Главная / Биология / статья "интеллект-карта как метод реализации интеллектуальных способностей учащихся"

статья "интеллект-карта как метод реализации интеллектуальных способностей учащихся"

Интеллект - карты как средство развития интеллектуальных и творческих

способностей учащихся в рамках ФГОС.

Автор: Матлина Н.Я. - учитель биологии

высшей квалификационной категории,

МАОУ «СОШ с УИОП №3» г. Березники

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что приводит к изменению характера его общения и Я- концепции. Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, однако, их формированию уделяется недостаточное внимание, хотя именно познавательные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира». С каждым днем увеличивается объем информации, который необходим современному человеку для успешной деятельности. В связи с этим преподаватель должен вводить в практику новые формы обучения, которые позволяют "разбудить" дремлющую в каждом обучающемся жажду познания. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Это помогает решить такая технология интенсификации обучения как интеллект – карта (ментальная карта).

Основная гипотеза инновации – это формирование умения переработки большого объема информации и изображение ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений. Данная технология представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного логического мышления (причина- следствие, да или нет) к многомерному, неограниченному. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.
Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый). По Бьюзену Т.,«интеллект-карта»– это графическое выражение процесса радиального мышления. Проще говоря, интеллект карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".

Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи:

  • Развитие логического мышления;

  • Развитие творческого потенциала;

  • Формирование критического мышления;

  • Рост уровня обученности;

  • Повышение мотивации;

  • Сохранение здоровья.

Интеллект-карта характеризуется тремя основными свойствами:

  • Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

  • Привлекательность. Интеллект-карта должна быть яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект- карт".

  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Систематическое применение интеллект - карт позволяет развивать познавательные учебные действия, такие как:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические моделирование–преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (кодирование, замещение, декодирование);

  • умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  • анализ объектов с целью выделения признаков;

  • синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих элементов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений .

Правила создания интеллект-карт:

  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.

  • Используйте печатные буквы.

  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.

  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.

  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.

  • Делайте главные линии плавными и более жирными.

  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.

  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.

  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».

  • Старайтесь все слова располагать горизонтально.

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре, потому что таким образом мысль сможет развиваться во всех направлению без ограничений.

  • Для изображения центральной идеи можно использовать один рисунок, картину ( одним рисунком можно выразить тысячу слов). Рисунок в центре листа привлекает внимание, активизирует мыслительный процесс, воображение. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

  • Главные ветви соединяются с центральной идеей ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

  • Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.

  • Представляя каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.

  • Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

  • В создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

  • Учащиеся могут, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы.

  • Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.

  • Легко можно составить интеллект-карту с помощью программы iMindMap. Получаются красочные карты, и вы с легкостью можете их сохранить для уроков или вставить в презентацию по новой теме

Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринимать и запомнить более 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект   карты. В формате интеллект   карт это выглядит примерно так: структура- образы- цвета-ассоциации. Интеллект   карта легко усваивается человеческим мозгом, который мощнее любого компьютера.

Законы построения интеллект-карты:

  • 1.Четкая формулировка темы (идеи) интеллект-карты.

  • 2. Графическое изображение темы (идеи) в виде центрального образа, рисунка.

  • 3. Ассоциирование.

  • 4. Группировка ассоциаций по определённым признакам.

  • 5. Структурирование ассоциаций – подбор ключевых слов или ключевых фраз.

  • 6. Графическое структурирование – добавление ключевых ветвей к центральному образу.

  • 7. Заполнение графической структуры – добавление ответвлений.

  • 8. Оживление графической структуры – добавление символики, ассоциирующейся со словами.

  • 9. Выделение структуры – выделение ключевых ветвей цветными блоками.

  • 10. Установление объективных связей между блоками или их элементами

Практическое применение карт памяти

1.Запоминание и хранение изучаемого материала в процессе создания карты памяти и самое главное то, что приобретенные знания легко восстанавливаются через неопределенный промежуток времени при прочтении данной карты, а на прочтение карты понадобится не более 10 минут.

2.При создании очередной карты памяти время работы сокращается. – хорошая подготовка к экзаменам или контрольным работам. Времени для подготовки потребуется намного меньше, чем при традиционном способе.

3.Интеллект - карты удобно использовать при написании научных работ и рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ.

4. Интеллект-карта может служить наглядным пособием для выражения своих мыслей, на уроках при объяснении нового материала, при подготовке домашних заданий, выступлении на конференциях и собраниях.

5.Данную технологию можно использовать в любой сфере жизни, в любой профессии, может помочь логически выстроить свою деятельность.

6. Способствует развитию творческого потенциала, который проявляется в научно-исследовательской деятельности учащихся, в участии во внеклассных мероприятиях и на уроках творческий подход делает обучение более ярким и интересным.

7.Данная технология способствует формированию критического мышления, что проявляется в работе с различными источниками информации при создании собственной продукции (презентации, цифровые коллекции наглядных пособий к урокам и многое другое).

8.Технология интеллект - карт помогает формированию у учащихся единой картины мира, это средство, оттачивающее культуру мышления, приводит мысли в порядок.

Заключение

Результаты диагностики показывают, что изучение предмета с помощью карт памяти дает более высокие результаты, чем традиционный способ. Изучаемый материал запоминается в большем объеме, и качество знаний повышается, так как весь материал темы прорабатывается учащимися в полном объеме и самостоятельно.Повышается умение самостоятельной работы с текстом и другими источниками информации, умение выделять главное, обобщать.
По опросам детей на подготовку к итоговому контролю по теме им потребовалось в среднем 25 минут. Учить ребят составлению таких карт можно даже с пятого класса.

Следовательно, можно сделать выводы:

1. Данная технология действительно экономит время и способствует более качественному усвоению изучаемого материала.

2. Неоднократное составление интеллект – карт способствует систематизации знаний учащихся по окружающему миру, высокому качеству усвоенного материала, приобретению учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для обучения в средней и старшей школе; повышению уровня качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета.

3. В результате систематической работы по созданию интеллект - карт учащиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу творческий характер, способствует развитию личности ребенка его индивидуальности и самобытности.

4. Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы.

5. Процесс изучения темы не является скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки, использовать разные цвета.

Список литературы:

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

  2. Бьюзен Т.и Б. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл. Драко М. В. – 2-е изд. – Мн. :ООО «Попурри», 2003. – 304 с.

  3. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Раутиан А. С., Тырин С. В.,Программа «Окружающий мир» по ОС «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) [Электронный ресурс] URL:http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php (дата обращения: 07.04.12)

Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски[Электронный ресурс] URL: http://www.iatnlp.ru(дата обращения: 07.04.12

статья "интеллект-карта как метод реализации интеллектуальных способностей учащихся"
  • Биология
Описание:

ФГОС  начального  и общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. С каждым днем увеличивается объем информации, который необходим современному человеку для успешной деятельности. В связи с этим преподаватель должен вводить в практику новые формы обучения, которые позволяют "разбудить" дремлющую в каждом  обучающемся жажду познания. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Это помогает решить такая технология  интенсификации обучения как интеллект – карта (ментальная карта)

Автор Матлина Надежда Яковлевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 625
Номер материала 29792
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓