Главная / Русский язык и литература / Статья "Ценности, видение и стратегическая деятельность на практике"

Статья "Ценности, видение и стратегическая деятельность на практике"

hello_html_5b65762d.gif  Ценности, видение и стратегическая деятельность на практике

От педагога требуется, чтобы каждый индивид

получил возможность использовать свои способности

в осмысленной деятельности.

Дж. Дьюи


Работая в школе более 20 лет, я обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге,  и, как следствие, снижение   культуры,    неумение правильно, логично выразить свою мысль.  Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками.  Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.

Следовательно, в данных условиях является необходимым создание адаптивной среды, позволяющей создать комфортные условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Таким условием является внедрение в учебный процесс технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

  Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по моему мнению, суть личностно - ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия  развития и совершенствования личности ребенка:

1) использование субъектного опыта ребенка;


2) актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие,

способствующее пониманию и введению нового знания;


3) вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;


4) обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения ;


5) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы) ;


6) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят).

В основе моего опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.

В последние годы получила распространение модель развивающего образования, в которой отдается предпочтение развитию способностей личности: памяти, внимания, мышления, ее самостоятельности и активности в познании. Главной идеей развивающей модели является умение учащихся самостоятельно мыслить, добывать знания, активно ими оперировать, осуществлять перенос в новую ситуацию.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Педагогика сотрудничества - особого типа «приникающая» технология, является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как инновационные. В основе своего опыта рассматриваю планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результатив-

ности.

К сожалению, многие наши ученики не могут грамотно писать, но и грамотно оформить свою мысль, поэтому целью уроков является формирование коммуникативных умений учащихся, умений необходимых для построения текста (отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывания); формировать умение создавать устное выступление, анализировать текст.

Чтобы реализовать эти требования необходимо создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить её можно при условии чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи, поэтому даю своим ученикам возможность


- думать свободно;

- говорить непринуждённо, эмоционально;

- читать много, внимательно;

- анализировать много текстов;

- осознавать, как эти тексты сделаны;

- писать много, свободно, эмоционально.

Известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речевые и мыслительные умения.

В процессе анализа текста ученики выделяют те языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и композиционных линий текста, восстанавливают замысел автора, создают собственные тексты при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств.

Приобретя опыт анализа чужих образцовых текстов, учащиеся начинают и сами пользоваться их языковыми средствами, создавать свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия анализом текстов в 7- – 8 классах дают качественный скачок в освоении именно грамматики и орфографии, а также в написании сочинений и изложений.

Особое внимание в процессе обучения, основным каналом взаимодействия учителя и ученика становится речь.


Колоссальные возможности для гуманизации учебного взаимодействия обучения содержатся в речи педагога. Речь учителя насыщает, обогащает учебный материал, учит создавать проблемные ситуации, не только пробуждает, но и создаёт условия для творчества.

Используя уроки речевого мастерства, учу ребят видеть, слышать, чувствовать текст, здесь же использую речевые тренинги, которые развивают образное мышление учеников, развивают устную и письменную речь, способствуют осознанному отбору речевых конструкций для собственных текстов, которые затем совершенствуются.

Особое внимание уделяю самоконтролю и взаимоконтролю. Формирование речевого самоконтроля в объёме макроструктуры текста тесно связано с реализацией коммуникативной цели сообщения и в объёме микроструктуры текста, т. е. способности предупреждать, обнаруживать и устранять речевые ошибки на уровне предложения.

Особое значение для развития умения речевого самоконтроля имеет отсроченная повторная работа с тестом изложения, сочинения, когда ученик редактирует изложения своих одноклассников. Результатом такой работы является умение учащихся правильно выражать свои мысли, строить свою речь, писать изложения и сочинения с использованием языковых средств, приобретая собственный стиль речи.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи.

Прекрасные условия для развития речи складываются во время экскурсий, путешествий, где возникает желание поделиться увиденным с товарищами, родителями, написать творческую работу, а погружаясь в художественные миры писателей, поэтов, живописцев, музыкантов, мы учимся искусству видеть, слышать, чувствовать жизнь, сопереживать.

Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности, начинаю вести ее с пятого класса. После того как ученики познакомились с понятиями «тема», «основная мысль текста», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю их приобщать к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Часто использую различные виды анализа текста на каком-либо этапе урока. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям.

Много времени уделяю индивидуальной работе с теми учащимся, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе.

Таким образом, я пришла к выводу, что успешное написание изложения или сочинения невозможно без словарной работы на уроках русского языка. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словесника. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Умение пользоваться толковым словарем имеет большое социальное значение. Оно обеспечивает ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания.

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы урока спрашиваю:


- Как вы думаете, почему звучит тема таким образом?

- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Какие задачи вы ставите перед собой?

- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?


Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще на повторительно-обобщающих уроках. На уроке русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о наречии», для того чтобы учащиеся могли проверить, умеют ли они правильно писать наречия, им было предложено из текста выбрать наречия и объяснить их правописание. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе.

На следующем этапе урока учащиеся должны были пронаблюдать за ролью наречий в тексте. Двое учащихся из группы проводили небольшую исследовательскую работу, пробуя читать текст без наречий, пытаясь определить, что теряет при этом текст, какую роль играют наречия в нем.

В данном случае групповая работа развивает орфографическую зоркость учащихся, дает возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.

Часто использую работу в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся.

В связи возросшими требованиями к культуре речи школьников необходимо работать  не только над количественным, но и над качественным обогащением их словарного запаса. В этой связи большой интерес представляет работа над многозначностью слова, причем очень важно раскрывать многозначность уже известных детям слов. Многочисленные ошибки учащихся, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и  - шире – над многозначностью вообще. Дети не знают, а часто не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, особенно переносное. Систематически налаженная словарная работа помогает решить и эту проблему.


  1. Логические упражнения  на разграничение однозначных и многозначных слов, на составление и анализ словосочетаний, включающих слова с различными значениями:


  1. Подчеркните многозначные слова. Докажите, что данные слова

являются многозначными: сирень, теплый, холодно, ограда, дерзкий;

  1. Из списка слов выберете слова, с которыми употребляется

слово холодный. Запишите словосочетания:

человек, песок, путешествие, тон, класс.

Какой вывод можно сделать о слове холодный? Чем интересно

это слово?

  1. Докажите, что слово крепкий многозначное.

Составьте словосочетание или предложение с этим словом в разных значениях.


  1. Упражнения, связанные с толкованием лексического значения слова.


  1. Объясните значение выделенных слов путем подбора

а) синонимов

крепкий человек

крепкие нервы

крепко поссорились

б) способом разъясняющего толкования

свежий хлеб

свежее утро

свежая газета

в) по толкованию лексического значения узнать слово:

  быстро перебирая ногами, перебираться в каком-либо направлении

  совершать побег, самовольно, тайком уходить куда-либо

г) слово глубокий имеет значение:

1) находящийся на значительной глубине от поверхности

2) очень сильный, достигший значительной степени.

Составьте по два словосочетания с этим прилагательным

в каждом из значений.

Найдите в «Сказке о мертвой царевне» Пушкина

прилагательное глубокий (в отрывке, где королевич

Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру).

В каком значении оно употреблено?

  1. Закончите словарную статью о глаголе жить, составив

для примера свои предложения на каждое из значений слова.

Жить: 1) существовать, быть живым

            2) вести тот или иной образ жизни

            3) поддерживать свое существование

            4) проживать где-либо

В каком из значений употреблено слово жить

в следующих предложениях:

1)Жил старик со своею старухою у самого синего моря.

2)Жили они бедно, с хлеба на квас перебивались.

3)Старая барыня жила в Москве, в сером доме

с белыми колоннами.

  1. Рядом со словосочетаниями записать в скобках значение

слова стоять:

стоял прямо; стоял шум; стоял январь; стоять за победу;

стоит полк в селе.

Итак, личностно-ориентированное обучение в школе должно быть направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями.

Одна из главных задач моей педагогической деятельности – создание условий для развития личности ученика, его творческих способностей, обеспечения формирования языковой грамотности, коммуникативной компетенции, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности.

Одним из приоритетных направлений деятельности учителя-словесника является развитие творческих способностей учащихся. Я убеждена, что человек творческий способен «жить, действовать, успешно реализовывать себя в условиях нового гражданского общества».

Действительно, владение учащимися устной и письменной речью, умение создавать свой, оригинальный текст поможет им занять достойное место в социально-культурном пространстве, выработать коммуникативные навыки, разовьет умение не только выражать свои мысли, но и понимать точку зрения других людей.

Что же помогает нам, педагогам, воспитывать творческую личность, личность эстетически развитую, личность с богатым духовным потенциалом? Одним из важных направлений такой работы является творчество учащихся на уроках литературы, русского языка. Воплотить идеи по воспитанию эстетически развитого пишущего человека помогают как традиционные, так и инновационные образовательные технологии.

Существует одно распространенное заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству (креативность) – качество врожденное, она уж или есть сама по себе, или ее нет и не будет. Другое дело – интеллект, как говорят в обиходе – ум, его можно и нужно развивать. И развивают.… На самом же деле это интеллект – врожденное качество, зависящее от генов, но корректировке поддающееся слабо.

А вот креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким «уродился», а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. У него не было развивающих игрушек, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость.

Даже очень «тусклые» дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, радоваться малейшему проблеску их творческой активности, достаточно быстро меняются, начинают мыслить, искать, придумывать. Появляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть создателем нового.

Школьный период жизни ребенка – период развития и становления его творческих способностей. Одним из путей развития творческих способностей является литературная деятельность учащихся. Но творчество учащихся не возникает само по себе, оно требует педагогической и методической инструментовки. Технологию развития творчества учащихся необходимо органично связать с содержанием курса русского языка. Программа по русскому языку главным образом ориентирована на развитие репродуктивных способностей. Предусматривая «развитие речи» несколько раз в четверть, она не может обеспечить творческое развитие учащихся. Если посмотреть на программу с позиций того, как в ней содержательно обеспечивается развитие речи, то можно заметить, что все сводится к овладению синтаксисом изолированного предложения. Закономерности же контекстной речи почти не представлены и ввиду этого познаются учащимися стихийно. Разделы программы по морфологии, фонетике не предусматривают всего того многообразия форм творческой деятельности, которое могло бы сопровождать их изучение.

Вместе с тем мой опыт показывает, что использование творческих форм работы намного улучшает освоение даже таких трудных разделов программы, как правописание безударных гласных, запоминание слов, правописание которых не регулируется точными правилами и др.

Для ребенка выступает весьма важной позиция «автора», самостоятельно составляющего словарь; «добывающего» трудные слова или созидающего «гнездо» родственных слов. Учащиеся не только активно включаются, но и с удовольствием работают над такими заданиями.

Бесконечной может быть вариация творческих заданий, рассчитанных на выработку навыков правописания в разделе лексики, связывающих воедино работу над смысловым значением слов и их правописанием. Для учащихся представляет интерес группировка слов вокруг какого-либо понятия: например, написать слова, обозначающие одежду, обувь, жилище человека, плавательные средства, названия профессий, посуды и др. Особенность таких упражнений состоит в творческом характере деятельности, с одной стороны, и с другой - в более высоком уровне сложности применения знаний (нужно не только подобрать слово, но и определиться с его правописанием и смысловым значением и др.).

Одним из приемов развития творчества в моем опыте работы является постоянная смена смысловых связей, включенных в учебную ситуацию. В каждой такой ситуации ребенок должен самоопределиться в изменившемся содержании учебно-познавательной задачи и соответственным образом перестроить содержание текста. Представим ситуацию восприятия спортивной олимпиады. Создание текста можно вести с позиций зрителя, сидящего у телевизора, участника соревнований, с позиций судьи, тренера или мамы чемпионки и т.д. Ребенок в каждом случае проводит огромную самостоятельную работу по выстраиванию структуры текста анализу содержательных различий, заданных темой, определению стиля, подборке слов и др.

Развитие творческого потенциала учащихся – одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.

Основные приёмы развития творческих способностей:


  • рецензирование устных ответов товарищей;

  • написание сочинений;

  • рецензирование сочинений;

  • игра «Кто быстрей и больше?» (подбор синонимов или антонимов к определенному слову);

  • составление  рассказа по опорным словам на определенную тему;

  • угадайте слово по толкованию его лексического значения;

  • составление ассоциативного ряда;

  • составление письменного рассказа от имени одушевленных-неодушевленных предметов (стратегия РАФТ);

  • предполагаемое развитие сюжета;

  • уроки культуры речи с погружением в сказочное царство. Важным условием в ряду приемов должна быть выработка внимания у учащихся. Хорошие результаты и большую помощь в этом оказывают, так мною называемые, «пятиминутки внимательности». Их провожу на каждом уроке. Во-первых, они быстро нацеливают учащихся на активную внимательную работу, во-вторых, – это интересная своеобразная форма повторения материала (подбираю интересный, занимательный материал), в-третьих, «пятиминутки внимательности» можно сделать орфографическими. При планировании урока чётко ставлю цель этих «пятиминуток»: какую задачу она должна выполнить.       

Творческие задания Как сделать интересным строгое грамматическое правило? Можно ли вообще построить обучение на уроке так, чтобы ученика не покидало чувство новизны от услышанного и увиденного на занятии? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идет о правилах правописания? Учитель, сталкиваясь с этими проблемами, пытается найти оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит. Нестандартное задание – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:

  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

  • необычные условия работы;

  • активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

     Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, расследования).

«Перевод с русского на русский» Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда приводящие к комическому эффекту. Синонимическая же замена («перевод») делает высказывание точным, понятным, правильным. К нестандартным заданиям этого типа относятся: – «перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов; «перевод» текстов (или составление словарей к ним), написанных на несуществующем языке по типу «глокой куздры»; «перевод» текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля (лингвистические сказки, образное толкование слов-терминов); «перевод» (расшифровка смысла) языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам учащихся (на примерах произведений юмористического плана или ученических работ).

Анаграммы Анаграммы – слова, состоящие из одних и тех же букв, но в разном порядке: схема – смеха, коршун – шнурок, колос – сокол. Игра, доступная любому возрасту, обогащает словарный запас, развивает чувство слова, учит творчеству. Можно не просто назвать слово, а превратить оба слова в загадку. Например, так: Богатая дама может мгновенно превратиться в подневольное существо, если переставить буквы в слове (барыня – рабыня). Можно отгадать, какая пословица зашифрована: Волос ей не боров, не вылетишь – поймает (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь). Пусть ребята поищут такие слова и предложат анаграмму друзьям, а команды игроков составят подобные загадки для соперников. Вот несколько слов для превращения в другие: заметка, парадокс, ревность, рогатка, атлас, апельсин, накал, карета, старина.

Эффективна также работа с анаграммами в виде «расшифровании» ключевого слова путем составления предложения из слов, начинающихся на каждую букву данного слова. Например: «Осень»- Осень сентябрь ежегодно награждает (золотом).

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми

  • Свободное сочинительство – пиши, что хочешь! Рискуя получить упрек в повторении уже сказанного, хочу еще раз обратить внимание на то, что этот вид работы очень важен для развития речи.

  • «Мой дневник» – пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством  с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.

  • «Фантазия-картинка» – опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок. («Это выглядит как…; Это звучит как…)

  • Сценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания.

  • Музыкальное сочинение. 1-й вариант – опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения. 2-й вариант – воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.

  • Сочинение-продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

  • Сочинение-ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения. По результатам исследований американских ученых, домашние задания достигают порой обратного результата: вместо серьезной работы по самообразованию – бесчисленное копирование учебников, поголовное списывание и зубрежка. Вместо пользы – вред, вместо радости – отчаяние.                                                                 Чтобы избежать этого, следует практиковать нетрадиционные виды домашних заданий по каждой теме: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов. Интересно и такое задание на дом: по вырезанной из журнала фотографии придумать историю, иллюстрацией к которой могла бы стать эта фотография. На следующем уроке выбирается лучшая работа. Задание: списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что «положено», а то, что хочется. Такие виды работ развивают воображение, смекалку, раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом.

Нить доверия

Коллективное составление рассказа. В группе на заданную тему все пишут по одному предложению. По команде листочки передаются соседу слева до тех пор, пока не получится рассказ-миниатюра. Главное условие- рассказ должен быть составлен с учетом построения его предыдущими авторами.


Вглядываясь в себя

Я люблю ребятам подбрасывать «незатертые» темы сочинений. Скажем, в десятом классе они проводили интервью с самим собой, отвечали на знаменитую анкету Достоевского, в которой вопросы были непросты – о любимом изречении, о том, что цените в людях, о недостатках, которые склонны прощать, о главной черте характера. Ответы ребят самые разнообразные, но одно объединяет эти работы – попытка заглянуть внутрь себя.

Нередко я даю подобные темы в контексте изучаемых произведений.

У десятиклассников наметилась дружба, а, может быть, любовь. После изучения творчества Ф.Тютчева, Н.Некрасова попросила поразмышлять о любви, о красоте, о чистоте, чтобы увидеть отношение ребят к этому чувству, помочь им правильно разобраться в своем.


Вот так пришла к своему кругу тем с учетом возрастных особенностей детей:, у семиклассников и постарше – это вопросы дружбы, товарищества, искусства, а у старшеклассников – добра, зла, совести, любви, поиски собственной позиции, своего места в жизни, собственного «Я».

Творческие способности можно и нужно развивать – в этом убеждаются на собственном опыте все, кто решился попробовать. Конечно, особая цель требует и особых средств, все знают, к каким «творческим» результатам приводят попытки развивать сочинительские способности с помощью сочинений «Как я провел день» или «Моя комната». Каков привет, таков ответ. Но внесите хоть чуточку улыбки и фантазии в само задание, например, «Моя комната в 2050 году» или сочинение «Как я провел день», написанное от имени кота (собаки, мухи, вируса гриппа) – и вы узнаете своих учеников. Одно условие: они должны быть уверены, что их фантазии будут встречены доброжелательно и с интересом.

В организации работы по развитию творческих способностей учащихся мне помогает авторская «Программа по развитию речи и анализу текста» Л.Беднарской. В ней развитие речи неразрывно связано с изучением системы языка. Иначе и не может быть, так как речь в ее устной и письменной форме – это реализация системы языка.

Новое направление в преподавании филологических дисциплин дает нам, современным педагогам, ключ к пониманию сути воздействия на ребенка – к воспитанию «сотворца». Ведь концепция всей существующей системы обучения – это воспитание «не – я». А на самом деле мир – это продолжение меня. Искусство слова – это мост между «я» и целостным миром. Чем раньше придет это осознание к ребенку, тем больше у него возможностей для восприятия прекрасного.


У природы нет плохой погоды….Конспект урока развития речи в 8 классе


  • Цели:

  • формирование культуры чтения (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия написанного и услышанного, критическая оценка текста);

  • развитие общеучебных умений (слушать и слышать; бегло и выразительно читать; выделять в информации главное; планировать свою деятельность, в частности, устную и письменную речь; формулировать выводы);

  • развитие личностных качеств, формирующих критическое мышление (рефлективность, креативность, толерантность, самостоятельность);

  • развитие связной речи учащихся.


Задачи:

-углубить представления о своеобразии лирического произведения, специфике средств создания образов;

-дать учащимся общее представление об устойчивых образах времён года в искусстве;

-вызвать интерес школьников к выявлению ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

-продолжить обучение умению находить ответы на поставленные вопросы и формулировать вопросы самостоятельно;

-побудить учащихся к размышлению над «тонкими», неоднозначными вопросами, а также формулированию и объяснению своего мнения;

-пробудить интерес школьников к творческой деятельности.


Предполагаемые результаты:

- учащиеся смогут описать любимое время года;

- формулировать ответы на тонкие и толстые вопросы;

-применить полученные знания на практике;

- работать с информацией и оформлять ее в виде кластера;

-конструировать связный текст;




Ход урока




Вызов

Ребята, какое ваше любимое время года? Почему?

«Выглядит как..., звучит как...»

Выделяется ключевое слово темы. Учащимся предлагается заполнить таблицу:

Выглядит как … Звучит как …

В эту таблицу записываются зрительные и звуковые ассоциации, возникшие у учащихся при первичном восприятии ключевого термина.



Сейчас я предлагаю вам совершить короткое, но, думаю, приятное путешествие по временам года. Помогут нам в этом загадки

(слайд №3) Снег на полях,

Лёд на ручьях,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(слайд №4){зимой}

(слайд №5) Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

(слайд №6) {весной}

(слайд №7) Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

(слайд №8) {летом}

(слайд №9) Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

(слайд №10) {осенью}

  • Как вы думаете, кому адресованы эти загадки о временах года? Почему вы так решили? (короткие стихи, состоят из нераспространённых предложений, по форме и содержанию простые)

  • Могут ли, по-вашему, маленькие дети так же легко и безошибочно, как вы, по трём названным признакам узнать каждое время года? Почему? (здесь указаны очень узнаваемые черты, характерные для времён года)

  • Обратите внимание на экран, на фотографии, которые служили нам отгадками. Они изображают четыре времени года, но отражают другие их яркие, узнаваемые признаки. Какие? (зима – деревья в пушистом снегу, весна – цветущая сирень, лето – всё в зелёном убранстве, осень – золотые листья)

Осмысление

Предлагаю вам познакомиться с текстом сказки на стр. 256.

Читая, делайте на полях необходимые пометки («!» -удивило; «+» - совпадает с моим восприятием; «?» - непонятно, вопрос) (слайд №12)

(слайд №13)

  • Что удивило вас в прочитанном тексте? (!)

  • Что созвучно вашему восприятию? (+)

  • Что вызвало вопросы? (?)

  • Какое название тексту вы бы предложили?

(слайд №14)

  • Какое чувство неразрывно связано с восхищением красотами природы?

Рефлексия. Процесс создания личностного текста.

1. Инвентаризация. Составление кластера.

  • Запись темы.

  • Запись на доске всех ассоциаций со словом "зима, весна, лето, осень". (по выбору)

  • Выделение ключевых тем по вопросам:

    • Какие понятия можно объединить в одну группу?

    • Какое слово или выражение объединяет эти понятия?

  • Выделение малых смысловых единиц по вопросам:

    • Какие игры зимой, весной, летом, осенью вы любите?

    • Какой воспринимаете природу зимой, весной, летом, осенью?

    • Какие зимние, весенние, осенние, летние праздники вы знаете?

2. Составление чернового текста (индивидуально).

Порядок работы.

  • Подумайте, что вам больше всего нравится в зиме, весне. лете, осени и выберите любую из тем. Название темы можно использовать в качестве заголовка.

  • В вашем тексте должна присутствовать авторская позиция, поэтому пишите о своих чувствах, впечатлениях, настроении.

  • Можно выбрать любой жанр, например, письмо другу.

  • Пишите через строчку, оставляя место для правки.

3. Правка. Порядок работы.

  • Послушайте текст своего соседа.

  • Расскажите о своих впечатлениях от услышанного: какое место в тексте особенно понравилось, что вам было не очень понятно, в каком предложении желательно употребить более точное слово или фразу.

  • Затем поменяйтесь ролями.

  • Обменяйтесь текстами - сделайте карандашом свои правки.

4. Редактирование.

!!! Автор текста имеет право воспользоваться или не воспользоваться советами проверяющего.

5. Читка в писательском кресле.

  • Чтение своего текста учителем.

  • Чтение текстов учениками (по желанию).

6.Домашнее задание. Составить альманах. Ученики объединяются в группы, учитывая предпочтения во временах года.

1 стр. - "Название альманаха" (выбранная вами тема)

2 стр. - "Колонка главного редактора"

3 стр. - "Очерк"

4 стр. - "Научная статья"

5 стр. - "Страничка развлечений" (синквейны, ребусы, кроссворды, загадки).

Над 1-й и 5-й стр. работает: художественный редактор, поэты.

Над 2-й стр. работают: главный редактор и писатели-публицисты.

3-ю стр. создают журналисты, которые напишут очерк, взяв интервью у гостей нашей редакции.

Над 4-й стр. работают научные сотрудники, которые изложат проблему в виде денотатного графа. Всю вашу работу необходимо частично оформить и представить на суд читателей.

А теперь - план нашей работы.

Можно использовать:

1.а) мозговой штурм

б) справочную литературу

в) учебники

г) интервью

2. Обработка собранного материала

1) выделение главной мысли

2) подтверждение фактами

3) вывод

3. Оформление в виде "страницы альманаха"

Тема урока: «Дикая собака Динго или повесть о первой любви» 8 класс

Предмет: Русская литература

Класс: 8.

Тема: Р.Фраерман. Души прекрасные порывы. «Дикая собака Динго». Глава « В лагере»

Цели: познакомить учащихся с творческой судьбой детского писателя Р. И. Фраермана и его

увлекательной книгой , повествующей о первой юношеской любви, дружбе,

товариществе; формировать умение анализировать прочитанный текст, сопоставлять,

давать оценку поступкам героев, обобщать; воспитывать активную жизненную позицию.



Задачи:

Продолжить работу над произведениями о взаимоотношениях между людьми.

Познакомить учащихся с рассказом, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному.

Развивать навыки смыслового чтения.

Развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.

Пополнять словарный запас.

Развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор.

Учить учащихся бережно относиться к окружающим.

Предполагаемые результаты:

  1. учащиеся ознакомятся с содержанием первой главы повести;

  2. выскажут собственные мнения о доброте и уважении.


  3. познакомятся с главами из повести Р.Фраермана , используя прием «чтение с остановками».


  4. смогут понять авторскую позицию.


  5. -сформулируют собственную оценку решению героев.


  6. обдумают и оценят собственные поступки и поступки товарищей.



-

Слайд

Любить – это значит жить жизнью того, кого любишь.

Л.Н.Толстой

Большая любовь, даже безответная, есть благо; она делает

Человека богатым и сильным.


Дружба заботой да подмогой крепка.



Ход урока

1.Стадия вызова

- Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Ф. Бекона «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство –доброта». Ребята, вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда чувство доброты помогло преодолеть трудности или помочь кому-либо?

Ученики вспоминают случаи, когда доброта помогала им в различных ситуациях. Например, они рассказывают о том, как взяли щенка , который был брошен на улице, и как он радовал всех в семье. Как помогли своему другу, когда он был болен.

Слайд

Не с блеском доспехов и мантий,

Не с реками слёз и крови,

Пришли вы к нам, добрый романтик,

С предчувствием первой любви.


Фальшивые замки разрушив,

Любой исключая обман,

Навеки вошёл в наши души

Властитель сердец – Фраерман


Эти слова одного из читателей, которыми он приветствовал Рувима Исаевича Фраермана в день его 75-летия. Кто же он, этот «властитель сердец»?!

Р.И.Фраерман родился в октябре 1801 года в городе Могилёве в большой бедной семье. Единственной радостью трудного детства были поездки с отцом – лесным подрядчиком. Мальчик любил эти разъезды по сёлам, заброшенным в глуши лесов, ночёвки в деревенских избах, рассказы

ывалых людей.

Рувим Фраерман сначала учился в

Могилёвском реальном училище, а затем в Харьковском технологическом институте, но закончить его не смог.

Писать Рувим Исаевич начал ещё в реальном училище. Это были стихи о родном крае. Одна из первых его по

естей называлась «Васька-гиляк» (гиляки – бедные люди). Она была написана в 1932 году. А затем появились другие повести и рассказы: «Никичен», «Дикая собака динго или Повесть о первой любви», «Дальнее плавание», «Золотой василёк».

С

айд

«Повесть о первой любви», об этом замечательном завораживающем чувстве, которое остаётся в памяти человека на всю жизнь, была написана Фраерманом в лесистом Мещёрском краю. Это самая светлая и лиричная книга автора. Она была написана в короткий срок. Вот что об этом писал сам Рувим Исаевич: И удивительно – эту книгу я написал быстро и даже с лёгким сердцем в Солоте, в декабрьские морозы за один месяц. В январе 1939 года я её перепечатал и отнёс в журнал «Красная новь», даже не думая о том, какова будет её судьба».

У книги «Повесть о первой любви» счастливая судьба. Её читали и читают и

ети, и взрослые.

Почему же эта книга вызывает такой интерес? А что вызвало у вас интерес ?

Перед чтением текста проводится беседа, где учащиеся прогнозируют содержание рассказа по его названию.

- Сейчас мы прочитаем текст под названием «Дикая собака Динго или повесть о первой любви». Ребята, о чем, по- вашему, это произведение? Первая глава?

Обращение к заголовку.

Определите тему нашего урока.

Пока мы будем читать рассказ, несколько уч-ся станут исследователями-толкователями слов. Словарная работа

  1. Изюбр – крупный восточно-сибирский олень.

  2. Каюр – погонщик собак или оленей, запряжённых в нарты.

  3. Нарты – длинные и узкие сани для езды на собаках и оленях.

  4. Стойбище – посе

  5. ение кочевого

  6. северного народа.

  7. Урочище – здесь участок

  8. леса с буреломами, заболоченный, трудно проходимый.

  9. Цинга – болезнь, возникающая при недостатке в продуктах питания витамина С.



Стратегия «Чтение с остановками»

  • Первая остановка. Ответы на вопросы:. Какой вы представляете Таню? Главная героиня сидит у реки на камне и следит за бегущей вдаль водой. Куда и откуда бежит река? Может быть, она мчит свои воды туда, где живёт австралийская собака динго? И «…ей захотелось увидеть иные страны… Широко открытыми глазами детства, она смотрит на окружающий мир. У неё есть друзья, самая лучшая в мире мама, у неё есть любимые цветы…» Что же произошло с героиней сегодня? Почему ей грустно? Неужели эта бегущая к морю река навеяла на неё эти странные мысли?

Вторая остановка Что ждёт Таню дома?


Какие два чувства борются в ней? (обида на отца, бросившего мать, и жажда отцовской любви)

Третья остановка.

Каким предстает мальчик Филька? Почему Таня злилась и ненавидела Колю? Может быть, Коля заслуживает этого?

Что п

оисходит с Таней, почему она такая неуравновешенная, ведь её натуре

несвойственны грубость и несправедливость?

Да, её души коснулась первая любовь? К кому?

Четвертая остановка

Из каких слов можно судить об отношении Фильки к Тане?

О чем Фил

ка подумал с «го

ькой обидой»?

Пятая остановка.

Как характеризуют Таню ее мысли: «Хорошо, когда рядом с тобой друзья»?

Как будут разворачиваться события в следующих главах?



Рефлексия

Давайте создадим дерево ДОБРА,
плоды каких человеческих качеств вы разместите

на н

м?

6.РЕФЛЕКСИЯ. (Слайд)

Слово учителя.

Человеческая доброта и милосердие , умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать

частичку своего сердца, милосердия.

Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое,

помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения.

Ребята будьте добры к тем, кто вас окружает. Будьте добрыми и человечными, п

сть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.


Какие мысли возникли у вас после нашего разговора? Напишите четверостишие, мини-сочинение, синквейн…Какими чувствами наполнено ваше сердце?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

Пусть Ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.

8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Записать интервью с родными, соседями на тему: «Доброта-это актуально?»



Деятельность ученика







Комментарии

Реплики учащихся выслушиваются, в ходе фронтальной работы записываются ключевые слова

Возникает коллизия, формулируется проблема







Читают текст слайда







Заполняют таблицу































Читают ответы из таблицы




Предсказывают развитие событий









Версии учеников




Работают со справочной литературой
















Отвечают после прочтения и осмысления

Приемы









Мозговой штурм

Работа в парах, группах























«Дневник двойной записи»





























Стратегия «Предсказывание событий»






























Тема: «Урок русского языка»( по содержанию повести Р.Фраермана «Повесть о первой любви или Дикая собака Динго».Основная мысль текста.

Цель: 1.сформировать позитивное отношение к процессу обучения, мотивировать к приобретению знаний

2.Создание условий для личностно – ориентированной направленности обучения средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

  1. Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ.

Задачи урока:

  • обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;

  • обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

  • совершенствовать навык критического осмысления текста;

  • развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знания.

  • Предполагаемые результаты:

  • Уч-ся смогут решить проблемные вопросы урока;

  • Дать оценку поступкам героев и их отношению к обучению,

  • Излагать собственную точку зрения и аргументировать свой выбор

Тяжело в учении – легко в бою?



Фазы урока

Деятельность учителя

Ход урока

Приёмы

I фаза

В

Ы

З

О

В

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация деятельности учащихся. Мотивация для дальнейшей работы.

- Скажите, нравится ли вам учиться?

- Возможно ли получать удовольствие от самого процесса обучения?

- Какие ассоциации вызывает у вас слово “учёба” или “обучение”?

- Составьте синквейн по этому слову.

Обучение

Интересное, занимательное

Развивает, совершенствует, докучает

Каждому человеку необходимо учиться

Прогресс

- А знаете ли вы, что учение может быть разным?

Проблемный вопрос

Синквейн

II фаза

О

С

М

Ы

С

Л

Е

Н

И

Е

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией Постепенное продвижение от “ старого” знания к “новому”.

- Вот, что по этому поводу пишет С. Соловейчик.

Фрагмент №1

На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.

  • Как вы думаете, на каком основании автор приходит к такому выводу?

  • Какое учение вы бы назвали “учением с мучением”?....а какое – “учением с увлечением”?

Фрагмент №2

Учение с мучением – дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно.

Ну ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра опять садиться за учебники. Опять это мучение!

  • Знакома ли вам такая ситуация?

  • Сделайте предположения, как же складывается день, когда человек учится с увлечением?

  • -Сегодня мы продолжим знакомство с героями повести Р.Фраермана, Филькой и Таней.

  • Как вы думаете кто из них учился с увлечением, а кто – с «мучением»?

(Чтение главы по ролям)

- Понравился ли вам текст? Чем?

- Стремится ли автор воздействовать на читателей?

- Какова, на ваш взгляд, главная мысль текста?

-Почему вздыхал Филька?

- Какова задача или цель этого текста?

-

- Каким образом мы можем выразить своё отношение к написанному?

Аналитическое чтение-приём “Чтение с остановками”

III фаза

Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

Я

Возвращение учащихся к первоначальному знанию, создание условий для соотнесения “старого” и “нового” знания, написание отзыва о прочитанном

Составьте синквейн по ключевому слову этого текста.

Учение

Мучительное, увлечённое

Развивает, совершенствует, докучает

Учение с увлечением – счастливая жизнь

Закон

- Изменилось ли ваше первоначальное представление об обучении? О главных героях?

Домашнее задание: напишите отзыв о прочитанном тексте, в котором бы звучали ваши советы Фильке относительно учебы и тем русского языка, требующие повторения.

Синквейн

Отзыв


Статья "Ценности, видение и стратегическая деятельность на практике"
  • Русский язык и литература
Описание:

Школьный период жизни ребенка – период развития и становления его творческих способностей. Одним из путей развития творческих способностей является литературная деятельность учащихся. Но творчество учащихся не возникает само по себе, оно требует педагогической и методической инструментовки. Технологию развития творчества учащихся необходимо органично связать с содержанием курса русского языка. Программа по русскому языку главным образом ориентирована на развитие репродуктивных способностей. Предусматривая «развитие речи» несколько раз в четверть, она не может обеспечить творческое развитие учащихся. Если посмотреть на программу с позиций того, как в ней содержательно обеспечивается развитие речи, то можно заметить, что все сводится к овладению синтаксисом изолированного предложения. Закономерности же контекстной речи почти не представлены и ввиду этого познаются учащимися стихийно. Разделы программы по морфологии, фонетике не предусматривают всего того многообразия форм творческой деятельности, которое могло бы сопровождать их изучение. Попытки развивать творческое мышление представлены в данной статье.

Вместе с тем мой опыт показывает, что использование творческих форм работы намного улучшает освоение даже таких трудных разделов программы, как правописание безударных гласных, запоминание слов, правописание которых не регулируется точными правилами и др

Автор Найманбаева Марина Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 368
Номер материала 24413
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓