Главная / География / Статья "Информационные технологии в преподавании географии: мультимедийные средства обучения как фактор повышения качества обучения и развития мышления учащихся при изучении географии".

Статья "Информационные технологии в преподавании географии: мультимедийные средства обучения как фактор повышения качества обучения и развития мышления учащихся при изучении географии".


Информационные технологии в преподавании географии

Мультимедийные средства обучения как фактор повышения качества обучения и развития мышления учащихся при изучении географии.


Актуальность. Внедрение и использование современных инновационных технологий является одной из важнейших составляющих активизации учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания географических дисциплин. Переход Украины к Болонской конвенции образования связан с тем, что для работы по избранной специальности будущему специалисту XXI столетия недостаточно владения даже значительным объёмом знаний. Он должен творчески мыслить, самостоятельно находить и систематизировать материал, вырабатывать способность к анализу, управлению и планированию, формулировать и обосновывать собственную точку зрения.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо коренным образом изменить позицию самого учащегося в процессе обучения: из пассивного получателя научной информации, добросовестного исполнителя, ученик должен превратиться в творческого искателя знаний с гибким критическим мышлением.

Цель научного исследования – определение возможности применения компьютерных средств обучения на занятиях географии в учебных заведениях.

Лекция, в привычном понимании - это изложение нового материала. Интересно, когда преподаватель пользуется доской: пишет формулы, классифицирует понятия, демонстрирует структуру и др. Многие преподаватели используют плакаты, реже преподаватель использует натуральную наглядность. В первом случае кабинет оборудован и имеет профильную направленность; в другом случае преподаватель может принести предмет исследования на занятие или провести экскурсию; в третьем случае - ему приходится объяснять всё на пальцах.

В настоящее время все более часто используется не менее эффективный, познавательный и интересный для восприятия учениками способ - мультимедийная презентация, сопровождающая лекцию, воспроизводимая с компьютера через мультимедийный проектор на экран [1].

Положительными моментами мультимедийного использования являются:

Научность. Можно продемонстрировать материал и построить лекцию в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа. Но подобранный материал должен гарантировать достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала с учетом последних научных достижений.

Доступность. Это означает, что заранее возможно определить степень теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно с возрастными и индивидуальными особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.

Наглядность. Возможность интерактивного манипулирования процессами на экране реализует наглядность на принципиально новом, более высоком уровне.

Прочность усвоения знаний. При использовании мультимедийной презентации для прочного усвоения учебного материала наибольшее значение имеют глубокое осмысление этого материала, его рассредоточенное запоминание.

Заинтересованность слушателей. Всегда интересно наблюдать за действием, пусть оно и происходит на экране, чем довольствоваться бездействием и сухим изложением материала.

То есть грамотно построенное мультимедийное сопровождение к лекции позволяет легко провести актуализацию опорных знаний, представить учебный материал в систематизированном и структурированном виде, продемонстрировать межпредметные связи изучаемого материала; тщательно продумать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся, оперативно переключаться на пройденный материал, выполнять закрепление изложенного материала, самое главное - это сэкономит время для изложения материала при увеличении его объёма (но здесь необходимо учитывать, готовность учащихся к восприятию материала, педагогическое мастерство и другие не менее важные моменты) [11, 17, 18].

Тем не менее, мультимедийное сопровождение лекций имеет ряд недостатков:

На создание хорошей презентации уходит много времени.

Нельзя использовать мультимедийную презентацию на каждом занятии.

Неграмотно спланированная презентация может не привить интереса к предмету, а скорее наоборот. В связи с этим необходимо повышать свой уровень профессионализма, изучая теоретические основы составления презентаций и регулярно знакомясь с новыми компьютерными достижениями в этой области.

Для проведения подобной презентации необходимо специальное оборудование [3].

Мировые интеграционные процессы таковы, что требуется качественное владение современными средствами мультимедиа на уровне квалифицированных специалистов. В настоящее время, огромное значение приобретает самостоятельная работа школьников, направляемая преподавателем и вырабатывающая умение ученика планировать, анализировать, обобщать, формировать речевые навыки. И все это требует систематической и непрерывной работы.

Использование мультимедийных средств в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, творческой деятельности, что можно рассматривать как естественное развитие психических процессов человека и продолжать разработку принципов развития деятельности применительно к условиям перехода к постиндустриальному обществу. Усвоение знаний предполагает овладение системой обобщений, составляющих основное содержание знаний. Л.С. Выготский отмечал, что "обобщение есть выключение из наглядных структур и включение в мыслительные структуры, в смысловые структуры. Подлинное усвоение основ наук невозможно, если обобщения, обладая чувственным наглядным характером, остаются неосознанными, слитыми с предметом и действием; оно невозможно и тогда, когда обобщения, оторвавшись от действительности, которую они отражают, абсолютизируются в сознании. Для полного и сознательного усвоения нужно уметь не только увидеть общее в единичном, но и единичное, и конкретное в общем".

Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер должен увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. В открытой и дистанционной обучающей среде, созданной ИКТ, основными являются процессы организации и интерпретации мультимедийной информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.

Мультимедийная информационная среда оказывает существенное влияние на основные характеристики мышления.

Сами учащиеся также могут принимать участие в подготовке презентаций. При самостоятельном изучении материала по теме возможно предоставление на оценку не конспекта, не реферата, не просто устного сообщения, а доклада с заготовленной мультимедийной презентацией. Учащиеся выбирают наиболее интересную из них. Бывает, что учащиеся сами предлагают интересный материал. После этого они приступают к реализации задания:

1. Поиск и подбор информации.

2. Выбор конечной формы представления проекта.

3. Определение внешнего вида программного продукта (презентации).

4. Обязательно акцентировать внимание на том, что необходимо знать для реализации проекта; с какими программами необходимо уметь работать; что планируется изучить.

5. Определение этапов выполнения работ.

6. Установление сроков выполнения каждого из этапов.

7. Отладка презентации и демонстрация каждого из этапов. Сначала демонстрируется каждый из этапов преподавателю обязательна, но потом ученики могут и самостоятельно выполнять работу.

8. В итоге доклад + демонстрация + ответы на вопросы [5].

Эта работа должна заинтересовать учеников-отличников или тех, кто любит заниматься исследовательской деятельностью.

На первом этапе мультимедийное средство или ресурс выступает предметом учебной деятельности, в ходе которой приобретаются знания о работе средства, изучаются языки и приемы взаимодействия с ним, усваиваются навыки работы.

На втором этапе этот мультимедийный ресурс превращается собственно в средство решения каких-либо учебных или профессиональных задач.

При использовании мультимедийных средств важными целями образования становятся развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Образование в настоящее время развивается в направлении
большей активности самих учащихся, развития методов и средств
обучения, позволяющих школьникам самостоятельно добывать знания,
используя новейшие педагогические технологии, такие как личностно-
ориентированное образование.

«Личностно-ориентированное образование - такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание была бы ведущей в тандеме учитель—ученик, чтобы традиционная парадигма образования: учитель—учебник—ученик - была со всей решительностью заменена на новую: ученик—учебник—учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике» (Е.С. Полат).

При несомненных преимуществах мультимедийных технологий как средств обучения нельзя не отметить ряд негативных моментов: мозаичная культура вместо подлинного духа просвещенчества, эклектичный набор знаний вместо системного мировоззрения, основанного на едином подходе; ориентация на репродуцирование вместо творчества [8, 10].

В настоящее время учителя-географы могут разрабатывать требования к мультимедийной презентации, подбирать оборудование для эффективной работы, выбирать программное обеспечения для разработки презентаций и еще экспериментировать. Необходимо учитывать все моменты: специфику предмета, возрастную психологию, эстетику оформления, связь лекционного материала с изображением на экране, освещённость помещения, частоту смены слайдов, взаимное размещение картинки и текста, загруженность слайда текстом и многое другое. Потом разработанную концепцию желательно представить разработчикам мультимедийных программ или презентаций. И только в этом случае мы можем получить уникальный и желанный продукт, который будет не только содержательным, но и интересным [2].

Обучение по новым программам, составленных с учетом применения аудиовизуальных и интерактивных средств обучения, требует более широкого внедрения в учебный процесс средств наглядности географического содержания.

Специфика географической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:

  • во-первых, скрыты от глаз наблюдателя;

  • во-вторых, все процессы происходят в динамике.

Проанализировав географические знания учащихся, можно прийти к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной. На занятиях не стоит ограничиваться использованием видеофильмов, также необходимы средства массмедиа, источники внеучебной информации. Включение таких источников в учебный процесс способствует:

  • связи фактологии учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся;

  • дополняет предмет новыми сведениями;

  • поддерживает актуальный уровень предмета.

Задачи использования аудиовизуальных средств обучения (АВСО) в географии могут быть сведены к следующему:

  1. АВСО должны представлять материал, мотивирующий потребность к изучению географических вопросов.

  2. АВСО незаменимы при отработке больших объемов информации как средства интенсификации ее изучения.

  3. Использование АВСО дает возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ.

АВСО сегодня являются одними из наиболее действенных и необходимых средств, способствующих совершенствованию географической подготовке учащихся.

Преимуществами использования компьютерных технологий в преподавании являются: 1) вариативность - новые формы преподавания; 2) мотивация - компьютер интересен и работа на нем доставляет удовольствие; 3) индивидуализация - уровень сложности варьируется, темп работы выбирается самостоятельно; 4) комфортность - не присутствует давление со стороны преподавателя; в спокойном, комфортном состоянии ученик охотнее учится; 5) самоконтроль; 6) меньшая нагрузка на преподавателя - позволив некоторым ученикам работать с компьютером, преподаватель может уделить больше внимания другим ученикам; 7) мультимедийные презентации - несколько видов деятельности осуществляется одновременно, что увеличивает эффективность обучения; 8)интерактивность - работая с программой, ученик более активен, нежели когда просто слушает лекцию.

Список использованной литературы
  1. Автоматизированные системы. Основные положения. – Руководящий документ по стандартизации. Методические указания. РД 50-680-88ю – С.38-43.

  2. Багров Н.В. География в информационном мире. К.: Либидь, 2005. – 181с.

  3. Берлянт А.М. Геоизображения в Интернете – новая информационная революция. / ГИС-обозрение, 1998, №2. – С.20-25.

  4. Вычислительная техника и новые информационные технологии. Русско-английский терминологический словарь. –М.: ВНИКИ, 1992. – 131с.

  5. Лычак А.И., Бобра Т.В. ГИС в территориальном планировании. Симферополь.: ТНУ. – 2003. – 167с.

  6. Мерзлякова И.А., Сорокин А.Д., Каримов А.Э. Пространственные данные в Итнернет. / ГИС-Обозрение, 1999, №1. – С. 38-40.

  7. Симонов А.В., Плеханов П.Г,, Кикнадзе Е.С.. Трохинин Н.В. Обзор информационных ресурсов и технологий. – М.: ГИС-Ассоциация, 1999. – С.141-150.

  8. Perkins Ch. No longer doing it by the book: the rise of the electronic atlas/ - GIS Europe, 1995, Vol. 4, No 10. - P.38-40




Статья "Информационные технологии в преподавании географии: мультимедийные средства обучения как фактор повышения качества обучения и развития мышления учащихся при изучении географии".
  • География
Описание:

Внедрение и использование современных инновационных технологий является одной из важнейших составляющих активизации учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания географических дисциплин. Переход России к Болонской конвенции образования связан с тем, что для работы по избранной специальности будущему специалисту XXI столетия недостаточно владения даже значительным объёмом знаний. Он должен творчески мыслить, самостоятельно находить и систематизировать материал, вырабатывать способность к анализу, управлению и планированию, формулировать и обосновывать собственную точку зрения.

Автор Чеглазова Мария Евгеньевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 661
Номер материала 20445
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓