А.В.Катерисова,
МБОУ Луговская основная
общеобразовательная школа
ТРАДИЦИИ И.Я. ЯКОВЛЕВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Есть имена,
которые неразрывно срастаются со своей Родиной, с породившей их землей и родным
народом. Таков Иван Яковлевич Яковлев - выдающийся просветитель чувашского
народа, создатель современной чувашской письменности. Иван Яковлевич открыл в
Симбирске частную школу, ставшую в последующем первой национальной школой,
первым педагогическим учебным заведением чувашского народа — Симбирской
чувашской школой. Неоценимы заслуги И. Я. Яковлева по изданию учебников,
перевода с русского на чувашский язык и выпуска художественной и научной
литературы. Им были изданы свыше двухсот книг и брошюр, которые способствовали
росту грамотности и образованности чувашского народа, повышению его культурного
уровня, развитию национального самосознания. Жизнь подтверждает, что дело,
начатое И. Я. Яковлевым, переросло в движение за национальный подъем чувашского
народа.
В МБОУ Луговская
основная общеобразовательная школа учителя помнят светлое имя Ивана Яковлевича
Яковлева, следуют его заветам, в учебно-трудовом, воспитательном процессе
руководствуются его наставлениями, ведут неустанную работу по претворению в
жизнь идей великого просветителя. Пройденный этим выдающимся человеком
тернистый путь от бедного мальчика-сироты до почитаемого и любимого «отца
своего народа» становится непременным предметом обсуждения, восхищения на
многочисленных внеклассных мероприятиях. Особенно продуктивны в этом отношении
проводимые мероприятия, связанные с жизнью и деятельностью И. Я. Яковлева:
конкурсы творческих работ, литературные вечера, направленные на развитие у
учащихся чувства гордости и восхищения выдающимся представителем чувашского
этноса.
Знакомство с
фольклорными сборниками, проводимые в школе фольклорные праздники, изучение
чувашских народных песен и танцев, обучение детей основам чувашской
национальной вышивки, приготовлению чувашских национальных блюд… Все эти и
многие другие мероприятия направлены на развитие у учеников чувства гордости за
то, что они принадлежат к одному из древнейших народов Европы, обладающему
богатейшей культурой. Думаем, что этим мы содействуем воплощению в жизнь мечты
Ивана Яковлевича Яковлева о пробуждении национального самосознания чуваш.
Современная
молодежь предпочитает современную эстрадную музыку. Вместе с тем она не прочь
слушать и исполнять народные песни и танцы, учащиеся раучивают трудовые и
обрядовые, свадебные и колыбельные песни, частушки, как русские, так и
чувашские.
Талантливый педагог
и просветитель неоднократно высказывал мысли о необходимости активного
включения физического труда в учебно-воспитательный процесс. В созданной им
Симбирской школе все ученики умели и были обязаны делать своими руками:
изготовляли мебель, шили одежду, вышивали. Наша школа продолжает эту
замечательную традицию. Ученики с радостью занимаются в кружках «Умелые ручки»,
«Сделай сам», «Бисероплетение».
Учение и труд
И.Я. Яковлев считал «альфой» и «омегой» подготовки учащихся к жизни,
производительный труд - основой жизни. Наша школа располагает пришкольным
участком, где имеются садовые секции, возделываются овощи, занимаются
цветоводством, что позволяет привить учащимся любовь к труду.
Для нас дороги
советы Яковлева о семье: «Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и
распрей, помните о великом завете Спасителя: любите ненавидящих вас, и твердо
надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения», - учил педагог
чувашей. В Духовном завещании чувашскому народу он писал: «Берегите семью: в
семье опора народа и государства. Семейные заветы были всегда крепки среди
чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных
испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды.
Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете
детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда»[1, с. 101].
Будущий педагог, в 3-летнем возрасте оставшийся без матери, получивший домашнее
воспитание в семьях Пахома Кириллова и Мушкеевых, не только дорожил семьей и
семейными отношениями, но и в открытой им Симбирской школе за основу принял
семейные взаимоотношения и поведения, подобные хорошей семье. Семью он считал
царством любви и добра. «Мы живем счастьем семьи и своих детей», – писал
Яковлев, рассказывая о своей семье, супруге Екатерине Алексеевне, о детях и
внуках. По образцу Я. А. Коменского семейную школу он считал материнской
школой. Материнской школе он отводил первенствующее место. «Женщина является
первым проводником культурных начал в семье, сокровенные уголки народной жизни
часто доступны только ей одной. Вместе с тем она является крепительницей лучших
заветов и приобретений старины, нравственных сокровищ общежития, является силой
сдерживающей, предостерегающей и оберегающей от часто ложных исканий», –
отмечал педагог. Наш коллектив полностью можно считать женским ( не считая
учителя физкультуры). Мы делаем все возможное, чтобы включать каждую семью в
мир общих интересов, в мир ответственности, серьезности, трудолюбия,
дисциплины.
Социальный
педагог школы изучает семьи, их материальное положение и своевременно оказывает
помощь детям из неблагополучных семей. В повседневной работе возносим культ
матери, культ семьи. Настоящим событием, значение которого трудно переоценить,
становится проводимый в последние годы «День матери». На родительских собраниях
многодетные родители, имеющие крепкие, дружные, прочные семьи, делятся личным
опытом семейного воспитания.
Свято чтя заветы
И. Я. Яковлева «Помни о предках, пусть им никогда не будет стыдно за твое
дело», учителя на внеклассных занятиях составляют генеалогическое древо
предков, изучают происхождение близлежащих деревень. Тепло и душевно проводим
ежегодно «День пожилых людей». В этот день десятки ветеранов встречаются с
учениками в стенах нашей школы. Это представители всех профессий. Бесценен
жизненный опыт каждого человека.
Народ и школа,
народ и преподаватель, по И. Я. Яковлеву, - это взаимосвязанные и
взаимообусловленные понятия. Преподаватели нашей школы тесно связаны с народом,
выявляют народные таланты и, по возможности, их поддерживают. Учителя, учащиеся
и родители выступают с творческим отчетом перед населением села.
Следование
заветам Ивана Яковлевича Яковлева, его советам и наставлениям мы считаем своим
долгом и обязанностью.
«Мудрый человек...
не выставляет себя на свет, поэтому он блестит; он не говорит о себе, поэтому
он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя,
поэтому он является старшим среди других»[2, с. 15]. Таков он, чувашский
патриарх Иван Яковлевич Яковлев. Таковыми стремятся быть и наши учителя!
Литература
1.Г.Н.Волков. Судьба патриарха. Чебоксары, 1998. – С. 341-343.
2. Т. П. Ефимова //
Этнопедагогический манифест И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2003. – С. 50-56.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.