Использование особенностей типа темперамента учащихся
при обучении математике
Гилязова
Татьяна Борисовна,
учитель математики
МБОУ «СОШ № 33 »
г..Нижнекамск, Татарстан.
К.Юнг
утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными
предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой
индивидуальности.
Согласно типологии Юнга, людей можно
разделить на типы по следующим характеристикам: 1) экстраверсия – интроверсия; 2)
рациональный – иррациональный; 3) мыслительный тип (логик) – эмоциональный тип
(этик); 4) ощущающий тип (сенсорик) – интуитивный тип (интуит).
В зависимости от психотипа, обучающиеся
по-разному воспринимают информация, по-разному мыслят, своеобразно принимают
решения, склонны к различному стилю обучения и усвоения, специфически ведут
себя в конфликтных отношениях, склонны к специфическим видам взаимодействий с
партнерами различных психосоциотипов. В педагогической практике все острее встает
необходимость более полного учета особенностей психосоциотипов обучающихся при
выборе педагогом методов обучения и воспитания [3, с. 184].
Под темпераментом следует понимать
природные особенности поведения типичные для данного человека и проявляющиеся в
динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Другими
словами, от темперамента зависит характер психической деятельности человека.
В настоящее время под типом темперамента
принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно
связанных между собой и общих у данной группы людей. Свойства же темперамента,
основанные на определенном типе нервной системы, наиболее устойчивы по
сравнению с другими психическими особенностями человека.
Проблема соотношения типов темперамента и
успеваемости чрезвычайно интересна еще и потому, как мало она освещена в
психолого-педагогической литературе. В процессе обучения и воспитания зачастую
забывают о том, что важно учитывать не только возрастные особенности ученика,
но и его особенности темперамента.
В процессе работы, при рассмотрении
психологической характеристики типов темперамента, я предположила, что
ученики-сангвиники и ученики-холерики лучше будут усваивать математические
знания. Моя задача состояла в том, чтобы совместно со школьным психологом
выяснить при каком типе темперамента учебная деятельность (в данном случае
математическая) проходит успешнее.
В первой серии эксперимента мы
использовали опросник Айзенга [2, с. 55-59] (оценки типологических свойств и
особенностей темперамента), с помощью которого можно судить о силе и
подвижности основных нервных процессов, о выраженности экстраверсии. Задача
испытуемого состояла в том, чтобы ответить на 57 вопросов опросника. Во второй
серии мы сравнивали результаты теста с оценками ребят.
В эксперименте принимали участие 24 ученика
пятого класса. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты психологического исследования
пятиклассников
№
|
Ученик
|
Экстраверсия
|
Нейротизм
|
Лживость
|
Успеваемость
|
1
|
|
11
|
17
|
0
|
средняя
|
2
|
|
10
|
10
|
3
|
средняя
|
3
|
|
14
|
20
|
3
|
слабая
|
4
|
|
12
|
6
|
2
|
средняя
|
5
|
|
15
|
19
|
5
|
очень
слабая
|
6
|
|
18
|
14
|
3
|
хорошая
|
7
|
|
13
|
10
|
1
|
средняя
|
8
|
|
14
|
16
|
6
|
средняя
|
9
|
|
14
|
11
|
3
|
хорошая
|
10
|
|
8
|
18
|
5
|
очень
слабая
|
11
|
|
11
|
17
|
4
|
средняя
|
12
|
|
11
|
6
|
1
|
средняя
|
13
|
|
12
|
17
|
5
|
слабая
|
14
|
|
12
|
17
|
2
|
средняя
|
15
|
|
10
|
11
|
1
|
хорошая
|
16
|
|
11
|
17
|
2
|
слабая
|
17
|
|
12
|
14
|
2
|
средняя
|
18
|
|
9
|
15
|
4
|
слабая
|
19
|
|
13
|
23
|
2
|
слабая
|
20
|
|
10
|
15
|
1
|
средняя
|
21
|
|
8
|
22
|
0
|
очень
слабая
|
22
|
|
16
|
11
|
6
|
хорошая
|
23
|
|
13
|
16
|
5
|
хорошая
|
24
|
|
12
|
19
|
1
|
средняя
|
Сопоставление данных таблицы показало, что
чем больше выражена экстраверсия, чем меньше нейротизм, тем выше успеваемость
ребят по математике.
Так, как высокой экстравертированностью
обладают холерики и сангвиники, то можно с уверенностью сказать, что этот тип
темперамента наиболее успешно усваивает математические предметы. Хочется
отметить, что по отношению к сангвинику главной задачей является воспитание у
него усидчивости и выдержки. Слабое место у холериков – переключение внимания.
Преломляя мысль Песталоцци о
индивидуализации подхода к ребенку и в процессе воспитания и обучения, и
учитывая, что успеваемость зависит и от типа темперамента, необходимо вспомнить
некоторые методические рекомендации, относительно индивидуального подхода к
ученикам с различными типами темперамента.
Ребенок – это еще не зрелое существо, но
он – становящаяся личность, индивидуальность, имеющая свои особые потребности,
склонности и интересы, свои глубоко переживаемые отношения со взрослыми и
другими детьми, свою богатую эмоциональную жизнь. И во всем этом ребенок
целостен, един.
Мысль великого педагога Песталоцци о том,
что к каждому ребенку, соответственно его особенностям, необходим
индивидуальный подход, стала достоянием большинства педагогов и прочно вошла в
их сознание. Однако в самом понимании индивидуализации, в выборе ее путей нет
ясности.
Пути индивидуализации воспитания не могут
быть найдены, если не выяснено, что мы вкладываем в понятие «индивидуальность».
Индивидуальность – своеобразие личности, делающее ее неповторимой,
единственной.
Между тем надо иметь в виду, что
особенности – это не нечто неизменное и вечное, что присуще ученикам одного
возраста и одного типа темперамента. Сами эти особенности довольно резко
изменяются во времени.
Каждый тип темперамента характеризуется по
всем выделенным психологическим особенностям и их различным сочетаниям. Эти
характеристики представляют особую значимость в работе учителя для
осуществления индивидуального подхода к учащимся. Однако педагог должен
учитывать, что в чистом виде, как правило, тип темперамента в жизни не
встречается и можно только говорить о преобладании тех или других его черт.
Ученик с преобладанием темперамента
сангвиника на уроках излишне подвижен, легко отвлекается, словоохотлив. Для
него типична поспешность в выполнении поручений, мимика и речь выразительны,
жестикуляция богатая.
Главной заботой преподавателя по отношению
к ученику-сангвинику является воспитание у него выдержки, усидчивости.
Школьник с преобладанием черт
холеристического типа имеет кое-что общее с сангвиником – у него также быстрые
реакции, но в силу ригидности холерик глубже уходит в какое-то дело и с трудом
переключается на новое. Из-за преобладания реактивности он всегда возбужден,
может быть ведущим. Быстро обижается и ссорится, если встречает препятствие.
У холериков необходимо воспитывать
тормозные механизмы, переключение внимания. Весьма опасно захваливать холерика,
так как он иногда и сам склонен переоценивать себя. Учитывая силу его нервной
системы, учитель может в некоторых случаях сильно и резко воздействовать на
него, наказать, приказать.
Дети с преобладанием флегматического
темперамента из-за склонности к ригидности редко возбуждаются. Требуется
особенно сильное впечатление, чтобы вызвать у них бурную реакцию. Речь их спокойна,
эмоционально слабо окрашена. Мимика, жесты выражены неярко, сдержаны.
Медлительность этих детей приводит к тому, что они не всегда усваивают
материал, должны повторять его, иногда работать дополнительно.
Особенности флегматика во время занятий,
как правило, очень быстро проявляется. Этот ученик всегда отстает в работе, не
успевает, обычно дольше других вживается в коллектив класса. Учитель
обязательно должен проводить с этими учащимися индивидуальную работу.
Детей-флегматиков надо включать в выполнение таких заданий, которые
способствуют выработке у них быстроты мысли и действий.
Дети-меланхолики требуют к себе особого
внимания. Они отличаются большой впечатлительностью, быстро утомляются, у них
может появится длительное тормозное состояние. Эти дети легко ранимы, могут
замкнуться, отойти от коллектива. Меланхолик, как известно, в своей основе
имеет слабый тип высшей нервной деятельности. Для меланхолика каждое новое
событие, новое общение всегда связано с переживаниями. Меланхолик очень остро
чувствует свои ошибки.
В воспитательной работе с меланхоликами
надо быть спокойным, особенно душевным, чутким. Для меланхолика очень важно
одобрение, подбадривание. Именно таким путем можно прежде всего выработать у
меланхолика черты, свойственные сильному типу высшей нервной деятельности [3,
с. 183].
Итак, следует подчеркнуть предметом особой
заботы учителей должны быть дети с повышенной реактивностью, а также
меланхолики, обладающие повышенной чувствительностью и слабой нервной системой.
Первых надо удержать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию,
воспитывать у них привычку к спокойной и равномерной работе. У вторых нужно
развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность. Дети со слабой
нервной системой требуют четкого режима дня и определенного ритма в работе, так
как динамический стереотип перестраивается у них болезненно.
В воспитательной работе следует учитывать
и случаи маскировки темпераментов. Как уже говорилось, у человека влияние
жизненного опыта и воспитания очень велико. Чрезмерная легкость смены
интересов, увлечений, безразличие, несдержанность, пугливость и другие
отрицательные свойства ребенка могут быть не проявлением темперамента, а
результатом воспитания.
Хочется подчеркнуть также, что подход к
изучению темперамента не должен быть оценочным и, что в жизни мы чаще встречаем
людей со смешанным темпераментом.
Помимо особенностей темперамента в
процессе обучения следует так же учитывать и другие индивидуальные и
психологические особенности личности.
Список использованной литературы
1.
Глейзер, Г.Д. Повышение эффективности обучения
математики в школе. – М.: Просвещение, 1984. – 276 с.
2.
Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина.
В 2 т. – М.: Владос, 2001. – Т. 1. – 32 с.
3.
Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. –
Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 544 с.
4.
Юнг, К. Психологические типы. – М.: МГУ, 1993.
– 187 с.
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.