Главная / Начальные классы / статья "АКТУАЛЬНОСТЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ"

статья "АКТУАЛЬНОСТЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ"

Плындина Наталья Юрьевна


АКТУАЛЬНОСТЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Коммунальное Государственное учреждение «Средняя школа имени Базылбека Ахметова» село Ново-Одесское Уланского района ВКО


Одной из актуальных проблем современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, важнейшим из компонентов которого является этническая педагогика с богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения. Что делать, чтобы спасти не только нынешнее поколение, но, пожалуй, и будущее от бездуховности, безнравственности, невежества, реализовать в полной мере социальную функцию воспитания и образования детей? Если мы хотим поднять наше воспитание и образование до мировых стандартов, то мы не должны выбрасывать за борт этническую педагогику.

Трудно не согласиться с высказыванием педагога-исследователя В.Ф.Афанасьева, который говорил, что «именно в наши дни следует не забывать о том, что у всех у нас есть своя история!». Действительно, ведь именно в наше время, когда все вовлечены в бешеный водоворот жизни, потеряв связь не только со своим прошлым, но и друг с другом, следует остановиться и оглянуться назад. Необходимо дать свободу действия такой науке, как этнопедагогика. Если заинтересовать окружающих, познакомив их с задачами данной науки, то у нее появится намного больше последователей.

Основным содержанием этнопедагогики являются простые истины, известные каждому ребенку и культивируемые почти в каждой семье: почтительное отношение к старшим, скромность, честность, трудолюбие, высокая нравственность и правдивость - именно то, чего так не хватает современному обществу. Не следует также думать, что эта наука призывает нас отречься от благ и достижений цивилизации.

Этническая педагогика – это наши истоки, и поэтому мы должны знать историческое прошлое, чтобы уметь передать это детям. Нельзя воспитывать в ребенке высокие нравственные начала, не давая ему хотя бы элементарных знаний о том, что было до него. Ведь все современные достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути, культуре.

Этнопедагогика – это наука, осуществляющая связь между прошлым и будущим. Не следует забывать о том, что человек все равно растет и развивается духовно, вслед за динамикой нашей жизни, но даже в таком напряженном ритме, как сейчас, он всегда будет связан невидимой нитью со своими предками.

Суть этнической или как еще ее называют народной, педагогики состоит в гармонии отношений между людьми. Многие из закономерностей и механизмов народной педагогики имеют широкий диапазон действий и могут успешно применяться не только в семейном или школьном воспитании, но и в непрерывном образовании. Каждая нация должна осознать необходимость национального образования, участвовать в создании инфраструктуры для организации обучения детей родному языку, литературе, искусству, в приобщении учащихся к своей национальной культуре. Ведь язык, память и культура – важная трилогия народного менталитета. Особенно ярко это касается казахской народности, хранящей и предающей до сих пор обычаи и традиции без особых временных и детальных изменений. Однако вовсю прогрессирует развитие неологизмов в языке, искусстве, литературе и других отраслях. Поэтому очень важно упорядочить внедрение казахской этнопедагогики в непрерывное образование в целях облегчения уже протекающего процесса.

Важно научит ребенка выжить в этом обществе и стать личностью; надо помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений, крепить души наших детей, чтобы они могли стать вершителями судьбы 21 века, формируя души стойкими и чуткими, открытыми и целеустремленными.

Нет у человечества более серьезной задачи, чем воспитание грядущих поколений душевно здоровыми, высоконравственными, жизнеспособными. Сегодня мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки.

Казахская пословица гласит: «У каждого народа свои обычаи и даже собаки разные». Мораль, этика, понятия, вкусы – у каждого народа свои, таков гуманистический принцип. Но народная педагогика имеет общие корни и едина в вопросах нравственности. Говоря о мудрости народной педагогики и ее единстве, уместно вспомнить слова В.Гюго: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом».

Ведущее место по праву занимают произведения народного творчества, которые дошли до наших дней благодаря искусству Сказителей – жирши, ертекши. Для младших школьников важно знакомство с народной сказкой, с произведениями Ы.Алтынсарина, А.Кунанбаева, С.Сейфуллина, так как в них отражен национальный характер, через них происходит знакомство с бытом, традициями народа, его образом жизни, историческим прошлым.

Наши предки этой науке учились постоянно. Но как история доказала, свободную, бескорыстную, самодеятельную и добросердечную личность в подобных условиях, несомненно, возможно воспитать. Из всех существовавших некогда правил, канонов мы должны в педагогику отобрать самое ценное.

Возрастные особенности

Күйеу бала әдебі

Келін әдебі

Әке салты

Ана салты

hello_html_m851f0cd.gif

Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что первый воспитатель – это народ. А народные сказки, поговорки, пословицы – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. И нельзя представить народную педагогику без народа, не услышав «голос народа», выраженный в памятниках народной педагогики: пословицах, эпосах, сказках, легендах, преданиях и т.д.

В каждом народе бытует народная философия: «Что посеешь, то пожнешь», «Не узнавши броду, не суйся в воду». «Если болит живот, придержи рот. Если болят глаза, придержи свои руки» - говорит казахская народная философия.

Иногда это целая программа самовоспитания:

«Отдайся науке, стань мастером в ней.

Честолюбие брось, хоть будь портным.

Сердцем ты за то гори своим.

Пусть тебя богатство не манит.

Жадность, алчность принесут лишь стыд».


Формирование этнических качеств личности


Знает

Язык, историю, философию, культуру, обычаи, традиции, нормы, правила, этикет, национальные праздники, литературу, искусство и т.д.

Умеет

Готовить национальные блюда, петь, играть на национальных инструментах и т.д.

Ценит

Национальную культуру, язык, традиции, кухню, декоративное прикладное искусство, литературу и т.д.

Созидает

Прогрессивные традиции, обычаи, культуру, искусство, ритуалы и т.д.

Общается

Соблюдая национальный этикет и этно-социальные роли


Народная песня и музыка – первоначальный этап эстетического воспитания ребенка. По степени восприятия этих двух вещей (песни и музыки) устанавливается у ребенка его предрасположение к физическим упражнениям и музыке. Потихоньку раскачивая, матери поют своим детям колыбельные песенки. Вот одна из них:

Баю-баю баиньки

Купим сыну валенки

Наденем на ноженьки

Пустим по дороженьке

Будет наш сынок ходить

Новы валенки носить.

Аналогичные песни есть и у казахского народа

Әлдилди, ақ бөпем,

Ақ бесікке жат, бөпем!

Жылама, бөпем, жылама

Жілік шағып берейін.

Когда ребенок учится ходить:

Ножки-ножки,

Куда вы бежите?

-Влесок, избушку лепить.

Чтобы не холодно жить.

По этому поводу, т.е. по первому шагу, посвящен обряд у казахов: Тұсау кесу

Тәй тәй,балам, тәй,балғын

Жүре қойшы жан-балғын

Қарыс сүйем қаз бастың

Қадамыңнан айналдым!

Берут у ребенка ручки, водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока, сорока, белобока

Кашку варила, на порог скакала,

Гостей созывала, гости не бывали, кашку не едали.

Все своим деткам отдали.

Этому дала на блюдечке, этому на тарелочке.

Этому на ложечке, этому поскребышки.

Останавливаясь на мизинце, добавляют:

А этому нет ничего! А ты мал-маленок

За водицей не ходил, дров не носил, кашки не варил.

Такая же игра есть и в казахской народной педагогике:

Бас бармақ, балалы үйрек.

Ортан терек шүлдір шүмек кішкене бөбек.

Одной из характерных черт народной педагогики является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. Мы стараемся внушить своим учащимся, что слова дедов – источник разума. Отец, мать первые воспитатели в семье, бабушка и дедушка, пожилые люди вообще это неофициальные безымянные народные педагоги-воспитатели.

У разных национальностей есть интересные игры. Большую возможность использования народных игр представляет предмет физическая культура, где учащиеся знакомятся с такими играми, как: казахская народная игра «Орамал тастамақ», «Соқыр теке, «Айгөлек», русские «Салочки», «Горелки». Мир игры, хотя и существует отдельно, но все же крепко связан с трудом и бытовым миром, и все они взаимообогащаются, создавая этническое единство. Казахские народные игры не обособляются в нечто замкнутое, а имеют много схожего с играми других народов. В этом и есть важнейшая нравственность игры: в общности интересов и взглядов разных наций – их единение.

Все люди Земли похожи друг на друга, они одинаково смеются, одинаково плачут. Отношение народа ко всем человеческим добродетелям и порокам передают мудрые пословицы, восприятие которых помогает детям понять народ и его душу. В сходстве сказок, поговорок, пословиц, игр мы видим сходство человеческих душ, мыслей, сознаний. Играя в игры, слушая сказки, дети узнают друг друга.

Говоря о народной педагогике воспитания ребенка, нельзя не сказать о жилище – уя («родное гнездо»), ведь родной дом есть средоточие всего мира для ребенка. Воспитание школьников происходит при знакомстве с народно-прикладным искусством, многие виды которого вобрала в себя юрта. Необходимо обратить внимание школьников при знакомстве с национальной одеждой на то, что эстетика народной одежды полностью зависит от национальных традиций, которые складывались под влиянием климатических и экономических условий.

Особое место в народной педагогике занимает язык, потому что народ существует, пока существует его язык. Работа по обучению детей казахскому языку выделена на первое место по двум причинам: 1) Для того, чтобы лучше понять народ, его быт, традиции, важно владеть его языком, ведь у любого народа есть образные слова и выражения, понять которые можно лишь владея этим языком и которые теряют свою значимость с их переводом на другой язык. «Лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык, и чем глубже вошли мы в язык народа, тем, глубже вошли в его характер» (К.Д.Ушинский).

Народная педагогика воспитывает младших школьников на прогрессивных традициях прошлого, героике настоящего и идеалах будущего, и поэтому ее необходимо шире использовать в учебно-воспитательной работе с учащимися.

К ранее сказанному хочется добавить, что этнопедагогика также включает в себя совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний и сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение, преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс.

Стоит помнить всегда золотые слова М.Жумабаева: «Кто сегодня отрекается от прошлого – тот завтра не построит будущего!». Поэтому в своей работе не стоит отмахиваться от народного опыта воспитания.

Воспитание учащегося в духе любви и уважения к родному этносу, его культуре, истории и языку в сочетании с таким же отношением к другим этносам и культурам имеет огромное созидательное значение.

Внедрение этнопедагогики в систему образования играет огромную положительную роль в воспитании человека, в основе которого лежит мудрая триада: ум, доброта, трудолюбие.






hello_html_m2fc1f62d.jpg


hello_html_387deb8d.jpg

статья "АКТУАЛЬНОСТЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ"
  • Начальные классы
Описание:

     Одной из актуальных проблем современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, важнейшим из компонентов которого является этническая педагогика с богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения. Что делать, чтобы спасти не только нынешнее поколение, но, пожалуй, и будущее от бездуховности, безнравственности, невежества, реализовать в полной мере социальную функцию воспитания и образования детей? Если мы хотим поднять наше воспитание и образование до мировых стандартов, то мы не должны выбрасывать за борт этническую педагогику.

Автор Плындина Наталья Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 721
Номер материала 28487
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓