Главная / Физкультура / Статья "Духовно-нравственное воспитание - как фактор развития личности школьника на уроках физической культуры"

Статья "Духовно-нравственное воспитание - как фактор развития личности школьника на уроках физической культуры"

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Мезенцева Елена Викторовна

МКОУ " Бирюковская основная общеобразовательная школа"

Большесолдатского района Курской области


В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности школьника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом.

Современные школьники имеют массу интересов и увлечений; у них есть все возможности для удовлетворения своих духовных потребностей. Добиться успеха в воспитании и обучении школьников невозможно без культурного, духовно-нравственного воздействия на них, без умелого использования методики воспитательного процесса [1].

Физическое воспитание обучающихся неразрывно связано с духовно-нравственным воспитанием. Но при организации физического воспитания в школе недостаточно уделяется внимания обоснованной методике духовно-нравственного воспитания.

Говоря о духовно-нравственном воспитании школьников, необходимо проанализировать, как в литературе рассматривается воспитание как процесс в целом.  Воспитание - одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.

Чтобы четко представлять основные особенности духовно-нравственного воспитания, посмотрим, как данное понятие раскрывается в различных источниках. Духовно нравственное воспитание - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Главная цель духовно-нравственного воспитания - воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и нравственному поведению в любых жизненных ситуациях [2].

Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.

Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела ребенка в тесном единстве с умственным, трудовым, духовно- нравственным, эстетическим воспитанием.

При проведении физических упражнений наряду с решением специфических задач физического воспитания (укрепление здоровья и др.) формируется личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту движений, осанки, одежды), а также осуществляется трудовое воспитание.

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходит ряд серьезных изменений. В интересующем нас отношении они проявляются прежде всего в том, что у ребенка появляется дело (учение), отношение к которому, наряду с успешностью его выполнения, постоянно оценивается взрослыми. При поступлении в школу не только увеличивается количество правил и норм, которым ученик должен следовать, но и меняется функция этих норм в его жизни. Выполнение этих норм определяет отношение к ребенку других людей, взрослых и сверстников, причем оценка последних в этот период, как показывают исследования, в значительной степени повторяет оценку учителя. Вследствие этого у маленького школьника развивается активное стремление следовать указанным нормам и правилам, а также повышенный интерес к содержанию моральных норм [3]. Для школьников характерны повышенное внимание к духовно-нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. Требования к другим категоричны, малейшее их невыполнение должно, считает маленький школьник, обязательно повлечь за собой строгое наказание. Сам ребенок старается вести себя «как надо», ревностно выполняет некоторые (по большей части - легкие) правила. В то же время его поведение продолжает в основном определяться непосредственными мотивами, а при столкновении стремления действовать по правилу и противоречащего ему непосредственного желания первое не столько преодолевает второе, сколько идет у него на поводу, представляя собой как бы компромисс между сознательными стремлениями и непосредственными побуждениями. Причем противоречие между желанием действовать «правильно» и реальным поведением не вызывает у ребенка чувства недовольства собой, у него не возникает конфликта и связанных с этим особых переживаний, сохраняется положительное отношение к себе [2].

Младший школьный возраст - благоприятный период для развития нравственного отношения к труду. Все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться, понимают, что для этого надо трудиться. Однако это понимание у них в основном словесное, оно не опирается на специально выработанные трудовые, причем специфические для учебного труда навыки и умения, не опирается на привычку работать систематически, изо дня в день. Поэтому трудности, с которыми в первые же дни встречается ребенок, и неумение их преодолеть могут очень быстро закрепить отрицательное отношение к учению [4]. Для ребенка учение станет тяжелой и неприятной обязанностью, что, помимо других следствий, отрицательно скажется и на его нравственном развитии.

Исходя из сказанного, как основную задачу нравственного воспитания в младшем школьном возрасте надо выделить развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения. Для этого необходимо, во-первых, четко выделить навыки поведения для выполнения предъявляемых ребенку моральных правил; расчленить их на простые действия, которые сравнительно легко освоить, и «упражняться» в каждом действии, подкрепляя даже незначительный успех положительной оценкой. Во-вторых, следует так развивать отношение школьника к себе, чтобы оно базировалось прежде всего на результатах его реальных усилий. Требуется доводить до сознания ребенка противоречие между его представлением о себе как нравственном образце и действительным его поведением так, чтобы оно не только осознавалось, но и переживалось им. В-третьих, необходимо развивать произвольность поведения, умений действовать в соответствии с заранее поставленной целью.

Важной задачей является в этот период также развитие нравственной стороны отношения детей к учению, на основе которого развиваются трудолюбие, заинтересованность в результатах труда, увлеченность его процессом. Учение - наиболее точно оцениваемый труд школьника, и для развития нравственного отношения к этому труду необходимо, чтобы оценивался не только результат, но и затраченные ребенком усилия [5].

Преподаватели физического воспитания должны хорошо уметь и знать как правильно применять в работе с детьми методы духовно-нравственного воспитания. В то же время нельзя забывать, что физическая культура - эффективнейшее средство самовоспитания. Выполняя физические упражнения, преодолевая часто очень значительные внешние и внутренние трудности, ученик занимается самовоспитанием, даже если не думает об этом. Но сама по себе двигательная деятельность, занятия физическими упражнениями на уроках и во вне учебное время далеко не всегда вызывают стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление формируется под воздействием педагога, коллектива.



Библиографический список:


1.    Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания. / О. С. Богданова М. : Просвещение, 1979.

2.   Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. учеб. пособие для студ. ср. пед. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Академия, 1998.

3.    Кукшин В.С. Теория и методика воспитательной работы. учеб. пособие./ В. С. Кукшин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д.: Изд. центр «Март», 2004.

4.    Маленкова Л И. Теория и методика воспитания. учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 2002.

5.   Гребенкина Л. К. Методика воспитательной работы. учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / A Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; под ред. В. А. Сластёнина. М. : Академия, 2002.


Статья "Духовно-нравственное воспитание - как фактор развития личности школьника на уроках физической культуры"
  • Физкультура
Описание:

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно-нравственного   воспитания. Духовно-нравственное воспитание   формирует  ядро личности, благотворно влияющие  на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Автор Мезенцева Елена Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 691
Номер материала 32544
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓