Главная / Директору-завучу / Статья "Формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях перехода на новые ФГОС"

Статья "Формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях перехода на новые ФГОС"

Т.В. Ходосова


ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ФГОС

г. Москва г. Троицк


«Все компьютеры в мире ничего не изменят

без наличия увлечённых обучащихся, знающих

и преданных своему делу преподавателей,

неравнодушных и осведомлённых родителей,

а также общества, в котором подчёркивается

ценность обучения на протяжении всей жизни».

Билл Гейтс


Информатизация образования декларируется как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. ИКТ призваны сыграть особую роль в повышении качества образования, так как современный уровень их развития значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для педагогов и обучающихся, улучшает управление образовательным учреждением, повышает эффективность его работы, упрощает интеграцию национальной системы образования в мировую, в значительной степени способствует доступу к международным источникам информации в том числе и в области образования.

Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к умению использовать в обучении информационно-коммуникационных технологий. Информатизация образования ведет к изменению роли учителя. Без педагога, владеющего ИКТ, успешное внедрение стандартов нового поколения невозможно! Именно поэтому мы и избрали темой нашей Инновационной площадки «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий в рамках реализации ФГОС».

Еще в 2005 году в меморандуме ЮНЕСКО было сказано: "Применение ИКТ в процессе преподавания и обучения открывает уникальные возможности и перспективы, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции, результатом которой станут значительные изменения во всех сферах человеческой деятельности". И сегодня в начале 2014 года мы с уверенностью можем сказать, что такая революция действительно произошла!

Новые образовательные стандарты предъявляют к содержанию образования новые требования, а именно:

- новая цель образования;

- новое содержание образования;

- новое целеполагание для учащихся и учителей;

- новые средства обучения;

- новые технологии обучения;

- новые требования к подготовке учителя.

Однако, успешное решение проблем внедрения ФГОС в решающей степени зависит от уровня подготовленности и готовности педагогов к использованию современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности. Сегодня каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей - право на качественное образование.

Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями. Огромное количество всевозможных курсов по информационным технологиям предлагают свои услуги педагогам. В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Но работать на этом оборудовании могут не все, прошедшие подготовку по информационным технологиям.

По данным социологического опроса сайта www.pedsovet.su всего лишь 20 - 25% учителей в стране используют компьютер на своих уроках. Причём большинство из них делают это не системно, а эпизодически. Примечательно, что Московский регион в этом рейтинге только на 27 месте.

В основном учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, низкого качества, перегруженными анимационными или звуковыми эффектами. Их вполне могли бы заменить и заменяли раньше таблицы и другие наглядные пособия.

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

Пока педагог не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.

Что дают ЭОР учителю?

  • конспекты не писать, сумки с тетрадками на проверку не носить

  • ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь

  • экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества

  • решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен

  • вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это престижно.

  • Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.

Еще в 2010 году нами был проведен опрос учителей школы на предмет "Эффективность использования ЭОР по сравнению с традиционными средствами обучения в зависимости от опыта их использования", тем более что в программе развития школы определена стратегия повышения качества обучения именно посредством повышения ИКТ-компетентности педагога.

Важно отметить, что уже 3 года назад 71,2% учителей считали ЭОР существенно эффективнее традиционных средств обучения. Учитывая, что средний возраст учителей школы в 2010 году составил 47,3 года, ситуация представлялась вполне оптимистичной. Однако - это данные опроса, а на практике учителя продолжали отдавать предпочтение традиционным средствам обучения.

В нашей школе был разработан алгоритм действий “Внедрение ИКТ в образовательный процесс”. Опираясь на опыт "продвинутых" коллег и изучив теоретический материал, была разработана модель “Учителя с высоким уровнем ИКТ-компетентности”. Он должен обладать следующими компетенциями:

  • Использовать компьютер как средство управления информацией;

  • уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

  • уметь применять современные ИКТ для повышения качества образования;

  • Формировать и использовать информационно-образовательную среду.

Примерный перечень содержания компетентности учителя (по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню) содержится во многих источниках. Это:

  • знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету: электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.;

  • уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачам;

  • устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала;

  • уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные;

  • уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса;

      • уметь применять ИТ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ которые содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему;

  • эффективно применять инструменты организации учебной деятельности (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.);

  • уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося;

  • уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:

- школьная сеть,

- электронная почта,

- социальная сеть (Дневник.ру, …),

- сайт (раздел сайта),

- лист рассылки (список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),

- форум,

- Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),

- блог (сетевой журнал или дневник событий),

- RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);

- подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием);

  • организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины и т.п.), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Для того чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки. И здесь не обойтись без курсовой подготовки.

ИКТ – компетентность педагога является показателем уровня его квалификации, поэтому задача эффективного управления её развитием является одним из приоритетных направлений в работе нашей школы.

Часто учителя используют возможности интернета в основном для поиска информации при подготовке к занятиям. Между тем перспективы использования информационно-коммуникационных технологий гораздо шире.

Открытости и доступности образования во многом способствует единое информационное пространство школы, которое должно быть открыто и подчинено образовательному и воспитательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие - управленческую. Наряду с учеником в центре должны находиться и остальные участники педагогического процесса: учителя, родители и администрация.

Открытая образовательная среда дает учителю возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы сети Интернет, применять различные формы обучения.

Все вышесказанное во многом являлось декларацией.

Первое с чего мы начали – это ввели электронную форму отчета. А что же изменилось сейчас?

В нашей школе наметились благоприятные тенденции: совершенствуется материально-техническая база, формируется корпоративный стиль презентации при представлении опыта образовательного учреждения на различных уровнях, расширяются знания педагогических кадров в области информатики и информационных технологий.

Работа в МАОУ СОШ №2 проводится по следующим направлениям:

1. Организация непрерывного повышения квалификации и курсовой подготовки педагогического коллектива в области информационных технологий.

2. Организация внутришкольной системы повышения ИКТ-компетентности педагогов.

3. Методические сопровождение использования ИКТ.

4. Обобщение и распространение педагогического опыта в области использования ИКТ.

Успешной реализации данных задач способствуют различные формы работы с педагогами.

По 1 направлению:

  • повышение квалификации (100% педагогов были обучены на курсах повышения квалификации, участвуют в семинарах, вебинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике). Для учителя 21 века подготовить презентацию к уроку уже мало. Учителя осваивают сервисы Web 2.0. На сегодняшний день при проведении ВМКО, анкетирования мы выяснили, что 82% педагогов свободно владеют и систематически используют ИКТ (итоги диагностики 2010 г. – 40%). Кроме того, для педагогов испытывающих затруднения в использовании ИТ-технологий с 2013 года введен институт тьюторства в школе.

По 2 направлению:

  • Проведение мастер-классов, семинаров, круглых столов по использованию ИКТ в педагогической деятельности, таких как «Интерактивная доска в работе учителя-предметника», «Использование электронных образовательных ресурсов в работе», «Сетевые сообщества – форма самообразования учителя», «Создание веб-портфолио с использованием сервиса Google»;

  • проведение научно-практической конференции педагогов по проблеме использования ИКТ в образовательной деятельности «Информационно-коммуникационные технологии и система тестового контроля на современном уроке»;

По 3 направлению:

  • сопровождение участия в профессиональных конкурсах, онлайн форумах и педсоветах; в сетевых профессиональных сообществах, во всероссийских конкурсах цифровых образовательных ресурсов;

  • сопровождение участия в конкурсах уроков с применением ИКТ;

  • оказание методических консультаций по использованию Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/, использованию материалов федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru;

  • содействие созданию методических и дидактических материалов к конспектам уроков (учебные мультимедийные презентации, различные виды контролирующих материалов) с использованием ИКТ и пополнение методической копилки;

  • консультации по работе над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ;

  • содействие активному использованию Интернет-ресурсов по предмету;

  • содействие использованию ИКТ в процессе работы обучающихся над творческими проектами, при подготовке и проведении научно-практических конференций (на новый уровень выходят достижения учеников, которые участвуют в сетевых проектах, дистанционных олимпиадах, конкурсах, тестировании; используют презентации, разрабатывают проекты, выступают на конференциях и т.д.).

По 4 направлению:

  • обобщение и распространение педагогического опыта (печатные публикации по использованию ИКТ – 3; публикации в электронных СМИ – 15, например, статья учителя английского языка Миненко А.В. "Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка" вошла в сборник Департамента образования города Москвы, Центра новых педагогических технологий (Материалы XXIV Международной конференции "Применение инновационных технологий в образовании" 26 – 27 июня 2013 г. Троицк – Москва;

  • методическая поддержка разработки проектов по использованию ИКТ учителями-предметниками.

Новое направление работы школы – переход на электронный документооборот в учреждении, в рамках которого уже создана корпоративная электронная почта, доступ к которой (наличие собственного логина) имеют все педагоги, создан единый электронный календарь мероприятий, подходит к завершению работа по внедрению СМС-оповещений/напоминаний. Школа уже сейчас готова к введению дистанционного обучения.

По результатам мониторинга, 100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения; 90% педагогов используют элементы ИКТ в преподавании учебных дисциплин; 72% используют собственные мультимедиа-презентации; 32 педагога являются членами в интернет-сообщества учителей (Прошколу.ру, Завуч.инфо, ДЮСШ2Троицк.рф, nsportal.ru и т.д.). 4 учителя имеют персональные сайты (in4matic.ucoz.ru), 2 учителя имеют сертификат по программе «Установка и администрирование пакета свободного программного обеспечения ОС Linuх». Проведены тематические педсоветы «Результаты введения электронного мониторинга первого года работы»; «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов»; «Достижение нового качества образования через развитие инновационной инфраструктуры школы», «Инновационная деятельность педагога в рамках реализации национальной образовательной инициативы Президента России «Наша новая школа», «Современные педагогические технологии. и инновационная деятельность участников ОП в рамках реализации ФГОС второго поколения".


Планомерное и систематическое внедрение ИКТ в практику работы всех участников образовательного процесса будет способствовать успешному решению задач, которые ставит перед собой школа. Но подходить к этому процессу надо творчески, не злоупотребляя использованием данных технологий и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.

Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем, не ссылаясь на то, что «в наше время все было иначе и мне не под силу освоить новое». Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей степени - от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании. Но какими бы компетенциями не обладал учитель, если он не сможет воспитать ЧЕЛОВЕКА, то и все компетенции ему ни к чему.

Я хочу закончить свое выступление притчей:

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:

— Завтра вы узнаете об этом.

На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились в путь.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:

— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.

Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.

- Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.

- Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.

— Нет, — сказал учитель, — главная моя задача — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…

К учителю всегда, во все времена относились с почтением. Но если учитель не развивается и не соответствует требованиям времени, то вряд ли он будет образцом для подражания. "Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет". Бичер Генри Уорд Это как нельзя лучше отображает реалии современного образовательного процесса. Поэтому современный педагог должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.


Статья "Формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях перехода на новые ФГОС"
  • Директору-завучу
Описание:

Информатизация образования декларируется как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. ИКТ призваны сыграть особую роль в повышении качества образования, так как современный уровень их развития значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для педагогов и обучающихся, улучшает управление образовательным учреждением, повышает эффективность его работы, упрощает интеграцию национальной системы образования в мировую, в значительной степени способствует доступу к международным источникам информации в том числе и в области образования.

 

         Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к умению использовать в обучении информационно-коммуникационных технологий. Информатизация образования ведет к изменению роли учителя. Без педагога, владеющего ИКТ, успешное внедрение стандартов нового поколения невозможно! Именно поэтому мы и избрали темой нашей Инновационной площадки «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий в рамках реализации ФГОС».

К учителю всегда, во все времена относились с почтением. Но если учитель не развивается и не соответствует требованиям времени, то вряд ли он будет образцом для подражания. "Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет". Бичер Генри Уорд Это как нельзя лучше отображает реалии современного образовательного процесса. Поэтому современный педагог должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности. 

Автор Ходосова Татьяна Владиславовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1886
Номер материала 48755
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓