Главная / Математика / Статья "Интегративный подход в системе общего и дополнительного образования, как основа формирования социально активной личности школьника"

Статья "Интегративный подход в системе общего и дополнительного образования, как основа формирования социально активной личности школьника"

Интегративный подход в системе общего и дополнительного образования, как основа формирования социально активной

личности школьника

Степанова М. А.


В настоящее время, когда в России идёт процесс определения ценностных ориентиров, ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и приоритетов, национальной идеи. Это важно для области, для страны, для общества в целом, и для становления молодого человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить своё место в жизни. Решение поставленных задач осуществляется через реализацию ФГОС среднего (полного) общего образования в России. На данном этапе качество образования во многом зависит от возможностей школы, социума предоставлять ребёнку спектр образовательных услуг. В связи с этим условия реализации ФГОС предполагают интеграцию общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей, культурно-просветительских учреждений, создание единого образовательного пространства, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приёмам деятельности, дополняет другие, вносит свой вклад в развитие личности ребёнка.

Учреждения дополнительного образования детей являются одними из самых молодых типов учреждений в системе непрерывного образования. В России становление системы внешкольного образования шло своим особым путём, в результате чего была создана уникальная система учреждений дополнительного образования детей, главная задача которых - развитие личности ребёнка, стремление помочь ему выбрать занятие по душе, создание условий для его разумного досуга.

Учреждения дополнительного образования детей изначально погружены в интегративные процессы, являясь составной частью образовательной системы. Они помогают ребёнку осваивать социокультурное пространство микрорайона, города, области, страны, соединять в себе образование и досуг, оздоровление и воспитание, развитие и общение, творчество и игру, что естественно для детского возраста.

Важнейшим фактором для развития личности ребёнка является богатый природно-рекреационный и историко-культурный потенциал нашего региона: музеи-заповедники, государственные музеи, духовно-просветительские центры, заповедные зоны, мемориальные комплексы, учреждения культуры, спорта, торговли, агропромышленного комплекса, различные памятники природы и истории. В настоящее время Белгородская область является уникальной, динамично развивающейся областью, на территории которой расположено множество объектов, способных привлечь внимание учащихся и множество учреждений, которые способны решить задачи формирования социально-активной личности школьника.

Несмотря на большие возможности Белгородской области, этнокультурное воспитание школьников на сегодняшний момент испытывает определённые трудности. Об этом свидетельствует низкий процент учащихся, охваченных краеведческой и исследовательской деятельностью. В то же время губернаторская областная целевая Программа развития школьного туризма для учащихся Белгородской области «Моя Родина - Россия. От родного Белогорья - к святыням Отчизны» привлекла значительное количество учащихся в музеи областного и муниципального подчинения. Благодаря наличию в школах автобусов, решению о бесплатном посещении музеев для учащихся, школьники стали активнее посещать областной центр, города Белгородчины, её музеи и памятные места.

Особенностью любого образовательного учреждения является его связь с внешней средой. В рамках интегративного подхода на примере нашей Майской гимназии можно утверждать, что наша школа действует как открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая с образовательными и культурно-просветительными учреждениями области и России. Одним из приоритетных направлений работы школы является формирование режима непрерывного взаимодействия с различными учреждениями дополнительного образования района, города, области. Наше сотрудничество позволяет создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, слётов-конкурсов, туристских походов и прогулок, вовлекая детей и подростков в деятельность по изучению духовного наследия края, его культуры, истории и природы. Социальное партнёрство учреждений образования и культуры является комплексным средством всестороннего развития подрастающего поколения, активного познания и освоения окружающего мира по спирали: расширительно - от «родного гнезда» (дома, улицы, района) до дальних окраин своего Отечества и углублённо - от созерцания-ознакомления к изучению и исследованию. Туристско-краеведческая и культурно-просветительская деятельность позволяет одновременно осуществлять шесть составляющих педагогического воздействия - обучение, воспитание, развитие, оздоровление, профессиональную ориентацию и социальную адаптацию учащихся. Эта среда интегрирует в себе все основные педагогические процессы, ориентированные на развитие творчески активной, духовно богатой, нравственно и физически здоровой личности, адекватно реагирующей на изменение условий общественной жизни.

Современное преподавание основ наук в школе разрывает целостное восприятие природы на отдельные компоненты. И именно реализация ФГОС позволяет преодолеть существующие недостатки в подходе к образованию. Понимая, что содержание общего образования сегодня не может ограничиваться школьным обучением, так как должно обеспечивать способность учащихся решать и познавательные, и ценностно-ориентационные, и практические проблемы в разных сферах деятельности, наша гимназия видит в туристско-краеведческой деятельности эффективное средство воспитания подрастающего поколения, включающего духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое развитие. В процессе такой деятельности создаются условия и для умственного развития школьников. В туристско-краеведческой, художественно-эстетической деятельности ребёнок приучается видеть материальный мир в целом, неразделённым на объекты изучения отдельных наук. Понимание подростком единства и многообразия связей в сложной системе «природа - общество» позволяет ему оценить своё место в мире и своё участие в его преобразовании.

Наряду с этим такой подход усиливает восприятие учащимися того краеведческого, эстетического материала, который не может быть полностью раскрыт в учебном процессе. Сбор и накопление информации, как правило, происходит в походах, экскурсиях в музеи, по достопримечательностям Белгородчины, в процессе поисковой работы. Всё это тесно связано с изучением основ наук, с практическим применением законов физики, биологии, химии, математики в промышленности, гуманитарных областях, сельском хозяйстве, что способствует получению знаний о явлениях окружающей среды на материале края. Наиболее частыми формами совместной деятельности являются организация и проведение вместе с другими учреждениями интегрированных мероприятий - учебно-тематических экскурсий, исследовательских конкурсов, зашиты проектов, праздников, мастер-классов, слётов-конкурсов, выставок, конференций, встреч с интересными людьми и пр.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что интеграция является самым значительным инновационным движением XXI века как попытка традиционной педагогики преодолеть себя, пересмотреть наукообразие и дидактическую разобщённость учебных дисциплин, механическую последовательность уроков, отвлечённых от жизни. Ведь именно интеграция порождает спектр вариантов развития системы образования, где речь идёт о построении более гибкой системы, способной реагировать на изменения во внешней среде учреждения, в первую очередь на запросы потребителей - детей, родителей, общества.

Статья "Интегративный подход в системе общего и дополнительного образования, как основа формирования социально активной личности школьника"
  • Математика
Описание:

Особенностью любого образовательного учреждения является его связь с внешней средой. В рамках интегративного подхода на примере нашей Майской гимназии можно утверждать, что наша школа действует как открытая  социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая с образовательными и культурно-просветительными учреждениями области  и России. Одним из приоритетных направлений работы школы является формирование режима непрерывного взаимодействия с различными учреждениями дополнительного образования района, города, области. Наше сотрудничество позволяет создать наиболее благоприятные  условия для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, слётов-конкурсов, туристских походов и прогулок, вовлекая детей и подростков в деятельность по изучению духовного наследия края,  его культуры, истории и природы.

Социальное партнёрство учреждений образования и культуры является комплексным средством всестороннего развития подрастающего поколения, активного познания и освоения окружающего мира по спирали: расширительно - от «родного гнезда» (дома, улицы, района) до дальних окраин своего Отечества  и углублённо - от созерцания-ознакомления к изучению и исследованию.

Туристско-краеведческая  и культурно-просветительская деятельность позволяет одновременно осуществлять шесть составляющих педагогического воздействия - обучение, воспитание, развитие, оздоровление, профессиональную ориентацию и социальную адаптацию учащихся. Эта среда интегрирует в себе все основные педагогические процессы, ориентированные на развитие творчески активной, духовно богатой, нравственно и физически здоровой личности, адекватно реагирующей на изменение условий общественной жизни.

Автор Степанова Марина Анатольевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 330
Номер материала 17470
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓