За последние 20-25 лет число учащихся
начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы
возросло в 2-2,5 раза. Слабое здоровье дошкольников становится одной из причин,
затрудняющих их адаптацию к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной
жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического
здоровья ослабленного ребенка.
В современной педагогике процесс обучения
детей с задержкой психического развития рассматривается с точки зрения
предоставления детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой
общеобразовательной школе вместе с обычными детьми при создании дополнительных
условий, облегчающих процесс обучения.
Важно отметить, что этический опыт, который
сравнительно легко, приобретается нормально развивающимися детьми, тяжелее
усваивается детьми, которые имеют определенные особенности в развитии. Именно
поэтому дети с особенным развитием наиболее нуждаются в духовно-нравственном
воспитании.
Православная педагогическая традиция в нашей
стране имеет тысячелетнюю историю. Не смотря на особенности психического и
физического развития детей с проблемами в здоровье, в целом, духовное развитие,
становление у них моральных, нравственных качеств, происходит в той же
последовательности и по тем же законам, что и у нормально развивающихся
сверстников.
За основу занятий с детьми с задержкой
психического развития можно брать
годовой цикл православного
календаря: краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях,
национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения
в духе Православия.
Атмосфера игры, праздника, веселья и угощение
воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо, в котором
ребенок, имеющий особенности психофизического развития принимает активное
участие вместе со здоровыми сверстниками.
Главное – оставить в детской памяти
незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше,
добрее.
Изучение традиций Православных праздников
позволяет здоровых детей научить внимательному, заботливому отношению к тем,
кто нуждается в их помощи, а детям с особенностями психофизического развития
дать ощущение успешности, равенства, скорректировать зарождающиеся негативные
черты характера, вызванные чрезмерной опекой или, наоборот, равнодушием
окружающих.
Так же в системе гуманистического воспитания важное
место занимает музыкальное искусство. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями
воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его
нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет
значительную роль в коррекционно-направленном процессе
обучения и воспитания детей с проблемами.
Через музыкальное искусство ребенок осваивает
окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах,
познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами
окружающего мира, отраженные в произведениях.
Музыкальная деятельность, формируя практические
умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, движении под музыку, игре
на инструментах), обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ,
информационно-познавательных потребностей ребенка, способствует развитию
культуры тела как носителя не только социальных, но и эстетических,
художественных и семиотических функций.
Гуманизация коррекционно-образовательного
процесса средствами музыкального искусства предполагает
личностно-ориентированный, деятельностный подход, который нацелен не только на
получение знаний, но и на способы их усвоения, на образцы и способы мышления и
деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.
В целом освоение музыкального мира ребенком с проблемами
означает, что, прежде всего в этом процессе ставится и решается задача
формирования гармоничной, нравственно совершенной, социально-активной личности
через раскрытие внутренних резервов ребенка данной категории.
Не менее важно для детей с ЗПР является
формирование интереса к изобразительной деятельности, эмоционального отношения
к окружающей действительности.
Характерным для данной категории детей
является несформированность технических навыков рисования, неловкость движения
рук. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, затрудняются в рисовании
мелких предметов, не владеют приемами раскрашивания.
Важно сформировать у ребенка эмоциональное
восприятие изобразительного и декоративно-прикладного искусства, научить
отображать в рисунках свои зрительные впечатления и представления об окружающей
действительности.
Ребенка необходимо научить передавать с
помощью цветовой гаммы свое эмоциональное отношение к предметам и явлениям
окружающего мира, свое настроение.
Особо важно интегрировать деятельности
зрительной и тактильно-двигательной системы, а также обучать ориентировке на
листе бумаги, возможности рационального расположения на нем всех фрагментов
рисунка, обучать ребенка сюжетному, эмоционально-выразительному рисунку.
Следует сочетать обучение рисованию с другими
видами изобразительной деятельности. Наиболее любима детьми техника «рисование
пластилином». В ней дети более самостоятельны, они не устают от однообразных
действий, так как ней много этапов.
Очень важна работа в коллективе. Дети учатся
договариваться между собой, приходить к единственному решению.
Театрализованная деятельность так же является
эффективным средством развития личности ребёнка, поскольку носит игровой
характер, способна увлечь его, удовлетворить потребность в активном действии,
богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка, что особенно важно
при работе с детьми с ЗПР.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети
знакомятся с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски,
звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать,
делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик
персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка,
совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность позволяет
решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает
преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Конечно, есть и некоторые проблемы в работе.
Во-первых, у детей с задержкой психического развития, как правило, присутствует
общее недоразвитие речи, что затрудняет деятельность в данном направлении и
требует огромных усилий, как для воспитателя, так и для детей.
Во-вторых, психическое состояние детей не всегда даёт возможность каждому
ребёнку в полной мере реализовать свои способности и, конечно, такие дети
нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому необходимо подходить к каждому
ребёнку дифференцированно.
О духовно-нравственном воспитании детей с
задержкой психического развития можно говорить много, но нельзя забывать о необходимости
медикаментозного лечения, которое включает сочетание стимулирующего и
седативного лечения.
Большое значение имеют водные процедуры,
массаж, лечебная гимнастика, физиотерапия.
Помощь ребенку с отклонениями в развитии – это
не только лечение и работа специалистов (педагога-дефектолога, логопеда,
методиста лечебной физкультуры, психолога), но это, прежде всего, огромный
повседневный труд родителей, освященный их любовью и проводимый на основе
приобретенных специальных знаний.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.