Главная / Иностранные языки / статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Н.Н.Жданова

(муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 города Лебедянь Липецкой области)


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Требования современного общества делают необходимым использование новейших информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека, будь то образование или медицина, социальные коммуникации или производство.

Использование новейший информационных технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Использование компьютеров раскрывает резервы учебного процесса, расширяет дидактические возможности учителя, позволяя переложить на компьютер наиболее трудоемкую и сложную часть работы. Компьютерные программы обеспечивают каждому ребенку наиболее комфортные и эффективные условия для наилучшего усвоения материала, позволяющие работать без стрессов, вне жестких временных рамок, в своем темпе, возвращаясь к одному и тому же упражнению столько раз, сколько необходимо.

Основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативной компетенции, обучение практическому владению иностранным языком [3,124]. Использование на уроках компьютеров, которые делают обучение наглядным, предоставляет учителю широкие возможности для реализации этой цели.

В своей работе я активно использую многочисленные возможности мультимедийного оборудования – это и работа по обучающим компьютерным программам, и создание мультимедийных презентаций, и возможность самостоятельной работы учащихся в Интернете с англоговорящими сайтами, и использование интерактивной доски, и другие.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка разнообразны и включают в себя изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматических явлений. Большую помощь в работе над грамматикой английского языка мне оказывает учебная программа “Профессор Хиггинс. Английский без акцента”. Программа содержит разнообразные упражнения на отработку грамматики и позволяет успешно ориентироваться в многообразии грамматических времен английского глагола. В основном это тренировочно-обучающие упражнения, направленные на формирование грамматических навыков. Все разделы снабжены разделом “Помощь”, куда ученик может обратиться в случае затруднения. Компьютерная программа может быть использована как на уроках, так и во внеурочное время, то есть служить средством для самообразования.

С целью повышения мотивации к обучению иностранному языку на своих уроках я активно использую мультимедийные презентации, созданные в программе Power Point. Презентации, созданные на основе мультимедиатехнологий стали привычным и приятным дополнением к урокам. Они могут использоваться:

  • для иллюстрации и демонстрации учебного материала;

  • для самостоятельной работы учащихся;

  • для контроля знаний.

Презентация – это относительно новое дидактическое средство организации учебного процесса. Образовательный потенциал презентации может эффективно использоваться на уроках как современное наглядное средство обучения. Преимущества презентации Power Point состоят в том, что она позволяет:

  • наглядно представлять новый лексический и грамматический материал;

  • осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;

  • использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (таблицы, опоры, распечатки на бумаге и т.д.);

  • управлять вниманием учащихся за счёт эффекта анимации;

  • активизировать внимание всего класса;

  • поддерживать познавательный интерес учащихся, усиливать положительную мотивацию;

  • эффективно воспринимать и запоминать новый учебный материал;

  • осуществлять контроль за усвоением новых знаний и систематизировать изученный материал.

На своих уроках я использую презентации для введения новой лексики, закрепления её в речи учащихся. Мною созданы презентации по темам «Времена года. Погода», «Мой день», «Профессии», «Экологические проблемы», «Политическая система России», «Политическая система Великобритании», «СМИ», «Достопримечательности страны изучаемого языка» и др. Для работы над грамматикой я использую презентации по следующим темам:

  • «Степени сравнения прилагательных»;

  • «Употребление артиклей»;

  • «Группа простых времен Simple»;

  • «Времена группы Continuous»;

  • «Конструкция There is\There are» и др.

Презентации для работы над грамматической темой я создаю по следующему принципу: грамматические таблицы, тренировочные упражнения, упражнения для контроля и самоконтроля. При обучении письму я также использую презентации, с помощью которых ученики имеют возможность разгадывать различные кроссворды, заниматься поиском слов.

Изучение каждого раздела учебника заканчивается творческой проектной работой учащихся по изученной теме. Большинство учащихся, являющихся уверенными пользователями компьютера, выполняют свою творческую работу также в программе Power Point. Благодаря мультимедийным презентациям, созданным учителем и учащимся, в классе создана медиатека, которая помогает сделать уроки интересней и легче для восприятия учениками.

Следует отметить, что, даже обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен самостоятельно создавать презентации, образовательный потенциал которых может быть использован им с целью осуществления наглядной поддержки обучения речи учащихся на иностранном языке.

Еще одним из новейших мультимедийных средств, позволяющим учителю «разбудить» пассивных учеников, обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе, является интерактивная доска, которую я использую в своей работе с 2008 года. Для меня наличие в классе электронной интерактивной доски явилось действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения учеников и эффективность моего учительского труда. Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения (особенно в начальных классах) – наглядность и доступность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)

Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель как и раньше – в центре внимания.

В процессе обучения использую интерактивную доску:

как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);

как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;

как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Интерактивная доска, являясь мультимедийной системой, обеспечивает возможность работы с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком. Эти возможности доски способствуют формированию информационной компетенции. Задания, созданные с помощью интерактивной доски, предполагают усвоение определенного набора социокультурных знаний о стране изучаемого языка и умений использовать их в процессе иноязычного общения, расширяют общий, социальный и культурный кругозор школьников. Интерактивная доска способствует развитию способности ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах изучаемого языка, способствует овладению умений представлять родную культуру на иностранном языке; находить сходство и различие в традициях своей страны и страны изучаемого языка. Например, учащиеся могут прослушать рассказ анимированного персонажа о новогодних традициях англичан. Затем дети должны выполнить соответствующие задания на интерактивной доске на понимание текста, сравнивая традиции двух стран, соединяя стрелочками предложения, вычеркивая лишние предметы, отгадывая загадки и т.д. Кроме того, учащиеся могут совершить виртуальное путешествие по англоязычным странам, отмечать их на географической карте, выбирать и передвигать средства транспорта, выбирать нужные для каждой страны достопримечательности и т.д.

Интерактивная доска дает возможность учителю создать собственные методические разработки для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению; позволяющие отрабатывать и закреплять изученный материал учащимися в непринужденной обстановке. Опыт работы с интерактивной доской показывает, что успеваемость учащихся повышается, мотивация к изучению английского языка увеличивается. Процесс формирования ключевых и предметных компетенций становится эффективнее. Учащиеся становятся активными участниками учебного процесса, с интересом выполняют задания, хотят и могут работать с интерактивной доской, их увлекает сам процесс работы, качество образования повышается.

При подготовке уроков в старших классах я заранее планирую работу так, чтобы старшеклассники не только воспринимали материал, подаваемый учителем, но и могли самостоятельно добывать информацию, в том числе используя ресурсы Интернета. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

  Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". [2, 176] Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность.

Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством  иностранного языка.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

Для более эффективной работы учащихся я предлагаю им использовать сайты, на которых можно найти полную информацию о стране изучаемого языка, например, сайт www.woodlands-junior.kent.sch.uk

Отмечая все положительные стороны использования компьютеров на уроках, хочется подчеркнуть, что никакие самые новейшие информационные технологии не смогут заменить учителя. Именно он был и остается ведущей фигурой на уроке, и применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса и на более продвинутом этапе при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством для обучения иностранному языку.


Список литературы

1. Баклашкина М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе // Иностр. языки в школе. – 2009. – № 1. – С. 9-13.

2. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.

3. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учеб. пособие/ П.К. Бабинская и др. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 288 с.

Интернет-ресурсы:
www.intmedia.ru
www.interaktiveboard.ru

статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
  • Иностранные языки
Описание:

Требования современного общества делают необходимым использование новейших информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека, будь то образование или медицина,  социальные коммуникации или производство.

 

Использование новейший информационных технологий на   уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Использование компьютеров раскрывает резервы учебного процесса, расширяет дидактические возможности учителя, позволяя переложить на компьютер наиболее трудоемкую и сложную часть работы. Компьютерные программы обеспечивают каждому ребенку наиболее комфортные и эффективные условия для наилучшего усвоения материала, позволяющие работать без стрессов, вне жестких временных рамок, в своем темпе, возвращаясь к одному и тому же упражнению столько раз, сколько необходимо.

Автор Жданова Надежда Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 381
Номер материала 36702
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓