довольно просты, но мы, учителя, не всегда им следуем и, как правило, совершаем ошибки, которые не всегда можно исправить. Думаю, моя статья будет особенно полезна начинающим педагогам.

Автор Макурова Любовь Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 302
Номер материала 33859
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓