Главная / Другое / Статья: " Мои педагогические находки"

Статья: " Мои педагогические находки"

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifМои педагогические находки.


Говоря о теории, нельзя ни вспомнить о практике. Ведь главная задача профессионального лицея подготовить высококлассного специалиста – практика.

Древние говорили: « Знание – это то, что остается, когда все выученное забыто». Через четыре года наши ребята становятся специалистами и на практике подтверждают данное высказывание. Но если вспомнить, какой контингент приходит в лицей, а это, мягко говоря, в основном слабые учащиеся, то сделать это очень трудно. И поэтому приходится прибегать к разным педагогическим хитростям.

Например, я применяю в своей работе различные приемы и виды заданий

ориентированные на развитие индивидуальности учащихся.

1 - Задание на создание возможностей самопознания (позиции учителя в обращении к учащимся в этом случае может быть выражена фразой «Узнай себя!»):

содержательное самооценивание, анализ и самооценка учащимися содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки); Например:


Карточка №1. Проверь, правильно ли ты решил задачу? Где допустил ошибки? Выполни работу над ошибками.

Задача 5.4. Образцовый и лабораторный амперметры соединены последовательно. Показание образцового прибора равно 1Э = 5А, лабораторного 1из = 5,07 А.

Найти абсолютную и относительную погрешности измерения лабораторным прибором, если погрешностью измерения образцовым прибором можно пренебречь.

Решение. Абсолютная погрешность измерения

А = 1ИЗ -1э = 5,07 - 5 = 0,07 А. Относительная погрешность измерения

б = А/1э= 0,07/5 = 0,014 = 1,4%.


- анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач, образности, плана работы, последовательности действий в лабораторной работе и пр.);


Например, последовательность действий в лабораторной работе.

Ход выполнения работы

1 Составьте принципиальную электрическую
схему простейшего проводного устройства связи
(рис.).

  1. Соберите это устройство, убедитесь в его работоспособности (звуковые колебания, поступающие в наушник ВР1, должны быть усилены и слышны в
    наушнике ВР2).

  2. Составьте принципиальную электрическую
    схему устройства беспроводной связи с применением транзисторного мультивибратора (рис.).

4 Соберите простейшее устройство связи с применением мультивибратора, используя светодиод
(или телефон) в качестве индикатора принимающего устройства. Убедитесь в его работоспособности


hello_html_4381286.jpg


- оценка ребенка себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности («умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты»);


Например, урок — коллективная работа по созданию банка данных (сдвоенный урок)

Идея урока. Обращение к уже имеющимся знаниям об объекте или явлении, самостоятельная работа учащихся с книгой.

Построение урока

  1. Объявление педагогом цели урока.

  2. Заполнение на доске в ходе беседы
    с классом таблицу (табл. 3).


Тема урока




Что мы знаем о…

Чего мы не знаем о..



Таблица III

  1. Работа учащихся по группам с предоставленной им литературой (учебниками, научно-популярными книгами,
    хрестоматиями). Каждая группа готовит ответ на один из вопросов правой колонки (могут быть использованы не все).

  2. Заслушивание подготовленных ответов. По ходу их учащиеся заполняют
    в своих тетрадях и на доске таблицу
    (табл. 4).

Таблица 4

Что знали

Что узнали новое



5. Беседа по таблице 4. Формулирование выводов.

Условии применения и особенности урока. Урок целесообразен и тех случаях, когда у учащихся по теме есть уже первоначальные представления. Основан он на групповой и коллективной деятельности учащихся; используется самостоятельная работа с источниками информации — литературой.


- анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.);

Например, Урок — круглый стол: обмен мнениями

Идея урока. Объявляют тему как проблему, сформулированную в виде вопроса; ответ на вопрос должен допускать разные оценки, например: «Что такое транзистор – полупроводниковый прибор или три резистора?», «Как все-таки взаимодействует УЗЧ и АС?». Дается время для просмотра учебника, записей в тетрадях, дополнительных материалов, обдумывания. Сообщают, что по прошествии отведенного времени состоится обмен мнениями по проблеме, Каждый должен подготовить свое высказывание, обосновать его, приведя хотя бы один факт, сделать личный вывод и выступить. Условие: факты не должны повторяться. План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Работа учащихся с литературой,
    размышления.

  3. Выступления.

  4. Подведение итогов.

Условия применения и особенности. Ответы учащихся должны быть четкими и краткими. Урок учит деловым публичным выступлениям и формирует собственное мнение, приучает его обосновывать


  • включение в урок или домашнее задание диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д.


Например, соберите дома по памяти источник регулирования питания от 0 до 12 в.


  • 2. Задание на создание возможностей для самоопределения (обращение к ученику – «Выбирай себя!»):

  • аргументированный выбор различного учебного содержания (источников, и т.д.);


Например, урок - лабораторная работа «Эврика! Я открываю...»

Идея урока. В кратком вступлении педагог сообщает, что в таком-то ... году ученый ... (называет его фамилию) открыл закон или явление ... (называет, какой или какое именно). И предлагает всем стать исследователями и попытаться самим сделать это же открытие, используя аналогичные по назначению, но современные по исполнению приборы. Учащиеся выполняют задание, действуя, как правило, «стихийно»: без заранее составленного и обдуманного плана, постигая новое методом проб. В конце занятия подводит итог.

План урока

  • Вступление педагога.

  • Самостоятельные исследования учащихся.

  • Подведение итогов.

  • Условия применения и особенности урока. Так построить урок можно в том случае, если он посвящен знакомству с каким-то явлением, законом, изучению свойств объекта. Например, можно таким образом открыть закон ОМА.


  • выбор заданий качественной различной направленности (теоретичности-практичности, аналитической синтезирующей направленности и т. п);


Например, сконструировать экономичный регулятор напряжения с защитой электрических ламп накаливания от перегрузок.


  • задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной учебный балл;


В основном это задания дифференцированные. Когда учащиеся сами выбирают уровень учебной работы. Например, задания повышенной сложности -5 б., задания средней сложности- 4б..задания по образцу – 3б..

  • задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);

  • задание на определение самим учащимся зоны своего ближайшего развития.


Здесь использую работу в парах постоянного и сменного состава, которая даёт возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т. д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным. Задания при групповой работе даю дифференцированные

- выбор форм отчетности учебной работы (письменный – устный отчет, досрочный, в намеченный сроки, с опозданием);


Ребята выбирают форму отчетности – зачет в устной или письменной форме, или в форме творческого отчета, или в форме теста, или защита проекта.


  • выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – «работа порциями» и пр.); Например.

Урок — самостоятельное научное исследование

Идея урока. Формулируют задачу. Затем группы учащихся получают карты-инструкции с направляющими (не предписывающими!) указаниями общего характера. Каждая выполняет последовательность записанных там операций, предварительно конкретизировав их. Результаты заносит в тетрадь по определенной форме: название шага (операции) — ответ на поставленный вопрос.


  • задание на самоопределение, когда от ученика требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала;


3. Задание на «включение» самореализации («Проверяй себя!»):


  • требующие творчества в содержании работы (придумывание тем, заданий, вопросов, нестандартные задания, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за продуктивный уровень и т.п.);


Ребята сами придумывают нестандартные задания, вопросы. Например, задача об открытии, благодаря которому существует само радиолюбительство. Условия задачи. Подсчитайте общую емкость конденсаторов в каждой из пяти цепей. Затем, беря поочередно по одной букве от каждой цепи в порядке возрастания емкости, прочитайте текст – первое историческое название радиосвязи.

требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты: самостоятельная не по образцу постановка опытов, лабораторных заданий, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.); Например. Ребята самостоятельно составляют протокол испытаний лабораторной работы.


ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ И ОТЧЕТ О РАБОТЕ № 1

Ознакомление с основными электромеханическими измерительными приборами и методами электрических измерений

1. Цель работы

2.Формулы и предварительные расчеты.

Закон Ома для участка цепи --------

Формула для определения мощности ---------------

  1. hello_html_6ffaecf6.jpg


    Схема электрической цепи и таблицы

Схема ЭЦ для проверки основных параметров электроизмерительных приборов

Uab

Измеренные значения

Вычисленные значения


Uн

I,мА

Р, Вт

Rн, Ом

Р, Вт

Rн, Ом

5







10







15









Прибор

Тип

Система

Род тока

Класс точности

Цена деления

Номинальная величина






























5.Краткие выводы.


- выбор различных «жанров» заданий.

задания, создающие возможность проявить себя в определенных ролях: учебных, квазинаучных, квазикультурных, отражающих место, функции человека в познавательной деятельности (оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор);

  • задания, предполагающие реализацию себя в «маске», в игровой роли (специалиста, мастера, научного руководителя, исторического или современного деятеля как элемента изучаемого процесса и д.т.);

  • проекты, в ходе которых учебные знания, учебное содержание (разбор проектов) реализуется во внеучебной сфере, внеучебной деятельности, в частности, в социально-полезной.

Например, можно провести интересный урок-экспериментальное исследование в виде ролевой игры «Сотрудничество профессионалов»


Идея урока. Класс делят на группы по 3-4 человека. Каждый в группе выбирает себе одну из должностей: директора, теоретика, начальника отдела снабжения, исследователя, регистратора, информатора. В соответствии с ней он получает карточку-памятку, где обозначены его должностные обязанности, и при проведении исследования ученик выполняет действия, в ней обозначенные; таким образом он приобретает некие профессиональные умения. Один человек может совмещать две должности; тогда ему вручают две карточки-памятки.

Примеры содержания карточек.

Начальник отдела снабжения

Вы ответственны за приборы и материалы Ваши задачи:

отобрать и доставить оборудование для работы,

составить его список, проинформировать учащихся о правилах пользования каждым прибором, напомнить правила безопасной работы,

принести приборы и порядок после работы и вернуть их па место.

Инженер-испытатель

Вы проверяете и готовите оборудование к опыту.

Ваши задачи:

собрать схему или установку для опыта или наблюдения,

опробовать ее,

устранить неисправности, если они возникнут,

подготовить оборудование для работы.

Исследователь

Вы выполняете эксперимент.

Ваши задачи:

провести опыт или их серию, снять показания приборов, продиктовать результаты регистратору.

Теоретик

Вы ответственны за понимание теории опыта, вычисления и истолкование полученных результатов.

Ваши задачи:

Разобраться в теории вопроса и донести ее смысл до всех членов группы,

выполнить вывод формулы на основе опытных данных (если он требуется),

произвести расчеты,

теоретически объяснить результаты опыта,

сопоставить (если надо) сделанные на основе теории предположения и выводы из эксперимента,

сформулировать заключение

Кроме того. Возможно мотивирование самореализации (творческой, ролевой) оценкой. Это может быть и отметка, и содержательное оценивание типа рецензии, мнений, анализа, важно, что это другая оценка, не за знания, умения, навыки, а за факт, включенность, проявление своих творческих задатков.


4. Задания, ориентированные на совместное развитие учащихся («Твори совместно!»):


- совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация, групповые проекты и пр.;

  • «обычные» творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем ролей в группе и без особой технологии или формы (совместное, в парах; совместная, в бригадах, лабораторная работа; совместное составление сравнительной хронологии и т.д.):

  • творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель «лаборант», «оформитель», экспорт-контролер и пр. – (такое распределение ролей работает на совместное развитие, только если каждая из ролей воспринимается ребятами как вклад в общий результат и представляет возможности для творческих проявлений);

  • творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации (важны в этом случае, как и в предыдущем, взаимозависимость, связанность задаваемых ролей, возможности для творческих проявлений и восприятия игрового и творческого результатов: общих и индивидуальных);

Например, можно провести урок - ролевая игра в институт или лабораторию радиоэлектронных проблем.

Идеи построения урока. Класс мысленно превращается и научную лабораторию или научный институт. В первой существуют теоретики, а во втором лаборанты: есть и библиотека. Каждое подразделение работает по своему профилю: все они получают задание: подготовить отчет по теме ... (называется тема урока). «Вооружаются» розданными учебниками, дополнительными книгами; кому надо берут выставленные на демонстрационном столе приборы. Каждая группа или лаборатория готовит свой отчет; она же должна этот отчет доложить директору (учителю). Отчеты сопровождают средства наглядности. Вся эта работа занимает первую часть урока.

Вторая его часть — представление отчетов, их доклад и обсуждение.

Условия применения и особенности урока. Урок проводят по темам, в содержание которых входит разный по характеру материал (теория — для группы теоретиков, вывод формулы — для группы исследователей, эксперимент — для группы экспериментаторов, практическое применение — для группы лаборантов т.д.). Занятие, как правило, занимает 2 ч.


  • задания, предполагающие взаимопонимание участников совместной работы (например, совместные опыты, совместные задания); Например.

Урок сотрудничества и экспериментов учащихся

Идея урока. Тему урока педагог разбивает на ряд небольших и разных экспериментальных задач, решение которых поручает отдельным группам учащихся. Одного типа или содержания задания варьируют, используя различное оборудование или объекты Затем полученные результаты учащиеся докладывают классу, и на их основе класс формулирует общий вывод.

План урока

  1. Объявление темы.

  2. Раздача экспериментальных заданий группам.

  3. Самостоятельная работа учащихся.
    4. Формулировка выводов.

5.Доклады групп о полученных результатах. Обсуждение их.

6.Сведение всех выводов в один общий, раскрывающий тему урока.

Условие построения урока. Такое занятие возможно, если а) раскрытие темы опирается на практику б)Общую тему можно расчленить на несколько тем.


-совместный анализ результата и процесса работы (в этом случае акцентировка не на взаимопонимание личностных и индивидуальных особенностей, а деятельных, учебных, в том числе качества совместной работы, например, совместная содержательная оценка степени освоения учебного материала каждым участником групповой работы и групповая оценка качества групповой работы, слаженности, самостоятельности и т.п.);

  • задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы (например, совместная разработка плана, осуществление индивидуальных лабораторных работ с последующим самостоятельным, индивидуальным ее осуществлением или совместная проработка уровня ответа на зачете и индивидуальных планов подготовки к такому зачету);

  • стимулирование, мотивирование совместной творческой работы оценивается учителям, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы: подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.


5. Задание и группа приемов организации совместной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать («Меняй себя ради себя!»):


  • задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (например, рекомендация дома решить задания или сделать какую-то другую учебную работу);

  • проанализировать на добровольной основе результаты работы самим учеником (добровольное самооценивание);

  • после серии решения тренировочных заданий по выбору, на основе заданных учителем критериев, оценить каждому учащемуся свою работу, обращая внимание на динамику оценок;

- задания на проработку своих учебных перспектив.

- субъективно трудные задания или сложные ситуации, интерпретируемые публично учителем как акты саморазвития, самосовершенствования (например, предлагается как добровольное задание ряд тем докладов, подчеркивается, что доклады оцениваться не будут, предлагаются желающим после подготовки докладов сравнить уровень, особенности докладов с ранее выполнявшейся подобной работай, и подумать о результатах сравнения);

  • широкий спектр заданий на выбор, требующих проявления различных качеств; терпение, творчества, практичности, умения взаимодействовать и т.д., с предложением учащимся выбрать задания в соответствии со своим идеалом, образом желаемого себе (эти задания также безоценочные);

  • задания на выбор в соответствии с идеалом профессионального поведения .

Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока обращаю на домашние задания. Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом по возможности носить творческий характер.

Также следует избегать частого « отчитывания» учащихся за ошибки в работе. Прежде чем покритиковать того или иного подростка, надо постараться отыскать в его работе что – либо положительное, удачное, похвалить за это, а потом указать на ошибку и предложить исправить ее. Если ошибка нетипична и допущена подростком в результате недостаточного умения или непонимания, необязательно выносить ее на широкое обсуждение. Надо всегда помнить основной принцип

А.С. Макаренко: как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему.

Вот такие маленькие хитрости я использую в своей работе. Мои ученики часто

принимают участие в выставках и в творческих проектах. В лицее я работаю 5 год, выпустил уже один курс. Многие работают по специальности, и я горжусь ими и думаю, что в их жизнь, я внес небольшую лепту.




Статья: " Мои педагогические находки"
  • Другое
Описание:

Говоря о теории, нельзя ни вспомнить о практике. Ведь главная задача профессионального лицея подготовить высококлассного специалиста – практика.

 

Древние говорили: « Знание – это то, что остается, когда все выученное забыто». Через четыре года наши ребята становятся специалистами и на практике подтверждают данное высказывание. Но если вспомнить, какой контингент приходит в лицей, а это, мягко говоря,  в основном слабые учащиеся, то сделать это очень трудно. И поэтому приходится прибегать к разным педагогическим хитростям.

Автор Аминов Шамиль Хамзияевич
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 608
Номер материала 30640
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓