Главная / Другое / Статья "Духовно-нравственное воспитание детей с задержкой психического развития"

Статья "Духовно-нравственное воспитание детей с задержкой психического развития"

За последние 20-25 лет число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы возросло в 2-2,5 раза. Слабое здоровье дошкольников становится одной из причин, затрудняющих их адаптацию к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка.

В современной педагогике процесс обучения детей с задержкой психического развития рассматривается с точки зрения предоставления детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой общеобразовательной школе вместе с обычными детьми при создании дополнительных условий, облегчающих процесс обучения.

Важно отметить, что этический опыт, который сравнительно легко, приобретается нормально развивающимися детьми, тяжелее усваивается детьми, которые имеют определенные особенности в развитии. Именно поэтому дети с особенным развитием наиболее нуждаются в духовно-нравственном воспитании.

Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю. Не смотря на особенности психического и физического развития детей с проблемами в здоровье, в целом, духовное развитие, становление у них моральных, нравственных качеств, происходит в той же последовательности и по тем же законам, что и у нормально развивающихся сверстников.

За основу занятий с детьми с задержкой психического развития можно брать годовой цикл православного календаря: краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия.

Атмосфера игры, праздника, веселья и угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребенок, имеющий особенности психофизического развития принимает активное участие вместе со здоровыми сверстниками.

Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.

Изучение традиций Православных праздников позволяет здоровых детей научить внимательному, заботливому отношению к тем, кто нуждается в их помощи, а детям с особенностями психофизического развития дать ощущение успешности, равенства, скорректировать зарождающиеся негативные черты характера, вызванные чрезмерной опекой или, наоборот, равнодушием окружающих.

Так же в системе гуманистического воспитания важное место занимает музыкальное искусство. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

Через музыкальное искусство ребенок осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.

Музыкальная деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, движении под музыку, игре на инструментах), обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, способствует развитию культуры тела как носителя не только социальных, но и эстетических, художественных и семиотических функций.

Гуманизация коррекционно-образовательного процесса средствами музыкального искусства предполагает личностно-ориентированный, деятельностный подход, который нацелен не только на получение знаний, но и на способы их усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. В целом освоение музыкального мира ребенком с проблемами означает, что, прежде всего в этом процессе ставится и решается задача формирования гармоничной, нравственно совершенной, социально-активной личности через раскрытие внутренних резервов ребенка данной категории.

Не менее важно для детей с ЗПР является формирование интереса к изобразительной деятельности, эмоционального отношения к окружающей действительности.

Характерным для данной категории детей является несформированность технических навыков рисования, неловкость движения рук. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, затрудняются в рисовании мелких предметов, не владеют приемами раскрашивания.

Важно сформировать у ребенка эмоциональное восприятие изобразительного и декоративно-прикладного искусства, научить отображать в рисунках свои зрительные впечатления и представления об окружающей действительности.

Ребенка необходимо научить передавать с помощью цветовой гаммы свое эмоциональное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, свое настроение.

Особо важно интегрировать деятельности зрительной и тактильно-двигательной системы, а также обучать ориентировке на листе бумаги, возможности рационального расположения на нем всех фрагментов рисунка, обучать ребенка сюжетному, эмоционально-выразительному рисунку.

Следует сочетать обучение рисованию с другими видами изобразительной деятельности. Наиболее любима детьми техника «рисование пластилином». В ней дети более самостоятельны, они не устают от однообразных действий, так как ней много этапов.

Очень важна работа в коллективе. Дети учатся договариваться между собой, приходить к единственному решению.

Театрализованная деятельность так же является эффективным средством развития личности ребёнка, поскольку носит игровой характер, способна увлечь его, удовлетворить потребность в активном действии, богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка, что особенно важно при работе с детьми с ЗПР.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Конечно, есть и некоторые проблемы в работе. Во-первых, у детей с задержкой психического развития, как правило, присутствует общее недоразвитие речи, что затрудняет деятельность в данном направлении и требует огромных усилий, как для воспитателя, так и для детей.
Во-вторых, психическое состояние детей не всегда даёт возможность каждому ребёнку в полной мере реализовать свои способности и, конечно, такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому необходимо подходить к каждому ребёнку дифференцированно.

О духовно-нравственном воспитании детей с задержкой психического развития можно говорить много, но нельзя забывать о необходимости медикаментозного лечения, которое включает сочетание стимулирующего и седативного лечения.

Большое значение имеют водные процедуры, массаж, лечебная гимнастика, физиотерапия.

Помощь ребенку с отклонениями в развитии – это не только лечение и работа специалистов (педагога-дефектолога, логопеда, методиста лечебной физкультуры, психолога), но это, прежде всего, огромный повседневный труд родителей, освященный их любовью и проводимый на основе приобретенных специальных знаний.

Статья "Духовно-нравственное воспитание детей с задержкой психического развития"
  • Другое
Описание:

За последние 20-25 лет число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы возросло в 2-2,5 раза. Слабое здоровье дошкольников становится одной из причин, затрудняющих их адаптацию к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка.

В современной педагогике процесс обучения детей с задержкой психического развития рассматривается с точки зрения предоставления детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой общеобразовательной школе вместе с обычными детьми при создании дополнительных условий, облегчающих процесс обучения.

 

Важно отметить, что этический опыт, который сравнительно легко, приобретается нормально развивающимися детьми, тяжелее усваивается детьми, которые имеют определенные особенности в развитии. Именно поэтому дети с особенным развитием наиболее нуждаются в духовно-нравственном воспитании. 

Автор Колганова Юлия Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 492
Номер материала 33849
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓