Инфоурок Физика Другие методич. материалыСтатья "Использование цифровых образовательных ресурсов при организации учебного процесса"

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов при организации учебного процесса"

Скачать материал

Клюшина Жанна Викторовна,

учитель физики МБОУ СОШ №37,

г. Шахты Ростовской области

 

Использование цифровых образовательных ресурсов при организации учебного процесса по физике

 

Учитывая, что основная цель современной школы и учителя  – создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, последние два года проводила педагогическое исследование по теме:  «Развитие творческой познавательной активности учащихся на уроках физики средствами  современных информационно-коммуникационных технологий».

  Считаю, что  решать проблему развития познавательной активности учащихся, т.е.  организацию обучения на активной основе, через деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, эффективно позволяют новые информационные технологии, в частности, это цифровые  и электронные образовательные ресурсы.

Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Но необходимо, отметить, что невозможно показывать эксперименты, требующие  сложного оборудования, которого просто нет в кабинете физики. В этом случае выручает компьютер, который позволяет  проводить  виртуальные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов. Наблюдать, как изменится в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение. Применение электронных образовательных ресурсов дает мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы.

Электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи:

- индивидуализации и дифференциации обучения;

- стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся;

- воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;

- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.

Вопросы изучения и исследования:

1.      Использование ЦОР и ЭОР для организации домашней самостоятельной работы  учащихся для закрепления и углубления знаний.

2.      Использование ЦОР и ЭОР для организации домашнего эксперимента, как необходимого условия формирования познавательных интересов через организацию учебно - познавательной деятельности обучающихся.

Возможности применения ЭОР по уровню деятельности следующие:

 

Уровень

деятельности

 

Примеры действий

учителя

 

Примеры действий

учащихся

Пассивный

Показ рисунков и фотографий из мультимедийных курсов

Чтение с экрана текста из мультимедийных курсов

Показ интерактивных моделей и задание учащимся вопросов          

 

Просмотр интерактивных моделей и ответы на вопросы учителя

Деятельностный           

 

Работа с интерактивными моделями в рамках выполнения лабораторных работ 

Выполнение лабораторных работ

 

Организация тестирования

Выполнение тестовых заданий и решение задач

Творческий

Задания учащимся по интерактивным моделям и моделирующим средам в творческом виде

Самостоятельное исследование

 

Создание учащимися нового продукта – интеллектуального, познавательного характера

 

Типы ЭОР, используемых при подготовке и проведении  различных типов уроков

 

Тип урока

Цель урока

 

 

Типы ЭОР

ЭОР

ЦОР

Изучение нового материала

формирование первичного представления или системы представлений (в зависимости от сложности изучаемого объекта) о физическом объекте или явлении;

 

- все типы информационных модулей;

- практические модули определенных типов: лабораторная работа; работа с интерактивными моделями;

- анимации;

- параметризованные модели-задачи;

- демонстрационные модели;

 

Закрепление знаний и формирование умений

первичное усвоение изученных элементов содержания.

Основной вид деятельности – воспроизведение формулировок и выполнение заданий по образцу.

- практические модули:

практикумы, включающие решение простейших задач по теме;

 

- виртуальные практикумы;

- интерактивные задачи по физике;

 

Применения знаний и умений на практике

 

формирование умения использовать полученные знания и умения для решения проблем;

- практические модули: практикумы, включающие в себя решение задач, лабораторные работы;

 

- интерактивные лабораторные работы по физике;

- интерактивные задачи по физике;

- модули для коллективной работы;

Обобщения и систематизации знаний

включение изученных знаний и умений в систему ранее изученных физических фактов;

- информационные;

- комбинированные;

- практические: исследовательские работы; решение задач разного уровня сложности, в том числе повышенного;

- описание опытов, лабораторных работ по физике, выходящих за пределы школьной программы;

- наборы задач повышенной сложности;

 

Организация контроля

установление уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков по теме; установление путей коррекции достигнутого уровня знаний и умений;

контрольные разных типов;

 

тесты по физике;

 

 

Работа с ЭОР легко вписывается в традиционный урок и позволяет учителю организовывать следующие виды учебной деятельности:

1)для моделирования разнообразных физических процессов учителем и учениками; 

2)обучающие программы для самостоятельной работы школьников;

3)для диагностики и контроля их знаний;

4) во внеурочной деятельности, творческих заданиях и проектной деятельности.

Способствует формированию компетенций:

1)изучение нового материала;

2) поиск информации;

3) обработка информации;

4) адаптация к окружающей среде, необходимых не только физике, но и других предметах.

Качество знаний при этом заметно возрастает, что позволяет говорить о рациональном использовании новых форм, методов и технологий в учебном процессе.

Использование ЭОР раскрывает перспективы использования активно- деятельностных форм обучения, и тем самым изменения ролей учителя и ученика.

 

Ссылки на методические материалы и виртуальные лабораторные работы

 

1)http://school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов);

2) http://www. ict. edu. ru (Портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»);

3)http://www. microsoft. com/Rus/Education/PiL/Default. mspx (Партнерство в образовании. Информационный портал Microsoft для образовательных учреждений);

4)http://www. fsu-expert. ru (Общественно-государственная экспертиза учебников. Федеральный совет по учебникам МОН РФ);

5)http://fiz.1september. ru/ (Электронная версия газеты «Физика»);

6)http://archive.1september. ru/fiz/ (Газета “1 сентября”: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.);

7)http://www. physbook. ru/ (Электронный учебник по физике);

8)http://www. physics. ru/ (Открытая физика. Физикон);

9)http://www. fizika. ru/index. htm (Сайт Физика. ру);

10)http://astronom-ntl. narod. ru (Сборник материалов по физике и астрономии) ;

11)http://physics. nad. ru/ (Физика в анимациях);

12)http://www. uroki. net (Все для учителя);

13)http://www. twirpx. com (Сайт для студентов, аспирантов и преподавателей);

14)http://www. ucheba. com (Образовательный портал «УЧЕБА»);

15)http://www. ege. ru (Сервер информационной поддержки ЕГЭ);

16)http://www. curator. ru/e-books/physics. html (Обзор электронных учебников на CD-ROM);

17)http://www. n-t. org/ (Наука и техника: электронная библиотека);

18)http://phdep. ifmo. ru/labor/common/ (Виртуальные лабораторные работы по физике для 10 и 11 классов);

19)http://www. gomulina. orc. ru (Физика и астрономия: виртуальный методический кабинет);

20)http://www. cacedu. unibel. by/partner/bspu/ (Федеральные тесты по механике);

21)http://n-t. ru/nl/fz/ (Лауреаты нобелевской премии по физике);

22)http://www. phizik. cjb. net/ (Школьный курс физики);

23)http://class-fizika. narod. ru/ (Классная физика).

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов при организации учебного процесса""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по кредитованию

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Основная цель современной школы и учителя  – создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, и как следствие, развитие творческой познавательной активности учащихся на уроках.

  Решать проблему развития познавательной активности учащихся, т.е.  организацию обучения на активной основе, через деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, эффективно позволяют новые информационные технологии, в частности, это цифровые  и электронные образовательные ресурсы.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы.

Работа с ЭОР и ЦОР легко вписывается в традиционный урок и позволяет учителю организовывать следующие виды учебной деятельности:

1)для моделирования разнообразных физических процессов учителем и учениками; 

2)обучающие программы для самостоятельной работы школьников;

3)для диагностики и контроля их знаний;

4) во внеурочной деятельности, творческих заданиях и проектной деятельности.

Способствует формированию компетенций:

1)изучение нового материала;

2) поиск информации;

3) обработка информации;

4) адаптация к окружающей среде, необходимых не только физике, но и других предметах.

Качество знаний при этом заметно возрастает, что позволяет говорить о рациональном использовании новых форм, методов и технологий в учебном процессе.

Использование ЭОР раскрывает перспективы использования активно- деятельностных форм обучения, и тем самым изменения ролей учителя и ученика.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 865 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 378
    • DOCX 24.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Клюшина Жанна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Клюшина Жанна Викторовна
    Клюшина Жанна Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 48882
    • Всего материалов: 29

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 660 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегия продаж и продуктовая линейка: успех в современном бизнесе

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе