Главная / История / статья "Использование игровой технологии на уроках истории"

статья "Использование игровой технологии на уроках истории"

hello_html_me46fac6.gifhello_html_m3d648e4f.gifhello_html_me46fac6.gifhello_html_me46fac6.gifИспользование игровых методик на уроках истории.




Подготовила: Симон М.В.

учитель истории

Урумкайская сш




Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - РАСПИСАНИЕ







2013 год


Игра - путь детей к познанию мира, в котором 
они живут и который призваны изменить". 
(М. Горь
кий)



Игры на уроках истории.



Разрабатывая тему « Исторические игры » на уроках истории, поставила перед собой цель - отразить разнообразные возможности дидактических игр. Внимание обращено, прежде всего, на те из них, которые можно с успехом применять непосредственно на уроке. Имеются игры, которые можно использовать за пределами урока - в кружковой и факультативной работе, во внеклассных мероприятиях. Большинство игр является универсальными, доступными для использования в равной степени в урочной и во внеурочной практике. Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имён и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последние время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразии. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра способна решить ещё одну проблему. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она- часть его жизненного опыта. Учитель, использующий игру, ориентирует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.

Понимание сущности дидактической игры позволяет выделить наиболее значимые её составляющие (компоненты):

1)Деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человек, его активного отношения к окружающей деятельности; в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, её способность и характер;

2)Условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на не торжественность образа и его объекта. В нашем случае, имеется в виду такая деятельность, которая осознаётся как « не взаправду », « понарошку ».

Игра как таковая, имеет два компонента: деятельный и условный, которые могут наполняться разным « содержимым » и делать одну игру совершенно непохожей на другую, но тем не менее эти два компонента просматриваются в каждой игре. Именно условный характер превращает ту или иную деятельность в игру.


Подготовка: Сентябрь – октябрь. Определение темы и целей проекта; Учебные занятия в музее (Исторический музей, Музей народов Востока); Создание сценария выступления команды (представление отрывка из мифов); Создание костюмов, разучивание ролей, изготовление декораций; Работа с историческими и географическими картами.

Цель проекта: Проект позволяет «погрузить» детей в историю древнего мира, соприкоснуться с духовной и материальной культурой данного времени. Проект - способ познавательной деятельности, нацеленный на получение практического результата. Следовательно, требования, предъявленные к проектной деятельности, имеют теоретическую, практическую, познавательную значимость результатов работы.


Кроме того, метод проектов обладает коммуникативным материалом. Учащиеся мотивируются на общение с различными источниками информации и на совместную работу со своими родителями. Управляя проектной деятельностью, учитель может ввести спецкурс, который рассчитан на детей с повышенной учебной мотивацией.


  1. Возраст детей - 10-11 лет (5 Кл.).

  2. Работа над проектом рассчитана на полгода (34 часа).

  3. Форма организации занятий - групповая.

  4. Проект носит развивающий характер.

  5. Задачи проекта позволяют проследить причинно-следственные связи возникновения древних (первичных) цивилизаций; нарисовать картину жизни древних цивилизаций:

  • Политическое устройство;

  • Экономические отношения в обществе;

  • Социальный состав;

  • Профессии, ремёсла;

  • Быт жителей древних городов;

  • Образование;

  • Одежда, обычаи, нравы.

6) Данные задачи могут быть решены при следующем содержании и направлении деятельности:

  1. Работа с различными источниками информации;

  2. Работа над проектными заданиями учащихся;

  3. Учебные занятия в музее (лектории);

  4. Творческий отчёт: историческая игра: «По лабиринту богини Клио» (две и более команды).


Ролевые игры на уроках истории как метод активизации познавательной деятельности учащихся .Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.

В процессе игры ребенка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. Игра побуждает учащегося перевоплотиться в другого человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображает взрослого, «примеривая на себя» далекий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Кроме того, игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшняя школа перенасыщена так называемыми интерактивными методами и средствами обучения, которые не принимают во внимание природную эмоциональность детей. А игра, органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру деятельности. В частности, согласно одной из таких классификаций, игры разделяются на деловые и ретроспективные.

Ретроспективная игра моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев тех или иных событий. Эти игры, условно, можно разделить на ролевые и не ролевые.

Ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей – участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Они делятся на следующие подвиды: театрализованное представление, театрализованная игра и проблемно – дискуссионная игра.

Нужно отметить, что у ролевой игры - как метода обучения есть свои недостатки и преимущества.


Преимущества


1. Вызывает интерес к уроку;

2. Делает процесс обучения занимательным;

3. Организует работу на творческо-поисковом уровне;

4. Служит практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время;

5. Объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности;

6. Дает мощный стимул в обучении;

7. Способствует быстрому и активному возбуждению познавательного интереса;

8. Активизирует психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, восприятие, мышление;

9. Создает условия для развития творчества ребенка;

10. Способствует глубоким знаниям;

11. Выполняет воспитательную функцию.


Недостатки

1. Невозможно постоянно использовать;

2. Занимает весь урок, иногда сдвоенный;

3. Предшествует большая предварительная подготовка;

4. Необходимость постоянно контролировать дисциплину;

5. Проблема сохранения научного подхода;

6. Проблема объективного выставления оценок;

7. Непредсказуемость;

8. Регламент заданий.


Таким образом, из данной таблицы видно, что несмотря на недостатки, ролевая игра имеет больше преимуществ, и потому способствует проведению различных форм уроков.

Теперь обратимся к основным этапам исторической игры. Их четыре:

I этап – подготовительный (до проведения урока).

II этап – вводный (на уроке ).

III этап – игровой (на уроке).

IV этап – оценочный ( в конце урока).

Исходя и всего выше сказанного, следует, что игра - это одна из форм обучения, и потому она должна органически «вписываться» в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.


Урок – путешествие.

Трассы Великого Шелкового пути

на территории Казахстана.

Развитие торговли.


Тема: Трассы Великого Шелкового пути на территории Казахстана. Развитие торговли.


Цели урока:


а) Образовательные:

Познакомить с основными трассами Великого Шелкового пути на территории Казахстана;

Сформировать яркое образное представление о развитии торговли в период средневековья (V – XIII вв);

Определить особенности международной торговли и значение в ней городов средневекового Казахстана.


б) Развивающие:

Способствовать развитию памяти, внимания, творческой фантазии и воображения, а также логического мышления и устных речевых навыков;


в) Воспитательные:

воспитывать культуру поведения и способствовать развитию интереса к истории Казахстана.


Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков.


Форма урока: урок – путешествие.


Средства обучения: доска, мел, карта – схема Великого Шелкового пути, скотч, ножницы, проигрыватель, пластинки, костюмы, товары, скатерти, монеты, клей, часы с секундной стрелкой.


Метод обучения: ролевая игра.


Опережающее задание: прочитать учебник и дополнительную литературу, выбрать страну, откуда приехал купеческий караван (варианты: Китай, Индия, Русь, Европейские страны, местное тюркское население города Тараза). Подготовить задания:


1. Представить «визитную карточку» своего купеческого каравана (указать – из какой страны приехали; цель путешествия);

2. Сочинить небольшую историю о путешествии в город Тараз по определенной трассе с возможными препятствиями;

3. Подготовить «рекламу» привезенных в город Тараз товаров.


Вводное слово учителя:

Преподаватель знакомит учащихся с темой урока, акцентирует внимание на то, что учащиеся будут выступать в роли средневековых купцов, а сам учитель будет играть несколько ролей. В начале урока необходимо определить, как будут оцениваться работа и каков ее регламент.


Первая роль преподавателя – автор исторического источника, с чтения которого начинается игра.

«Давным-давно, через территорию великих тюрков проходил Великий Шелковый путь, по которому шли купеческие караваны, в которых бывало иногда 10 тысяч верблюдов, лошадей, мулов навьюченных разнообразными товарами.

Больше всего везли шелка – удобного для дальних перевозок, легкого и высоко ценимого в древнейшие и средние века. Из-за протяженности и сложности торгового пути, торговцы Востока и Запада обычно старались не проходить весь Шелковый путь. Они предпочитали обмениваться товарами, где-нибудь на полпути, очевидно в стране великих тюрков. Так одним из крупных городов этой страны был славный Тараз – «город купцов», укрепленный, со многими садами, густо застроенный, имеющий в центре большую базарную площадь. Именно в этот город, в назначенное время стали съезжаться купеческие караваны из разных стран». (читается под звучание «Болеро»)

Во время чтения этого отрывка детям можно предложить закрыть глаза, и как только будет включена музыка, снова их открыть.


Вторая роль преподавателя – глашатай города.


«Слушайте, слушайте, и не говорите, что вы не слышали, к нашему городу со всех сторон съехались купцы из разных стран.

Мы рады вас приветствовать гости заморские, но прежде чем вы въедете в наш славный город Тараз, расскажите, кто вы и откуда, да ответьте нам на вопросы, дабы подтвердить, что вы купцы, а не искатели приключений и легкой наживы».


Основное содержание игры.


Задание 1а. Команды – «купеческие караваны и Индии, Китая, Европы показывают «визитную карточку» - в течение 1 минуты.

Представление тюрков начинается со слов глашатая «Однако, и в нашем городе есть купцы, совершающие поездки в дальние страны, и им тоже есть что сказать»

Задание 1б. Команды получают по два вопроса касающиеся истории Великого Шелкового пути, по возможности они должны ответить.


Примерные вопросы:

1. Когда (век) начал функционировать как торговая артерия В.Ш.П. (II в. до н.э.);

2. Город, из которого начинался В.Ш.Л. (Лоян);

3. Назовите 1-ю безводную трассу В.Ш.П. (через Такла – Макан);

4. Человек, первый совершивший путешествие и открывший путь ( Чжан Цзян);

5. Почему путь назывался Шелковым? (1.Перевозили шелк-сырец;2.готовые шелковые ткани);

6. Назовите 2-ю трассу В.Ш.П. (водную) (через Куга, Аксу, Кашгар);

7. Вторая столица Китая, откуда начал функционировать В.Ш.П. в средневековье (Чаньань);

8. Почему В.Ш.П. называют трансконтинентальным?(через весь континент);

9. Назовите основные пути, получившие свое название от того, что вывозили или куда вывозили (лазуритовый, нефритовый, степной);

10. Какие монеты использовали в городах на трассах В.Ш.П. (посеребренные дирхемы и золотые динары).


Первая роль учителя – от автора.

«После торжественного въезда в город Тараз, заморские купцы были радушно встречены и размещены в караван – сарае, где перед предстоящей торговлей они могли отдохнуть и поделиться удивительными историями о своем путешествии и о тех препятствиях, что их ожидали на этом пути».

(читается под звучание музыки)


Третья роль учителя – распорядитель караван – сарая.

«Располагайтесь, гости дорогие, расскажите, как доехали, тяжела ли была дорога, не случилось ли чего в пути интересного и необычного. Какие города видали, кого встречали, что слышали».


Задание 2. Рассказы команд о своем путешествии, об использованном транспорте и тех препятствиях, которые встретились им на пути. Рассказ сопровождается показом трассы по карте – схеме Великого Шелкового пути. Регламент – 3 минуты.

Первая роль учителя – от автора.

«Наслушавшись историй, обменявшись пожеланиями – хорошей торговли, заморские купцы стали готовиться к ярмарке.

На следующий день, с самого раннего утра, на большой базарной площади толпился городской люд: кто-то чтобы купить, кто-то чтобы продать, а кто-то просто поглазеть.

Именно здесь, каждый в своем торговом ряду, купцы из разных стран показывали и раскладывали свои необыкновенные товары. А как они о них рассказывали любо дорого посмотреть и послушать, что и мы сейчас сделаем» (читается под звуки музыки).

Задание 3. Начинается представление товаров, которые заморские купцы привезли с собой. Представление проходит в любой форме удобной для учащихся: в виде рассказа, в виде частушек или в виде музыкального номера. Рассказывая о товарах, ребята по возможности должны их показать.

Сигналом к выступлению команд является звучание мелодий характерных для данной страны. Регламент выступления 3-5 минут.


Первая роль учителя – от автора.

«Показав свои товары, да заглядевшись на заморские, купцы приступали к своему главному делу – купле – продаже.

Повсюду, куда не посмотришь, шел торг, и со всех сторон был слышен громкий звук монет».


В течение 5-7 минут учащимся дается возможность подойти к торговому ряду-столу тех купцов, чей товар их заинтересовал, произвести куплю-продажу или торговый обмен. Затем вернуться за свой стол и отметить у себя в таблице результаты торговли.

Данная таблица является домашней заготовкой, оформленной в тетради.


Продаем Результат Покупает Результат



Процесс купли-продажи осуществляется под звучание музыки. Учителю важно следить, чтобы этот процесс был рабочим, и не перешел в шумный беспорядок.


Третья роль учителя – распорядитель караван – сарая.

«Ой, вы гости мои дорогие, устали, наверное, за сегодняшний день. Смотрю, счастливые вы и довольные, знать торговля у вас хорошо прошла. Расскажите нам, поделитесь: что купили, что продали, чем на родине своей удивлять всех будете».


Задание 4. Каждая команда купцов, по своей таблице, рассказывает, что они сумели продать, а что купить, объясняя при этом, почему их заинтересовал тот или иной товар.

Учитель фиксирует цифровые данные на доске следующим образом:

Купцы

1. Тюрки

2. Китайцы

3. Индийцы

4. Русичи

5. Европейцы


Продали

5

4

6

9

6


Купили

2

6

3

9

8


Указывается количество товаров.

После того, как все цифры будут записаны, учитель анализирует, кто больше купил, кто больше продал, и каково соотношение проданного с купленным.


Первая роль учителя – от автора.


«Закончилась торговая ярмарка и купеческие караваны, нагруженные новыми экзотическими товарами, покидают славный город Тараз. Вместе с собой они увозят не только разнообразные товары, но и новые знания, впечатления и память о гостеприимном и красивом городе Таразе, где они повстречали множество новых друзей. Кто знает, быть может, они когда-нибудь встретятся» (Читается под звучание «Болеро»).


Перед тем, как начать этот отрывок, как и вначале можно предложить закрыть учащимся глаза.


Закрепление.

Закрепление и обобщение материала по этой теме проходит следующим образом: на доску вывешивается плакат с текстом по теме, но в котором в некоторых местах пропущены слова. Учащимся на каждый стол раздаются листочки, с перечнем пропущенных слов, которые они должны вставить, по мере знания данной темы. Регламент от 5 до 10 минут.


Текст с пропусками.


Великий …. путь начал функционировать во …., и начинался он в …., от ворот города …., второй столицы этой страны. Больше всего везли …., а также …., …., …. и т.д. Возле города …. открывались два пути, которые сходились у города …. . В …. наиболее оживленным становился путь из Китая на …. через Семиречье и …. .


Перемещение пути объясняется следующими причинами:

1. В Семиречье находились ставки …. …., которые стали крупными потребителями …. …. .

2. Старый путь через Среднюю Азию стал опасным из-за …. …. правителей.

Из Европы по Шелковому пути привозили …., ….,…. …. .

Из древней Руси …., …., …. .

Во всех торговых городах …., …. были знаменитые …. ряды, где можно было встретить …. сочные …., экзотических …. .

Местные жители Отрара, Тараза и других городов покупали заморские товары, взамен предлагая свои …., …., табуны …., изделия из …. …. .

В результате развития Великого Шелкового пути происходил обмен не только товарами, но и новыми знаниями, информацией, опытом.


Слова для текста:

Шелковый; II в до н.э.; Китай; Чаньань; шелк, порох, фарфор, бумага; Дуньхан, Кашгар; VI-VII в.; Запад, Южный Казахстан; тюркские каганы, заморские товары; междоусобицы; шерсть, оружие, римское стекло; лен, мед, гречку; Таразе, Отраре, Индийские, фрукты, животные; кожа, шкура лошадей, драгоценных камней.

По окончанию работы учитель читает текст вместе с детьми, отмечая правильные ответы. Затем подводит итог и делает выводы по уроку.


Система оценивания.

На начало урока учащиеся при себе имеют различные монеты, в количестве 5 штук на одного и 25 штук (5 человек) на команду. По ходу работы в зависимости от участия каждого, учитель либо раздает монеты за правильность ответов и активное участие, либо забирает, если ответ не верен или участник пассивен. На последнем этапе, когда будут подводиться итоги купли-продажи, большое количество монет получает та команда, которая приобрела столько же товаров, сколько их продала. Затем монеты раздаются тем, кто больше продал, чем купил, и в последнюю очередь тем, кто больше купил и т.д. Затем в конце урока определяется, сколько монет у каждого и всей команды в целом. Если монет больше 5 – «5», если и осталось 5- «4», если их меньше 5 – «3». Определяется команда больше всех набравшая монет.


Подведение итогов:

анализируется и оценивается работа учащихся;

определяется домашнее задание.


Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Воспоминания заморского купца о торговой ярмарке в Таразе».


Мир во второй половине XX веке.

(Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории)


Цель урока: используя игровые методики, повторить и закрепить знания по истории мира во второй половине XX веке.


Класс разделен на три группы, которые на предыдущем уроке готовили материалы по трем темам:

  • Кап. страны

  • Социалистические страны

  • Страны Азии, Африки и Латинской Америки


Задания

  1. Взятие крепости. На доске в правом углу поместить изображение крепости, к которой ведут ступеньки. Чтобы добраться до крепости, необходимо ответить на вопросы учителя. Количество ступенек зависит от количеств вопросов. Возле первой ступеньки ставятся фишки команд.


Картинка 19 из 4114



Вопросы:

  • Показать на карте 10 государств (не повторяя уже показанные)

  • Что такое ООН, и где ее квартира?

  • Выберите, что относится к ООН (ЮНЕСКО, план Маршалла, НАТО, Совет Безопасности, Организация Варшавского Договора, АТР, Генеральная Ассамблея, МВФ, «молодые тигры».

  • Выбрать из вышеназванного то, что относится к вашим странам.

  1. Интеллектуальный аукцион.

  • Реклама продаваемой вещи

  • Запрашиваемая цена – знания о холодной войне

  • Товар достается тому, кто последним сообщит сведения, никому не известные среди покупателей

  • Сбивать цену нельзя, выкрикивая с места – нарушителя правил удаляют с аукциона

  1. «Подарок судьбы». Группам дается возможность рассказать все, что связано с этими людьми.

  • 1-ой группе дается портрет Кеннеди

  • 2-ой группе – А. Дубчек

  • 3 – ей – Д. Неру и М. Ганди

http://im3-tub.yandex.net/i?id=2621529-08-72http://im4-tub.yandex.net/i?id=327570483-60-72Картинка 2 из 186Картинка 1 из 197

Д.Кеннеди А. Дубчек Д. Неру М. Ганди

  1. «На золотом крыльце сидели». Кого вы бы посадили на «золотое крыльцо»? Это могут быть современники, вместе сотрудничали, положительные исторические личности и т.п.

  2. «Что я вижу». Каждой команде раздаются сюжетные картинки. Команды должны объяснить события. «Нюрнбергский процесс», «Берлинская стена», «Советские войска в Праге».

Картинка 1 из 3466http://mcvb.slideshowpro.com/albums/001/496/album-76720/cache/wall032.sJPG_950_2000_0_75_0_50_50.sJPG?1303207574http://4friends.od.ua/~porto-fr/2008/31/pict/15.jpg

  1. «Дубляж». Каждая команда с помощью пластики разыгрывает небольшой этюд к какому-либо событию, касающемуся истории стран другой группы.

  2. «Дорога жизни». Каждая команда должна пройти 3 дороги жизни: Добро, Истину и Красоту.

  • Добро. Задания командам. 1- Какое добро совершила эта женщина (М.Тэтчер)? 2 – Какое добро совершили эти люди (Сталин, Черчилль, Рузвельт)? 3 – Горбачев?

Картинка 3 из 351Картинка 15 из 1650Картинка 6 из 48479

  • Истина. 1 – Геноцид. 2 – Глобализация. 3 – Национализм.

  • Красота. Каждая команда представляет самое запоминающееся произведение культуры современности.

  1. «На пне в лесу». Задание представлено в виде высказывания Альберто Моравиа «Начало 20 века – победа Маркса, 90-е – победа Достоевского, кто победит в третьем раунде?». Представитель каждой команды «на пеньке» рассуждает.

Подведение итогов.


Игра при устном изложении учебного материала и при работе с текстом:
Игра «Три предложения» внимательно прослушать и передать содержание рассказа тремя простыми предложениями. Эту игру можно использовать при работе с текстом параграфа, записать три предложения в тетрадь. Правила игры: кому удастся точнее и короче уложить содержание прочитанного, услышанного.
В том же методическом направлении «работает» 
игра «Древо познания». В ней учащиеся учатся ставить вопросы к изученному историческому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ученикам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на листочках 5 различных вопросов и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы прикрепляются к «древу познания» (нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны прорези со вставленными скрепками). На следующем уроке, при проверке знаний, ученики снимают листочки, читают вопрос и отвечают на него.
Чистая доска. Заранее учитель пишет на доске план урока. После объяснения одного пункта учитель стирает этот пункт с доски. До закрепления урока доска должна быть чистой.
Вариант аналитической и обобщающей беседы возможен в 
игре «Новый материал преподаёт… класс». Класс делится на несколько групп. Предложены группам темы: начало войны, планы и силы сторон, Каждая группа подробно изучает материал. Объяснение нового материала строится из логически построенных вопросов учителя и ответов учеников.
Для работы с терминами использую игру с правилами 
«Переводчик». Некоторые определения усваиваются с трудом из-за сложности научного языка. Школьники зазубривают, не понимая их смысла. В данной игре детям предлагается сказать историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный».
Самостоятельная работа с текстом становится увлекательной, если превращается в игру 
«Найди ошибки». Эта игра проводится при закреплении и повторении материала.
В 8-м классе средней школы необходимо формировать у учащихся умение составлять конспект и работать с ним. Как известно, конспект — это краткое письменное изложение материала. Чтобы составлять конспект, необходимо, во-первых, научиться сокращать слова, а также выделять главное и опускать второстепенное; во-вторых, важно научиться расшифровывать конспект, то есть краткую запись развернуть в полный текст, максимально приближенный к исходному материалу.
В связи с этим предлагается 
игра «Реставрация», в которой сочетается методический прием конспективного изложения с подготовкой учащихся к умению создавать конспект и работать с ним. Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями (возможно, без точек и с пропусками для общеупотребительных слов). Школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его. Учитель предваряет игру примерно следующим образом:
«Представьте себе, что вы — работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо восстановить текст».
ь 3 млн. человек проживало в восточных районах страны за Уралом. У каждого получается свой вариант. При проверке учителю целесообразно познакомить с интересными вариантами разных «расшифровок». Проведение этой игры готовит учащихся к игре с противоположным значением «Зашифруй текст».

Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала.


«Исторический снежный ком». В игре принимают участие несколько человек, которые выходят к доске и строятся в одну линию. В 6 классе при изучении темы «Куликовская битва» была проведена данная игра. Первый участник игры называет имя исторического героя, например «Дмитрий Донской». Следующий участник должен сначала повторить сказанное первым, а затем назвать другое имя, слово или словосочетание, например» «Дмитрий Донской, Куликово поле». Следующий повторяет слова 1 и 2 участников, добавляя слово. В конце концов получается длинный ряд, относящийся к теме «Куликовская битва». Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры и садится на своё место. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку.
Игра «Вассал – сеньор» проведена при изучении в 7 классе темы «Феодальная лестница». Используя нарисованную на доске схему феодальной лестницы, ученики должны назвать, кто является вассалом, кто сеньором. Я говорю: «Граф», ученики: «барон». Я называю: «Король», ученики: «Герцог, граф» и т.д.Игру можно изменить: учитель называет вассала, ученики – сеньора.
Игра «Исторические пятнашки». Эта игра проведена на уроке обобщающего повторения в 7 классе. На доске рисуется квадрат, делится на 16 клеток, в которых записаны даты. Ученикам предлагается восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату, необходимо назвать событие, о котором идёт речь:

1223

1480

1237

1547

1380

988

1147

1242

962

1480

1478

1556

1240

1581

1497

1552

Игра «Мнемотехника»
По определенной теме необходимо заранее подготовить 30 слов (фамилий, названий, терминов) Эти слова учителю необходимо рассортировать по степени мнемонической сложности: в первом десятке — достаточно простые для запоминания, во втором сложнее, в третьем наиболее трудные для запоминания слова или словосочетания. Игра проводится в три тура. Учитель зачитывает слова для первого тура, ученики внимательно слушают, ничего не записывая. Когда учитель перечислил все 10 слов, учащимся дается время (3 минуты) для записи слов, которые они запомнили. По прошествии времени учитель выявляет победителя — того, кто запомнил больше всех: «Поднимите руки, кто записал 10 слов? « (или 9 слов, 8 и т.д., пока не выяснится, кто является автором самого длинного списка).
Подобным образом проводятся 2-й и 3-й туры. Тот, кто победил во всех З турах, получает оценку
Игра направлена на развитие памяти и внимания учащихся.


Довольно часто на уроках проводится
 игра «Три направления». При повторении «Передняя Азия в древности» ученики распределились на страны: «Финикия», «Ассирия», «Вавилон». Медленно называю слово, которое относится к истории одной из этих стран. Задача каждого ряда встать сразу, как сказано слово, относящееся к стране. Примеры заданий: Хаммурапи, алфавит, железо, пурпурная краска, Вавилон, клинопись, колонии, таран, Ниневия, Библ, библиотека глиняных книг, законы, Ливанские горы.
Данную игру можно провести:

  • Представители направлений в общественном движении России конца XIX века: консерваторы, либералы, социалисты.

  • Представители разных областей культуры: наука, живопись, музыка, театр.

  • Представители разных направлений в культуре: классицизм, романтизм, реализм.

Игра «Что? Где? Когда?»
Данную игру я провожу в двух вариантах:

  • Используя информационные технологии На слайде изображение (карта, картина, схема и т.д.). Ученики должны назвать событие, когда и где оно произошло.

Игра «Герой, дата, событие». Учитель называет имя царя или личности. Один ученик называет, чем знаменит этот царь и личность. А другой ученик называет дату этого события или правление царя или дату реформы личности. Это игра развивает память, внимание, быстроту реакции, помогает закрепить пройденный материал.
Игра «Молодые исследователи».
Условия игры:
1. Прочитать отрывок из документа;
2. «Исследовать» его, определить, кто и в связи с чем его составил.

1. «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих по одиночке или целыми селениями на волю, и вместе с тем утвердить участок земли…
Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землёю в собственность, внесут подушный казённый оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою, и исправляя наравне с другими казёнными крестьянами земские повинности, оброчных денег в казну не платят».

Игра «О ком речь?» Учитель зачитывает поэтические (возможно, и прозаические) описания кого-либо из исторических героев. Участникам игры нужно после каждого описания громко сказать имя героя, о котором шла речь.
Тема: «Отечественная война 1812 г. Перед чтением каждого отрывка имеет смысл называть автора, например: Послушайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова и скажите, о каком человеке идет речь.
Ему, погибельно войною принужденный,
Почти весь свет кричал: ура!
При визге бурного ядра
Уже он был готов — но... воин дерзновенный!
Творец смешал неколебимый ум,
Ты побежден московскими стенами...
Бежал!.. и скрыл за дальними морями
Следы печальные твоих высоких дум <...>
Зачем он так за славою гонялся?
Для чести счастье презирал?
С невинными народами сражался?
И скипетром стальным короны разбивал?
Зачем шутил граждан спокойных кровью,
Презрел и дружбой и любовь
И пред творцом не трепетал?.. (о Наполеоне)

Эта форма обобщения дает возможность школьникам познакомиться с отрывками из стихотворений замечательных поэтов, реализуя межпредметные связи.
Игра «Жили ли они?». В 6 классе провожу эту игру также в нескольких вариантах

  • На доске или на листочках записаны имена исторических деятелей, мифических героев, богов и ученики должны поставить + около имени, если жил, -, если мифический герой или бог.

  • Против каждого имени исторического деятеля коротко запишите: когда, где жил, кем был? Ученикам могут предложены имена: Ганнибал, Хеопс, Аполлон, Сет, Солон, Посейдон, Геракл, Спартак, Одиссей, Тутмос, Дионис, Геродот, Демокрит, Перикл, Хаммурапи, Прометей, Гомер, Ахиллес, Кир, Аларих, Фидий, Эсхил, Гефест, Ксеркс, Гесиод, Траян и др.

Рассказ от имени героя. Ролевая игра. Ученики должны рассказать от имени героя. Данная ролевая игра позволяет творчески переработать полученную традиционными способами историческую информацию.
Кроссворды, крестословищы, чайнворды, головоломки, криптограммы, ребусы и т. д.
Эти игры позволяют эффективно развивать память, вниамние, быстроту реакции, оперативность и гибкость мышления, умение слушать другого человека и помогают закрепить пройденный материал.
Живая картина. Ученики оживляют какое-либо историческое событие по учебной картине: "Сбор налога", "Продажа рабов"и т. д.
Рекламный плакат. Ученикам предлагается страны или города, по которым они должны составить рекламу. Она должна быть достаточно яркой, чтобы быть привлечь внимание каждого. Данное творческое игровое задание позволяет ученикам посмотреть на изученный материал под другим углом зрения, - это вариант практической работы на уроке истории.

Результативность опыта
  Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: игра является одним из современных средств обучения и воспитания, обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
  Для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их "личностных" отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом. 
       Но как это возможно? Через игровую деятельность, т.к. игра - это средство создания "детского общества". Игра или игровая деятельность несёт в себе, как минимум, две стороны, две самостоятельных "жизни" участников. Первая - это сама игра с её правилами, сюжетом, результатами. Вторая - взаимоотношения людей (участников) в ходе игры. Вот эта вторая жизнь и есть то содержание, которое должны усвоить дети в ходе нравственного воспитания. Игра - это деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребёнка. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. 
Таким образом, дидактическая игра на уроках должна постоянно пополнять, углублять и расширять знания, быть средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. 
Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычный процесс обучения, т.к. в играх присутствуют фантазия детей, развитие творческих способностей; самостоятельный поиск ответа, активность учащихся; новый взгляд учеников на известные уже факты и явления; пополнение и расширение знаний; установление связей, сходства или различия между отдельными событиями; свобода выбора у учащихся; целеполагание и навык достижения цели; многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах, и что очень важно, не под давлением, а по желанию самих учащихся; выработка моральных норм у детей в ходе игры; воспитание уверенности в себе и самодостаточности у детей - будущих взрослых. 
В заключение, хотелось бы привести слова Анатолия Гина: 
"Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам". 
"Идеальная дидактика - это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах".

















статья "Использование игровой технологии на уроках истории"
  • История
Описание:

 Тема  урока:    обобщающее повторение  «Египет  и  Азия»

Цель: повторить пройденный материал, систематизировать ранее изученные темы по главам Древний Египет, Передняя Азия, Индия и Китай, обобщить знания учащихся. Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории, умение работать в группе, прислушиваться к мнению других.

Задачи:

·         повышение мотивации учащихся

·         сплочение ученического коллектива, работа в команде.

·         умение работать с картой.

Тип  урока: урок - путешествие 

Оборудование:

·         Условия игры: класс делиться на две команды, за правильные ответы команды получают баллы.

·         Карты: Древний Египет, Китай, Азия.

·         Карточки со словами.

·         Иллюстрации: Египетская пирамида, Великая Китайская стена.

Организационный момент: учитель дисциплинирует учащихся, сосредотачивает внимание.

Ход урока

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет необычный урок, мы будем с вами путешествовать по Древнему Востоку, вы сможете показать свои знания, оригинальность, творческие способности. За урок вы должны пройти 6 блоков.

1 блок. Кроссворд.

Каждая команда получает кроссворд (задание одинаковое). Задание на скорость, чья команда ответит быстрее.

По горизонтали:

2. Что называли в Египте "священным письмом".

3. Как назывался высокий тростник в долине Нила на котором писали.

5. Чем являлась пирамида для фараона.

7. Как называли знатных людей в Египте.

9. Кто совершил самые крупные завоевания около 1500г до н. э.

10. Короткие копья

По вертикали:

1. Чья пирамида построена 2600г до н. э.

4. Кто охранял бога, какие каменные чудовища.

6. Самая большая река в мире.

8. Какой город стал первой столицей египетского государства.

11. Бог солнца в Египте.

Учитель проверяет кроссворды. Количество верных ответов приравнивается 1 баллу. Баллы записываются на доску.

2 блок. Знаешь ли ты карту?

На доске висят две карты (Египет и Китай). Команды получают карточки с названиями городов, морей, рек. Из команды выбирают по одному человеку, подходят к карте и показывают, где они находятся.

Мемфис

Река Хуанхэ

Нил

Средиземное море

Китай

Красное море

Река Янцзы

Фивы

Пекин

Египет

За правильные ответы 2 балла.

3 блок. О чем идет речь.

Командам учитель зачитывает текс, по которому они должны определить, о чем идет речь. За правильный ответ 1 балл.

1 команда.

Если человек украл имущество бога, он должен быть казнен.

Если человек украл осла, овцу или раба, он - вор и должен быть казнен.

Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку.

Если по вине человека погиб чужой вол, виновный должен возместить хозяину вола за вола. (Законы Хаммурапи)

2 команда.

Когда ты заходишь на западе - земля погружается во тьму, подобную смерти. Во мраке выходят из своих логовищ хищные звери и выползают ядовитые гады. Когда ты восходишь на востоке - гонишь мрак и вся земля торжествует. От лучей твоих оживают растения на полях. Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. Сияние твое проникает в глубины вод, и на поверхности реки плещутся рыбы. Люди просыпаются, поднимают руки и принимаются за работу. (Бог солнца Амон- Ра)

4 блок. Историческая перестрелка.

Учащиеся должны дать определения данным словам, у каждой команды будут свои слова.

1 команда. 2 команда

Оазис

дельта

Колония

буддизм

Иероглифы

клинопись

Папирус

каста

фараон

мумия

(За правильный ответ 1 балл.)

5 блок. Рассказ.

Первой команде необходимо рассказать о том, как египтяне строили пирамиды.

Второй команде рассказать о Великой Китайской стене.

(За это задание 3балла.)

6 блок Соотнести карточки.

На доске висят карточки со словами, первая команда выбирает те, которые относятся к Азии, вторая команда выбирает те, которые относятся к Египту. Команды записывают слова сначала себе на листы, а затем ученик зачитывает, учитель проверяет.

(1 балл за каждый правильный ответ).

Двуречье

Сфинкс

Ур

Египет

Иероглифы

Амон - Ра

Хиопс

Нил

Крез

Пирамида

Хаммурапи

Вавилон

Ассирия

Мумия

 

Клинопись

Давид

 

Подведение итогов. Команда набравшая большее количество баллов выигрывает.

 

 

 

 

Автор симон Мария Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 431
Номер материала 41961
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓