Главная / Другое / Статья: "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования у обучающихся коррекционных классов".

Статья: "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования у обучающихся коррекционных классов".

Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования у обучающихся коррекционных классов.


Одна из центральных задач общеобразовательной школы на современном этапе - развитие у детей чувства прекрасного, формирования художественного вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства и литературы, красоту и богатство окружающего нас мира, т.е. формировать качества эстетически развитой, творчески активной личности, отстаивающей жизненную позицию, способной наследовать и приумножать материальные и духовные богатства своего Отечества.

Формированию творчески активной личности способствует взаимосвязь практического обучения и эстетически оптимального восприятия явлений действительности и искусства. Такая взаимосвязь видов учебно-творческой деятельности обеспечивает самоутверждения личности, укрепляет готовность к самостоятельным действиям, способность творчески использовать свой опыт.

Важную роль в развитии творческой деятельности играет начальная школа. В эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, любознательность, умения наблюдать и анализировать, проводить сравнение, обобщать, делать выводы, начинают проявляться интересы.

Успешные формирования творческих способностей возможно лишь на основе учета основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей.

Чтобы сформировать умение творчески мыслить, необходимо, прежде всего, позаботиться о развитии и расширении кругозора детей, о создании реальной чувственной основы для воображения, условий ознакомления с природными и художественными объектами.

Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) стоит наиболее остро проблема формирования эстетической культуры. Работа с детьми, у которых наблюдается ЗПР, должна иметь еще и коррекционную направленность, учитывая их индивидуальные способности. Поэтому задачи и методы воспитания определяются особенностями психики детей с ЗПР, отклонениями в эмоционально-волевом, умственном и физическом развитии. Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности, которые связаны с памятью, вниманием, темпом и подвижностью психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью… ЗПР у детей нередко сочетается с психомоторной расторможенностью, либо, наоборот, с вялостью и апатичностью, с невротическими расстройствами, общей ослабленностью. И, как следствие, у детей данной категории отмечается низкий уровень интеллектуальной активности.

Изобразительное искусство является одним из средств приобщения к художественной культуре. Оно призвано развивать у обучающихся художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности.

Для развития детей с ЗПР, формирование гармонически развитой личности, а, следовательно, и развития эстетических, творческих способностей систематически на уроках изобразительного искусства проводятся беседы по произведениям изобразительного искусства, помогая познавать жизнь человека и природы, развивать не только зрительное восприятие, но и фантазию. В картине, скульптуре запечатлено мгновение, один момент в цепи событий. И ученик с помощью своего воображения оживляет картину, видит за ней события, характеры, образы в их динамике.

Большое внимание на уроках изобразительного искусства уделяется тем произведениям живописи, в которых отражен человек с его сложным и многогранным духовным миром. Искусство должно быть источником познания мира чувств. Это правило эстетического воспитания особенно важно в познании живописи и изобразительного искусства. Портретная живопись являет собой сильное средство интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания. Одной из самых тонких и самых трудных проблем воспитательной работы является развитие эмоциональной чувствительности и чуткости к мыслям и чувствам другого человека. Картины и скульптурные произведения составляют целую школу эмоционально-эстетического воспитания.

На занятиях проходит ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры. Занятия проводятся по темам: «Искусство вокруг нас», «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя», «Изобразительное искусство и мир интересов человека» и т.д. Обучающиеся проявляют большой интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина, «Аленушка», «Царевна и Серый волк» Васнецова и т.д.

Достижение положительных результатов по эстетическому воспитанию осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы.

К таким методам относятся: упражнения в практических действиях; направленных на преобразование окружающей среды; проблемные ситуации, побуждающие к творческим и практическим действиям; побуждения к сопереживанию, эмоционально положительному отклику на прекрасное, негативное отношение к безобразному.

Формирование художественно-творческих способностей начинается с первых уроков, дается представление для развития художественно-творческих способностей детей, чему способствует работа кистью, красками, мелками, карандашами, резание ножницами, склеивание бумаги, работа с тканью, природным материалом.

Взаимосвязь восприятия человеком природы и его внутреннего мира В.А. Сухомлинский сформулировал следующим образом: «Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой – добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью ко злу… Притупление чувства человеческого достоинства ведет к тому, что человек не видит красоты природы».

Уроки изобразительного искусства направлены на интенсивное развитие творческого воображения, фантазии, эстетического восприятия, на обогащение зрительных образов, первых впечатлений о прекрасном, развитии чувствительности к форме, цвету, пространству. Уроки способствует развитию абстрактного мышления, произвольного внимания, пространственного воображения, памяти и речи, т.е. эти уроки помогают выполнять и коррекционные цели в развитии детей, имеющих диагноз ЗПР.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного и заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки. Они подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, что способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Встречи с природой расширяют представление детей об окружающем мире, учат их внимательного оглядывать в различные явления, сохранять целостность восприятия.

Дети с ЗПР отличаются неустойчивостью внимания, быстрой сменой настроения и быстрой утомляемостью. Учитывая это, сочетается один вид деятельности с другим, и часто применяются дидактические познавательные игры. Элементы игры, присутствующие в труде, усиливают положительные эмоции, активизируют работу.

Из опыта многолетней работы видно, что дети младших классов, имеющие недостатки в своем развитии, всегда стараются эстетически выполнить задание на уроке, которое им поручают, но сами редко предлагают интересные, оригинальные решения, если с ними не ведется целенаправленная работа.

При благоприятной обстановке в семье и умелом педагогическом подходе в школе, дети, особенно с незначительной слабовыраженной задержкой развития, преодолевают отставание и достигают определенных результатов в своем развитии и даже делают некоторые успехи в определенных направлениях, достигая порой удивительных результатов.

Система эстетических воздействий на обучающихся с ЗПР на уроках и внеурочной деятельности способствует развитию эстетических вкусов детей, их нравственному росту, помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию.























Список использованной литературы.


1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов-на-Дону, 1999.

2. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М.: Карапуз, 2000.

3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968.

4. Эстетическое воспитание школьников. / Под ред. А.И. Бурова и Б.Т. Лихачева. - М., 1974.








Статья: "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования у обучающихся коррекционных классов".
  • Другое
Описание:

1. Развитие у детей с задержкой психического развития (ЗПР) чувства прекрасного – одна из центральных задач современной школы в условиях реализации ФГОС общего образования.

2. Формирование эстетической культуры у детей ЗПР.

3. Особенности работы с детьми с ЗПР на уроках изобразительного искусства.

4. Взаимосвязь практического обучения и эстетически оптимального восприятия явлений действительности и искусства.

5. Средства приобщения обучающихся с ЗПР к художественной культуре на уроках изобразительного искусства.

 

6. Успехи обучающихся с ЗПР в формировании эстетического воспитания.

Автор Корник Наталья Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 419
Номер материала 30929
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓