Инфоурок Биология Другие методич. материалыСтатья: " Использование возможностей интерактивной доски на уроках биологии в старших классах"

Статья: " Использование возможностей интерактивной доски на уроках биологии в старших классах"

Скачать материал

Использование возможностей интерактивной доски на уроках биологии в старших классах.

 

Власова Г.С., учитель биологии

МАОУ Первомайской СОШ №2

В современном образовательном пространстве каждый учитель ищет формы и методы в рамках новых образовательных технологий, помогающих и позволяющих подготовить к жизни в современном обществе адаптированных учеников. И с  наибольшей отдачей выполнить образовательный заказ общества.

Интерактивная доска позволяет учителю  перевести урок  на качественно новом уровне.  У него возникают новые возможности для построения системы работы по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (домашние задания, творческие работы, отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, дополнительное образование).

В рамках традиционного урока биологии возможности доски по визуализации материала, активизации внимания на непроизвольном уровне вовлекают в процесс обучения всех учащихся. Использование интерактивной доски в ходе проверки домашнего задания позволяет:

1.      провести тестовый иллюстрированный или текстовый опрос и проверить его выполнение самостоятельно или взаимопроверкой (можно закрыть ответы «шторкой»);

2.      выполнить задание на соотнесение понятий;

3.      установить соответствие между ключевыми  моментами нескольких тем ранее изученного материала;

4.      посмотреть на домашний материал под другим углом зрения путём представления учебного исследования;

5.      проверить решение задач;

6.      решить несколько типов задач, используя схемы;

7.      провести устный диктант на основе изображений и символов;

8.      иллюстрировать выполнение домашних заданий по тетради с печатной основой.

При актуализации опорных знаний, обеспечивающих лучшее восприятие и понимание новой темы, положительный эффект даёт прием выбора нужных понятий из пройденного материала при формулировании учителем задающих направление систематизации вопросов. Актуализированные понятия могут складываться в кроссворд, головоломку, ребус, отгадывание которые обозначит тему урока. Удачным связующим звеном пройденного и нового материала может стать фотофакт или краткий видеосюжет, объяснение которого поможет применить изученные понятия в ином контексте. Возможности интерактивной доски позволяют накладывать записи и пометки поверх изображения, что повышает информативность этого материала, придает ему статус общеклассной рабочей тетради.

Возможности интерактивной доски позволяют варьировать из урока в урок методику подачи нового материала или же сделать упор на закрепления одного способа для сокращения времени вхождения учащихся в процесс изучения нового.

Изучение нового материала можно строить в зависимости от того, насколько были задействованы возможности доски на предыдущих этапах урока. Классическая схема на основе объяснительно-иллюстративного метода предусматривает сочетание просмотра видеосюжета с работой по тематической презентации, созданной учителем или только работу с презентацией в ходе фронтальной беседы.

Звуковое и музыкальное сопровождение, видеоматериал, реальные изображения, движущиеся объекты, несомненно, повышают мотивацию к обучению, работает непроизвольная память, ученик получает уже отобранную систематизированную информацию. Повышению качества и эффективному усвоению знаний этот момент урока будет содействовать только в том случае, если учащиеся имеют установку от учителя на активную обработку информации, представленную в форме вопросов, таблицы, требующей заполнения. В ходе объяснения изучаемый материал систематизируется с учётом причинно-следственных связей в виде схем, таблиц.

Биологические процессы сложны для аудивосприятия (пластический, энергетический обмен, кровообращение и т.д.). Поэтому использование интерактивной доски способствует лучшему усвоению и пониманию сути, механизмов биологических процессов и явлений. Отдельные группы учащихся медленно усваивают абстрактные обобщения, без визуализации не способны формировать представления, не вникают в суть процессов и явлений. Использование анимационных моделей из галереи изображений или коллекции интерактивных ресурсов формирует целостную картину биологического процесса, способствует пониманию его закономерностей.

Видеосюжет может быть предложен для анализа в группах по определённой схеме, или как основное смысловое ядро для мозгового штурма. Отдельные кадры останавливаются и используются в качестве конкретизирующих фрагментов для доводов, выдвигаемых учащимися. Уместно здесь использовать функцию «лупа», позволяющую заострить внимание на важных деталях. Флипчарты с пометками могут сохраняться и к ним удобно вернуться на следующем уроке при установлении взаимосвязей с новым материалом.

Усвоение нового удобно организовывать и с использованием ресурсов интернета. Дополнительный образовательный и анимационный материал  можно взять с портала «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http//www.schcool-collection.edu.ru). Положительный эффект в усвоении достигается при повторном использовании одних и тех же слайдов при изучении нового, когда информация к ним дается в полном объеме, содержит  подписи, схемы, таблицы, ряды данных, и при закреплении, когда эти же слайды даны без подписей или частично скрыты «шторкой».

Применение функции «Страница вверх. Страница вниз» возвращает пользователя на рабочий стол компьютера, оставляя свёрнутым режим интерактивной доски. Преимущество интерактивной доски проявляется и в том случае, если необходимо изучить экспериментальное явление, подготовка и проведение которого заняли бы массу времени учителя. Демонстрация готовых или созданных учителем анимаций позволяет лучше понять суть происходящего в природе процесса,  останавливаться на трудных моментах столько раз, сколько это необходимо в конкретном классе.

В случае использования электронных учебников доска позволяет управлять интерактивными таблицами, схемами, тестами. Такую форму можно использовать при фронтальной  работе с классом или, вызывая ученика индивидуально к доске. В этом случае учитель или ученик не привязаны к  компьютерной мыши, а класс следит за ходом работы. Еще одна великолепная возможность интерактивной доски – работа с документ-камерой и системой интерактивного голосования. В урочной практике возможности доски позволяют организовывать релаксационные паузы. Используются специальные графические объекты для восстановления зрительной функции глаз, запись оздоровительного двух-трёхминутного комплекса упражнений для восстановления кровообращения.

Этапы осмысления и закрепления нового материала легко организовываются с использованием функций доски: сборка объектов, схем, заполнение таблиц из отдельных частей, рисунков; выполнение тестов, отгадывание кроссвордов; поиск ошибок в текстах и рисунках.

В ходе рефлексии удобно вернуться к целям и задачам урока, обсудить, удалось ли выполнить намеченное и какой материал требует повышенного внимания при работе дома.

Возможности интерактивной доски позволяют осуществлять преемственность и непрерывность подачи материала от урока к уроку; создавать дидактические материалы и конспекты уроков для самостоятельной работы учащихся; записывать ход урока и решение задач для последующего анализа и использования; динамично и наглядно продемонстрировать сходства и различия свойств и качеств биологических объектов. Использование интерактивной доски меняет подход к учению, создает новые возможности и для учителя, и для ученика: развиваются воображение, творческие способности ребенка; становится возможным организовать коллективную и групповую работу, используя приемы проблемного обучения; появляется возможность работать эстетично и интересно.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья: " Использование возможностей интерактивной доски на уроках биологии в старших классах""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная статья позволяет узнать о возможностях использования интерактивной доски на уроках биологии в старших классах.

В современном образовательном пространстве каждый учитель ищет формы и методы в рамках новых образовательных технологий, помогающих и позволяющих подготовить к жизни в современном обществе адаптированных учеников. И с  наибольшей отдачей выполнить образовательный заказ общества.

 

Интерактивная доска позволяет учителю  перевести урок  на качественно новом уровне.  У него возникают новые возможности для построения системы работы по организации учебного процесса.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 916 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 381
    • DOCX 21.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Власова Галина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Власова Галина Сергеевна
    Власова Галина Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 32
    • Всего просмотров: 31985
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта "Точка роста": методология биологического эксперимента

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 590 человек из 76 регионов
  • Этот курс уже прошли 229 человек

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в сфере высшего образования. Как подготовиться к поступлению в вуз: простые ответы на сложные вопросы

Перейти к трансляции