Главная / Химия / Статья "Формирование коммуникативных УУД учащихся посредством использования ситуационных задач по химии в учебном процессе"

Статья "Формирование коммуникативных УУД учащихся посредством использования ситуационных задач по химии в учебном процессе"

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


Н.В. Жулькова, кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе

МБОУ СОШ №53, Ульяновск (Россия), nerakhtina@yandex.ru


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту планируемые результаты обучения делятся на три группы: личностные, метапредметные и предметные. Метапредметные результаты включают сформированные универсальные учебные действия (УУД) познавательные, регулятивные и коммуникативные [1]. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества. «Уметь учиться» значит уметь эффективно сотрудничать с учителем и с одноклассниками, уметь вести диалог, слышать, слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать собственное мнение и мнение других людей.

С учетом специфики химической науки и накопленного в школьной практике опыта обучения химии мы изучали формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования ситуационных задач по химии в учебном процессе [2].

Среди технологий, методов и приёмов развития универсальных учебных действий в основной школе особое место занимают учебные ситуации. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Важно, чтобы все учебные ситуации являлись прототипами реальных ситуаций, с которыми школьники могут столкнуться в повседневной жизни.

В основной школе большим дидактическим потенциалом обладают следующие ситуации:

• ситуация-проблема требует быстрого решения (с ее помощью можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

• ситуация-иллюстрация создается на основе изображений или рисунков (как правило, с использованием средств ИКТ) с целью зрительного представления самой ситуации и нахождения наиболее простого пути ее решения;

• ситуация-оценка включает описание реальной ситуации и готовое решение. Учащимся в данном случае следует оценить правильность приведенного решения, обосновав его преимущества;

• ситуация-тренинг может быть представлена в двух вариантах: 1) тренинг по описанию ситуации; 2) тренинг по решению проблемы, поставленной на примере описанной ситуации.

Приведенные учебные ситуации могут быть положены в основу создания ситуационных задач, направленных на формирование у учащихся универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных.

Анализ немногочисленных трактовок понятия «ситуационная задача» привел нас к необходимости предложить авторскую формулировку этого понятия. Под ситуационной задачей мы понимаем средство обучения, включающее совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью осознанного усвоения учащимися содержания учебного предмета [3].

Специфика ситуационных задач по химии заключается в том, что они обеспечивают формирование у старшеклассников понятий о веществах, важнейших химических процессах, законах и методах химической науки.

Для создания ситуационных задач с химическим содержанием основными источниками являются: средства массовой информации, статистические материалы, научные публикации, художественная литература, ресурсы интернета.

Как правило, любая ситуационная задача состоит из описания какой-либо ситуации (реальной или вымышленной) и личностно-значимого для учащихся вопроса. При составлении ситуационных задач следует брать темы, которые привлекают внимание учащихся, вызывают познавательный интерес. Полезно формулировать задачи в виде рассказа или сказки. Хорошо составленная ситуационная задача должна стимулировать появление у учащихся разнообразных эмоций (сочувствие, гнев, радость, удивление и т.д.). Очень важно, чтобы школьникам была понятна проблема, лежащая в основе ситуационной задачи, следовательно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа (ОЭР) по формированию коммуникативных универсальных учебных действий старшеклассников через использование ситуационных задач по химии в образовательном процессе.

На основе анализа практики и научных исследований был разработан критериально-оценочный аппарат успешности учащихся в работе с ситуационными задачами. Были выделены три уровня успешности старшеклассников в работе с ситуационными задачами: I, II, III. Первый уровень успешности характерен для учащихся, которые решают ситуационные задачи по химии с подсказками учителя или используя материал конкретного параграфа учебника. Второй уровень присущ старшеклассникам, которые решают ситуационные задачи, требующие поиска информации из дополнительных внешних источников, ее анализа и переработки. Третий уровень успешности характерен для школьников, которые сами составляют ситуационные задачи с химическим содержанием.

Диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий проводилась по методике, предложенной М. Ступницкой [4]. С этой целью были опрошены учителя, работающие в 9-х и 10-х классах. Предлагалось оценить следующие виды работы учащихся на уроке: изложение собственных мыслей, ведение дискуссии (способность отвечать на вопросы и способность задавать вопросы, способность возражать оппоненту), взаимодействие в учебной группе (способность аргументированно отстаивать собственную позицию, способность гибко менять свою позицию, способность подчиняться решению группы для успеха общего дела), соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения).

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы были определены первоначальные уровни успешности старшеклассников в решении и составлении ситуационных задач, сформированности у них коммуникативных универсальных учебных действий на основе специально разработанного инструментария. Кроме того, была установлена зависимость между ними.

Результаты первичной диагностики уровня успешности старшеклассников в работе с ситуационными задачами позволили сделать вывод о том, что более 80% учащихся находятся на низком и среднем уровнях успешности.

Результаты данного этапа исследования дают возможность предположить существование линейной зависимости между уровнями успешности старшеклассников в решении и составлении ситуационных задач, а также уровнями сформированности у них коммуникативных универсальных учебных действий.

На этапе поискового эксперимента была проведена проверка эффективности использования различных форм применения ситуационных задач по химии в образовательном процессе и проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное их применение.

Для проведения педагогического эксперимента были сформированы три группы старшеклассников по 50 человека в каждой, которые изучали химию на базовом уровне: две – экспериментальные группы (ЭГ-1, ЭГ-2) и одна – контрольная группа (КГ).

Экспериментальная работа в данных группах характеризовалась ориентацией на различные педагогические условия.

В КГ реализовывалось первое необходимое педагогическое условие, направленное на регулярное использование ситуационных задач на всех этапах урока химии.

В ЭГ-1 реализовывались первое и второе необходимые педагогические условия, то есть учащиеся не только решали ситуационные задачи на уроках химии, но и сами составляли ситуационные задачи по темам школьного курса химии в качестве альтернативного домашнего задания.

В ЭГ-2 реализовывался комплекс педагогических условий, проверялась эффективность разработанного курса по выбору «Решение ситуационных задач по химии».

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы имело место систематическое внедрение методики использования ситуационных задач по химии для формирования универсальных учебных действий учащихся в образовательную практику. Был произведен анализ и обработка полученных в ходе эксперимента данных.

Таблица 1.

Результаты формирования уровня успешности старшеклассников в работе с ситуационными задачами по химии

Группа

Показатели

Уровни успешности в работе с ситуационными задачами

Ср

2наб

I

II

III

число

%

число

%

число

%



КГ


исходный

40

80

6

12

4

8

1,28

1,88

заключительный

34

68

10

20

6

12

1,44


ЭГ-1


исходный

41

82

5

10

4

8

1,34

10,45

заключительный

26

52

16

32

8

16

1,64


ЭГ-2

исходный

40

80

7

14

3

6

1,26

21,68

заключительный

20

38,46

21

40,38

11

21,154

2,0



Таблица 2.

Результаты формирования уровня коммуникативных универсальных учебных действий старшеклассников

Группа

Показатели

Группы по уровням сформированности коммуникативных универсальных учебных действий

Ср

2наб

Слабая

Средняя

Сильная

Число

%

Число

%

Число

%



КГ


исходный

31

62

11

22

8

16

1,54

1,48

заключительный

25

50

15

30

10

20

1,7


ЭГ-1


исходный

32

64

10

20

8

16

1,52

9,2

заключительный

17

34

21

42

12

24

1,9


ЭГ-2

исходный

32

64

9

18

9

18

1,54

22,4

заключительный

9

18

25

50

16

32

2,14


Анализ результатов, полученных нами в контрольной и экспериментальных группах на констатирующем и формирующем этапах опытно-экспериментальной работы, позволяет сделать вывод о том, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся протекает эффективнее при соблюдении комплекса педагогических условий успешного использования ситуационных задач по химии в образовательном процессе. На основе полученных данных также можно сделать вывод о существовании зависимости между уровнем успешности старшеклассников в работе с ситуационными задачами и уровнями сформированности у них коммуникативных универсальных учебных действий. Данная зависимость близка к прямо пропорциональной.

Таким образом, ситуационные задачи по химии обладают большим дидактическим потенциалом для формирования коммуникативных универсальных действий учащихся.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Жулькова, Н.В. Ситуационные задачи по химии как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся / Н.В. Жулькова // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей / редкол.: А.П. Солодков (гл. редактор) [и др.]. –Витебск: ВГУ имени П.А. Машерова, 2013. С. 52-53.

  3. Жулькова, Н.В. Роль и место ситуационных задач в современном уроке / Н.В. Жулькова // Химия в школе. – 2013. - №9. –С.45-47.

  4. Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников [электронный ресурс] - Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600712

  5. Сборник ситуационных задач по химии / авт.-сост. Н.В. Жулькова. – Ульяновск, 2012 . – 65с.




Статья "Формирование коммуникативных УУД учащихся посредством использования ситуационных задач по химии в учебном процессе"
  • Химия
Описание:

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту планируемые результаты обучения делятся на три группы: личностные, метапредметные и предметные. Метапредметные результаты включают сформированные универсальные учебные действия (УУД) познавательные, регулятивные и коммуникативные. Коммуникативные универсальные учебные действия  обеспечивают возможности сотрудничества. «Уметь учиться»  значит уметь эффективно сотрудничать с учителем и с одноклассниками, уметь вести диалог, слышать, слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать собственное мнение и мнение других людей.

С учетом специфики химической науки и накопленного в школьной практике опыта обучения химии мы изучали формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования ситуационных задач по химии в учебном процессе.

Автор Жулькова Наталья Викторовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1002
Номер материала 51834
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓