Главная / Начальные классы / Статья "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА, КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ"

Статья "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА, КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ"

Аверьянова Елена Вячеславовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории МБОУСОШ №2

р.п. Башмаково Пензенской обл.


Духовно-нравственное воспитание ребенка, как основа развития его личности


Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационнопотребительской сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас не только как учитель, но и как родитель. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец - общечеловеческие ценности.

«В-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение знаниями, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум» Ш.А.Амонашвили

Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура - это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.

Потребность и понимание того, что духовное – это первооснова любого общества и любой личности, всё больше приходит в нашу жизнь. Мы начинаем понимать, ценить и выстраивать приоритеты, не иначе как для развития духовно-нравственной сферы личности, основы современного воспитания.

Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

  • личностная культура;

  • социальная культура;

  • семейная культура.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Значительную роль в духовно-нравственном воспитании играет искусство. Художественная литература аккумулирует в себе законы нравственности и воспевает ее ценности в образной форме. Факты литературы воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека.

«Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес» Ш.А.Амонашвили.

Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Произведения литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру.

«Читать можно трояким способом:

  • первое – читать и не понимать;

  • второе – читать и понимать;

  • третье – читать и понимать даже то, что не написано»

Моя воспитательная стратегия: побуждение личности ребёнка к самовоспитанию и к самоанализу. Воспитать в детях умение строить себя для себя самого и для других.

Познавая и оценивая себя с точки зрения нравственных и культурных ценностей, ребёнок развивает способность понять, увидеть и почувствовать мир людей.

Искусство мыслить - это обращённость мысли к доброму, прекрасному. Позитивное мышление находит своё выражение в способности видеть лучшее, светлые стороны в себе и в других людях, в окружающем мире, прощать недостатки. Это и есть основа толерантности.

Через литературные произведения учу детей умению размышлять о людях, действиях, поступках, о влиянии своих поступков на других; учу принимать решение с точки зрения нравственных ориентиров, культурных ценностей. Тем самым перед ребёнком открывается дорога к социализации: ребёнок учится сопереживать, взаимодействовать, сотрудничать.

В центре внимания на уроке герой произведения, качества его характера. Своей задачей на уроке ставлю умение проследить духовные качества главного героя, его переживания и чувства, извлечь уроки доброты, красоты и истины из судеб художественных образов. В ходе обсуждения рождается проблемная ситуация. В результате её решения дети аргументировано ищут ответы на все поставленные вопросы данной проблемы.

Именно в младшем школьном возрасте, когда так сильна эмоциональная память, восприятие того или иного образа может оказаться решающим в жизни человека, потому что именно в это время формируется в детях духовное начало.

Все знания об окружающей действительности для ребёнка существуют только в наглядной чувственно – воспринимаемой форме. Чем богаче воспринимаемый им мир, тем лучшие основы для его духовного развития закладываются в детстве. В возрасте 7-10 лет личность ребёнка, его способности приобретают деятельностный характер, он жаждет проявить свои творческие задатки в конкретной деятельности, и в учебной в частности. Учителю необходимо использовать в учёбе эти качества, что превращает его в искателя истины. Необходимо поощрять творчество и самодеятельность ребёнка, помочь ему в овладении навыками труда, даже если этот труд называется «учёба»

Надо учиться не потому, что надо, а потому, что интересно.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Как важно нам, педагогам, сотрудничать с родителями, расширять их мировоззрение, помогать им в общении с их детьми.

"Для нравственной оседлости человека совершенно необходимо любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык". Д.Лихачев

Существует еще одна проблема- проблема личности учителя, взаимоотношения ученика с учителем в области смыслового, внутреннего движения. Говорить о нравственном и духовном, предлагая детям лучшие образцы сокровищницы русской литературы, - высота, на которую педагог должен подняться сначала сам. Иначе дети не поверят, а, следовательно, не пойдут за ним и не воспримут информацию. Поэтому одним из важнейших условий для понимания произведений духовной направленности является образ самого учителя, его личность. Развитие и саморазвитие ученика происходит через книгу и учителя, а учитель, если он смог научить детей самостоятельно мыслить, совершенствуется сам.

Учителю необходимо двигаться постоянно вперёд вместе с тем вечным движением, в котором движется вся Жизнь. Самое важное, чтобы учитель вошёл в это движение с любовью.

Если сегодня ты никому из своих учеников не украсил дня своей Любовью, Добротой - твой день пропал.


Статья "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА, КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ"
  • Начальные классы
Описание:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА, КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ. Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационнопотребительской сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас не только как учитель, но и как родитель. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец - общечеловеческие ценности. «В-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение знаниями, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум» Ш.А.Амонашвили Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура - это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества. Потребность и понимание того, что духовное – это первооснова любого общества и любой личности, всё больше приходит в нашу жизнь. Мы начинаем понимать, ценить и выстраивать приоритеты, не иначе как для развития духовно-нравственной сферы личности, основы современного воспитания. Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности: • личностная культура; • социальная культура; • семейная культура. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Значительную роль в духовно-нравственном воспитании играет искусство. Художественная литература аккумулирует в себе законы нравственности и воспевает ее ценности в образной форме. Факты литературы воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека. «Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес» Ш.А.Амонашвили. Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Произведения литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру. «Читать можно трояким способом: • первое – читать и не понимать; • второе – читать и понимать; • третье – читать и понимать даже то, что не написано» Моя воспитательная стратегия: побуждение личности ребёнка к самовоспитанию и к самоанализу. Воспитать в детях умение строить себя для себя самого и для других. Познавая и оценивая себя с точки зрения нравственных и культурных ценностей, ребёнок развивает способность понять, увидеть и почувствовать мир людей. Искусство мыслить - это обращённость мысли к доброму, прекрасному. Позитивное мышление находит своё выражение в способности видеть лучшее, светлые стороны в себе и в других людях, в окружающем мире, прощать недостатки. Это и есть основа толерантности. Через литературные произведения учу детей умению размышлять о людях, действиях, поступках, о влиянии своих поступков на других; учу принимать решение с точки зрения нравственных ориентиров, культурных ценностей. Тем самым перед ребёнком открывается дорога к социализации: ребёнок учится сопереживать, взаимодействовать, сотрудничать. В центре внимания на уроке герой произведения, качества его характера. Своей задачей на уроке ставлю умение проследить духовные качества главного героя, его переживания и чувства, извлечь уроки доброты, красоты и истины из судеб художественных образов. В ходе обсуждения рождается проблемная ситуация. В результате её решения дети аргументировано ищут ответы на все поставленные вопросы данной проблемы. Именно в младшем школьном возрасте, когда так сильна эмоциональная память, восприятие того или иного образа может оказаться решающим в жизни человека, потому что именно в это время формируется в детях духовное начало. Все знания об окружающей действительности для ребёнка существуют только в наглядной чувственно – воспринимаемой форме. Чем богаче воспринимаемый им мир, тем лучшие основы для его духовного развития закладываются в детстве. В возрасте 7-10 лет личность ребёнка, его способности приобретают деятельностный характер, он жаждет проявить свои творческие задатки в конкретной деятельности, и в учебной в частности. Учителю необходимо использовать в учёбе эти качества, что превращает его в искателя истины. Необходимо поощрять творчество и самодеятельность ребёнка, помочь ему в овладении навыками труда, даже если этот труд называется «учёба» Надо учиться не потому, что надо, а потому, что интересно. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Как важно нам, педагогам, сотрудничать с родителями, расширять их мировоззрение, помогать им в общении с их детьми. "Для нравственной оседлости человека совершенно необходимо любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык". Д.Лихачев Существует еще одна проблема- проблема личности учителя, взаимоотношения ученика с учителем в области смыслового, внутреннего движения. Говорить о нравственном и духовном, предлагая детям лучшие образцы сокровищницы русской литературы, - высота, на которую педагог должен подняться сначала сам. Иначе дети не поверят, а, следовательно, не пойдут за ним и не воспримут информацию. Поэтому одним из важнейших условий для понимания произведений духовной направленности является образ самого учителя, его личность. Развитие и саморазвитие ученика происходит через книгу и учителя, а учитель, если он смог научить детей самостоятельно мыслить, совершенствуется сам. Учителю необходимо двигаться постоянно вперёд вместе с тем вечным движением, в котором движется вся Жизнь. Самое важное, чтобы учитель вошёл в это движение с любовью. Если сегодня ты никому из своих учеников не украсил дня своей Любовью, Добротой - твой день пропал.
Автор Аверьянова Елена Вячеславовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 503
Номер материала 33600
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓