Главная / Русский язык и литература / Статья "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной работе через проектно-исследовательскую деятельность"

Статья "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной работе через проектно-исследовательскую деятельность"

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной работе через проектно-исследовательскую деятельность

Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении все более востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. "Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить", - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Так мотивом для работы над проектом "Лексика современного русского языка" для пятиклассников нашей школы послужил вопрос на одном из уроков: "Сколько слов в русском языке?" Решено было это выяснить. Сформировались по желанию участников проекта группы, каждая из которых получила задание: собрать информацию, материал о том или ином пласте слов лексики русского языка. Группа, взявшая для изучения проблему "Употребление старославянизмов в русском языке", поставила для себя цель: узнать как можно больше о самых древнейших словах письменного языка славян. Выдвинутая гипотеза (старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка, потому что:) способствовала постановке задачи: найти в разных текстах, в частности в Библии, слова старославянского происхождения. Для успешной реализации задачи решено было использовать самые разнообразные методы:словесные, наглядные, практические. Затем (под ненавязчивым руководством учителя) составлен план действий, сводящийся к следующему:

1. Образно представить (в рисунках, коллажах) всю лексику русского языка, в частности и старославянизмы (символ).

2. Изучить в учебниках, словарях, энциклопедиях, справочниках информацию о старославянизмах, их признаках, сделать сообщение.

3. Найти стихотворения, в которых имеются старославянизмы, выразительно прочитать наизусть, сделать вывод об употреблении самых древнейших слов.

4. Проанализировать отрывки из произведений А.С. Пушкина, из Библии и сделать вывод о частоте употребления старославянизмов и их роли в тексте.

5. Составить синквейны к словам старославянского происхождения.

6. Приготовить рисунки, на которых изображены предметы, подписи под ними - слова старославянского происхождения.

7. Предложить музыкальные ассоциации.

В подобном ракурсе организовывали свою деятельность и другие группы учащихся, исследовавшие разные пласты русского языка: исконно русскую лексику, диалекты, заимствованные слова, архаизмы, профессионализмы, неологизмы. Результатом ( или продуктом) проектной деятельности явилось следующее: реферат, мини - исследование в работе над текстом, компьютерная демонстрация рисунков в технологии слайд - шоу, выразительное чтение стихов, творческое сочинительство, портфолио - папка материалов, эстетично оформленных ( через компьютер), с рисунками как наглядное пособие для будущего поколения учеников.Презентация состоялась на открытом уроке перед учителями Петушинского района, а также в виде выступления перед учащимися младших классов с целью популяризации русского языка.

В течение года пятиклассники принимали участие в других проектах: коллективных творческих (из индивидуальных работ) по темам "Описание любимого животного", "Какая (ой) я?", "Сочиняем сказки", "Осенние фантазии". Группа ребят выступила с презентацией своих индивидуальных проектов на научной школьной конференции " Шаг в будущее". Самые юные участники этой конференции доказали: "Ничего нет трудного, если есть желание". Их работы по многоаспектному анализу слова признаны экспертной комиссией лучшими.

Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в творческий процесс по получению новых знаний, самостоятельно выполняет деятельность, которая выбрана им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению предмета, приобретает исследовательские навыки. У проектантов формируются различные компетнтности, под которыми, по мнению современного ученого-дидакта И. С. Сергеева, в современной педагогике понимаются "комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений."

В процессе проектной деятельности формируются различные общеучебные умения и навыки, а именно: рефлексивные, поисковые, оценочные, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские, коммуникативные, презентационные.

Подробнее остановимся на коммуникативных умениях, под которыми подразумеваются следующие:

  • умение инициировать со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них;

  • умение вести дискуссию;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • навыки устного опроса, интрервьюирование;

  • навыки монологической речи.

Презентация проекта " Лексика современного русского языка" показала, что формирование коммуникативной компетентности как нельзя лучше осуществляется в процессе подготовки практической деятельности и её реализации. Учащиеся выступали с докладами (доклад - образец монологической речи), представляли устную защиту рисунков, отвечали на проблемные вопросы, на вопросы одноклассников (одна группа задает вопрос другой), участвовали в дискуссии, создавали собственные речевые высказывания (устные и письменные), предлагали вниманию творческое сочинительство (стихи), учились отстаивать свою точку зрения. Учителя отметили высокий уровень выступлений, оценили творчество учащихся. Такой хороший результат возможен только при условии, если в процессе обучения на каждом уроке будет взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывного и целенаправленного совершенствования речевой деятельности.

При формировании коммуникативной компетенции важно знать правила говорящего:

  • логично строю речь;

  • ясно излагаю мысли;

  • не теряю "нити" разговора;

  • правильно и красиво говорю;

  • владею интонацией;

  • умею варьировать темп речи;

  • владею вниманием слушателей;

  • не употребляю слов-сорняков;

Формирование коммуникативной компетентности на уроках и во внеурочное время с выходом на проект (из опыта работы)

Содержание.

Вид деятельности.

Продукт (коллективный, групповой,индивидуальный проект).

Вид презентации.

Направление:

работа

со словом

 

1. Учебник, памятка, алгоритмы.

Различные виды лингвистического анализа слова: орфоэпический, лексический, этимологический, морфологический:

Пособие "Грамматический рассказ о словах "правда", "солнце": (коллективный проект из индивидуальных).

Устная защита на уроке 5-6 кл.

2. Учебник, памятка, алгоритмы.

Составление словосочетаний и их анализ.

Плакат (групповой проект) как наглядное пособие.

Устная защита на уроке.

3. Сборник "Пословицы и поговорки".

-Работа со сборником.

-Подготовка устного речевого высказывания.

Наглядное пособие из индивидуальных рисунков с подписью.

Выступление перед учениками младших классов.

4. Алгоритмы, энциклопедия, справочники, тексты художественных произведений, Интернет.

Многоаспектный (лингвистический, художественно-эстетический, литературоведческий) анализ слов нравственного содержания "совесть","надежда","правда", "честь", "природа" и др.:

Индивидуальные творческие проекты интегрированного характера в виде аттестационной работы по русскому языку (в письменном виде).

-Устная защита на экзаменах 9,11 кл.

(с компьтерной презентацией).

5. Алгоритмы, справочная литература,словари, Интернет.

Многоаспектный анализ слов, вызывающих художественно-эстетические чувства.

("сказка", "апрель", "февраль" др.)

Индивидуальные творческие проекты интегрированного характера (в письменном виде).

Защита на школьной конференции "Шаг в будущее" (гуманитарная секция 5-8 кл.)

6. Мыслительная операция: образное, ассоциативное восприятие слова, слово в символах; книга "Энциклопедия символов".

-Устное и письменное речевое высказывание.

-Работа с книгой.

Коллективный проект из индивидуальных рисунков с письменным комментарием.

Компьютерная презентация рисунков на уроке, а также перед учащимися младших классов.

7. Книга "В мире мудрых мыслей", словарь афоризмов.

-Работа со словарем, книгой

-Устное речевое высказывание

Альбом с рисунками, коллажами с письменным комментарием.

Устная защита на уроке 5,6 кл., на внеклассном мероприятии.

8. Словарь фразеологизмов.

-Работа со словарем

-Устное речевое высказывание

Групповой проект (альбом из индивидуальных рисунков).

Выступление перед учени-ками младших классов.

9. Диалектные слова жителей Петушинского района.

Сбор материала

"Словарь бабы Шуры" (индивидуальный проект).

Выступление на внеклассном мероприятии.

Направление:

работа

с предложением

 

1. Учебник, памятка.

-Синтаксический разбор предложения

Плакат (групповой проект)

Устная защита на уроке

2. Алгоритм "Синтаксическая лесенка", "Словарь афоризмов", книга "В мире мудрых мыслей".

-Составление пред-ложений с разными видами обособления, с однородными членами, вводными словами и вводными конструкциями

-Составление сложных предложений разных

видов:БСП,ССП,СПП

- Один из фрагментов аттестационной работы.

(индивидуальный проект)

- Контрольная работа.

-Фрагмент презентации на экзамене (устная и письменная защита)

9,11класс.

-на уроке 5- 9класс.

Напавление:

работа

с текстом

 

1. Текст (нравственного содержания).

Подбирает учитель.

Комплексный анализ текста.

Индивидуальная контрольная работа.

Устная защита на уроке отдельных фрагментов

5-9 кл.

2. Текст (нравственного содержания).

Подбирает сам ученик.

-Комплексный анализ текста.

-Ученик подбирает к тексту задания, сам отвечает.

Сборник "Комплексный анализ текста".

(групповой проект))

Заседание детского научного общества (гуманитарная секция)8,9 кл.

3. Текст стихотворения В.Краско "Думы о русском языке".

-.Филологический анализ стихотворения;

-.Создание собственных речевых высказываний на заданную тему.

Сборник стихотворений,прозаи-ческих текстов (групповой проект)).

Выступление на открытом уроке перед учителями района.

4. Выступление на внеклассном мероприятии африканских студентов.

- слушают;

- создают письменное речевое высказывание.

-Статья "Говорит и показывает Африка" (индивидуальный проект)

-Групповой проект в виде сочинений.

Районная газета "Вперед".

5. Справочная литература, словарь лингвистических терминов, материалы из Интернета, учебник.

-работа со словарем, учебником.

-создание собственных речевых высказываний (устных и письменных).

- коллективный творческий проект "Лексика современного русского языка" 5 кл.

Открытый урок перед учителями района, выступление перед учениками младших классов.

6. Факультативный курс "Комплексный анализ слова как средство формирования предметных компетенций".

- Создание собственных речевых высказываний (устных и письменных)

-Написание сочинений разных жанров.

Аттестационная работа по комплексному анализу слова.

Защита на экзамене 9,11 класс.

Данная таблица отображает некоторые варианты проектов, способствующих развитию коммуникативной компетентности.

Таким образом, в преподавании русского языка на современном этапе не случайно отмечается обостренный интерес к методу проекта, ибо он способствует формированию различных компетентностей,среди которых важное место принадлежит коммуникативной.



Статья "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной работе через проектно-исследовательскую деятельность"
  • Русский язык и литература
Описание:

Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении все более востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. "Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить", - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Автор Часовских Ирина Павловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 416
Номер материала 23659
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓