Главная / Начальные классы / статья "Что такое портфолио ученика?"

статья "Что такое портфолио ученика?"

Портфолио ученика как система оценивания

деятельности младших школьников.


Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и планируемых результатов освоения программ начального образования.

Сегодня мы работаем по стандартам второго поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменение системы оценивания.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими – и является важным элементом практико-ориентированного, системно - деятельностного подхода к образованию.

Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

  • контроль новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД;

  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путём использования трёх стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия;

  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

Работая с портфолио, ученик формирует навык самоконтроля и самооценки; видит своё продвижение. Учитель наглядно видит процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную и целенаправленную коррекцию; делает отметку содержательной и для ученика и для родителей; делает оценку работы оптимистичной.

Рабочее Портфолио имеет четыре уровня сложности.


1класс

Заводится (оформляется) папка достижений.

Материал распределяет учитель и родители совместно с учащимися.

Оценивать свои работы и работы одноклассников.

2 класс

Составление и предъявление учащимися «Портфолио»

Совместно в учебной деятельности (учитель и учащиеся).

Производить отбор лучших работ и распределять их по файлам.

3 класс

Выработка способов презентации «Портфолио»

В группах, самостоятельно с рекомендациями

учителя.

Определять номинации для участия в конкурсе.

Вырабатывать критерии.

Подбирать оценочную шкалу.

4 класс

Предъявление достижений для публичной оценки.

Процесс контролируют сами учащиеся (консультация у одноклассников).

Анализировать, обобщать материал.

Рефлексировать со своими целями.

Ставить задачи на будущее.

Презентовать в различных формах.


Очень часто бывает, что рассматривая Портфолио на родительских собраниях, родители в какой-то степени лучше узнают своего ребёнка: его увлечения, способности и умения.

Структура портфолио состоит из четырёх разделов:

  • «Мой портрет» - рассказ младшего школьника о себе, своей семье, увлечениях, школьной жизни.

В этом разделе проявляется самооценка и оценка индивидуально-психологических, личностных и социальных качеств человека.

  • «Коллектор» - памятки, правила, законы жизни в классе, школе, список литературы для самостоятельного и семейного чтения.

  • «Рабочие материалы» - работы, проекты, домашние задания, олимпиадные задания, рисунки, грамоты, фотографии, аудио о видео записи.

Данные материалы имеют констатирующий характер достижений обучающегося, его уровень развития личностных качеств (заинтересованность, кругозор, организованность и т. д.) Педагогу, реализующему портфолио на уроках необходимо продумать содержание занятий таким образом, чтобы ребёнок на каждом занятии мог получить осязаемый продукт своей деятельности.

  • «Мои достижения» - награды, достижения, успехи, отзывы на творческие работы.

Данный раздел дополняется самооценкой, рефлексией младшего школьника на собственную деятельность. Рефлексия выполняется по предлагаемым в портфолио схемам.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:

  • «Портфолио документов» - похвальные грамоты за учёбу, достижения в спорте, музыке, изобразительном искусстве и т. д.

  • «Портфолио работ» - собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ; участие в научных конференциях, конкурсах, контрольные и творческие работы: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачётные работы, видео и фото материалы, результаты медицинских и психологических обследований и т. д.

  • «Проблемно-исследовательское портфолио» - сообщения, научно-исследовательская работа и т. д.

Мы считаем, что каждый из перечисленных видов портфолио влияет на развитие самооценки младших школьников и является инструментом фиксирования индивидуальных достижений младших школьников.

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

Оценивание портфолио осуществляется учителями, родителями в конце триместра. Ребёнок должен предоставить продукт своей деятельности.

В период безотметочного обучения (1 класс) портфолио является ярким показателем достижений учащихся, демонстрирует мотивацию на активную познавательную деятельность, самоорганизацию, формирование рефлексивных умений и умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Таким образом, ребёнок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать своё понимание или непонимание, своё продвижение вперёд. Это, в конечном счёте, способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя и является важным фактором успешной адаптации первоклассников в школе.

В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:

  • готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;

  • потребность в активной познавательной деятельности.


Использование портфолио как система оценивания деятельности младших школьников помогло мне решить следующие педагогические задачи:

  • поддержка высокой учебной мотивации школьников;

  • поощрение навыков рефлексивной и оценочной деятельности (почти 90% учащихся в 4 классе имели адекватную самооценку.)


Идея учебного портфолио становится сегодня всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике.

И в заключении я хочу сказать, что используемая мною система оценивания ученика через портфолио, ориентирована на стимулирование ученика стремиться к объективному контролю, а не сокрытия своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.


Учитель начальных классов

МОУ лицей

г. о. Орехово-Зуево

Мингалеева Наталья Викторовна.


Используемая литература.

  1. И. А. Сафронов. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Начальная школа. О проведении экспериментальной работы в 2002-2003 учебном году. Сост. Петрова И. А. – М.: АПК и ПРО, 2002.

  3. Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: учебно-методическое пособие/ Г. Ю. Ксензова.- М.: 2000.

  4. Портфолио достижений ученика – шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе// Профильная школа.- 2004. №5.


статья "Что такое портфолио ученика?"
  • Начальные классы
Описание:

Портфолио ученика как система оценивания  деятельности младших школьников.

Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

 

  • контроль новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД;
  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путём использования трёх стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия;
  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.    Идея учебного портфолио становится сегодня всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике.

 

Автор Мингалеева Наталья Викторовна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 448
Номер материала 9611
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓