Главная / Классному руководителю / статья: "Информационно-образовательная среда урока, как средство формирования функциональной грамотности учащихся"

статья: "Информационно-образовательная среда урока, как средство формирования функциональной грамотности учащихся"


ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УРОКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность- это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: человек самостоятельный ,познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Условия для того, чтобы ученик стал функционально грамотным:

1.учащиеся- активные участники процесса изучения нового материала

2.учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

3.в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы.

Формировать функциональную грамотность необходимо уже в начальных классах.

Мне посчастливилось пройти курсы «Назарбаев ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ» И вот как раз благодаря этим курсам моё отношение к преподаванию и обучению изменились.

В Программе курсов повышения квалификации педагогических работников РК отражены 7 модулей, которые направлены на формирование у учеников навыков тому , как обучаться и как стать независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях. В свою практику я старалась внедрить все семь модулей

Я поняла, что главную роль на уроке исполняет ученик, а учитель только направляет его действия для успешного самостоятельного обучения ,учитель и ученик – равноправные партнёры.

На уроке я стремлюсь создать атмосферу доверия, активизировать весь класс, создавая в классе коллаборативную среду, использую тренинги, чтобы расположить детей друг к другу, настроить на совместную работу, создать в классе атмосферу доверия, позволяющую ученикам чувствовать себя свободно.

Уже в 1 классе дети умели определять самостоятельно тему урока, благодаря использованию модуля критическое мышление(это загадки, ребусы и т.д). тем самым развивается мышление, речь, ученики учатся высказывать своё мнение и выслушивать мнения других.

Использование ИКТ(информационно-коммуникационных технологий) на уроке делает его интересней, эмоциональней, заинтересовывает детей.

Использую видео-материалы, презетации.

Работа в паре присутствует на каждом уроке, что способствует развитию мышления, речи.

Работа в группе позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу, учит умению слышать и слушать собеседника. В ходе групповой работы, обсуждая ту или иную проблему ученики приходят к единому мнению. Работа в группе- очень трудоёмкий процесс, поэтому мы ещё учимся этому. Но у нас получается. Защищая свои работы дети учатся выступать, говорить возле доски.

Использую формативное оценивание- это позволяет мне узнать , насколько мои ученики поняли пройденный материал.

Для стимулирования обучения стараюсь использовать разные виды формативного оценивания. Для формативного оценивания на своих уроках применяю такие приёмы, как «Смайлики», «Яблочки». Аплодисменты. «Ладошка- кулачок». «Большой палец» все эти приёмы помогли мне выявить тех детей, которые что-то не поняли на данном этапе урока, после выполнения определённых заданий.

применяю критериальное оценивание (так как дети младшего школьного возраста, то критерии я разрабатываю сама.

Работа согласно критериям помогает каждому ребёнку понять, какими знаниями, умениями ему необходимо овладеть, чтобы достичь результата. Учащиеся выявляют степень успешности работы на уроке, заполняя листы оценивания. Ученики выставляют баллы по каждому пункту по трёх бальной системе. Тем самым давая возможность учащимся самим оценить своих одноклассников и повысить ответственность к самому себе. Что даёт критериальное оценивание?

-создаёт условия для самостоятельной работы

-делает процесс оценивания объективным, прозрачным и последовательным

- облегчает процесс оценивания прогресса учащихся.

-обозначает ориентиры для учебного процесса.



В конце каждого урока также применяю самооценивание , где учащиеся приклеивают стикеры к тем выводам, к которым они соответствовали. Это делает детей ответственными за своё обучение. Предлагались анкеты, при заполнении которых я могла определить отношение детей к уроку. Это даёт мне как учителю увидеть свои недостатки и наметить следующие шаги в своём планировании уроков. Тем самым происходит взаимная или обратная связь между мной и учениками.


При взаимооценивании у детей повышается мотивация к дальнейшему обучению. Дети учатся общаться, принимать критику, учатся рассуждать оценивая друг друга.

Детям очень нравиться работать в группе. Почему? потому, что можно много говорить.

ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБОМ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

Анализируя и наблюдая за моими учениками я могу сделать вывод. Что сравнивая их самостоятельную работу на уроке, они стали более самостоятельными. Речь становится более уверенной и грамотной. Ученики понимают, что к ним прислушиваются другие ребята, их мнение ценно.

Активное участие учащихся в процессе урока позволило мне раскрыть своих детей по-новому

Думаю,что при правильном и системном использовании новых подходов в обучении познавательный интерес моих учеников к обучению будет и дальше стимулироваться и повышаться.

Перед собой ставлю задачу: построить процесс обучения так, чтобы создать условия для самореализации каждого ученика, и чтобы в будущем он стал функционально грамотным человеком



статья: "Информационно-образовательная среда урока, как средство формирования функциональной грамотности учащихся"
  • Классному руководителю
Описание:

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УРОКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность- это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: человек самостоятельный ,познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Условия для того, чтобы ученик стал функционально грамотным:

1.учащиеся- активные участники процесса изучения нового материала

2.учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

3.в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы.

Формировать функциональную грамотность необходимо уже в начальных классах.

Мне посчастливилось пройти курсы «Назарбаев ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ» И вот как раз благодаря этим курсам моё отношение к преподаванию и обучению изменились.

В Программе курсов повышения квалификации педагогических работников РК отражены 7 модулей, которые направлены на формирование у учеников навыков тому , как обучаться и как стать независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях. В свою практику я старалась внедрить все семь модулей

Я поняла, что главную роль на уроке исполняет ученик, а учитель только направляет его действия для успешного самостоятельного обучения ,учитель и ученик – равноправные партнёры.

На уроке я стремлюсь создать атмосферу доверия, активизировать весь класс, создавая в классе коллаборативную среду, использую тренинги, чтобы расположить детей друг к другу, настроить на совместную работу, создать в классе атмосферу доверия, позволяющую ученикам чувствовать себя свободно.

Уже в 1 классе дети умели определять самостоятельно тему урока, благодаря использованию модуля критическое мышление(это загадки, ребусы и т.д). тем самым развивается мышление, речь, ученики учатся высказывать своё мнение и выслушивать мнения других.

Использование ИКТ(информационно-коммуникационных технологий) на уроке делает его интересней, эмоциональней, заинтересовывает детей.

Использую видео-материалы, презетации.

Работа в паре присутствует на каждом уроке, что способствует развитию мышления, речи.

Работа в группе позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу, учит умению слышать и слушать собеседника. В ходе групповой работы, обсуждая ту или иную проблему ученики приходят к единому мнению. Работа в группе- очень трудоёмкий процесс, поэтому мы ещё учимся этому. Но у нас получается. Защищая свои работы дети учатся выступать, говорить возле доски.

Использую формативное оценивание- это позволяет мне узнать , насколько мои ученики поняли пройденный материал.

Для стимулирования обучения стараюсь использовать разные виды формативного оценивания. Для формативного оценивания на своих уроках применяю такие приёмы, как «Смайлики», «Яблочки». Аплодисменты. «Ладошка- кулачок». «Большой палец» все эти приёмы помогли мне выявить тех детей, которые что-то не поняли на  данном этапе  урока, после выполнения определённых заданий.

применяю критериальное оценивание (так как дети младшего школьного возраста, то критерии я  разрабатываю сама.

 Работа согласно критериям помогает каждому ребёнку понять, какими знаниями, умениями ему необходимо овладеть, чтобы достичь результата.  Учащиеся выявляют степень успешности работы на уроке, заполняя листы оценивания. Ученики выставляют  баллы по каждому пункту по трёх бальной системе. Тем самым давая возможность учащимся самим оценить своих одноклассников и повысить ответственность к самому себе. Что даёт критериальное оценивание?

-создаёт условия для самостоятельной работы

-делает процесс оценивания объективным, прозрачным и последовательным

- облегчает процесс оценивания прогресса учащихся.

-обозначает ориентиры для учебного процесса.

 

 В конце каждого урока  также  применяю самооценивание , где учащиеся приклеивают стикеры к тем выводам, к которым они соответствовали. Это делает детей ответственными за своё обучение. Предлагались анкеты, при заполнении которых я могла определить отношение детей к уроку. Это даёт мне как учителю  увидеть свои недостатки и наметить следующие шаги  в своём планировании уроков. Тем самым происходит  взаимная или обратная связь между мной и учениками.


При взаимооценивании у детей повышается мотивация к дальнейшему обучению. Дети учатся общаться, принимать критику, учатся рассуждать оценивая друг друга.

Детям очень нравиться работать в группе. Почему? потому, что можно много говорить.

ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБОМ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

Анализируя и наблюдая за моими учениками я могу сделать вывод. Что сравнивая их самостоятельную работу на уроке, они стали более самостоятельными. Речь становится более уверенной и грамотной. Ученики понимают, что к ним прислушиваются другие ребята, их мнение ценно.

Активное участие учащихся в процессе урока позволило мне раскрыть своих детей по-новому

Думаю,что при правильном и системном использовании новых подходов в обучении познавательный интерес моих учеников к обучению будет и дальше стимулироваться и повышаться.

Перед собой ставлю задачу: построить процесс обучения так, чтобы создать условия для самореализации каждого ученика, и чтобы в будущем он стал функционально грамотным человеком

 

 

 

Автор Петрушина Татьяна Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 855
Номер материала 28390
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓