ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Васильчикова Г.Н.
Чтение должно стать для ребенка очень тонким
инструментом овладения знаниями и вместе
с тем источником богатой духовной жизни.
В.А.Сухомлинский
Мы много говорим о воспитательной роли литературы, о том, что хорошая книга
учит добру, воспитывает нравственную культуру. Но ведь не только прочитанное, а
уже сама любовь к чтению, невозможность жить без книги, потребность искать и
находить в ней друга, советчика, черпать материал для размышлений - все это
одна из важнейших целей нравственного воспитания.
Особенно велико значение книги в период наиболее интенсивного становления
личности – в детские годы. Наиболее важным
для развития нравственно-ценностных ориентаций является возраст 6-12 лет, в
котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и
самого себя. В последние годы не только педагоги, детские писатели, но и
родители ищут пути к активизации воспитательного потенциала книги. Мы часто
говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, художественное слово
воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово
может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее,
помогает осознать человеческие взаимоотношения. Читая произведения художественной
литературы, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро,
справедливость, совесть, честь. С ней связываются большие возможности развития
эмоциональной сферы личности ребенка, расширение кругозора детей, формирование
у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Эффективность нравственного воспитания младших школьников в процессе
ознакомления с детской художественной литературой может быть достигнута на
следующих условиях:
-
целесообразный отбор художественных произведений для детей;
-
систематическая работа по ознакомлению младших школьников с детской
художественной литературой;
-
использование разнообразных форм и методов работы с книгой.
Подбор художественных произведений для чтения надо осуществлять таким
образом, чтобы на их основе можно удовлетворять эстетические потребности детей
и развивать нравственную культуру. Для чтения должны быть предложены
художественные произведения, проверенные временем, вошедшие в сокровищницу
русской и зарубежной литературы, произведения детской классической литературы и
произведения из традиционного круга детского чтения. При этом художественные
произведения должны быть разнообразны по тематике, по жанрам, по авторским
именам, по формам художественной речи.
Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС позволяет вести
планомерную и систематическую работу по нравственному воспитанию на основе
чтения художественной литературы. Для воспитания нравственных качеств у
школьников оптимальные условия создают занятия кружка «Путешествие в мир книг».
Эффективными формами занятий кружка являются литературные часы, поэтические
минутки, библиотечные уроки, защита «Читательского дневника», презентации книг,
литературные праздники. Содержание таких занятий должно отличаться
разнообразием, необычностью и вызывать интерес у детей. Чтение,
мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, становится для
детей приятным и желанным.
Нравственная тематика литературных часов включает фольклор, произведения
русской классики, отечественную духовную поэзию, произведения современных
писателей. Учащиеся заранее получают список рекомендуемой литературы.
Темы
литературных часов могут быть следующие:
1
класс
По
дорогам сказки. (Русские народные сказки)
Народная
мудрость в произведениях Л.Н.Толстого.
«Сокровища
Валентина Берестова»
2
класс
Эти
старые, старые сказки. (Сказки Г.Х.Андерсена)
Эти
книги учат добру. (Е.Дубравный «Анютины встречи»)
Придумано
кем-то просто и мудро. (Пословицы и поговорки)
3
класс
Час
творчества Л.Ф.Воронковой «Девочка из города»
Мастер
доброй улыбки. (В.Драгунский «Денискины рассказы»)
Волшебная
страна. (Л.И.Лагин «Старик Хоттабыч»)
4
класс
Раскрываем
тайны природы. (По произведениям Н.И.Сладкова)
Страна
детства. (Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»)
Легко
ли быть человеком. (К.М.Станюкович «Максимка»)
Большое значение имеет чтение книг
с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются сочувствие,
отзывчивость, заботливое отношение к близким. Прочитанное произведение
обязательно сопровождается обсуждением на литературном часе. Во время непринужденной
беседы дети выражают свое отношение к литературному произведению. Они учатся слушать
друг друга, спорить, доказывать свою точку зрения, оценивать поступки героев,
их мотивы. Педагогу необходимо помочь детям осмыслить отношение к героям,
добиваться понимания главной идеи автора. Тогда у детей возникает желание
подражать нравственным поступкам героев.
Например. «Доброта начинается с
детства». Литературный час по произведениям В.Осеевой.(2 класс)
Цели: воспитывать у учащихся добрые
чувства, способствовать проявлению душевности, дать возможность детям оценить
себя и свои поступки.
Форма проведения: обсуждение,
игра-тренинг.
Подготовительная работа: дети читают рассказы,
рисуют иллюстрации.
1.Беседа о творчестве В.Осеевой «Надо
читать и думать»
2.Обсуждение. (В ходе обсуждения каждого
произведения на доску прикрепляется изображение вагона с названием рассказа. В
конце занятия будет составлен «поезд» из прочитанных рассказов.)
Правильная постановка вопросов подводит детей
к нравственной идее.
«Волшебное слово»
-Нравственная идея: волшебные слова
творят чудеса.
«Навестила»
-Настоящий друг поступает порядочно. Слово
и дело не должны расходиться.
«Синие листья»
-Щедрость – это оказание бескорыстной
помощи.
«Просто старушка»
- Если делаешь доброе дело, то делай его
безвозмездно.
«Добрая хозяюшка»
- Надо быть настоящим другом и не менять
своих друзей.
3.Выставка рисунков.
4.Игра-практикум « Как бы ты поступил».
4.Итог занятия.
Эффективной формой литературного
развития младших школьников является ведение «Читательского дневника», в
котором дети пишут отзыв на самостоятельно прочитанную книгу. «Читательский
дневник» ведется по плану.
1.Автор, название книги.
2.Тема, главные герои, интересный эпизод.
3.Чему учит эта книга.
4.Понравилась ли тебе книга? Почему?
На первом этапе ведения читательских
дневников нужна помощь воспитателя, родителей, потому что ребенок остается
один на один с книгой. Необходимо помочь ему правильно мыслить и действовать,
правильно извлечь нравственную идею автора книги. Активная читательская
деятельность учащихся – показатель формирования читательской самостоятельности
и их духовно-нравственного развития.
Для шести-девятилетнего
ребенка, которому почти ничего неизвестно, прежде всего, о себе, чтение книг –
это практически единственно надежный путь «очеловечивания», так как оно
позволяет расширить ограниченный круг общения ребенка и, помогая ему,
вглядываясь в «чужой» опыт, искать и находить себя и свое место в жизни. Книга
открывает мир ребенку, и чем больше ребенок прочитывает, тем шире становится
для него этот мир.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.