Портфолио
ученика как система оценивания
деятельности младших школьников.
Система оценивания занимает особое место
в педагогических технологиях достижения требований Федерального
государственного образовательного стандарта второго поколения и планируемых
результатов освоения программ начального образования.
Сегодня мы работаем по стандартам второго
поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к
обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в
современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с
предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование
общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за
собой и изменение системы оценивания.
Системная оценка личностных,
метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной
системы – рабочего Портфолио. Именно портфолио позволяет учитывать результаты,
достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой,
социальной, коммуникативной и другими – и является важным элементом
практико-ориентированного, системно - деятельностного подхода к образованию.
Преимущества
Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
- контроль новых приоритетов современного
образования, которыми являются УУД;
- учитывает особенности развития критического
мышления учащихся путём использования трёх стадий: вызов (проблемная
ситуация) - осмысление - рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять
цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о
том, что они узнали.
Работая с портфолио, ученик формирует навык
самоконтроля и самооценки; видит своё продвижение. Учитель наглядно видит
процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную и
целенаправленную коррекцию; делает отметку содержательной и для ученика и для
родителей; делает оценку работы оптимистичной.
Рабочее Портфолио имеет четыре уровня
сложности.
1класс
|
Заводится
(оформляется) папка достижений.
|
Материал
распределяет учитель и родители совместно с учащимися.
|
Оценивать свои работы и работы одноклассников.
|
2 класс
|
Составление и предъявление
учащимися «Портфолио»
|
Совместно в учебной деятельности
(учитель и учащиеся).
|
Производить отбор
лучших работ и распределять их по файлам.
|
3 класс
|
Выработка способов презентации
«Портфолио»
|
В группах, самостоятельно с
рекомендациями
учителя.
|
Определять номинации для участия
в конкурсе.
Вырабатывать критерии.
Подбирать оценочную
шкалу.
|
4 класс
|
Предъявление достижений для
публичной оценки.
|
Процесс контролируют сами
учащиеся (консультация у одноклассников).
|
Анализировать, обобщать материал.
Рефлексировать со своими целями.
Ставить задачи на будущее.
Презентовать в различных
формах.
|
Очень часто бывает, что рассматривая
Портфолио на родительских собраниях, родители в какой-то степени лучше узнают
своего ребёнка: его увлечения, способности и умения.
Структура портфолио состоит из четырёх
разделов:
- «Мой портрет» - рассказ младшего школьника
о себе, своей семье, увлечениях, школьной жизни.
В этом разделе
проявляется самооценка и оценка индивидуально-психологических, личностных и
социальных качеств человека.
- «Коллектор» - памятки, правила, законы жизни
в классе, школе, список литературы для самостоятельного и семейного
чтения.
- «Рабочие материалы» - работы, проекты,
домашние задания, олимпиадные задания, рисунки, грамоты, фотографии, аудио
о видео записи.
Данные материалы
имеют констатирующий характер достижений обучающегося, его уровень развития
личностных качеств (заинтересованность, кругозор, организованность и т. д.) Педагогу,
реализующему портфолио на уроках необходимо продумать содержание занятий таким
образом, чтобы ребёнок на каждом занятии мог получить осязаемый продукт своей
деятельности.
- «Мои достижения» - награды, достижения,
успехи, отзывы на творческие работы.
Данный раздел
дополняется самооценкой, рефлексией младшего школьника на собственную
деятельность. Рефлексия выполняется по предлагаемым в портфолио схемам.
В зависимости от целей создания портфолио
бывают разных типов:
- «Портфолио документов» - похвальные грамоты
за учёбу, достижения в спорте, музыке, изобразительном искусстве и т. д.
- «Портфолио работ» - собрание различных
творческих, проектных, исследовательских работ; участие в научных
конференциях, конкурсах, контрольные и творческие работы: сочинения,
изложения, эссе, рисунки, поделки, зачётные работы, видео и фото
материалы, результаты медицинских и психологических обследований и т. д.
- «Проблемно-исследовательское портфолио» -
сообщения, научно-исследовательская работа и т. д.
Мы считаем, что каждый из перечисленных
видов портфолио влияет на развитие самооценки младших школьников и является
инструментом фиксирования индивидуальных достижений младших школьников.
Качественная оценка портфолио дополняет
результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг
ученика в качестве суммарной составляющей.
Оценивание портфолио осуществляется
учителями, родителями в конце триместра. Ребёнок должен предоставить продукт
своей деятельности.
В период безотметочного обучения (1 класс)
портфолио является ярким показателем достижений учащихся, демонстрирует
мотивацию на активную познавательную деятельность, самоорганизацию,
формирование рефлексивных умений и умений осуществлять адекватную самооценку
собственной деятельности.
Таким образом, ребёнок учится оценивать
свои действия, планировать их, осознавать своё понимание или непонимание, своё
продвижение вперёд. Это, в конечном счёте, способствует развитию рефлексивной
способности оценивать себя и является важным фактором успешной адаптации первоклассников
в школе.
В процессе работы над портфолио у
обучающихся формируются следующие компетенции:
- готовность к постоянной работе над собой для
овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
- потребность в активной познавательной
деятельности.
Использование портфолио как система
оценивания деятельности младших школьников
помогло мне решить следующие педагогические задачи:
- поддержка высокой учебной мотивации
школьников;
- поощрение навыков рефлексивной и оценочной
деятельности (почти 90% учащихся в 4 классе имели адекватную самооценку.)
Идея учебного портфолио становится сегодня
всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике.
И в заключении я хочу сказать, что
используемая мною система оценивания ученика через портфолио, ориентирована на
стимулирование ученика стремиться к объективному контролю, а не сокрытия своего
незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной
самооценке.
Учитель
начальных классов
МОУ
лицей
г. о.
Орехово-Зуево
Мингалеева
Наталья Викторовна.
Используемая
литература.
- И. А. Сафронов. Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение,
2011.
- Начальная школа. О проведении
экспериментальной работы в 2002-2003 учебном году. Сост. Петрова И. А. –
М.: АПК и ПРО, 2002.
- Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность
учителя: учебно-методическое пособие/ Г. Ю. Ксензова.- М.: 2000.
- Портфолио достижений ученика – шаг в сторону
реформирования оценочной системы в школе// Профильная школа.- 2004. №5.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.