Главная / Физика / Статья "Игровые технологии в обучении физики"

Статья "Игровые технологии в обучении физики"

Игровые технологии в обучении физике.


Образование в России находится в небывалом доселе кризисе. Результаты социологических опросов свидетельствуют о резком снижении интереса к физике как учебному предмету: 23% опрошенных школьников (более 10% респондентов) хотели бы сократить преподавание физики, а 7% хотели бы вообще убрать этот предмет из школьного курса. Это свидетельствуют об отсутствии понимания учащимися роли науки физики как в окружающем их мире, в их жизни, так и в развитии науки и техники в целом. Снижение интереса у учеников к физике, как школьному предмету наблюдается во всем мире. Причина этого не в том, что мы преподаем "не то". Думается, все же то, но не так. Главный недостаток системы образования в целом и преподавания физики в частности - отсутствие деятельности ученика. Нужно искать новые пути, средства и методы. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Возвращение к игровым технологиям обучения – наиболее удачное и перспективное направление последних лет. Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. Французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. В игре сначала привлекается поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение. Педагогическая игра – вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Аристотель указывал, что цели, к которым человек стремится, бывают двух видов: в одном случае целью является само действие человека как таковое, в другом - его результат. Игра – вид непродуктивной деятельности человека, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. При внедрении игровых технологий в учебно-воспитательный процесс важно понимать несколько аспектов. Во-первых, игра рассматривается не как стихийный, случайный, используемый от случая к случаю процесс, а как непрерывный, естественным образом встроенный в учебную деятельность, системный процесс. Напрасно думают, что играть необходимо только в начальной школе, 11-классникам игра тоже нужна! В старших классах у учащихся появляется острый интерес к человеку, его месту в мире, его отношениям к другому полу, сверстникам, взрослым. Развивается интерес к самопознанию, жизненным перспективам, интерес к философским проблемам мироздания, моральным оценкам людей. Поэтому старшеклассников особенно привлекают ролевые и деловые игры, в ходе которых они получают возможность доказать свою точку зрения, проявить мировоззренческую позицию и при этом выступить в иной социальной роли: защитника или обвинителя, учёного, инженера, журналиста, судьи и т. д. Игровые технологии в воспитании и обучении детей подросткового возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой - способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха. Во-вторых, нередко можно слышать, что при 9 уроках физики в неделю еще можно позволить себе поиграть с детьми. А при 2 уроках в неделю быть хоть азы теории детям в головы вбить! Но в том-то и дело, что как раз в гуманитарных классах, где физикой дети, мягко говоря, не увлечены, применение игровых технологий особенно необходимо! Это позволяет заинтересовать детей, интенсифицировать процесс обучения. Кроме того, дает общую эрудицию и умение быстро ориентироваться в ситуации, находить решение в нестандартной ситуации. Это всегда пригодится, в том числе и на ЕГЭ! В третьих, использование игровых технологий в образовательном процессе не может быть полностью регламентировано, оно требует спонтанности, гибкости мышления и оставляет место для проявления индивидуальности педагога, реализации его творческого потенциала. И, наконец, игровые технологии требуют более мобильных классов, оснащенных мультимедийными ПК с соответствующим периферийным оборудованием (предпочтительнее ноутбук). Педагог должен иметь возможность организовывать пространство для игр-релаксаций, подвижных игр, игр, предусматривающих подгрупповую работу, индивидуальную работу, в т.ч. и за ПК. Методические приёмы использования на уроках различных видов игр активно осваивались уже давно. За 20 лет они сильно изменились: теперь не используются карточки – лото, а применяются информационные технологии. Учителями нашего лицея составлен комплекс игр по физике с 5-го по 11-ый классы, разработан ряд интеллектуальных игр по физике. Есть игры масштабные, занимающие от половины до целого урока: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Эрудит-квартет», «Своя игра» и др. Игры делятся на тематические (например, своя игра «Космос» или брейн-ринг «Магнитное поле») и общего содержания, которой является «Что? Где? Когда?». При разработке и проведении уроков активно применяются игровые «пятиминутки»: «Ой, кто это?», «Кто как обзывается…», «Бескрылки» и др. Ученики с удовольствием сами изготавливают игры. Это может быть кроссворд (в напечатанном или электронном виде), ребус на заданную тему и т.п. Для интеллектуальных игр студентами-выпускниками лицея были написаны специальные программы. Полагаю, что эти программы были бы полезны в работе многим учителям (не только физики), так как они определяют только форму игры. Содержание же может быть любым, а с доступностью Интернета найти вопросы и задания на любую тему - не проблема. Расскажу подробнее о некоторых интеллектуальных играх.

«Что? Где? Когда?» Вопросы для игры формулируются таким образом, чтобы ответ можно было вывести логически из исходной информации. В команде играет 6 человек. На размышление дается 1 минута. По истечении 50 секунд времени, даётся команда 10 секунд для формулировки и фиксации ответа. В игре может одновременно принимать участие ограниченное объёмом помещения количество команд. Основные правила игры:

  • В игре принимают участие произвольное число команд (хоть 40!). Традиционное количество игроков в команде - шесть.

  • Для ответа на вопрос командам предоставляется 1 минута (вопрос «дуплет» - два вопроса по 30 секунд на обсуждение, «блиц» - три вопроса по 20 секунд).

  • Команды отвечать письменно. Ответы оценивает компетентное жюри, сравнивая варианты команд с ответами автора вопроса. Обычно правильным ответом считается тот, в котором содержится "ключевое" слово.

  • В случае, если в ответе команды содержаться более, чем одна версия — он не засчитывается.

  • Все команды отвечают на заранее оговоренное количество вопросов (в одном туре целесообразно использовать от 12 до 24 вопросов, количество туров зависит от количества и возраста команд, а так же от уровня подготовки команд).

  • Победителем считается команда, ответившая на большее количество вопросов. В случае равного количества правильных ответов обычно применяется рейтинг (показатель сложности вопросов, определяемый как разность между общим количеством команд и количеством команд, правильно ответивших на вопросы) или сумма мест, полученных командой в отдельных турах (чем меньше сумма мест, тем выше итоговое место). [1]

  • Другой вариант проведения этой игры – «Элитарка». В этом случае играет одна команда, ответы даются устно (полный аналог телевизионной версии этой игры). [2]

Программа, разработанная для этой игры, работает в двух режимах. Обычная игра проводится следующим образом: класс делится на команды по 6 человек, которые независимо друг от друга отвечают на одни и те же вопросы. Музыкальное сопровождение игры и демонстрация на экране отсчета времени позволяет сделать игру захватывающей и интересной. Игра рассчитана на 1 урок (24 вопроса), т.е. 2 тура по 12 вопросов с музыкальной паузой между ними. Такие игры можно организовывать в конце каждой четверти. Можно сократить игру до 12 вопросов, тогда на нее уйдет 15-20 минут. Игра элитарная проводится с победителями трех игр (т.е. в конце года) так же, как и телевизионный вариант. Отличие только в том, что вместо рулетки и волчка используется та же программа, которая произвольно выбирает номер вопроса. Вопросы на элитарную игру предлагают учителя и выпускники лицея и укладываются в 13 конвертов с напечатанными на них номерами. Примеры некоторых вопросов турнира «Что? Где? Когда?».

Вhello_html_19f95d85.jpgопрос 1: Закончите одно шутливое стихотворение:
     Кто-то сегодня погряз в долгах, кто-то погряз в законах.
     Все говорят мне, что сила в деньгах. А сила – она... Ответ: ... в ньютонах! Вопрос 2: "Что ты скажешь на это, физика?" – спрашивает Станислав Ежи Лец. – "В отношениях между людьми трения ведут..." А к чему? Ответ: "... к охлаждению". Вопрос 3: Представьте себе электрическую цепь. Начинается она заземлением, к нему проводом подключен резистор, а второй контакт резистора подсоединен к еще одному заземлению. Роль резистора в этой цепи можно охарактеризовать двумя словами, которые часто встречаются в фильмах, например, при переговорах полиции с бандитами. Назовите эти два слова. Ответ: Сопротивление бесполезно.

Вопрос 4: Черный ящик. Ракетчик-любитель Дерек Уиллис пришел к идее нового вида ракетного топлива, подкрепляясь во время перерыва в работе. Он придумал и испытал твердое ракетное топливо, которое не требует подачи окислителя. Что ел Уиллис перед тем, как его озарило? Это – в черном ящике. Ответ: Пористый шоколад. Комментарии: Новое топливо использует тот же принцип – пузырьки кислорода в твердой массе.


«Своя игра»

  1. Недостаток этой игры: играют только три игрока. Но темп игры настолько высок, что, меняя тройки, можно в течение нескольких уроков дать возможность поучаствовать практически всем, выделяя на это по 10-15 минут в конце урока. Программа для этой игры дает возможность игроку выбрать категорию вопроса и его стоимость. Ответ дает игрок, первым подавший сигнал. При правильном ответе игрок получает баллы в соответствии с ценой вопроса, при неправильном - такое же количество баллов снимается. На обдумывание дается 10 секунд. Если ответа никто не дал, ответ дает ведущий. Вопрос, обозначенный * - «Кот в мешке». Игрок, получивший такой вопрос, может передать его другому игроку. Во втором раунде (красном) есть вопросы – аукционы. Игрок, получивший такой вопрос, делает свою ставку, не превышающую суммы заработанных баллов. Другие игроки тоже делают ставки, но право ответа получает тот игрок, у которого ставка больше. Если никто из игроков не предложил больше стоимости вопроса, то играет выбравший вопрос игрок на номинальную стоимость вопроса. Второй вариант программы позволяет играть «свою игру» в одиночку: все ученики одновременно садятся за ноутбуки и начинают игру, также выбирая тему и стоимость вопроса. В этом случае им предлагается выбор из 4 ответов. После ответа на выбранный вопрос на табло появляется надпись «ответ верный» либо «ответ неверный», стоимость вопроса в зависимости от этого прибавляется либо вычитается из набранных ранее очков. Примеры некоторых вопросов «Своей игры» «Кристаллы и драгоценные камни» (синий раунд) Самые, самые... 10 баллов. Самый твердый из природных материалов. (Алмаз)
    20 баллов. Самый прозрачный камень. (Горный хрусталь)
    30 баллов. Самый простой по химическому составу камень. (Алмаз - С)
    40 баллов. Распространенный минерал, имеющий большое число модификаций в природе. (Кварц)
    50 баллов. Самый крупный из найденных алмазов. (Куллинан) Физические свойства камней 10 баллов Можно ли алмаз разбить или сжечь? (Да) 40 баллов Второй по твердости, после алмаза (Рубин)
    60 баллов Физические свойства позволяют использовать его в режущих инструментах (Алмаз) 80 баллов Его физические свойства позволяют использовать его в лазерах (Рубин)
    100 баллов Единственный аморфный драгоценный камень (Опал) Аналогично проводится «Красный раунд», только стоимость вопросов удваивается. В заключение играется «Своя игра». Все игроки письменно отвечают на вопрос, сделав ставку, не превышающую количество заработанных баллов.

«Брейн-ринг»

Объединяет достоинства приведенных выше игр: динамичность «своей игры» и наличие команд «Что? Где? Когда?». На игру требуется 15-20 минут. Одновременно командам задается вопрос. Право ответа получает команда, первой хлопнувшая в ладони. (При наличии программы – первая нажавшая на кнопку). Если ответ, который она дает, неверный, право ответа и 30 секунд на размышление получает вторая команда. Выигрывает команда, набравшая большее число очков. Примеры некоторых вопросов «Брейн-ринга» на тему «Магнитное поле»

  1. К середине стальной полосы поднесли магнитную стрелку. Стрелка притянулась к полосе. Можно ли утверждать, что стальная полоса намагничена?

  2. hello_html_1efc065d.pngИмеются две одинаковые стальные спицы, из которых одна намагничена. Как узнать, какая из спиц намагничена, не пользуясь ничем, кроме самих спиц?

  3. Можно ли изготовить полосовой магнит так, чтобы на концах его были одноименные полюсы?

  4. К северному полюсу прямого магнита притянулась цепочка гвоздиков. Что произойдет, если на этот магнит положить другой так, чтобы над северным полюсом оказался южный полюс?

Ответы:

  1. Нет. Полюс стрелки в любом случае притягивается к стальной полосе.

  2. Поднести одну к середине другой. Если поднесенная спица – магнит, то она притянется, если нет – не притянется (в середине намагниченной спицы магнитное действие отсутствует)

  3. Да. Если намотать проволоку на стальной стержень до середины по часовой стрелке, а после - против и пропустить по ней ток. 4. Гвозди отпадут.


«Эрудит-квартет»

В команде – 4 человека. Играют в каждом туре по 1 представителю команды. Всего 3 тура, в каждом по 4 боя. Первый тур – открытый: темы вопросов заранее оглашаются и игроки имеют возможность выбрать, кому какую тему играть. Второй – полуоткрытый (тема объявляется перед началом раунда, и капитан команды определяет игрока, играющего этот раунд), третий играется втемную. Очки всех игроков команды суммируются. Примеры вопросов. Тема: Резонанс.
    1. Эта механическая резонансная система большинству из нас известна с детства.

 2. Струны и корпус скрипки, трубка флейты, мембрана барабана – всё это именно они.
    3. Из-за опасности резонанса именно эта команда подается при переходе мостов.
    4. Для получения электрического резонанса в колебательном контуре нужны эти два элемента.
    5. Исследуя периодичность наступления ледниковых периодов, ученые открыли явление, получившее именно такое название.

Ответы:1. Качели.    2. Резонаторы.     3. Сбить шаг (шагать не в ногу)     4. Катушка и конденсатор (Емкость и индуктивность). 5. Стохастический резонанс


Я рассказала об играх, на которые требуется значительное время: от половины до целого урока. Расскажу еще немного о кратковременных играх, на которые требуется 5-10 минут в конце (или начале) урока. Для них не нужно ни оборудования, ни подготовки. «Кто это» Правила игры: загадывается какой-то известный человек, в качестве подсказки о нём рассказывается какая-нибудь любопытная характерная история. Условие: либо загаданный человек, либо связанная с ним история должны иметь отношение к физике! Работаем в группах по 4 человека (чтобы не тратить время на пересаживание, ребята 1 парты разворачиваются лицом ко 2 парте). На обсуждение – минута, можно играть 2-3 вопроса. А в итоге дети хоть байки, связанные с физикой, знать будут. Примеры вопросов.

Вопрос 1: Он любил говорить, что все науки разделяются на две группы - на физику и коллекционирование марок. Ответ: Резерфорд

Вопрос 2: Гoсти этoгo извeстнoгo изoбрeтaтeля всeгдa удивлялись, пoчeму у нeгo в дoмe тaк тяжeлo oткрывaeтся кaлиткa. Нaкoнeц ктoo скaзaл eму: "Тaкoй гeний, кaк ты, мoг бы придумaть кaлитку и пoлучшe!" Oн вoзрaзил: "Кaлиткa сдeлaнa прoстo гeниaльнo! Кaждый, ктo прихoдит в мoй дoм, нaкaчивaeт в бaк двaдцaть литрoв вoды…". Кто это? Ответ: Эдисон

Вопрос 3 Он в молодости пришел к семидесятилетнему профессору Филиппу Жолли и сказал ему, что решил заняться теоретической физикой. Маститый ученый ему ответил:
"Молодой человек! Зачем вы хотите испортить себе жизнь, ведь теоретическая физика в основном закончена... Стоит ли браться за такое бесперспективное дело?!" Ответ: Планк

Вопрос 4: Этот замечательный учёный весьма неодобрительно относился к бесполезной эрудиции и говорил так: "Мoй книжный шкaф набит различными знаниями гoраздо больше, чем я, однако физиком являюсь я, а не oн!"… Ответ: П.Н.Лебедев

С моей точки зрения такие пятиминутки, также как и подготовленные ребятами кроссворды, ребусы и т.д. – обязательный элемент игровых технологий, не менее важный, чем изредка проводящиеся полномасштабные (на урок и более) игры. Это, разумеется, не исключает больших физических праздников, вечеров и других крупных мероприятий. Но их целесообразно проводить во внеурочное время для желающих. У нас в лицее проводится ставший с прошлого года городским праздник «Наука. Творчество. Прогресс», на котором ученики лицея показывают гостям спектакли (с обязательными элементами физики!); демонстрируют «физический калейдоскоп» самостоятельно подготовленных занимательных опытов и многое другое. В этом году мы впервые подготовили и провели городской турнир «Что? Где? Когда?» по физике в рамках городского праздника «Наука. Творчество. Прогресс» и надеемся, что он станет традиционным.

И, наконец, игры, выходящие «за рамки класса»: в эти игры можно играть в любых условиях (в транспорте, в походе и т.д.)

«Контакт» Правила игры: ведущий загадывает слово, называет первую букву этого слова. Ученики по очереди придумывают слова на эту букву, описывают значение этого слова (или ассоциации, с ним связанные) так, чтобы догадался кто-то из класса, но не ведущий. Если это получилось, догадавшийся, какое слово имеется в виду, говорит «контакт» и вместе с предыдущим считает вслух до 10 (если догадались несколько – считают все), затем они хором произносят свои слова. Если они совпали, ведущий открывает следующую букву. Если нет - контакт не состоялся. Если ведущий успел за то время, пока ведется счет, назвать удовлетворяющее описанию игрока слово, то контакт разрушен. Игра закончена, когда отгадано задуманное слово. Особенность: слово должно быть связано с физикой. Пример. Задумано слово «Дисперсия». Ведущий начинает: буква «Д». Ученик 1: «Раздел механики». Догадываются многие, но досчитать до 10 не успевают, т.к. ведущий говорит: «Динамика». Ученик 2: «Изменение формы». Ведущий: «Деформация». Ученик 3: «В электронике, раньше был ламповый». Ученики «контачат» и, досчитав до 10, говорят «Диод». Ведущий открывает вторую букву: «Ди…» Ученик 4: «Огибание волной препятствий». Ведущий «Дифракция». Ученик 5: «Два связанных заряда». Контачат, произносят «Диполь». Ведущий открывает «Дис…». Учащиеся догадываются, что это – дисперсия. Результатом игры стало то, что отпала необходимость в физических диктантах: дети хорошо запоминают термины.


«Пойми меня» (другое название «крокодил»). Цель: изобразить задуманное одним из учеников слова (связанное с физикой) с помощью жестов. Остальные (в том числе и я) отгадывают.

Одаренные дети, обладающие яркой индивидуальностью, зачастую совершенно не умеют общаться, работать в команде. Игра развивает необходимые коммуникативные навыки. Игроки команды учатся слышать, понимать и принимать друг друга, вести дискуссию. Устанавливается особый контакт между преподавателями и учениками, что создает положительный эмоционально-психологический климат и является одним из важнейших факторов эффективного развития учреждения. Интеллектуальные игры развивают мышление, логику и креативность, учатся работать с источниками. Этот багаж необходим в освоении любых предметов. Задачи, которые решаются в интеллектуальных играх, из разных областей знаний – это позволяет устанавливать межпредметные связи. Если задания турнира составлены по вопросам отдельных курсов (например, физики) - формируются связи между разделами курса.

Интеллектуальные игры уже давно переросли рамки урока: большой популярностью пользуется элективный курс для старшеклассников «Интеллектуальные тренировки по физике», в лицее активно работает «Интеллект-клуб» любителей подобных игр. В клубе используются те же игровые программы, ребята играют в те же игры. Но здесь круг вопросов не ограничивается темой «Физика». Члены клуба участвуют в турнирах разного уровня. В 2009 году лицейская команда стала победителем областного турнира «Созвездье талантов» и городского летнего кубка «Что? Где? Когда?», в 2010 году команда лицея стала победителем городского турнира «Что? Где? Когда?»; в этом году лицеисты стали призерами Школьного Регионального Кубка и Всероссийского фестиваля «Ступинские горизонты». Самое главное, создается позитивный микроклимат в коллективе. Ну, и успехи в изучении физики у нас есть немалые. У детей формируется устойчивый интерес к предмету, позволяющий им достигать очень высоких результатов. Ребята активно ведут научную работу, участвуют и побеждают в олимпиадах и конференциях разного уровня (от городского до регионального и всероссийского). Сформированное игрой умение быстро принимать правильные решения в нестандартной ситуации помогает ребятам легко справиться с предстоящими вопросами ГИА и ЕГЭ. Более 90% учащихся выбирает физику в качестве ЕГЭ, результаты ГИА и ЕГЭ значительно выше средних по городу и региону, результаты ГИА и ЕГЭ значительно выше средних по городу и региону: 2008г средний балл 64,32 (по региону 55,2), 2009г - 69,91 (52,15), 2010 - 64,75 (51,8); два выпускника 2009г получили по физике 100 баллов.


Рекомендуемые сайты

www.tvigra.ru - официальный сайт телекомпании «Игра». Содержит наиболее полные сведения о жизни телевизионного клуба, имеется чат. К сожалению, функционирует не регулярно.

http://znatok63.ru/ - официальный сайт Самарского клуба знатоков. Информация о турнирах, игроках, вопросы и многое другое.

http://znatoki.kulichki.net/klub/irc.html - «Знатоки на Куличках» - самый большой банк вопросов в Интернете. Информационные сообщения отличаются крайней степенью субъективности.

- сайт игроков города Долгопрудный. Самый веселый игровой сайт в русском Интернете.

http://db.chgk.info/ - Интернет-клуб «Что? Где? Когда?»

http://israel.chgk.info/index.htm - «Что? Где? Когда?» в Израиле


Литература

  1. Левин Б.Е. Что? Где? Когда? для чайников.- Днепропетровск: Сталкер, 1999.

  2. Лернер М. Минута на размышление, или Загадки телеигры «Что? Где? Когда?» - М.: Искусство, 1992.


Статья "Игровые технологии в обучении физики"
  • Физика
Описание:

Возвращение к игровым технологиям обучения и систематическое использование интеллектуальных игр на уроках и во внеурочное время позволяет привлечь внимание детей к изучению предмета, способствует компенсации информационной перегрузки, развитию коммуникативных навыков.

Учителями нашего лицея составлен комплекс игр по физике с 5-го по 11-ый классы, разработан ряд интеллектуальных игр по физике. Есть игры масштабные, занимающие от половины до целого урока: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Эрудит-квартет», «Своя игра» и др. Игры делятся на тематические (например, своя игра «Космос» или брейн-ринг «Магнитное поле») и общего содержания, которой является «Что? Где? Когда?». При разработке и проведении уроков активно применяются игровые «пятиминутки»: «Ой, кто это?», «Кто как обзывается…», «Бескрылки» и др. 

Автор Логинова Татьяна Алексеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 529
Номер материала 22834
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓