Главная / Физика / Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов при организации учебного процесса"

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов при организации учебного процесса"

Клюшина Жанна Викторовна,

учитель физики МБОУ СОШ №37,

г. Шахты Ростовской области


Использование цифровых образовательных ресурсов при организации учебного процесса по физике


Учитывая, что основная цель современной школы и учителя – создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, последние два года проводила педагогическое исследование по теме: «Развитие творческой познавательной активности учащихся на уроках физики средствами современных информационно-коммуникационных технологий».

Считаю, что решать проблему развития познавательной активности учащихся, т.е. организацию обучения на активной основе, через деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, эффективно позволяют новые информационные технологии, в частности, это цифровые и электронные образовательные ресурсы.

Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Но необходимо, отметить, что невозможно показывать эксперименты, требующие сложного оборудования, которого просто нет в кабинете физики. В этом случае выручает компьютер, который позволяет проводить виртуальные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов. Наблюдать, как изменится в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение. Применение электронных образовательных ресурсов дает мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы.

Электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи:

- индивидуализации и дифференциации обучения;

- стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся;

- воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;

- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.

Вопросы изучения и исследования:

  1. Использование ЦОР и ЭОР для организации домашней самостоятельной работы учащихся для закрепления и углубления знаний.

  2. Использование ЦОР и ЭОР для организации домашнего эксперимента, как необходимого условия формирования познавательных интересов через организацию учебно - познавательной деятельности обучающихся.

Возможности применения ЭОР по уровню деятельности следующие:


Уровень

деятельности


Примеры действий

учителя


Примеры действий

учащихся

Пассивный

Показ рисунков и фотографий из мультимедийных курсов

Чтение с экрана текста из мультимедийных курсов

Показ интерактивных моделей и задание учащимся вопросов


Просмотр интерактивных моделей и ответы на вопросы учителя

Деятельностный


Работа с интерактивными моделями в рамках выполнения лабораторных работ

Выполнение лабораторных работ


Организация тестирования

Выполнение тестовых заданий и решение задач

Творческий

Задания учащимся по интерактивным моделям и моделирующим средам в творческом виде

Самостоятельное исследование


Создание учащимися нового продукта – интеллектуального, познавательного характера


Типы ЭОР, используемых при подготовке и проведении различных типов уроков


Тип урока

Цель урока




Типы ЭОР

ЭОР

ЦОР

Изучение нового материала

формирование первичного представления или системы представлений (в зависимости от сложности изучаемого объекта) о физическом объекте или явлении;


- все типы информационных модулей;

- практические модули определенных типов: лабораторная работа; работа с интерактивными моделями;

- анимации;

- параметризованные модели-задачи;

- демонстрационные модели;


Закрепление знаний и формирование умений

первичное усвоение изученных элементов содержания.

Основной вид деятельности – воспроизведение формулировок и выполнение заданий по образцу.

- практические модули:

практикумы, включающие решение простейших задач по теме;


- виртуальные практикумы;

- интерактивные задачи по физике;


Применения знаний и умений на практике


формирование умения использовать полученные знания и умения для решения проблем;

- практические модули: практикумы, включающие в себя решение задач, лабораторные работы;


- интерактивные лабораторные работы по физике;

- интерактивные задачи по физике;

- модули для коллективной работы;

Обобщения и систематизации знаний

включение изученных знаний и умений в систему ранее изученных физических фактов;

- информационные;

- комбинированные;

- практические: исследовательские работы; решение задач разного уровня сложности, в том числе повышенного;

- описание опытов, лабораторных работ по физике, выходящих за пределы школьной программы;

- наборы задач повышенной сложности;


Организация контроля

установление уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков по теме; установление путей коррекции достигнутого уровня знаний и умений;

контрольные разных типов;


тесты по физике;



Работа с ЭОР легко вписывается в традиционный урок и позволяет учителю организовывать следующие виды учебной деятельности:

1)для моделирования разнообразных физических процессов учителем и учениками;

2)обучающие программы для самостоятельной работы школьников;

3)для диагностики и контроля их знаний;

4) во внеурочной деятельности, творческих заданиях и проектной деятельности.

Способствует формированию компетенций:

1)изучение нового материала;

2) поиск информации;

3) обработка информации;

4) адаптация к окружающей среде, необходимых не только физике, но и других предметах.

Качество знаний при этом заметно возрастает, что позволяет говорить о рациональном использовании новых форм, методов и технологий в учебном процессе.

Использование ЭОР раскрывает перспективы использования активно- деятельностных форм обучения, и тем самым изменения ролей учителя и ученика.


Ссылки на методические материалы и виртуальные лабораторные работы


1)http://school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов);

2) http://www. ict. edu. ru (Портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»);

3)http://www. microsoft. com/Rus/Education/PiL/Default. mspx (Партнерство в образовании. Информационный портал Microsoft для образовательных учреждений);

4)http://www. fsu-expert. ru (Общественно-государственная экспертиза учебников. Федеральный совет по учебникам МОН РФ);

5)http://fiz.1september. ru/ (Электронная версия газеты «Физика»);

6)http://archive.1september. ru/fiz/ (Газета “1 сентября”: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.);

7)http://www. physbook. ru/ (Электронный учебник по физике);

8)http://www. physics. ru/ (Открытая физика. Физикон);

9)http://www. fizika. ru/index. htm (Сайт Физика. ру);

10)http://astronom-ntl. narod. ru (Сборник материалов по физике и астрономии) ;

11)http://physics. nad. ru/ (Физика в анимациях);

12)http://www. uroki. net (Все для учителя);

13)http://www. twirpx. com (Сайт для студентов, аспирантов и преподавателей);

14)http://www. ucheba. com (Образовательный портал «УЧЕБА»);

15)http://www. ege. ru (Сервер информационной поддержки ЕГЭ);

16)http://www. curator. ru/e-books/physics. html (Обзор электронных учебников на CD-ROM);

17)http://www. n-t. org/ (Наука и техника: электронная библиотека);

18)http://phdep. ifmo. ru/labor/common/ (Виртуальные лабораторные работы по физике для 10 и 11 классов);

19)http://www. gomulina. orc. ru (Физика и астрономия: виртуальный методический кабинет);

20)http://www. cacedu. unibel. by/partner/bspu/ (Федеральные тесты по механике);

21)http://n-t. ru/nl/fz/ (Лауреаты нобелевской премии по физике);

22)http://www. phizik. cjb. net/ (Школьный курс физики);

23)http://class-fizika. narod. ru/ (Классная физика).



Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов при организации учебного процесса"
  • Физика
Описание:

Основная цель современной школы и учителя  – создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, и как следствие, развитие творческой познавательной активности учащихся на уроках.

  Решать проблему развития познавательной активности учащихся, т.е.  организацию обучения на активной основе, через деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, эффективно позволяют новые информационные технологии, в частности, это цифровые  и электронные образовательные ресурсы.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы.

Работа с ЭОР и ЦОР легко вписывается в традиционный урок и позволяет учителю организовывать следующие виды учебной деятельности:

1)для моделирования разнообразных физических процессов учителем и учениками; 

2)обучающие программы для самостоятельной работы школьников;

3)для диагностики и контроля их знаний;

4) во внеурочной деятельности, творческих заданиях и проектной деятельности.

Способствует формированию компетенций:

1)изучение нового материала;

2) поиск информации;

3) обработка информации;

4) адаптация к окружающей среде, необходимых не только физике, но и других предметах.

Качество знаний при этом заметно возрастает, что позволяет говорить о рациональном использовании новых форм, методов и технологий в учебном процессе.

Использование ЭОР раскрывает перспективы использования активно- деятельностных форм обучения, и тем самым изменения ролей учителя и ученика.

 

 

Автор Клюшина Жанна Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 352
Номер материала 30433
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓