Главная / Начальные классы / Статья " Организация работы по формированию социализации личности младшего школьника"

Статья " Организация работы по формированию социализации личности младшего школьника"

Журавлёва Е.М.

г. Троицк, ГКС(К) для ОВ с ОВЗ СКОШИ III-IV вида


Организация работы по формированию социализации

личности младшего школьника


Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании подрастающего поколения.

Готовность человека действовать в любой ситуации называется компетенцией. Для современного школьника базовыми являются компетенции:

  • информационная (готовность к работе с информацией);

  • коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

  • кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

  • проблемная (готовность к решению проблем).

К методам формирования ключевых компетенций на уроке относятся:

  • обращение к опыту учащихся;

  • решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты;

  • организационно-деятельностные игры (ОДИ);

  • проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;

  • интеграция обучения.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Широко используются организационно - деятельностные игры. Они не только оживляют уроки, но и позволяют формировать личность учащихся.

Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям, снижение общего уровня культуры учебного труда. Учитель через управление интересом ребенка, способен вызывать определенные чувства, мысли и действия направленные на повышение внутренней мотивации к учебной деятельности.

Мощным инструментом выработки интереса к учебе у младших школьников является целенаправленная работа учителя по формированию внутренней мотивации ученика на базе атмосферы успеха и высокой самооценки ребенка, и создание интересного для него контекста обучения.

Я выделяю несколько ключей реализации данной проблемы:

  1. «Ключ согласования» - с помощью его, организовывается процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей.

  • Материал урока должен быть интересен детям.

  • Согласование темпа урока со скоростью работы всех детей (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).

  1. «Ключ разнообразия» - внесение неожиданных элементов в привычные схемы действий, заданий.

Варьирование несущественных признаков в заданиях, подача заданий в сказочной, игровой форме.

Изменение «внешней среды» класса (изменение расстановки парт для разных уроков, обновление наглядных пособий)

  1. «Ключ опережения»

«Перспективная подготовка» - начало попутного прохождения трудной темы.

Работа с 1 класса с «Толковым словарем» - каждый день они узнают значение нового слова.

Задания за пределами школьной программы (выпуск тематических газет, участие в конкурсах, олимпиадах, творческие д./з.)

  1. «Ключ наглядности»

«Предметная наглядность» - использовать реальные вещи и предметы, иллюстрирующие учебный материал.

Использование сюжетной наглядности (задача в контексте сюжета).

«Театрализованная» наглядность (использование элементов кукольного театра в обучении).

4 «Ключ самостоятельности»

В ходе урока передавать часть своих функций детям или сказочным героям и через них «проводить» обучение и воспитание.

Через «сказочных посредников» (Незнайка, почемучка, Мудрая Сова, Знайка, инопланетяне и т.п.)

Через «живых посредников» (одноклассники).

5 «Ключ коллективизма»

«Эффект коллективизма» - это правила, которые принял коллектив. Они облегчают организацию работы на уроке (дети, выполнившие задание, поднимают руку с квадратами: зелёный – я могу выполнить сам, красный – мне нужна помощь, жёлтый – я всё сделал), либо сигнальные карточки.

Работа в командах (класс делится на 3 команды – «Метеор», «Лучшие», «Комета», которые работают над задачами в ходе учебной и внеучебной деятельности).

В своей работе для повышения мотивации ребёнка к учёбе учитель может использовать следующие приёмы:

Прием: «Успех»

  • аплодисменты всего класса за успешную работу (1-2 раза за урок);

  • найти, за что можно похвалить каждого ребенка ежедневно;

  • показать работы лучших учеников перед классом, действует постоянная выставка работ;

  • В начале года дети пишут себе письма, в которых каждый ставит себе задачи на этот учебный год, а в мае – вскрыть письма и обсудить – что получилось, и над чем еще нужно работать.

Прием: «Личная польза»

  • Перед изучением новой темы, рассказывать детям о возможности применения этих знаний в реальной жизни.

  • Активно поощрять участие детей в олимпиадах и конкурсах (дипломы, грамоты, сладкие призы).

  • На каждом уроке использовать игровую форму занятий (телепередача, путешествие, посвящаем урок знаменательному дню и т.д.).

Прием: «Помощь»

Помощь - важнейший мотив для воспитания человека, лучший способ переработать и запомнить изучаемый материал.

  • помощь сказочному герою («Помоги Незнайке…»);

  • учитель может попросить помощь себе (совместное исследование);

  • помощь слабым («Помоги Максиму проверить…»);

  • организовать коллективную работу так, чтобы дети помогали членам своей команды.

Прием: «Удержание внимания детей в ходе урока»

Для этого можно использовать «пассивные фиксаторы внимания»

  • смена ритма и форм работы;

  • перемещение по классу помогает избежать монотонности;

  • использование специальных команд, концентрирующих внимание («Внимание», «Давайте подумаем», «докажите»);

  • учить слушать учителя и мнения одноклассников.

И «активные фиксаторы внимания»

  • Помогают специальные упражнения на внимание (найди лишнее, кто быстрее...);

  • Работа «хором» (чтение выражений, повторение правил, коллективные ответы).

Всегда повышает внимание детей разрядка

  • Использовать игры с движением;

  • Детям также очень нравится музыка и визуализации («Давайте представим себя в лесу…, полетим к звёздочке…»).

Управление мной темпом занятия

  • Давать задание на время (песочные часы);

  • Использовать задание с повышенным темпом, что увеличивает скорость выполнения задания.

Снятие психологических барьеров при ответах

  • В ходе урока использовать снятие мышечных зажимов с помощью аутотренинга, специальных физминуток.

  • Детям легче отвечать по шаблону, хором, по алгоритму решения задач, что снимает с них излишнее напряжение.

Создание нестандартных сюжетов задач

  • Детям нравиться составлять фантастические задачи. Можно предложить детям задачи из позиции человека престижной профессии («Ты космонавт, директор, банкир, нефтяной магнат, мэр города ...»).

Вывод

Таким образом, необходимо учитывать и обеспечить все условия формирования личности, чтобы занять достойное место в развивающемся мире.

"Цените в учениках индивидуальность, самостоятельность. Воспитывайте в ребенке гордость: "Я есть в мире, я ценность!" Человек, который сам себя уважает - уважаем другими, сам себя любит - любим другими".

Статья " Организация работы по формированию социализации личности младшего школьника"
  • Начальные классы
Описание:

       Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям, снижение общего уровня культуры учебного труда. Учитель через управление интересом ребенка, способен вызывать определенные чувства, мысли и действия направленные на повышение внутренней мотивации к учебной деятельности.

В статье описаны методы и приёмы, которые учитель применяет для выработки интереса к учёбе у младших школьников.  

А так же показана целенаправленная работа учителя по формированию внутренней мотивации ученика на базе атмосферы успеха и высокой самооценки ребёнка и создание интересного для него контекста обучения.

 

Автор Журавлёва Евгения Михайловна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 246
Номер материала 44001
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓