Главная / История / Статья "Без любви страна обречена"

Статья "Без любви страна обречена"

Без любви страна обречена.

Патриот – человек, преданный интересам

какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

(Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова)


Общеизвестно, что патриотизм – это безграничная любовь, беззаветное служение Отечеству, «матушке земле родимой». Патриотизм не заложен в генах человека. Это не природное, а социальное качество и поэтому не наследуется, а формируется. Патриотическое воспитание существовало на протяжении всей Российской истории. Еще князь Святослав в час битвы обращался к воинам со словами: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут», умело руководил дружиной и сам в первых рядах шел в бой. Вспомните русский фольклор, с которым знакомила малыша мать. То есть изначально весь дух государства российского был пропитан патриотизмом. В Российской империи в бой шли за Веру, Царя и Отечество и русское оружие очередной раз покрыло себя неувядаемой славой. В годы советской власти патриотическое воспитание было идеологизировано и велось на достаточно высоком уровне. Это дало свои результаты: была одержана Великая Победа над самым страшным врагом в истории человечества – фашизмом. Сегодня работа по патриотическому воспитанию сведена к нулю или ведется слабо. То государство, которое не занимается патриотическим воспитанием обречено. В мировой истории известны случаи, когда такие государства исчезли с карт мира. В последние годы наше правительство осознало эту проблему, и приняла три государственные программы по патриотическому воспитанию. Наша школа накопила определенный опыт по патриотическому воспитанию. Все учителя предметники на уроках ведут определенную работу по патриотическому воспитанию. Большая работа по патриотическому воспитанию, ведется непосредственно в музее нашей школы. В своей работе по патриотическому воспитанию музей придерживаемся третьей программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».

Первое направление патриотического воспитания ведется средствами музея, который изо дня в день пополняется экспонатами, их сбором занимаются все жители посёлка и учащиеся школы. Собирать музейные ценности – это как намывать золото. Процесс сбора предметов всегда имеет творческий характер, обеспечивает сопричастность учащихся к социально значимому делу. Они оказываются в состоянии творческой занятости, при этом увеличивается их знания. У учащихся формируются такие качества как усердие, старательность, а также творческое соперничество. С экспонатами музея ознакомилась правительственная делегация из Уфы во главе с депутатом Государственной Думы Эрнстом Исаевым, гости, выпускники школы. Побывали здесь два генерала, и даже иностранцы. У музея много славных дел. В их числе познавательная экскурсия для подростков 14-16 лет по местам гражданской войны. В деревне Боголюбовка они увидели место захоронения милиционеров Писаренко и Партейнова, зверски убитых белогвардейским казачьим разъездом в 1919 году; в деревне Азнаево – окопы времен гражданской войны; в деревне Ярлыково Миякинского – памятник – могилу, расстрелянных красногвардейцев Степанова и Кояшова; в деревне Кенгер – Менеуз – братскую могилу 28 красногвардейцев. Учащиеся школы были удивлены тому, что совсем не знают историю своего края, а она богата на события. На одном из заседаний они узнали, что дедушка члена краеведческого кружка Худайбердина Азата - Герой Социалистического Труда. После недолгих сборов выехали к ветерану войны и труда Разяпову Шифе Гарифулловичу в соседний Миякинский район. За общим столом, за чашкой чая ветеран поведал о своей жизни, в свою очередь ребята рассказали о своей школе, об учебе. Шифа Гарифуллович признался, что ему пришлось, как депутату Верховного Совета СССР от Башкирии пробивать в 70 – е годы прошлого века строительство Демской средней школы Москве. В знак уважения седоволосый ветеран позволил детям даже подержать Золотую Звезду. Мероприятие закончилось коллективным фотографированием. Школьный музей - это тонкая ниточка между прошлым и настоящим. Надо помнить об этом и ценить труд тех людей, которые не дают этой ниточке оборваться! Это свидетельство о взаимосвязи поколений, сохранение памяти о погибших, стремление учителей воспитать достойную смену, которая любит свою Родину и гордится историческим прошлым своего народа.

Второе направление нашей работы - поисково-исследовательское. Сегодня члены краеведческого кружка заняты поиском материалов об Антонове Г. С. и Шаймарданове А. Ш. Героев Советского Союза – уроженцев наших мест. Судьба Г. С. Антонова трагична, он лишен Золотой Звезды и всех боевых наград только потому, что после войны влюбился в иностранку. В те годы советская идеология запрещала браки с иностранцами. Мы сумели реабилитировать героя, и он занял достойное место в ряду других героев. Сюда же можно отнести и участие учащихся в конкурсах исследовательских работ: от школьного до всероссийского уровня. Члены краеведческого кружка два раза защищали свои исследовательские работы в Москве и приехали с хорошими результатами.

Третьим направлением патриотического воспитания является участие членов кружка в поисковом движении, в деле увековечения памяти павших защитников Отечества 1941-1945 годов. Деятельность поисковых отрядов является одной из самых эффективных форм патриотического воспитания. Одно дело, когда дети изучают историю по книгам, совсем другое, когда эту историю они видят сами, трогают руками и участвуют в ней. Поисковики делают великое дело: они ищут не захороненные останки советских солдат и с почетом их предают земле. Каждое найденное имя - это тоже огромное достижение, это маленький подвиг, подвиг тех, кто борется за право считать этого найденного человека героем, кто восстанавливает его короткий, но жизненно звездный путь. И все то, что дети увидели, буквально пробивает электрическим током, потому что в наших глазах эта жизнь, которая была сожжена в этой войне и эти ребята благородные восстановили ее. Это движение новое и ныне оно охватило всю Россию. Пионерами этого движения в нашем районе стали именно демские ребята. Это отрадно, почетно и вместе с тем ответственно. Мы участвовали в трех поисковых экспедициях в Ленинградскую область, поднято 6 бойцов, 4 фрагмента тела и 5 доборов. Тепло о поисковиках отозвался Президент РФ В.В. Путин: «… Во всех экспедициях ребята работают самоотверженно, с пониманием. В наше время это не такое уж частое явление. Поэтому те, кто занимается поисковой работой - настоящие патриоты, для которых история Родины – это своя собственная история, не ограниченная временем…». В этом году мы планируем попасть на Всероссийский слет поисковых отрядов в Москве. А в Государственной Думе лежит законопроект о статусе поискового движения. Пока этим делом занимаются благородные и честные люди, энтузиасты, а не государство или Министерство обороны. И их успех деятельности зависит от поддержки органов местной власти и спонсоров. А когда это движение подтвердится законодательно, встанет на более высокую ступень. Историческая реконструкция – четвертое направление патриотического воспитания. Это самая молодая, современная и тоже эффективная форма патриотического воспитания, и ныне она набирает обороты по всей России. Подтверждением тому явилось недавно проведенное международное мероприятие - реконструкция Бородинской битвы. В этом направлении в нашем районе сделаны первые шаги именно нашим музеем. Попасть на такое серьезное мероприятие уже успех, а поучаствовать в реконструкции баталии - успех вдвойне. Нами проведена определенная работа, в результате удалось вступить в военно – исторический клуб «Уфимский пехотный полк», пошита и частично выкуплена историческая форма. Планируется вовлечь в реконструкцию старшеклассников из Демской средней школы или школ района неравнодушных к истории страны. Впереди новые и не менее интересные поездки, реконструкции в западной части России и за рубежом. Однако здесь все упирается в деньги, причем немалые. Большую роль в патриотическом воспитание играет работа с учащимися школы в интернете на сайтах Министерства Обороны: «ОБД-Мемориал», «Солдат», «Подвиг народа». В последние годы на сайты МО выставлены более миллиона различных документов советских солдат, отдавших жизнь за Родину. Это делается для того чтобы облегчить доступ народа к поиску своих родственников, погибших на войне. Раньше Подольский Архив Министерства Обороны на запрос о поиске погибшего в годы войны тратил целый год, а теперь и пяти минут хватает. Здесь же можно найти наградной материал. В скором времени в интернет выложит свои документы Военно – медицинский архив, находящийся в г. Санкт-Петербурге. Совсем недавно были выставлены немецкие карточки советских военнопленных. Оказывается солдаты, пропавшие без вести в первые годы войны, попали в немецкий плен и умерли от голода, холода и побоев. Мы нашли сведения о бижбуляковцах погибших в плену. Нам стали поступают просьбы от жителей района найти родственника пропавшего на войне. Мы стараемся выполнить все заявки. Видимо, предстоит доработать Книгу памяти. Это ни чья - то прихоть – это веление времени. Учащиеся нашей школы ведут уже работу в этом плане. На помощь могут придти ребята со всех школ района. В годы Великой Отечественной войны из Бижбулякского района в действующую Красную Армию было призвано 10800 человек, а в трудовую армию 3454 человека. Не вернулось с полей сражений 5442 человека. Для современной молодежи эти сухие цифры ничего не значат. Другое дело если как то эту работу разнообразить, например, сделать выставку фронтовых треугольников или извещений о гибели военнослужащих в РДК, райвоенкомате, музее. Что мы и пытаемся сделать в своей школе. А пока мы добились разрешения поработать с похоронками в архиве райвоенкомата. Мы увидел тысячи похоронок с различными цветами бумаги, типографическими бланками, шрифтами, иногда написанных карандашом от руки, заполненных различными подчерками, но с одним текстом « …В бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был… и похоронен…». Вот бы этот материал использовать в воспитательных целях. Несомненно, патриотическое воспитание поднялось бы на одну ступеньку выше.

Очевидным является то, что в нашем обществе изменились ценности. Сегодня в средствах массовой информации, в литературе исчезли такие положительные герои как хлебороб, инженер, летчик, офицер, строитель, учитель. Вместо них появились менеджер, олигарх, магнат. Страшно жить в обществе, в котором нет места любви, добру, духовным ценностям. Но это не означает, что мы должны сидеть сложа руки. Необходимо направить все на то чтобы дети стали не просто достойными гражданами своего Отечества, а настоящими патриотами Родины. В таких условиях формировать патриотические чувства сложно. Необходимо обратиться за опытом работы в прошлое, использовать положительные достижения предыдущих поколений по консолидации общества и использовать его в новых условиях. Ценности ведь во все времена по сути одни и те же. Человек не только продукт среды обитания, но еще и продолжатель тех традиций и ценностей, которые были накоплены до него. Он должен их изучать, знать, приумножать и передавать следующим поколениям. Это его миссия, священный долг.


Владимир Чернов, учитель истории МОБУ СОШ

с. Демский Бижбулякского района РБ





Статья "Без любви страна обречена"
  • История
Описание:

      В данной публикации я делюсь опытом работы по патриотическуму воспитанию подрастающего поколения. У меня в педагогическом арсенале имеется пять направлений патриотического воспитания: воспитание учащихся школы средствами музея, поисково-исследовательская деятельность, историческая реконструкция по наполеоновским войнам,  работа в поисковом отряде, поиск без вести пропавших солдат на фронтах Великой Отечественной войны на портале Министерства Обороны "ОБД Мемориал", "Подвиг народа". Это самые современные, самые эффективные и передовые формы патриотического воспитания.  В год 70-летия Великой Победы они как никогда актуальны и востребованы.

Автор Чернов Владимир Анатольевич
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 311
Номер материала 52764
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓