Главная / Начальные классы / Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"

Активизация познавательной  деятельности учащихся на уроках в начальной школе

1 слайд Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса.

2слайд Целью школьного образования становится умение учиться, связанное с умением школьников самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска. При этом поиск и самостоятельная деятельность ни в коем случае не отождествляются со стихийностью и неуправляемостью. Развитие умения учиться как универсальной характеристики личности школьника осуществляется в проблемных ситуациях, самостоятельное разрешение которых самими школьниками (под руководством учителя) является основным условием организации учебно-воспитательного процесса; совместная форма учебной деятельности является условием обеспечения индивидуального пути развития каждого школьника.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач учителя начальных классов. Я исхожу из того, что среди всех мотивов   учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.

Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

3 слайд а) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе описание объекта. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

б) Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

в) Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игр наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

г) Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

На уроках русского языка я применяю различные виды деятельности.

Изучив новый материал переходим   к его закреплению. Много внимания уделяю упражнениям из учебника, но целью закрепления и дальнейшего совершенствования умения и навыков наряду с работами по образцу необходимо использовать практические упражнения, основанные уже не только на операциях узнавания и установления подобия, но и различных преобразованиях грамматических объектов, на сравнении и сопоставлении не только изучаемых в данный момент понятий и правил, но и ранее изученных, на применение изучаемых грамматических законов самых различных языковых ситуациях. В этих случаях воспроизведение включает определённые элементы творчества.

 4 слайд Частично творческий характер носит работа по завершению

предложений по догадке:

Ребята были в лесу. Вдруг слы : во ёлочки кто-то шур . Там ё ! Напала Жучка на   . Да не тут  ! Наколола она нос и  .

5 слайд Еще одним развивающим мышление и воображение учеников является следующее: детям предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.

                                                        Змиа.

Впыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Лзые влкои бгтоаю оп лсеу. 

Игра « Почтальон»

6 слайд Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили. огород         парк         море         школа         столовая         зоопарк

гря-ки         доро-ки         пло-цы         кни-ки         хле-цы         кле-ка

кали-ка         бере-ки         фла-ки         обло-ки         пиро-ки         марты-ка

реди-ка         ду-ки         ло-ки         тетра-ка         сли-ки         тра-ка

морко-ка         ли-ки         остро-ки         промока-ка         голу-цы         реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

7 слайд Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. жыил         ански         кьоинк

лыжи         санки         коньки

8 слайд Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных. МАК         РОМАШКА         РОЗА         ЛУК

КОШКА         СОБАКА         ВОРОБЕЙ         КОРОВА

БЕРЕЗА         ДУБ         МАЛИНА         ОСИНА

КОРОВА         ЛИСА         ВОЛК         МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

9 слайд Детям очень нравятся такие задания, как:

Заменить словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут,

- военнослужащий, стоящий на посту,

- ребенок, любящий сладкое,

- очень смешной фильм.

Найди родственные слова. Выдели корень.

10 слайд Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….

Однажды они пошли ………….

Вдруг из кустов……………..

Потом ребята долго вспоминали как……..

11 слайд Составь рассказ по опорным словам:

зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.

Прежде всего, на своих уроках учу детей слышать звуки, определять их количество в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Постоянно ставлю детям вопросы: какую букву надо проверить на письме и почему? Как вы это будете делать? В работе использую:

12 слайд - орфографические минутки,

- письмо с проговариванием,

- орфографические диктанты,

- работу с перфокартами,

- показ орфограммы  карточками,

- орфограммы в пословицах, загадках,

- сигнальные карточки,

- игровые моменты «Третий лишний», «Опасное место», «Рассели по домикам», «Зажги фонарик». Эта работа приносит свои плоды при соблюдении систематичности, при постоянном оттачивании у детей умения слышать звучащее слово.

  На этапе закрепления основным средством создания

проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках используется такие задания:

13 слайд Из данных слов выпишите существительные.

Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.

14 слайд Выпишите имена собственные:

Фамилия Сидоров, Озеро Байкал. Гора Эльбрус, Пустыня Сахара, Республика Казахстан. Река Или, Озеро Балхаш.

15 слайд Проверкой осуществляется контроль за прочностью усвоения полученных знаний, также за сформированностью грамматических умений и навыков. Ведущим средством проблемности на данном этапе является задание в виде текстов, где не только нужно выбрать правильный ответ, но и его обосновать.

16 слайд Отгадайте загадки. Запишите ответы: сначала те, которые отвечают на вопрос кто?, затем, а затем на вопрос что?

-Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла (корова);

-Белое одеяло весь мир покрывало, стало тепло - в речку утекло (снег);

-Кто зимой белый, а летом серый (заяц);

-Под соснами, под елками бежит мешок с иголками (еж) ;

-Стоит Антошка на одной ножке, шляпа есть, а головы нет (гриб) ;

-Не будильник, а разбудит, запоет - проснутся люди (петух) ; 

17 слайд Объяснить мягкость слов дверь, конь, тетрадь. Дверь - он (ж. р.);

Конь - он (м. р.); Тетрадь - она (ж. р.) .

Вывод: Имена существительные могут быть мужского и женского рода.

18 слайд Выпишите в один столбик слова с окончанием (какого они рода?), а в другой с окончанием о,е (какого они рода?) .

Село, поле, страна, вагон, лопата, богат, корабль, пассажир, море, товарищ, поход, диктант, канал, работа, радость, книга, одежда, мыло, полка.

19 слайд . Вставьте вместо точек слова, отвечающие на вопросы кто? что?

(кто?) ......... познается в беде.

(кто?) ......... сильна крыльями, а (кто?) ......... дружбой.

(что?) ......... с гор потекла - весну принесла.

Волга всем рекам ......... (кто?) .

Весенний (что?) ......... целый год кормит.

Земля кормит людей,, как (кто?) ......... детей.



20 слайд. Выпишите имена существительные, определить род.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева,

Зашумела у опушек

Ярко желтая листва.

Стала ель в лесу заметней-

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

21 слайд Составить предложения, начиная с выделенных слов. В выделенных словах определить род и задашь вопрос.

Стал, разгуливать, болоту, по, журавль.

Кукушка, бору, куковала, в.

Пролетела, цветами, над, бабочка, пестрыми.

Парил, высоко, в, коршун, воздухе.

Выпишите одушевленные имена существительные и определите род.

22 слайд Вставь пропущенные буквы.

Всю ночь л…тает,

 Мышей по…дает,

 А станет св…тло,

 Л…тит в дупло.

Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

23 слайд Спасибо за внимание



Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"
  • Начальные классы
Описание:

Данный материал предназначен для учителей начальных классов. Здесь можно найти  виды работ по развитию активности детей.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач учителя начальных классов.  Среди всех мотивов   учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность.

Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.

Автор Габдрахманова Галина Михайловна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 437
Номер материала 48255
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓