Главная / Начальные классы / Статья "Использование форм, методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность учащихся на уроках в специально – коррекционных классах".

Статья "Использование форм, методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность учащихся на уроках в специально – коррекционных классах".

Овечкина Л. И.,

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 10»

Использование форм, методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность учащихся на уроках в специально – коррекционных классах.


Учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания методов и организационных форм обучения.

Понятие «метод обучения» на разных этапах развития педагогики как науки имел различные определения, однако в основном рассматривался как способ организации познавательной деятельности учащихся. Под методом принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передает, а учащиеся усваивают знания, умения. Выбор методов обуславливается рядом факторов: содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития учащихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным материалом. На выбор методов направлена и коррекционная направленность обучения, подготовка учащихся к овладению определенной профессией, а также решение задач социальной адаптации. В практике коррекционного воспитания и обучения реализуются общие и специальные методы. Применительно к отдельному уроку или части урока метод распадается на ряд приемов.

Приём - это деталь, часть метода, отдельные операции, моменты в процессе усвоения знаний, формирования умений и навыков. Приём не имеет самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той, которая решается с помощью данного метода. Метод строится из приёмов, но не является совокупностью. Наиболее простая классификация методов в специальной педагогике подразделяет их на 3 группы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (показ, иллюстрация, демонстрация) и практические (упражнения, практические задания, самостоятельная и трудовая деятельность). Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности учащихся. Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объём материала, значит необходимо делить его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкреплённый наглядностью или практическими действиями, плохо понимается учащимися, не запоминается, а, следовательно, важно сочетать эти методы.

При ознакомлении с новыми знаниями на уроках, использую метод рассказа – метод изложения знаний. Рассказ - это последовательное логическое изложение материала. Наряду с этим методом широко использую метод беседы. В ходе беседы ставлю перед учащимися вопросы, ответы на которые располагают использование уже имеющихся знаний. Опираясь на имеющие знания, наблюдения, прошлый опыт стараюсь вести учащихся к новым знаниям. Для этого метода характерны приемы постановки вопросов в логической последовательности, активизирующих учащихся, раскрытие приемов коррекции неточных и ошибочных ответов. Подведение учащихся к правильным выводам и обобщениям. Следует отметить, что один и тот же приём может входить в разные методы. Например, прием сравнения входит в метод самоконтроля и служит предупреждению ошибок в работе, а являясь частью метода наблюдений, он активизирует познавательную деятельность школьников и помогает им, например, определить изменения в росте растений.

Закреплению новых знаний, формированию умений, совершенствованию знаний способствует метод самостоятельной работы. Необходимо, используя этот метод, организовать деятельность учащихся, так, что новые теоретические знания ученики приобретают самостоятельно и могут применять их в аналогичной, а порой и новой ситуации. Самостоятельная работа – «это особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуется большой активностью протекания познавательных процессов, которая может выполняться как на уроках, так и во внеурочное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки, учащихся к самостоятельному пополнению знаний».

Выделяется четыре типа самостоятельных работ по форме заданий: по образцу, репродуктивные, вариативные, творческие. В условиях обучения школьников любому учебному предмету, прежде всего, ставится задача вооружить учащихся системой доступных знаний, умений необходимых для успешного овладения профессией, быстрой адаптацией в условиях производства, для активного участия в жизни. Но достичь этого можно только при постоянной, целенаправленной коррекционной работе по ослаблению или преодолению дефектов интеллектуального и эмоционального волевого развития. Самостоятельная работа обрела статус необходимой формы обучения, обеспечивающей учащимися прочные знания и устойчивые умения. Самостоятельная работа служит средством активизации познавательной деятельности в том случае, если школьник пытается использовать свои знания в необычной ситуации и выполняет разнообразные задания, сложность которых соответствует различным видам психологической деятельности.

К приемам, которые способствуют развитию активных самостоятельных действий учащихся в учебном процессе, можно отнести ситуации, в которых ученик:

-защищает своё мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;

- задает вопросы, выясняя непонятное;

- помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;

- выполняют задания более трудные;

- ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним;

- осуществляет самопроверку.

Повышению эффективности обучения, способствует не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организация именно системы самостоятельных заданий связанных со всем преподаванием в целом. «Лишь в условиях, когда самостоятельная работа проводится систематически, у учащихся вырабатывается психологическая установка на познавательную самостоятельность, формируются необходимые познавательные умения, желание и способность самостоятельно овладевать знаниями и применять их в разнообразной учебной деятельности». Развитие самостоятельности каждого человека является условием совершенствования культуры общества. Самостоятельность личности в обучении – одна из главных целей образования. Правильно организованная самостоятельная учебная деятельность способствует исправлению недостатков познавательной деятельности, формирует активность, настойчивость, уверенность в собственных силах, активизирует их познавательную деятельность.

Одной из острейших проблем обучения детей является формирование познавательной активности и самостоятельности школьников. Часто ученики утрачивают интерес к учению, причиной этого является несовершенство применяемых методов и форм обучения, главную роль в котором учителя отводят запоминанию, исключая развитие вдумчивого отношения ученика к изучаемой теме. При обучении необходимо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. В процессе обучения ставится задача применения полученных знаний в разнообразных меняющихся условиях. Решение этой задачи позволит преодолеть характерную для таких детей стереотипность использования знаний. Необходимо добиваться овладения учащимися системой доступных знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.






Овечкина Л. И.,

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 10»



Урок в разновозрастном классе СКК VIII вида по теме: «Жизнь зверей осенью»


Цель урока: рассказать учащимся о том, как звери готовятся к зиме; показать связь между жизнью животных и изменениями в неживой природе и в мире растений; учить учащихся беречь и охранять родную природу.

Коррекционные цели: развивать умения сравнивать, анализировать, понимать связь событий, активизировать мыслительную деятельность.

Оборудование. Картина «Поздняя осень», картинки с изображениями зверей, карточки для составления схемы взаимосвязи неживой и живой природы. Песенки – загадки о животных, справочный материал по темам: «Дикие животные», «Красная книга», альбом «Московский зоопарк.

Презентация1.

Ход урока.

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно

Звонко прозвенел звонок, начинается урок.

Подровнялись, улыбнулись гостям, друг другу, учителю. Приступаем к работе.

II. Повторение по теме: «Изменения в неживой природе с приходом осени».

Учитель: Вспомните, какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени.

Учащиеся отвечают, используя план, который записан на доске. (Слайд 2)

1. Небо.

2. Солнце.

3. Осадки.

4.Температура воздуха.

Учитель: Какое самое заметное изменение в неживой природе мы наблюдаем?

Учащиеся: Становится холоднее, дни короче.

III. Сообщение темы урока. (Слайд 3)

Учитель: Сегодня мы узнаем, какие изменения происходят в жизни зверей с приходом осени, как звери готовятся к зиме. Научимся определять, как изменения в неживой природе и жизни растений влияют на жизнь зверей.

IV. Работа над новым материалом. (Слайд 4)

Изображение поздней осени.

Учитель. Рассмотрите внимательно картину. Какое время года на ней изображено?

Ученики. Поздняя осень.

Учитель. Докажите.

Учащиеся перечисляют признаки осени, которые они видят на картине.

-Представьте, что мы с вами находимся в этом осеннем лесу.

Кто живёт в лесу?

Учащиеся. Животные.

Учитель. Какие животные?

Учащиеся. Дикие.

Учитель. Давайте поместим на лесную поляну тех животных, которые могли бы быть лесу.

Загадки о животных. Ученики их отгадывают и помещают на картину «Поздняя осень»- изображения зверей.

Загадка 1. Она живет в большом лесу, все знают хитрую куму, а про её проказы есть сказки и рассказы. (Лиса).

Сообщение ученика о лисице. А, мы лисы, к зиме тоже меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле, я не хитрее многих других зверей. Если бы, не мои зоркие глаза, острый слух, а главное – чутьё, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И свою главную добычу – мышей полевок – я без всяких уловок нахожу. Мне нос и уши помогают. Догнать зайца трудно, поэтому разговоры, что лисы уничтожают много зайцев, неверны. Разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка. Живет в норе, обычно устраивается под корнями или под камнями больших деревьев. Лисы живут не дружно, поэтому в стаи не собираются.

Учитель: У лисы в мае рождаются лисята , через 12 дней начинают видеть, 3 месяца они не выходят из норы, пищу им приносит лиса. Через полгода они будут жить сами, отдельно.

Загадка 2. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет. (Волк)

Учитель: волк сильный, выносливый, сообразительный хищник. У него прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутьё. Летом живут парами, выращивают волчат. Заботятся о волчатах оба родителя. Пока волчица кормит молоком, она некуда не уходит, волк приносит ей еду. Зимой волки собираются в стаи, может быть 6-10 волков. Царит железная дисциплина – вожаку все безоговорочно подчиняются. Движения, взгляд – закон для стаи. Выжить волку помогает выносливость. Волки могут не есть по многу дней. Нападаем мы только на больных животных.

Загадка 3. Прыгун – трусишка, хвостик коротышка, глазки с косинкой, ушки вдоль спинки. Одежда в два цвета на зиму и на лето (Заяц).

Сообщения:

Сообщение ученика о зайце. Звери от врагов, кто в дуплах прячутся, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого не делаю. А врагов у меня много. И все – таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шуба. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. У зайца шубка серенькая, а зимой беленькая. Он специально маскируется, чтобы хищники его не видели, а точнее, его враги.

Дополнение учителя: зайцы зимой хорошо бегают по льду, потому что на лапках жесткие волосы, которые не дают скользить, перепрыгивают с разбегу изгороди и стены высотой в 2-3 метра.

Зайчата рождаются хорошо развитыми, с открытыми глазами и одетые шерстью. Новорожденные зайчата могут сами чиститься. Кормят их молоком. 1 в марте или апреле – настовички (наверно потому, что наст ещё лежит). 2 – рождаются в июне, когда колосится рожь, гречиха - колосовички, или гречишники. 3- в августе – листопаднички.

Мы послушали как лиса, заяц и волк готовятся к зиме.

Учитель: Ребята, как вы думаете, влияют ли изменения в неживой природе на жизнь растений и животных?

Учащиеся: Влияют.

Учитель: Правильно, а теперь давайте подумаем, какие изменения произошли с животными, которые пришли на лесную поляну. Для этого сначала вспомним, как им жилось летом. Смогут ли наши животные прожить зимой в лесу так, как летом или им надо подготовиться к этому суровому времени года?

Учащиеся. Нужно подготовиться.

Учитель: Мы с вами узнали как приготовились к зиме заяц, лиса, волк.

Сейчас мы с вами отдохнем.

Физкультминутка.

У медведя дом большой, а у зайки маленький

(Показ движений руками).

Учитель: О каком звере пойдет речь дальше, мы узнаем, если соберем портрет. (Игра «Собери портрет»). Что это за зверек?

Учащиеся. Белка.

Учитель: Из леса, пришло сообщение. Больше всего мы белки любим высокие, сухие и глухие леса. У каждой белки есть по 3-4 гнезда. Чаще расположены в дуплах деревьев, выстланы они нежным мхом. Хвост служит рулем, а если прыгаем то парашютом. Мы умеем плавать, но не любим. А чем белки питаются? Грибами, ягодами, орехами, семенами шишек.

Учитель: Ребята, я вам раздам листы со зверями. «Найдите лишнего животного». А почему «Лишнее»?

Ответы учащихся. Разукрасить.

Учитель: Посмотрите ещё одна телеграмма, а от кого догадайтесь сами. Слушаем.

Телеграмма. Осенью у нас медведей, забот немало. Во – первых, мы линяем . Во – вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать, до весны. Но, чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчел и ос. Накопим жирку, живем лет до пятидесяти.

Учитель: Медведь – хищный, могучий, ловкий, хитрый, и осторожный. Если необходимо он может тащить ношу 400 – 500 кг, может бежать со скоростью скаковой лошади. В феврале появляются медвежата, рождаются слепыми и весят всего 500 грамм. Нянька своя один из старших медвежат - пестунами. А почему лапу сосет медведь? Зимой линяет кожа на ступнях. Вот и приходится лапы лизать, чтобы быстрее сошла старая и не было так больно. А еще есть мнение, что в феврале с голых ступней сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и, кажется, что он сосет лапу, а на самом деле он согревает ее губами и языком.

V. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, давайте сделаем выводы и ответим на вопрос: Как звери готовятся к зиме?

  1. Запасают корм на зиму.

  2. Жиреют.

  3. Никаких запасов не делают.

  4. У всех зверей происходит линька.

Учитель: Пора и нам домой возвращаться из леса. А у каких животных мы были в гостях?

VI. Домашняя работа

Домашняя работа раскрасит лесных животных, принести на урок.

VII. Рефлексия урока.

Продолжите фразу:

  • я узнал....

  • для меня было интересно....

  • теперь я знаю ..

Молодцы!







Статья "Использование форм, методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность учащихся на уроках в специально – коррекционных классах".
  • Начальные классы
Описание:

Статья о методах и приёмах обучения в СКК 8 вида.

Учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания методов и организационных форм обучения.

Понятие «метод обучения» на разных этапах развития педагогики как науки имел различные определения, однако в основном рассматривался как способ организации познавательной деятельности учащихся. Под методом принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передает, а учащиеся усваивают знания, умения. Выбор методов обуславливается рядом факторов: содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития учащихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным материалом. На выбор методов направлена и коррекционная направленность обучения, подготовка учащихся к овладению определенной профессией, а также решение задач социальной адаптации. В практике коррекционного воспитания и обучения реализуются общие и специальные методы. Применительно к отдельному уроку или части урока метод распадается на ряд приемов.

 

Приём - это деталь, часть метода, отдельные операции, моменты в процессе усвоения знаний, формирования умений и навыков. Приём не имеет самостоятельной  учебной задачи, а подчиняется той, которая решается с помощью данного метода. Метод строится из приёмов, но не является совокупностью. Наиболее простая классификация методов в специальной педагогике подразделяет их на 3 группы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (показ, иллюстрация, демонстрация) и практические (упражнения, практические задания, самостоятельная и трудовая деятельность). Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности учащихся. Ученики, например,  не могут одновременно усвоить  большой объём материала, значит необходимо делить его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкреплённый наглядностью или практическими действиями, плохо понимается учащимися, не запоминается, а, следовательно, важно сочетать эти методы.

Автор Овечкина Людмила Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 411
Номер материала 51852
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓