Главная / Классному руководителю / статья "Духовно - нравственное воспитание младшего школьника"

статья "Духовно - нравственное воспитание младшего школьника"

Духовно – нравственное воспитание младшего школьника

Тема нравственности наиболее обсуждаемая тема в педагогике, на протяжении многих лет признаётся её важность. Это - первостепенная задача и современной образовательной системы, важный компонент социального заказа для образования. Она отражена в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания». Общеизвестно, что интеллектуальное развитие человека не влечет за собой автоматически духовно – нравственного развития человеческой личности. Лишь единство интеллектуального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния,  которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, – это чувства патриотизма, любви к природе, Родине людям, себе. Нужно учить детей общаться, сопереживать, помогать другим, ведь личностные черты закладываются в детстве.

В наших руках: педагогов начальной школы и родителей, бесконечные возможности для решения данной задачи. Младший школьный возраст — это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Это период позитивных изменений и мы можем повлиять на часть того мира, в котором живут ученики, найти путь к их сердцам и душам. «Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается». Эти слова В.А. Сухомлинского мне очень близки.

Как будет воспринимать мир ребёнок? Какой опыт общения сформируется у него? Задача чрезвычайной важности, так как этот опыт является основой ценностных ориентаций взаимоотношений ребёнка с окружающими. Самыми важными ориентирами для его формирования являются близкие родственники - семья и первый учитель, переживающий и болеющий душой за каждого ребёнка, желающий сделать школьную жизнь интересной и в максимальной степени плодотворной.. Эффективность нравственного воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Естественно, за годы работы у меня сложилось своё понимание педагогической деятельности при работе с родителями, без опоры на которых я не мыслю возможности достижения успеха. Не все родители откликаются на моё стремление к сотрудничеству, но от класса к классу увеличивается число тех, кто активно проявляет себя  в жизни всего классного коллектива. Яркий пример такой активности – председатель классного родительского комитета – Ткачёва Ю.Н. Совместная деятельность отличается многообразием, гибкостью форм и методов, иногда это зависит от запросов и пожеланий родителей. В моей педагогической работе наиболее интересными и продуктивными формами работы по духовно – нравственному развитию стали следующие. Совсем недавно в нашем педагогическом арсенале появились цифровые видеокамеры, фотоаппараты, и это позволяет в динамике видеть события школьной жизни. Это ещё и импульс к обновлению и расширению возможностей воспитательного взаимодействия. Существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить. В нашем классе создана методическая копилка, которая позволяет сохранить в памяти детей яркие моменты школьной жизни в виде: фильмов о праздниках, походах, экскурсиях, видеоматериалов, фотоальбома из школьной жизни класса, который ежегодно пополняется, (материалы из копилки позволяют мне наглядно продемонстрировать накопленный опыт). Первый класс - начало школьной жизни, именно этот год открыл для ребят двери школы радости, добра и понимания. Формирование нравственных качеств наиболее эффективно при специально организованной групповой и коллективной деятельности. Участие родителей и детей в социально значимой акции «Посади дерево» положило начало совместной работе детей и их родителей. (фрагменты фильма) Родители вместе со школой учат ребенка задумываться, размышлять, интересоваться миром. Совместное посещение в воскресный день мини – зоопарка в центре «Полярис», обмен впечатлениями о прекрасных питомцах оставит яркий след в памяти из школьного детства. (фрагмент фильма). Во втором классе детей и родителей сплотило очень важное и интересное дело - участие в акции по защите животных «Мы в ответе за тех, кого приручили». О бережном отношении к домашним питомцам они рассказали в своих сочинениях. Коллектив занял 2 место в городском конкурсе, отдельные учащиеся стали победителями и призёрами. Эти сочинения мы решили издать отдельной книгой. . Следующий этап - коллективное творческое дело: необычный урок – «Праздник прощания с букварём». К этому времени родители стали много делать сами. К уроку готовились и дети, и родители: учили стихи, слова для мини – спектакля. Мама Стёпы приготовила шапочки с буквами, мама Кристины – костюмы, папа Максима - музыку. Рядом с детьми родители с удовольствием принимали участие в уроке. Оживило праздник появление сказочных персонажей - учащихся 5 класса: моих бывших воспитанников Почтальон Печкин вручил первые в их жизни письма первоклассников своим родителям. Это вызвало живой эмоциональный отклик: у взрослых на глазах – слёзы. (фрагмент фильма) Работа продолжилась, варианты сотрудничества расширились. Я не ограничиваю свой педагогический арсенал сотрудничества с родителями отдельными внеклассными мероприятиями. Традиционно уже во втором классе, когда контакт с родителями обеспечен, активной зоной воспитательного взаимодействия учителя и родителей стали домашние задания семейного характера - участие родителей в детском чтении. В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками в этот мир для детей стали мы вместе с родителями. Определились с кругом чтения: что читать детям? Это произведения духовно – нравственного содержания, мимо которых нельзя пройти Л. Толстого, К. Ушинского, Мамина – Сибиряка, В. Осеевой, М. Зощенко, авторские и народные сказки и др. Что же включает в себя содержание домашних заданий в рамках кружка «Читающие дети – самые умные дети на свете? Это совместное прочитывание и обсуждение с родителями произведений, выражение родителями и детьми своего отношения к прочитанному, поиск семейного ответа, вопросы к прочитанному, адресованные классу семьями учащихся, создание кроссвордов (опубликованы на сайте центральной детской библиотеки), рисунков, поделок, отражающих интересные моменты произведений. Домашние задания семейного характера стали активной зоной воспитательного взаимодействия учителя и родителей, обеспечивают просвещение ума и сердца ребёнка. Совместное чтение и обсуждение книг очень сближает родителей с детьми, меня с ребятами. Я называю эти занятия уроками жизни. Постепенно, я наблюдаю за тем, как меняются их рассуждения, становятся более продуманными и серьезными. Дети учатся оценивать поступки героев и свои, их привлекают герои с добрыми человеческими качествами. И как показали крупицы опыта - это эффективное средство нравственного воспитания личности. Трудно переоценить значение занятий на краеведческом материале. Их воспитательная ценность огромна. Помощь в их проведении оказывает бабушка одной из учениц. Она - ветеран геологической службы, отличник разведки недр, первооткрыватель ильменит-титано- магнетитового месторождения в 40 км от Мурмашей. Бабушка – геолог, увлекается фотографией, видеосъёмкой. Во время разведки недр она делает уникальные кадры, отражающие особенности трудной профессии геолога. ( фрагмент видео фильма.) Сделанные же ею кадры природы дают возможность учащимся увидеть необыкновенную красоту севера, куда редко ступает нога человека. Одной из форм участия родителей во внеклассной работе является проведение экскурсий. Совместные экскурсии (перед посещением предлагаются задания) в музей цветного камня, краеведческий, экологический парк, в лётную часть, возложение цветов к памятнику Защитникам Заполярья также создают условия для приобщения детей к историческим и духовным ценностям родного края. (фрагменты фильмов) . В классе сложился круг традиций: родители организовывают поздравления учащихся класса с днем рождения, участвуют в качестве жюри в классном конкурсе чтецов « Зима. Ёлка, Новый год» ( слайд и фильм). Им придуманы разные номинации. В праздничной атмосфере каждому ребёнку вручается грамота. С интересом проходят спортивные мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья».(фильм). Вместе с родителями встречу весны отмечали «Масленицей в экологическом парке. Соблюдая ритуалы праздника, угощались блинами, которые испекли мамы и бабушки. (фильм). Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности. Мои дети – сейчас третьеклассники и показателем позитивно и эмоционально окрашенного взаимодействия детей и взрослых, стал праздник, посвящённый окончанию второго класса, на котором присутствовали все родители. На общем празднике ( в нём принимали участие и дети и взрослые) дети приобретали нравственно ценный опыт поведения, учились общению со сверстниками, взрослыми, а родители имели возможность увидеть своих детей со стороны. (фильм) Невозможно дать описание всего опыта по совместному воспитанию наших детей. Нельзя наивно ожидать сиюминутного педагогического эффекта, нравственность – тонкая вещь, двухгодичный опыт показывает, что ребята стали чуточку мягче, спокойнее, добрее, чуточку внимательнее к людям. Есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Будем жить ради них, и любить их, и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей - благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.





















школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети живут яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей нашей школы, наполненная разнообразными делами, организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи . Большое значение имеет включение родителей в совместную деятельность детьми в школе, было необходимо организовать такую деятельность детей и родителей, которая объ ис

познавательных экскурсиях вместе с родителями; благотворительность. Такие мероприятия объединяют семью и школу, благотворно влияют на духовно-нравственное развитие детей.

подлежит сомнению то, что перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, его духовно-нравственное развитие. Осуществление этих задач возможно лишь в тесном контакте учителей и родителей, их полноправном сотрудничестве в условиях взаимопонимания и взаимопомощи. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы на духовно-нравственное образование детей с учетом психологических и возрастных особенностей школьников Благодатную почву для формирования нравственного развития даёт

Формирование нравственных качеств наиболее эффективно при специально организованной групповой и коллективной деятельности, направленной на достижение общей цели – это:
– игры,
– беседы,
– праздники,
– походы, экскурсии, наблюдения,
– участие в исследовательской деятельности,
– КТД, проводимые совместно с родителями

Традиционными стали мероприятия

Совместное посещение

Встречу весны мы всегда встречаем “Широкой масленицей”, соблюдая все ритуалы этого праздника: поем колядки, устраиваем соревнования, сжигаем чучело, весну зазываем и заканчиваем блинами, которые для нас пекут наши мамы и бабушки

Главной задачей своей работы считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный

Формирование нравственных качеств наиболее эффективно при специально организованной групповой и коллективной деятельности, направленной на достижение общей цели – это:
– игры,
– беседы,
– праздники,
– походы, экскурсии, наблюдения,
– участие в исследовательской деятельности,
– КТД, проводимые совместно с родителями.





Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка

Распространенной формой участия родителей во внеклассной работе школы является проведение экскурсий учащихся. Также родители принимают участие в организации экскурсионных поездок, экскурсий. Были организованы поездки в Заславль, Дудудки

поздравления учащихся класса с днем рождения; родители 1б класса организовали экску

родители класса организовывают поздравления учащихся класса с днем рождения; родители 1б класса организовали экскурсии на предприятия родителей класса, оказали помощь в подготовке костюмов, декораций для участия в районном конкурсе театров. С интересом проходят спортивные мероприятия: «Полоса препятствий», «Дни здоровья», «Папа, мама, я – спортивна семья», спортивные эстафеты. При активном участии родителей проходят предметные недели, конкурс «Ученик года».

Сегодня в школе  есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они    ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя  в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей - благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.

совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Проявление заинтересованности со стороны родителей является важным

фактором в совместной читательской деятельности. Поэтому родителям я помогаю найти ответ на вопросы «Что читать детям? Как читать? Зачем читать? Почему надо читать?». С 1 по4 класс провожу тематические беседы, просмотр документальных фильмов. К каждому собранию готовлю выставку книг, которые полезно прочитать родителям и детям. Многие книги для таких выставок приносят дети и родители из домашних библиотек.

Встречи с интересными людьми, которые могут дать практические рекомендации по воспитанию в нашей гимназии проводятся традиционно. Одна из последних – с Т.А. Медведевой известным педагогом-психологом.

Общению юных читателей с книгой помогает сотрудничество с Гатчинской городской детской библиотекой. Тематические беседы, встречи с интересными людьми, выставки книг, игры-путешествия, конкурсы рисунков, творческие конкурсы. Помогают развивать творческую мыслительную активность читателя и интерес к чтению.

В клубе проходят обсуждения прочитанных произведений, обмен книгами, конкурсы чтецов, аннотаций, читательских дневников. Объявляются конкурсы творческих идей. В проектах по чтению участвуют все любители чтения, учителя, родители.

  1. Читающий класс

  2. Главным результатом деятельности является духовно-нравственное становление личности ребёнка, просвещение ума и сердца.

  3. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего, гармоничного развития личности. Но воспитательное воздействие возможно лишь в том случае, если будет развиваться способность к восприятию литературы – творчество самого читателя. Деятельностный подход в воспитании и обучении чтением в начальной школе позволяет расширить работу с одарёнными детьми. Укрепляет связи между семьёй и школой.

  4. Опыт работы с детьми показывает, что именно младшие школьники обладают возможностями, для развития художественно-образного, интеллектуально-эмоционального восприятия книги. Это связано с особенностями их эмоциональной сферы и мышления.

  5. Большое значение имеет выбор форм, методов работы, в основе которых должны лежать принципы развития познавательной, творческой активности учащихся, чтобы приучить детей любить и читать книги по личному выбору и полноценно в семье и школе. Важную роль в формировании этой способности играют родители и учитель, помогая делать первые шаги навстречу книге своим детям, приобщая к совместному чтению в семье и школе.







статья "Духовно - нравственное воспитание младшего школьника"
  • Классному руководителю
Описание:

Тема нравственности, наиболее обсуждаемая тема в педагогике,  на протяжении  многих лет признаётся её важность.  Это - первостепенная  задача и современной образовательной системы, важный компонент социального заказа для образования.             Как будет воспринимать мир ребёнок? Какой опыт общения сформируется у него? Задача чрезвычайной важности, так как этот  опыт является основой ценностных ориентаций взаимоотношений  ребёнка с окружающими. Самыми важными ориентирами для его формирования являются  близкие родственники - семья и первый учитель, переживающий и болеющий душой за каждого ребёнка, желающий сделать  школьную жизнь  интересной и в максимальной степени плодотворной. В статье представлены   наиболее  интересные и продуктивные формы  работы по духовно – нравственному развитию учащихся  Совместная деятельность  отличается многообразием, гибкостью форм и методов, иногда это зависит от запросов и пожеланий родителей.

Автор Турбылева Нина Фёдоровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 511
Номер материала 42616
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓