Главная / Школьному психологу / статья "Диагностика профессиональной готовности педагогов начальной школы к осуществлению инновационной деятельности (в рамках реализации ФГОС НОО)"

статья "Диагностика профессиональной готовности педагогов начальной школы к осуществлению инновационной деятельности (в рамках реализации ФГОС НОО)"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Удельнинская гимназия



Ярославцева Я.А.

педагог-психолог


Диагностика профессиональной готовности педагогов начальной школы к осуществлению инновационной деятельности (в рамках реализации ФГОС НОО)

В общем смысле диагностика – особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания – диагноз, т.е. заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу. Трифонова С.А. отмечает, что понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом, по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 году в рамках одного научного проекта.1 Ученый определил педагогическую диагностику как средство, способствующее выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации.

В настоящее время существуют различные определения педагогической диагностики. Так, Подласый И.П. рассматривает педагогическую диагностику как «исследовательскую процедуру, направленную на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс.2В.И. Загвязинский дает следующее определение педагогической диагностике: «Процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов».3

Н.М. Борытко под педагогической диагностикой понимает «деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса».4 В.Г. Максимов рассматривает педагогическую диагностику как практику выявления качества педагогической деятельности, причин ее успехов или неудач.5 Таким образом, можно определить педагогическую диагностику формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности как исследовательскую процедуру, направленную на выявление и оценку уровня готовности педагогов к реализации инновационной деятельности.

Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности выполняет ряд функций, обеспечивающих ее объективный, независимый характер. Анализ педагогической литературы позволяет выделить функции диагностики формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности:

  1. Функция обратной связи: диагностические данные служат главной информацией для анализа имеющегося уровня готовности педагогов к реализации инновационной деятельности и конструирования процесса формирования данной готовности.

  2. Функция оценки уровня готовности педагогов к реализации инновационной деятельности. Это сравнение и сопоставление достигнутых результатов в процессе формирования готовности с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности.

  3. Конструктивная функция, обеспечивающая основу для дальнейшей работы в формировании готовности педагогов к реализации инновационной деятельности. Данная функция позволяет корректировать ход процесса формирования готовности, прогнозировать результаты работы, формировать умения, навыки и личностные качества педагогов, необходимые для реализации инновационной деятельности;

  4. Информационная функция – четвертая функция педагогической диагностики – заключается в проведении открытой исследовательской процедуры, доведении результатов диагностики до сведения педагогов, что позволит повысить активность участников исследования в процессе формирования готовности к реализации инновационной деятельности, обнаружив позитивные изменения или снижение показателей.

  5. Управленческая функция. Она связана с основными этапами управления формирование готовности педагогов к реализации инновационной деятельности и обеспечивает проведение диагностики в процессе формирования данной готовности.

Для эффективной реализации функций педагогической диагностики, следовательно, и реализации целей нашего эмпирического исследования, необходим оценочно-критериальный   инструментарий диагностики готовности педагогов к реализации инновационной деятельности, представляющий комплекс диагностических материалов и обоснованных критериев и показателей готовности к реализации инновационной деятельности в условиях современной школы. При выделении критериев готовности педагогов к реализации инновационной деятельности мы учитывали следующие требования:

  • критерии должны раскрываться через ряд показателей, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия;

  • критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и пространстве.

Рассматривая готовность педагогов к реализации инновационной деятельности как единство её компонентов: познавательного, практического и личностного, Трифонова С.А. предлагает рассматривать сформированность готовности педагогов начальной школы к работе в новой системе образования по следующим критериям: методологический, технологический и рефлексивный.6 Показатели данных критериев представлены в таблице 5:

Таблица 5. Критерии показателей сформированности готовности педагогов начальной школы к работе в новой системе образования.

Структурные компоненты готовности педагогов начальной школы к работе в новой системе образования

Познавательный

Личностный

Практический

Критерии сформированности готовности педагогов начальной школы к работе в новой системе образования

Методологический

Рефлексивный

Технологический

Владение системой различных методов и приемов познания и творческого преобразования действительности в соответствии с ее законами, овладение теоретическими основами исследовательской деятельности, формирование собственной педагогической философии

Отношение педагога к инновационной деятельности, внутренний настрой на ее реализацию; способность анализировать и оценивать свои умения и навыки в процессе реализации инновационной деятельности

Владение технологиями, способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми умениями и навыками для реализации инновационной деятельности и степень владения умениями и навыками, необходимыми для реализации инновационной деятельности

Показатели критериев готовности педагогов начальной школы к работе в новой системе образования

Методологическая культура;

инновационный стиль мышления

Способность к саморазвитию;

способность к самоанализу своей деятельности

Творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи;

Проектирование и моделирование новаций в практических формах деятельности


На основе данных критериев и показателей выделены три уровня сформированности готовности педагогов начальной школы к деятельности в рамках реализации нового ФГОС: низкий, достаточный и высокий.

  1. Низкий уровень сформированности имеет следующие характеристики: педагоги имеют общее представление об инновационной деятельности, о знаниях, умениях и навыках и обобщенных способах выполнения проектировочной деятельности; отсутствует инициатива, педагоги пассивны и настороженны в восприятии нового в педагогической деятельности, уровень творческого потенциала низкий; не проявляется стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; не всегда адекватная оценка собственной деятельности.

  2. Достаточный уровень готовности характеризуется пониманием значимости инновационной деятельности, поверхностным владением теоретическими основами исследовательской деятельности, несформированностью навыков выполнения проектировочной деятельности, проявлением знаний и умений только в стандартных условиях; неустойчивым интересом к инновационной деятельности; стремлением к саморазвитию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности.

  3.  Высокий уровень готовности педагогов характеризуется: наличием методологических знаний у педагогов; высокой методологической культурой, обеспечивающей овладение теоретическими основами исследовательской деятельности, формирование собственной педагогической философии; инновационный стиль мышления, характеризующийся высокой смысловой насыщенностью, открытостью в восприятии нового и в то же время рациональностью, реалистичностью, прагматичностью; развитые творческие способности, способности к проектированию и моделированию, активность и инициативность педагогов в реализации творческих способностей, практический выход проектной деятельности педагогов; ярко выраженное стремление к саморазвитию, владение навыками самоанализа, развитые рефлексивные способности. С целью проведения эффективной диагностики готовности педагогов к реализации инновационной деятельности Трифановой С.А. был подобран оценочно-критериальный инструментарий диагностики таким образом, что позволил оценить уровень готовности не только по каждому критерию, но и по каждому показателю. Оценочно-критериальный инструментарий диагностики представлен в таблице 6.  Данным оценочно-критериальным инструментарием мы будем руководствоваться в эмпирической части нашего исследования для выявления уровня готовности педагогов к работе по ФГОС НОО.


Таблица 6. Оценочно-критериальный инструментарий диагностики готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО.

Компоненты готовности

Критерии готовности

Показатели готовности

Диагностический инструментарий

Познавательный


Методический

Методологическая культура

Тестирование: тест самооценка методологической культуры учителя7

Инновационный стиль мышления

Тест «Оценка стиля мыслительной деятельности» адаптированная версия опросника InQ, разработанного Р. Брэмсоном, А Харрисоном (Harrison A.F., Brainson R.M. The art of thinking. N. Y.. Berkley Books, 1984. P 189-193). Перевод и адаптация выполнены А.А Алексеевым.8

Личностный

Рефлексивный

Способность к саморазвитию

Анкета по выявлению способностей к саморазвитию;

анкета по выявлению факторов способствующих и препятствующих развитию (методика В.И.Зверевой, Н.В.Немовой)9

Способность к самоанализу инновационной деятельности

Методика определения индивидуальной меры рефлексивности (методика

Карпова А.В. и Пономарёвой В.В)10


Практический

Технологический

Творческая способность генерировать новые идеи и представления

Опросник «Определение креативного потенциала» (методика Макшанова С.И.)11

Применение инноваций в практической профессиональной деятельности

Карта педагогической оценки способности педагогов к инновационной деятельности (методика Сластенина В.А. и Подымовой Л.С.)12


Данный диагностический инструментарий позволит выявить уровень готовности каждого педагога к осуществлению инновационной деятельности, в рамках реализации ФГОС НОО, определить слабые позиции готовности педагогов и спроектировать дальнейшую работу по формированию психологической готовности к реализации инновационной деятельности.















Список используемых материалов.

  1. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. — М.: ИП РАН, 2002, с. 196 - 212

  2. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой и В. М. Снеткова. СПб., 2003, с. 302–310.

  3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность.- М., 1997, с.298 - 303

  4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993, с. 167-174

  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения, с. 354 - 360

  6. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2009, с. 144 - 149

  7. Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] / С. А. Трифонова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011, с. 96–106

  8. Подласый, И.П. Педагогика. – Кн. 2: Процесс воспитания / И.П.Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000, с. 156–168

  9. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», – 2001, с. 144–154

  10. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина, И.А Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006, с. 124–130

1 Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] / С. А. Трифонова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011., с. 24–32

2Подласый, И.П. Педагогика. – Кн. 2: Процесс воспитания / И.П.Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000, с. 156–168

3Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», – 2001, с. 144–154

4Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина, И.А Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006, с. 124–130

5Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 236–246

6Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] / С. А. Трифонова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011, с. 96–106

7Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993, с. 167-174

8 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения, с. 354 - 360

9 Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2009, с. 144 - 149

10Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. — М.: ИП РАН, 2002, с. 196 - 212

11 Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой и В. М. Снеткова. СПб., 2003, с. 302–310.

12Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность.- М., 1997, с.298 - 303

статья "Диагностика профессиональной готовности педагогов начальной школы к осуществлению инновационной деятельности (в рамках реализации ФГОС НОО)"
  • Школьному психологу
Описание:

Модернизация российской системы образования и обеспечение перехода к новому качеству содержания образовательной программы повышают внимание к вопросам о степени готовности педагогического коллектива к пониманию и принятию новых целей и задач образования как реального фактора роста интеллектуального  потенциала общества. Среди наиболее важных  направлений модернизации образования в правительственных документах определяется повышение качества подготовки педагогических кадров через вовлечение их в инновационную и экспериментальную деятельность. 

Автор Ярославцева Ярослава Алексеевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 974
Номер материала 11934
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓