Интеллект - карты как средство развития интеллектуальных и творческих
способностей учащихся в рамках ФГОС.
Автор:
Матлина Н.Я. - учитель биологии
высшей квалификационной категории,
МАОУ «СОШ с УИОП №3» г. Березники
Федеральный государственный образовательный
стандарт начального и общего образования определил в качестве главных
результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные
действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение
учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Регуляция общения,
кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты
ребенка, что приводит к изменению характера его общения и Я- концепции.
Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и
оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и
на самооценку, однако, их формированию уделяется недостаточное внимание, хотя
именно познавательные учебные действия обеспечивают способность к познанию
окружающего мира». С каждым днем увеличивается объем информации, который
необходим современному человеку для успешной деятельности. В связи с этим
преподаватель должен вводить в практику новые формы обучения, которые позволяют
"разбудить" дремлющую в каждом обучающемся жажду познания. Как
сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Это
помогает решить такая технология интенсификации обучения как интеллект – карта
(ментальная карта).
Основная гипотеза инновации – это
формирование умения переработки большого объема информации и изображение ее в
виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений. Данная
технология представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного
логического мышления (причина- следствие, да или нет) к многомерному,
неограниченному. Буквально
слово "mind" означает "ум", а слово "maps" —
"карты". В итоге получаются "карты ума". В
переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин
"интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс
ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами
ассоциаций.
Метод
интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant –
испускающий свет, лучи (лучистый). По Бьюзену Т.,«интеллект-карта»– это
графическое выражение процесса радиального мышления. Проще говоря, интеллект
карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию;
мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Центральную
идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый
бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль –
может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого
расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет
собой ассоциацию и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически
бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы
называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования
этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент
времени содержит "информационные карты", сложности которых
позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты
увидеть".
Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством
интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон
выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне
отображаются как деревья “биохомических” импульсов.
Интеллект-карты "представляют собой внешнюю
"фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент
времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные,
причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими
проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи:
·
Развитие
логического мышления;
·
Развитие
творческого потенциала;
·
Формирование
критического мышления;
·
Рост
уровня обученности;
·
Повышение
мотивации;
·
Сохранение
здоровья.
Интеллект-карта
характеризуется тремя основными свойствами:
- Наглядность. Вся
проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед
вами, ее можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность.
Интеллект-карта должна быть яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было
не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал:
"Настраивайтесь на создание красивых интеллект- карт".
- Запоминаемость.
Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета
интеллект-карта легко запоминается.
Систематическое
применение интеллект - карт позволяет развивать познавательные учебные
действия, такие как:
- самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск
и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические
моделирование–преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую
или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления
общих законов, определяющих данную предметную область (кодирование,
замещение, декодирование);
- умение
структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
- постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- анализ
объектов с целью выделения признаков;
- синтез
как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих элементов;
- выбор
оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение
под понятия, выведение следствий;
- установление
причинно-следственных связей;
- построение
логической цепи рассуждений .
Правила создания интеллект-карт:
·
Придерживайтесь
принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
·
Используйте
печатные буквы.
·
Размещайте
ключевые слова над соответствующими линиями.
·
Следите
за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого
слова.
·
Соединяйте
линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись
с центральным образом.
·
Делайте
главные линии плавными и более жирными.
·
Отграничивайте
блоки важной информации с помощью линий.
·
Следите
за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
·
Держите
бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
·
Старайтесь
все слова располагать горизонтально.
·
Для
создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
·
Основная
идея, проблема или слово располагается в центре, потому что таким
образом мысль сможет развиваться во всех направлению без ограничений.
·
Для
изображения центральной идеи можно использовать один рисунок, картину ( одним
рисунком можно выразить тысячу слов). Рисунок в центре листа привлекает
внимание, активизирует мыслительный процесс, воображение. Каждая главная
ветвь имеет свой цвет.
·
Главные
ветви соединяются с центральной идеей ветки первого уровня, на которых пишутся
слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею, а ветви
второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
·
Ветви
должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
·
Над
каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
·
Для
лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки,
ассоциации о каждом слове.
·
Разросшиеся
ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
·
Учащийся сам вспоминает или находит слово, что
активизирует процессы памяти и мышления.
·
Представляя каждое слово в виде картинки, он
использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого
полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание
и запоминание значения слова.
·
Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной
или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи
банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на
этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.
·
В создании мыслительных карт задействованы
воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная,
слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.
·
Учащиеся могут, как сами составлять
интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому
составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при
изучении темы.
·
Карту можно составить как в ручную, так и с помощью
компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти
бесплатную версию.
- Легко
можно составить интеллект-карту с помощью программы iMindMap.
Получаются красочные карты, и вы с легкостью можете их сохранить для
уроков или вставить в презентацию по новой теме
Главное – помнить,
что человеческий мозг не сможет воспринимать и запомнить более 7
главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении
грамотной интеллект ‑ карты. В формате интеллект
‑ карт это выглядит примерно так: структура- образы- цвета-ассоциации. Интеллект
‑ карта легко усваивается человеческим мозгом, который мощнее любого
компьютера.
Законы построения интеллект-карты:
·
1.Четкая формулировка темы (идеи)
интеллект-карты.
·
2. Графическое изображение темы (идеи) в виде
центрального образа, рисунка.
·
3. Ассоциирование.
·
4. Группировка ассоциаций по определённым
признакам.
·
5. Структурирование ассоциаций – подбор ключевых
слов или ключевых фраз.
·
6. Графическое структурирование – добавление ключевых
ветвей к центральному образу.
·
7. Заполнение графической структуры – добавление
ответвлений.
·
8. Оживление графической структуры – добавление
символики, ассоциирующейся со словами.
·
9. Выделение структуры – выделение ключевых
ветвей цветными блоками.
·
10. Установление объективных связей между
блоками или их элементами
Практическое применение карт памяти
1.Запоминание и хранение изучаемого материала в
процессе создания карты памяти и самое главное то, что приобретенные знания
легко восстанавливаются через неопределенный промежуток времени при прочтении
данной карты, а на прочтение карты понадобится не более 10 минут.
2.При создании очередной карты памяти время работы
сокращается. – хорошая подготовка к экзаменам или контрольным работам. Времени
для подготовки потребуется намного меньше, чем при традиционном способе.
3.Интеллект - карты удобно использовать при написании
научных работ и рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ.
4. Интеллект-карта может служить наглядным пособием
для выражения своих мыслей, на уроках при объяснении нового материала, при
подготовке домашних заданий, выступлении на конференциях и собраниях.
5.Данную технологию можно использовать в любой сфере
жизни, в любой профессии, может помочь логически выстроить свою деятельность.
6. Способствует развитию творческого потенциала,
который проявляется в научно-исследовательской деятельности учащихся, в участии
во внеклассных мероприятиях и на уроках творческий подход делает обучение более
ярким и интересным.
7.Данная технология способствует формированию
критического мышления, что проявляется в работе с различными источниками
информации при создании собственной продукции (презентации, цифровые коллекции
наглядных пособий к урокам и многое другое).
8.Технология интеллект - карт помогает формированию у
учащихся единой картины мира, это средство, оттачивающее культуру мышления,
приводит мысли в порядок.
Заключение
Результаты диагностики показывают, что изучение
предмета с помощью карт памяти дает более высокие результаты, чем традиционный
способ. Изучаемый материал запоминается в большем объеме, и качество знаний
повышается, так как весь материал темы прорабатывается учащимися в полном
объеме и самостоятельно.Повышается умение самостоятельной работы с текстом и
другими источниками информации, умение выделять главное, обобщать.
По опросам детей на подготовку к итоговому контролю по теме им потребовалось
в среднем 25 минут. Учить ребят составлению таких карт можно даже с пятого
класса.
Следовательно, можно сделать выводы:
1. Данная технология действительно экономит время и
способствует более качественному усвоению изучаемого материала.
2. Неоднократное
составление интеллект – карт способствует систематизации знаний учащихся по
окружающему миру, высокому качеству усвоенного материала, приобретению
учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для
обучения в средней и старшей школе; повышению уровня качества знаний;
проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета.
3. В результате
систематической работы по созданию интеллект - карт учащиеся вырабатывают свой
собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу
творческий характер, способствует развитию личности ребенка его
индивидуальности и самобытности.
4. Личность,
развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою
способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и
укрепляет веру в собственные силы.
5. Процесс
изучения темы не является скучным, так как дети могут сами экспериментировать,
придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки,
использовать разные цвета.
Список
литературы:
- Асмолов А. Г.,
Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя /. – М.: Просвещение, 2008. –
151 с.
- Бьюзен Т.и Б.
Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл.
Драко М. В. – 2-е изд. – Мн. :ООО «Попурри», 2003. –
304 с.
- Вахрушев А. А.,
Данилов Д. Д., Раутиан А. С.,
Тырин С. В.,Программа «Окружающий мир» по ОС «Школа 2100» (для
четырёхлетней начальной школы) [Электронный ресурс]
URL:http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php (дата обращения:
07.04.12)
Интеллект-карта как способ принятия важных
решений: MIND MAP по-русски[Электронный ресурс] URL:
http://www.iatnlp.ru(дата обращения:
07.04.12
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.