Главная / Начальные классы / Статья "Групповая работа как способ формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС НОО"

Статья "Групповая работа как способ формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС НОО"

ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Данная статья иллюстрирует на примере одного урока возможность организации групповой работы обучающихся на разных этапах урока.


Государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь - модернизация и инновационное развитие.

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной начальной школы становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик, среди которых отмечено, что выпускник начальной школы это доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию член общества. [4, c. 7]

Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.

В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. [1, c.117]

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [1, c. 30]

Ромэн Ролан в книге «Спутники» определяет человеческую жизнь как общение между людьми. Не было бы общения между людьми – человек никогда бы не стал разумным. [2, c.3]

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.

В своей практике учителя начальных классов часто используют групповую работу. Групповая форма учебной деятельности очень эффективна в обучении младшего школьника: совершенствуются умения и навыки осуществления тех действий, которые, как правило, выполняет сам учитель; определять тему, очерёдность участия в беседе и её предметное содержание, уточнять факты и обобщать поступившую информацию; появляются умения распределять внимание в равной мере между формой и содержанием высказываний, что определяет уровень коммуникативной компетенции учеников, увеличивается время общения школьников. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое, критическое и творческое мышление, способность совершенствоваться в создавшейся ситуации. Учащиеся в этой связи могут изложить свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением товарища, делать выводы, заключения.

Далее предложены некоторые этапы урока русского языка в 3 классе, где целесообразно использование групповой работы для развития коммуникативных УУД.


Тема урока: «Три типа склонения имён существительных в единственном числе»

Этап повторения пройденного материала

1. Самостоятельная работа. На доске написаны словосочетания:

ехали (по) ш…с…е

ели з…фир

купил п…льто

вышел (из) м…тро

идти (на) т…ран

цв…ли (на) г…зоне

- Прочитать словосочетания, записанные на доске, постараться их запомнить (1-2 минуты).

- Записать словосочетания по памяти, ориентируясь на первое слово. (Существительные с предлогами закрываются.)

2. Работа в группах (5 минут). Вспомним правила работы в группах:

  • Чтобы попросить слово, подними руку.

  • Говори по теме, понятно, кратко.

  • Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.

  • Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.

  • Критически отнесись к мыслям, а не к людям.

  • Поощряй других к участию в обсуждении.

  • Будь доброжелателен и терпим.

  • Соблюдай правило «трёх нельзя»:

а) нельзя говорить: «всё уже сказали»;

б) нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;

в) нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.

Задача каждой группы: разделить записанные словосочетания на 2 группы, найти для этого несколько оснований.

Словосочетания можно разделить на 2 группы:

- по составу (с предлогом и без предлога);

- в зависимости от рода существительных (среднего рода или мужского рода);

- в зависимости от того, склоняемое или несклоняемое существительное.

Проверка: Одна группа объясняет, остальные группы проверяют сигнальными карточками.

Этап словарной работы

Работа в парах (3 минуты). Вспомним правила работы в паре:

  • говорим вежливо

  • называем собеседника по имени

  • говорим по очереди, не перебивая друг друга

  • внимательно слушаем

  • если непонятно, переспросите партнера

  • четко высказываем свое мнение

  • уважаем мнение собеседника

Задача каждой пары: назвать слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся. Его нужно составить на основе словосочетаний, с которыми работали в начале урока.

Алгоритм работы: (слайд №1 на экране)

Соединить первые слоги существительных

- мужского рода, которые находятся в предложном падеже;

- в винительном падеже без предлога;

- в винительном падеже с предлогом.

Какое это слово? Из каких слов его составили? (Га+зе+та: на газоне, зефир, на таран.)

Проверка: фронтальная.

Этап первичного закрепления

Работа в группах (7 минут). Учащиеся получают карточки с пословицами и с инструкцией.

Инструкция по выполнению работы в группе:

- Прочитать пословицы, объяснить смысл. Расположить их в следующем порядке:

а) пословицы, в которых нет существительных 1-го склонения;

б) пословицы, в которых нет существительных 3-го склонения;

в) пословицы, в которых нет существительных 1-го и 3-го склонения.

Хлеб – батюшка, водица – матушка.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Худ обед, когда хлеба нет.

Проверка: фронтальная.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Младшие школьники не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружением. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.


Литература

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

  2. Дьяченко, В.К. Диалоги об обучении [Текст] / В.К. Дьяченко – Издательство Красноярского университета, 1995. – 216 с.

  3. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. - № 7. – С. 12.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.





Статья "Групповая работа как способ формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС НОО"
  • Начальные классы
Описание:

Государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXIвека, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь -  модернизация и инновационное развитие.

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной начальной школы становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Данная статья иллюстрирует на примере одного урока возможность организации групповой работы обучающихся на разных этапах урока.

Автор Минеева Разима Анасовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 446
Номер материала 25127
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓