Главная / Другое / Статья "Информационная безопасность школьников"

Статья "Информационная безопасность школьников"

Документы в архиве:

9.15 МБ Единый урок безопасности в Интернете. 27-30 октября во всех .wmv
24.84 КБ Информационная безопасность школьников.docx
10.13 МБ информационная безопасность школьников.pptx

Название документа Информационная безопасность школьников.docx

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Наше время называют “веком информации”. Еще никогда в распоряжении столь многих людей не было так много информации за столь короткое время. Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать?

В России к числу важнейших национальных интересов в информационной сфере отнесено соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения и пользования информацией, обеспечение личной безопасности, духовное и интеллектуальное развитие человека и гражданина. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" обозначены «Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства: «создание и внедрение программ обучения детей и подростковправилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах».

Прогресс в обучении, невероятные успехи информационных технологий – примерно так мы описываем современные возможности ИКТ в школе. Действительно информационные технологии открыли перед учителем и учеником безграничные просторы информации. Вы можете быстро и с комфортом пригласить свои классы в залы музеев, пролистать статьи в библиотеке, изучить свежий номер какой-либо газеты… Кажется, что возможности Интернета безграничные, при этом мы начинаем забывать о безопасности детей, которые «посещают» Интернет.

Для выяснения информации о том, как учащиеся проводят время за компьютером в сети Интернет, им был предложен ряд вопросов.

  1. Как часто вы пользуетесь Интернетом?

Из этого опроса выяснили, что 88% процентов опрошенных пользуются Интернетом каждый день. Однако, 3% из опрошенных, ответили, что у них временно отсутствует Интернет, о чем они очень сожалеют.

  1. Сколько времени вы проводите в Интернете?

«Живут» в сети 25% учащихся. Проводят в сети 8-12 часов 11%, 14% опрошенных ребят проводят в будние дни в интернете 5-8 часов, а 23% ребят от 1 до 3 часов. В выходные дни количество посещений в онлайн увеличивается.

  1. Какие устройство вы используете для выхода в Интернет?

Большинство подростков пользуются своими компьютерами, ноутбуками, сотовыми телефонами. Также популярен вариант «семейный компьютер или ноутбук». Учитывая только мобильный телефон и смартфон, мобильным интернетом сегодня пользуется практически каждый второй ребенок. Причем дети зачастую находятся в онлайн прямо на уроках, пряча свой телефон под партой. Это отвлекает ученика от усвоения программы на уроке.

  1. Что вы делаете в сети?

Большинство используют интернет для поиска интересной информации. У детей на втором месте по популярности - поиск информации для учебы. Таким образом, учебной деятельности в интернете дети отводят больше времени, чем общению, поиску друзей и играм.


Многие школьники испытывают огромную зависимость от интернета и не представляют жизни без него. Характерно, что в большинстве случаев интернет-общение захватывает именно те личности, которые испытывают дефицит общения в реальной жизни и не имеют сложившихся ярко выраженных стереотипов общения. Взгляды на межличностное взаимодействие у такого человека будут формироваться на основе сетевого, а не реального опыта. И, следовательно, неизбежен неосознанный перенос этого опыта на общение в повседневной жизни.

С одной стороны это хорошо, что школьники постоянно обращаются к Интернет-ресурсам, а с другой стороны возникла проблема информационной безопасности для подростка в глобальной сети Интернет, которая таит в себе чрезвычайную опасность. И опасность эта кроется не в самом компьютере (например, свойствах излучения: они не больше, чем у телевизора), а именно в информации, которая размещается в сетях, доступ к которой открыт для всех желающих.

Заходя на те или иные сайты, ребёнок может столкнуться с явными или скрытыми угрозами В связи с этим в обществе, ставится задача формирования у школьников умения отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.

Информационная безопасность школьника в образовательном учреждении может быть достигнута при успешной реализации педагогических условий, обусловленных с целеполаганием и ценностями информационно-образовательной среды; реализацией воспитательной функции образования на основе приобщения учащихся к информации культурного, этического, гуманистического характера; обеспечением мотивированного включения подростков в разнообразные виды деятельности в информационной сфере; реализацией практической направленности отбора содержания образовательных ресурсов Интернета и применения интерактивной технологии фильтрации поступающей информации.

Информационная безопасность в школе - составное понятие, включающее технические, этические и правовые аспекты. Сейчас учителя-предметники встают на один уровень с учителем информатики. Информатика становится интегрированной в другие предметы, развивается метод учебных проектов. Многие истины школьники узнают не через теоретические статьи учебника, а на практике, оформляя свои исследования, осуществляя поиск и структурирование информации.

Особая роль в решении данной задачи отводится учителям всех предметов, а не только информатики. На сегодняшний день требуются в школы такие учителя, которые имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, в совершенстве владеют программно-техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности школьника в ИКТ.

Каждый учитель должен знать:

1) негативные формы и способы воздействия ИКТ;

2) методы защиты;

3) правила и нормы сетевого этикета;

4) виды отклоняющегося, зависимого поведения школьников;

5) методы работы по их предупреждению и устранению.

В учебных программах, учебниках, методических пособиях по информатике для средних общеобразовательных школ РФ в той или иной степени нашли отражение следующие аспекты проблемы безопасности:

· техника безопасности при использовании компьютера,

· правовая охрана программ и данных,

· защита информации,

· проблема ложной информации,

· защита Интернет,

· свобода слова и цензура в Интернет,

· соблюдение прав человека,

· искусственный интеллект и безопасность общества,

· зависимость человека и общества от компьютера,

· качество программного обеспечения,

· надежность работы компьютера и безопасность общества.

Такого рода материалы в основном раскрывают вопросы безопасности компьютерной техники, информационных ресурсов, защиты интересов общества, но не дают ответа на вопрос, как обеспечить личную безопасность в информационном обществе. Однако информационная культура не сводится к информационным технологиям, она включает мировоззренческий, нравственный, психологический и другие гуманитарные компоненты.

Педагог способен подготовить сознание детей к противодействию негативным информационным воздействиям, формировать информационную грамотность (навыки критического мышления), развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной.


Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в лицее:

Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)
•Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.


Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации:

Ст. 16 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях по защите информации» 
•Ст. 9 Закона № 149-ФЗ, п. 5 - информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей подлежит защите в случаях предусмотренных законом (государственная тайна)
•Гл. 14 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) - защита персональных данных работника.
 
•Федеральный закон № 152-ФЗ РФ «О персональных данных», который вступил в силу с 1 января 2008 г. - обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.

Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"


Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и вопросы психологической и нравственной безопасности важны сегодня как никогда.

В России около 10 миллионов пользователей глобальной сети — дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир...

Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности.

Наша обязанность — защитить их от негативного контента.


Название документа информационная безопасность школьников.pptx

 Информационная безопасность школьников
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии дейс...
Классификация интернет-рисков и угроз КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ связаны с нахождением ...
Условия информационной безопасности школьника в образовательном учреждении
Информационная безопасность школы Правовой аспект Технический аспект Этически...
Учитель должен знать: о негативных формах и способах воздействия ИКТ, а так ж...
В учебных программах, учебниках, методических пособиях по информатике для сре...
Рекомендации Для того, чтобы обеспечить информационную безопасность детей пед...
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1  Информационная безопасность школьников
Описание слайда:

Информационная безопасность школьников

№ слайда 2 Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действи
Описание слайда:

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" обозначены «Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства: «создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах».

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Классификация интернет-рисков и угроз КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ связаны с нахождением в с
Описание слайда:

Классификация интернет-рисков и угроз КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ связаны с нахождением в сети различных материалов (текстов, картинок, аудио- и видеофайлов, ссылок на сторонние ресурсы) ЭЛЕКТРОННЫЕ РИСКИ – возможность столкнуться с хищением персональной информации или подвергнуться атаке вредоносных программ КОММУНИКАЦИОННЫЕ РИСКИ связаны с общением и межличностными отношениями интернет-пользователей ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РИСКИ – злоупотребление в интернете правами потребителя

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Условия информационной безопасности школьника в образовательном учреждении
Описание слайда:

Условия информационной безопасности школьника в образовательном учреждении

№ слайда 10 Информационная безопасность школы Правовой аспект Технический аспект Этический а
Описание слайда:

Информационная безопасность школы Правовой аспект Технический аспект Этический аспект

№ слайда 11 Учитель должен знать: о негативных формах и способах воздействия ИКТ, а так же м
Описание слайда:

Учитель должен знать: о негативных формах и способах воздействия ИКТ, а так же методах защиты; правилах и нормах сетевого этикета; видах отклоняющегося, зависимого поведения школьников; методах работы по их предупреждению и устранению. Учителя должны уделять большое внимание учебно-воспитательной работе со школьниками, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ-среды.

№ слайда 12 В учебных программах, учебниках, методических пособиях по информатике для средни
Описание слайда:

В учебных программах, учебниках, методических пособиях по информатике для средних общеобразовательных школ РФ в той или иной степени нашли отражение следующие аспекты проблемы безопасности: техника безопасности при использовании компьютера, правовая охрана программ и данных, защита информации, проблема ложной информации, защита Интернет, свобода слова и цензура в Интернет, искусственный интеллект и безопасность общества, зависимость человека и общества от компьютера, качество программного обеспечения, надежность работы компьютера и безопасность общества. они не дают ответа на вопрос, как обеспечить личную безопасность в информационном обществе НО

№ слайда 13 Рекомендации Для того, чтобы обеспечить информационную безопасность детей педаго
Описание слайда:

Рекомендации Для того, чтобы обеспечить информационную безопасность детей педагогам необходимо в первую очередь самим хорошо знать эту зону. Учителям в рамках своих уроков необходимо как можно больше применять современных информационных технологий и сразу предостерегать своих учеников о возможном их негативном влиянии. В воспитательной работе уделять внимание воспитанию информационной культуры учащихся. Проводить уроки медиаобразования, на которых давать самые необходимые знания по соблюдению безопасности в информационном пространстве.

№ слайда 14
Описание слайда:

Статья "Информационная безопасность школьников"
  • Другое
Описание:

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Наше время называют “веком информации”. Еще никогда в распоряжении столь многих людей не было так много информации за столь короткое время. Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать?

В России к числу важнейших национальных интересов в информационной сфере отнесено соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения и пользования информацией, обеспечение личной безопасности, духовное и интеллектуальное развитие человека и гражданина. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" обозначены «Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства: «создание и внедрение программ обучения детей и подростковправилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах».

Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и вопросы психологической и нравственной безопасности важны сегодня как никогда.

В России около 10 миллионов пользователей глобальной сети — дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир...

Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности.

 

Наша обязанность — защитить их от негативного контента.

Автор Ширяева Мария Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1145
Номер материала 44246
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓