Главная / Начальные классы / Статья "Как готовить ребёнка к школе..."

Статья "Как готовить ребёнка к школе..."

КАК ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

(в помощь родителям)

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский

И вот он наступил - последний этап перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье он заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями, но и массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым и веселым. Многое здесь зависит от того, насколько серьезно и ответственно вы отнесетесь к этому вопросу. «До школы еще полгода» - часто слышим мы от родителей и отвечаем: «До школы только полгода» И вы должны многое успеть, если хотите, чтобы ребенок и легко учился, и сохранил свое здоровье. Многие родители думают, что предшкольная подготовка нужна для того, чтобы научить детей читать и считать. На самом деле более важно подготовить ребенка с психологической стороны и поднять общий уровень его развития.

      Часто дети, достигшие школьного возраста, оказываются совсем не готовы к школе – они не приучены к дисциплине и труду, не могут долго сидеть на одном месте, не «слышат» учителя, рассеяны и невнимательны. Учеба для них чревата психологическими трудностями, а потому интерес к этому занятию может быстро пропасть, и тогда ребенок разлюбит школу на долгие годы.

Чаще всего возникают проблемы у детей с нарушением нервно-психического здоровья. Они чересчур живые, их невозможно удержать на одном месте, заставить внимательно слушать, усердно заниматься каким-то делом. Они плаксивы, раздражительны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче обижаются, плачут, даже пускают в ход кулаки.

Особое внимание при подготовке ребенка к школе надо обратить на его речь. Речь маленьких детей в период формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако, все возрастные неправильности произношения исчезают к 4-5 годам. Этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.

Дефекты в звукопроизношении могут быть разными по своей сложности и проявлениям, но их надо устранить еще до начала обучения в школе. И не теряйте времени, иначе дефекты закрепятся, и малыш будет писать слова так, как слышит и говорит. Поэтому прислушайтесь, правильно ли говорит ваш ребенок. Очень часто родители, привыкнув к речи сына или дочери, слышат, какие звуки произносятся неправильно. Что же делать, если станет ясно, что не все звуки ребенок произносит правильно. Главное - не надейтесь на то, что эти речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое разумное - обратиться за помощью к специалисту-логопеду. Ведь коррекция звукопроизношения – сложный длительный процесс и чем раньше вы им займетесь, тем лучше. На что еще в эти последние месяцы перед школой необходимо обратить особое внимание?

Прежде всего – постепенно приучить ребенка к новой организации жизни, в которой чередуются такие виды деятельности, как занятия, отдых, питание, игры, сон. Другими словами, чтобы облегчить переход к первому, наиболее тяжелому этапу школьной жизни, необходимо воспитать у ребенка привычку действовать по новому распорядку дня – уроки, домашние задания, прогулки и т.п.

Это необходимо для того, чтобы сформировать у ребенка выносливость, выработать такие навыки, аккуратность, организованность, проявление силы воли, которые пригодятся ему в будущем.

Малыша нужно научить быть самостоятельным – самостоятельно одеваться, уметь пользоваться приборами за столом, владеть гигиеническими навыками, в определенное время вставать и ложиться, завтракать, обедать, ужинать, гулять, играть.

      Предшкольная подготовка помогает маленькому человеку освоиться в непривычной обстановке и перенести период адаптации в коллективе максимально спокойно, без психологических потрясения. Ведь на самом деле не важно, как  будет считать ваш ребенок, а более значимым является то, как он привыкнет к процессу учебы.

   Программа «Раз – ступенька, два – ступенька» предназначена для развития математических представлений дошкольников. Она не только познакомит детей с количеством и счетом, измерениям и сравнениям величин, но и научит детей слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно.

     Программа «По дороге к Азбуке» - это развитие устной речи детей и подготовка к обучению грамоте в начальной школе. Ваш ребенок будет учиться говорить и слушать, а логопедические упражнения помогут предупредить его ошибки в чтение и письме.

Пусть дошкольник больше рисует, печатает буквы, устно считает, сравнивает, а научим правильно писать мы, учителя. Очень хорошо, если ребенок будет знать имена всех членов семьи, профессию своих родителей, время суток, дни недели, времена года и их признаки, развивайте пространственные и количественные представления: больше, меньше, равно, выше, ниже, длиннее, короче, дороже, дешевле. В общем, пусть малыш больше знает об окружающем его мире. Т.е. имеет широкий кругозор, будет любознательным, внимательным, усидчивым и тогда у него не будет проблем в этот трудный для него период. Многое зависит от вас, от вашего терпения и организованности, желания помочь своему ребенку. Только при этом условии вы сохраните и его здоровье, и интерес к учебе.

























Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?

Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

  1. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:

  - умение выделять заданный звук в потоке речи;

  - умение определять позицию звука в словах(в начале, в середине, в конце);

  - владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.

  2. Умение членить слова на слоги.

  3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.

  4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

  5. Умение составлять рассказы по серии картинок по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.

  6. Умение составлять рассказы о предметах(по плану, предложенному взрослым).

  7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

 Развитие элементарных математических представлений и готовность к  обучению математике.

   1. Счет и отсчет предметов заданного количества.

  2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.

  3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

  4. Знание состава чисел первого десятка(из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.

  5. Знание цифр:0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

  6. Знание знаков +, -, =, умения пользоваться арифметическими знаками действий.

  7. Умение соотносить цифру и число предметов.

  8 Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

  9. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.

  10. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

  11. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

         Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:

  1. Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.

  2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.

  3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

  4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.

  5. Знать название месяцев, дней недели и их последовательность.

 Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

 1.социально-психологическая готовность к школе:

- Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).

- Умение общаться со сверстниками и взрослыми(ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

- Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнить задание).

2.Развитие школьно-значимых психологических функций:

- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).

- Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа).

- Координация системы глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например из книг).

- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).

- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15-20 минут).

- Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).



 

   Критерии готовности ребенка к школьному обучению.

 Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной(атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

  Интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

 Социально-психологическая готовность - умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

 Физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

 















Статья "Как готовить ребёнка к школе..."
  • Начальные классы
Описание:

КАК ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

(в помощь родителям)

     «Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества».

                                                                                                                      В. А. Сухомлинский

И вот он наступил - последний этап перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье он заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями, но и массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым и веселым. Многое здесь зависит от того, насколько серьезно и ответственно вы отнесетесь к этому вопросу. «До школы еще полгода» - часто слышим мы от родителей и отвечаем: «До школы только полгода» И вы должны многое успеть, если хотите, чтобы ребенок и легко учился, и сохранил свое здоровье.                                                                                                                                        Многие родители думают, что предшкольная подготовка  нужна для того, чтобы научить детей читать и считать. На самом деле более важно подготовить ребенка с психологической стороны и поднять общий уровень его развития.

      Часто дети, достигшие школьного возраста, оказываются совсем не готовы к школе – они не приучены к дисциплине и труду, не могут долго сидеть на одном месте, не «слышат» учителя, рассеяны и невнимательны. Учеба для них чревата психологическими трудностями, а потому интерес к этому занятию может быстро пропасть, и тогда ребенок разлюбит школу на долгие годы.

 Чаще всего возникают проблемы у детей  с нарушением нервно-психического здоровья.  Они чересчур живые, их невозможно удержать на одном месте, заставить внимательно слушать, усердно заниматься каким-то делом. Они плаксивы, раздражительны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче обижаются, плачут, даже пускают в ход кулаки.

 Особое внимание при подготовке ребенка к школе надо обратить на его речь. Речь маленьких детей в период формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако, все возрастные неправильности произношения исчезают к 4-5 годам. Этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.

Дефекты в звукопроизношении могут быть разными по своей сложности и проявлениям, но их надо устранить еще до начала обучения в школе. И не теряйте времени, иначе дефекты закрепятся, и малыш будет писать слова так, как слышит и говорит. Поэтому прислушайтесь, правильно  ли говорит ваш ребенок. Очень часто родители, привыкнув к речи сына или дочери, слышат, какие звуки произносятся неправильно. Что же делать, если станет ясно, что не все звуки ребенок произносит правильно. Главное - не надейтесь на то, что эти речевые недостатки исчезнут сами  собой. Самое разумное - обратиться за помощью к специалисту-логопеду. Ведь  коррекция звукопроизношения – сложный длительный процесс и  чем раньше вы им займетесь, тем лучше. На что еще в эти последние месяцы перед  школой необходимо обратить особое внимание?

Прежде всего – постепенно приучить ребенка  к новой организации жизни, в которой  чередуются такие виды деятельности, как занятия, отдых, питание, игры, сон. Другими словами, чтобы облегчить переход к первому, наиболее тяжелому этапу школьной жизни, необходимо воспитать у ребенка привычку действовать по  новому распорядку дня – уроки, домашние задания, прогулки и т.п.

Это необходимо для того, чтобы сформировать  у ребенка выносливость, выработать такие навыки, аккуратность, организованность, проявление силы воли, которые пригодятся ему в будущем.

Малыша нужно научить быть  самостоятельным – самостоятельно одеваться,  уметь пользоваться приборами за столом, владеть гигиеническими навыками, в определенное время вставать и ложиться, завтракать, обедать, ужинать, гулять, играть.

      Предшкольная подготовка  помогает маленькому человеку освоиться в непривычной обстановке и перенести период адаптации в коллективе максимально спокойно, без психологических потрясения. Ведь на самом деле не важно, как  будет считать ваш ребенок, а более значимым является то, как он привыкнет к процессу учебы.

   Программа  «Раз – ступенька, два – ступенька» предназначена для развития математических представлений дошкольников. Она не только познакомит детей с количеством и счетом, измерениям и сравнениям величин, но и научит детей слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно.

     Программа «По дороге к Азбуке» - это развитие устной речи детей и подготовка к обучению грамоте в начальной школе. Ваш ребенок будет учиться говорить и слушать, а логопедические упражнения помогут предупредить его ошибки в чтение и письме.

Пусть дошкольник больше рисует, печатает буквы, устно считает, сравнивает, а научим правильно писать мы, учителя. Очень хорошо, если ребенок будет знать имена всех членов семьи, профессию своих родителей, время суток, дни недели, времена года и их признаки, развивайте пространственные и количественные представления: больше, меньше, равно, выше, ниже, длиннее, короче, дороже, дешевле. В общем, пусть малыш больше знает об окружающем его мире. Т.е. имеет широкий кругозор, будет любознательным, внимательным, усидчивым и тогда у него не будет проблем в этот трудный для него период. Многое зависит от вас, от вашего терпения и организованности, желания помочь своему ребенку. Только при этом условии вы сохраните и его здоровье, и интерес к учебе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?

Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

  1. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:

  - умение выделять заданный звук в потоке речи;

  - умение определять позицию звука в словах(в начале, в середине, в конце);

  - владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.

  2. Умение членить слова на слоги.

  3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.

  4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

  5. Умение составлять рассказы по серии картинок по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.

  6. Умение составлять рассказы о предметах(по плану, предложенному взрослым).

  7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

 Развитие элементарных математических представлений и готовность к  обучению математике.

   1. Счет и отсчет предметов заданного количества.

  2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.

  3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

  4. Знание состава чисел первого десятка(из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.

  5. Знание цифр:0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

  6. Знание знаков +, -, =, умения пользоваться арифметическими знаками действий.

  7. Умение соотносить цифру и число предметов.

  8 Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

  9. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.

  10. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

  11. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

         Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:

  1. Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.

  2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.

  3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

  4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.

  5. Знать название месяцев, дней недели и их последовательность.

 Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

 1.социально-психологическая готовность к школе:

- Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).

- Умение общаться со сверстниками и взрослыми(ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

- Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнить задание).

2.Развитие школьно-значимых психологических функций:

- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).

- Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа).

- Координация системы глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например из книг).

- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).

- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15-20 минут).

- Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).

 

 

   Критерии готовности ребенка к школьному обучению.

 Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной(атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

  Интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

 Социально-психологическая готовность - умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

 Физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Зубарева Татьяна Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 231
Номер материала 29917
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓