Активизация
познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе
1 слайд Познавательная
деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая
стимулирует учебную, на основе познавательного интереса.
2слайд Целью
школьного образования становится умение учиться, связанное с умением школьников
самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска. При этом
поиск и самостоятельная деятельность ни в коем случае не отождествляются со
стихийностью и неуправляемостью. Развитие умения учиться как универсальной
характеристики личности школьника осуществляется в проблемных ситуациях,
самостоятельное разрешение которых самими школьниками (под руководством
учителя) является основным условием организации учебно-воспитательного
процесса; совместная форма учебной деятельности является условием обеспечения
индивидуального пути развития каждого школьника.
Активизация познавательной деятельности
учащихся – одна из основных задач учителя начальных классов. Я исхожу из того,
что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является
познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только
активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к
последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес
формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы
занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое
своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания,
помогает им усвоить любой учебный материал.
Активизация познавательной
деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную
направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие
действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к
познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает
познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный
интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня
успеваемости. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием
у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам
постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается
с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат
деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения,
памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают
особую активность и направленность.
3 слайд а) Игра-поиск.
Учащимся предлагается найти в рассказе описание объекта. Для проведения таких
игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают
хорошие результаты.
б) Игры - соревнование. Сюда
можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д.
Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
в) Сюжетно - ролевые игры.
Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игр наполнены
глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам,
поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся
могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога,
археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя,
преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В
процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого
круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
г) Познавательные игры -
путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на
континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре
могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся
знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких
тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся.
Дидактические игры особенно
необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря
играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых
несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и
то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к
самому предмету обучения.
На уроках русского языка я применяю
различные виды деятельности.
Изучив новый материал переходим
к его закреплению. Много внимания уделяю упражнениям из учебника, но
целью закрепления и дальнейшего совершенствования умения и навыков наряду с
работами по образцу необходимо использовать практические упражнения, основанные
уже не только на операциях узнавания и установления подобия, но и различных
преобразованиях грамматических объектов, на сравнении и сопоставлении не только
изучаемых в данный момент понятий и правил, но и ранее изученных, на применение
изучаемых грамматических законов самых различных языковых ситуациях. В этих
случаях воспроизведение включает определённые элементы творчества.
4 слайд Частично
творческий характер носит работа по завершению
предложений по догадке:
Ребята были в лесу. Вдруг слы¼ : во¼ ёлочки
кто-то шур¼ .
Там ё¼ !
Напала Жучка на ¼ ¼ . Да не тут ¼ ! Наколола
она нос и ¼ .
5 слайд Еще одним
развивающим мышление и воображение учеников является следующее: детям
предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и
предложения в целом.
Змиа.
Впыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи
злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо
кстуы. Лзые влкои бгтоаю оп лсеу.
Игра « Почтальон»
6 слайд Цель:
Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный
запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей
(по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их
пригласили. огород парк
море
школа
столовая
зоопарк
гря-ки
доро-ки
пло-цы
кни-ки
хле-цы кле-ка
кали-ка
бере-ки
фла-ки
обло-ки
пиро-ки марты-ка
реди-ка
ду-ки
ло-ки
тетра-ка
сли-ки тра-ка
морко-ка
ли-ки
остро-ки
промока-ка
голу-цы
реше-ка
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая
проверочные слова.
Составить предложения, используя
данные слова.
7 слайд Игра «
Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков,
развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза,
понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного
запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли
шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и
шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний
и предложений. жыил ански
кьоинк
лыжи
санки
коньки
8 слайд Найди «лишнее
слово»
Цель: развивать умение выделять в
словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых
гласных. МАК РОМАШКА
РОЗА ЛУК
КОШКА
СОБАКА
ВОРОБЕЙ
КОРОВА
БЕРЕЗА
ДУБ МАЛИНА
ОСИНА
КОРОВА
ЛИСА
ВОЛК
МЕДВЕДЬ
Задания: Подчеркни « лишнее» слово.
Какие орфограммы встретились в этих словах?
9 слайд Детям
очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним
словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Найди родственные слова. Выдели
корень.
10 слайд Закончи
предложения:
У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали
как……..
11 слайд Составь
рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья,
холод, снегири.
Ценность таких игр заключается в
том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой
состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Орфографическая зоркость
формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.
Прежде всего, на своих уроках учу
детей слышать звуки, определять их количество в словах, различать гласные и
согласные, ударные и безударные. Постоянно ставлю детям вопросы: какую букву
надо проверить на письме и почему? Как вы это будете делать? В работе
использую:
12 слайд -
орфографические минутки,
- письмо с проговариванием,
- орфографические диктанты,
- работу с перфокартами,
- показ орфограммы
карточками,
- орфограммы в пословицах,
загадках,
- сигнальные карточки,
- игровые моменты «Третий лишний»,
«Опасное место», «Рассели по домикам», «Зажги фонарик». Эта работа приносит
свои плоды при соблюдении систематичности, при постоянном оттачивании у детей
умения слышать звучащее слово.
На этапе закрепления
основным средством создания
проблемной ситуации служит
интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное
решение поставленной задачи. На этих уроках используется такие задания:
13 слайд Из данных
слов выпишите существительные.
Холодно, смелый, нос, радость, кошка,
сорока, воробей.
14 слайд Выпишите
имена собственные:
Фамилия Сидоров, Озеро Байкал. Гора
Эльбрус, Пустыня Сахара, Республика Казахстан. Река Или, Озеро Балхаш.
15 слайд Проверкой
осуществляется контроль за прочностью усвоения полученных знаний, также за
сформированностью грамматических умений и навыков. Ведущим средством
проблемности на данном этапе является задание в виде текстов, где не только
нужно выбрать правильный ответ, но и его обосновать.
16 слайд Отгадайте
загадки. Запишите ответы: сначала те, которые отвечают на вопрос кто?, затем, а
затем на вопрос что?
-Посреди двора стоит копна, спереди
вилы, сзади метла (корова);
-Белое одеяло весь мир покрывало,
стало тепло - в речку утекло (снег);
-Кто зимой белый, а летом серый
(заяц);
-Под соснами, под елками бежит
мешок с иголками (еж) ;
-Стоит Антошка на одной ножке,
шляпа есть, а головы нет (гриб) ;
-Не будильник, а разбудит, запоет -
проснутся люди (петух) ;
17 слайд Объяснить
мягкость слов дверь, конь, тетрадь. Дверь - он (ж. р.);
Конь - он (м. р.); Тетрадь - она
(ж. р.) .
Вывод: Имена существительные могут
быть мужского и женского рода.
18 слайд Выпишите в
один столбик слова с окончанием (какого они рода?), а в другой с окончанием
о,е (какого они рода?) .
Село, поле, страна, вагон, лопата,
богат, корабль, пассажир, море, товарищ, поход, диктант, канал, работа,
радость, книга, одежда, мыло, полка.
19 слайд .
Вставьте вместо точек слова, отвечающие на вопросы кто? что?
(кто?) ......... познается в беде.
(кто?) ......... сильна крыльями, а
(кто?) ......... дружбой.
(что?) ......... с гор потекла -
весну принесла.
Волга всем рекам ......... (кто?) .
Весенний (что?) ......... целый год
кормит.
Земля кормит людей,, как (кто?)
......... детей.
20 слайд. Выпишите
имена существительные, определить род.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева,
Зашумела у опушек
Ярко желтая листва.
Стала ель в лесу заметней-
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
21 слайд Составить
предложения, начиная с выделенных слов. В выделенных словах определить род и
задашь вопрос.
Стал, разгуливать, болоту, по,
журавль.
Кукушка, бору, куковала, в.
Пролетела, цветами, над, бабочка,
пестрыми.
Парил, высоко, в, коршун, воздухе.
Выпишите одушевленные имена
существительные и определите род.
22 слайд Вставь
пропущенные буквы.
Всю ночь л…тает,
Мышей по…дает,
А станет св…тло,
Л…тит в дупло.
Таким образом, дидактическая игра –
это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые
глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
23 слайд Спасибо
за внимание
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.