Главная / География / Статья "Экологическая составляющая школьного курса "География"

Статья "Экологическая составляющая школьного курса "География"

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИЯ»

В ЕЛОВСКОЙ ШКОЛЕ

Кужлева Елена Владимировна, учитель географии МОУ «Еловская СОШ» Еловского района


Десятый класс… Заканчивается школьный курс географии… Одна из самых последних тем – глобальные проблемы человечества. Целый ряд нерешенных мировых задач представлен перед глазами старшеклассников. Их волнует многое – проблема перенаселения (а хватит ли всем места на планете?); проблема здоровья (не дойдет ли эпидемия африканской Эболы до нас?); проблема мира и разоружения (кто сказал, что мир разоружается? Судя по ситуации в Украине, Сирии, Ираке, этого не скажешь!). И кажется учителю, что экологическая проблема отдалена на задний план, она не так масштабна, как ранее названные. Невольно задаешь себе вопрос: что сделал ты, учитель любимой многими науки, для формирования экологического мировоззрения школьника?

…Шестой класс. Организуем практико-ориентированную деятельность обучающихся по изучению и улучшению экологической ситуации в ходе экскурсии. Формируем личностное отношение к природе во время изучения земных оболочек. На уроках показываем влияние деятельности человека на явления и процессы, происходящие в географических оболочках. Шестиклассники делают первые выводы в природоохранном прогнозировании. В одном из параграфов встречается слово «террикон». За последние 3-4 года с ходу никто из учеников не может объяснить, что это такое. Но представленные фото оказывают потрясающее впечатление – разве такое возможно?

На уроках в седьмом классе школьники формируют планетарное представление о разнообразии природы, изучая материки не только с физико-географической точки зрения, но и с экологической. Подводим обучающихся к пониманию, что три главные составляющие природной среды (природа, человек, экономика) во взаимодействии сформировали облик земной поверхности, который в настоящее время является результатом деятельности современного общества на разных уровнях дифференциации географической оболочки: глобальном, региональном, локальном. При этом идёт осознание того, какие связи нарушены в природных комплексах (очень наглядно, когда вместе делаем кластер), и что необходимо сделать, чтобы восстановить, сохранить и рационально использовать природные богатства, высказывают свою точку зрения на данную ситуацию. Так, при изучении природных зон Африки выясняется, что сокращаются площади саванн, а территории пустынь расширяются и на север, и на юг: кто является причиной такой ситуации? Что необходимо сделать, чтобы остановить процесс опустынивания? Беседуя, делаем вывод о рациональном природопользовании.

Восьмиклассники раскрывают причины разрушения почв своей местности. И задают больные вопросы. По какому закону в лесах района зияют огромные дыры? Кто разрешает выкапывать для продажи взрослые ели и сосны? Таким образом они выражают свое мнение к проблеме экологического характера. В ходе дискуссий проявляют своё отношение к обсуждаемым поступкам и поведению в природе. Те, кто был летом в школьном туристическом лагере «Азимут», делятся ценным опытом. Другие рассказывают и дополняют демонстрацией фото об экскурсии в Каменный город, делают вывод – такую красоту надо оставить потомкам!

В девятом классе при изучении межотраслевых комплексов обучающиеся делают вывод, что надо выпускать продукции меньше, но лучшего качества, снижать затраты энергоресурсов на производство единицы продукции. Новые технологии спасут мир! Как знать, думают повзрослевшие ученики при изучении темы «Электроэнергетика». Ведь при строительстве атомных электростанций и применяются новейшие технологии. Презентации о Чернобыле и Фукусиме заставляют задуматься – в нашем регионе всё в порядке? К концу девятого класса многие ученики могут оценить экологическую ситуацию в регионах, предложить конкретные пути решения экологических проблем, осознают важность природоохранной работы.

В курсе «Экономическая и социальная география мира» (10–11 класс) особое внимание уделяется теме «Глобальные проблемы человечества». Здесь готовится конференция, на которой учащиеся выступают с рефератами и докладами, высказывают своё мнение, спорят, слушают, что знают другие по этому поводу. С докладами соответствующих тем выступают участники школьной и районной научно-практической конференции школьников. По возможности на конференцию приглашаются специалисты — экологи, работники сельского поселения и даже районной администрации (ими могут быть родители обучающихся). Такие встречи расширяют кругозор учащихся, делают их более информированными и компетентными по вопросам экологии, обеспечивает активизацию процесса обучения. Школьники понимают, что невозможен экологический рай в отдельном районе, отдельной стране, только все люди вместе способны обеспечить благодатную счастливую жизнь на Земле.

…Расставаясь с десятым классом, искренне верим, что миссию выполнили. Уверены, что уж эти-то не подведут, за них нам не будет стыдно. Надеемся, что они – настоящие жители планеты – понимают: не природе нужна защита, а нам необходимо её покровительство. Нам необходимы чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить.


Статья "Экологическая составляющая школьного курса "География"
  • География
Описание:

 

Десятый класс… Заканчивается школьный курс географии… Одна из самых последних тем – глобальные проблемы человечества. Целый ряд нерешенных мировых задач представлен перед глазами старшеклассников. Их волнует многое – проблема перенаселения (а хватит ли всем места на планете?); проблема здоровья (не дойдет ли эпидемия африканской Эболы до нас?); проблема мира и разоружения (кто сказал, что мир разоружается? Судя по ситуации в Украине, Сирии, Ираке, этого не скажешь!). И кажется учителю, что экологическая проблема отдалена на задний план, она не так масштабна, как ранее названные. Невольно задаешь себе вопрос: что сделал ты, учитель любимой многими науки, для формирования экологического мировоззрения школьника?

 

Автор Кужлева Елена Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 312
Номер материала 25557
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓