Главная / Классному руководителю / статья Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников

статья Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников

Гридасова Марина Николаевна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Волжский городской лицей», г Волжск

ШКОЛЬНИК, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОФЕССИЯ, ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

В статье рассматриваются система профессионального самоопределения обучающихся в Волжском городском лицее, их ориентация не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке.

Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования и Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация на старшей ступени образования на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [1].

Одна из важнейших составляющих процесса самоопределения - повседневная помощь подрастающему поколению, формирование людей, готовых и могущих самостоятельно обдумывать перспективы своего профессионального развития. В этом деле роль личностных качеств людей, их психики очень велика.

Определение целей, задач и содержания предпрофильной подготовки, обсуждение спектра ее возможных проблем с педагогическим сообществом показывает, что без полноценного ориентационного компонента весь процесс окажется сведен к “комплектованию”, “подбору”, “отбору” без учета индивидуального запроса учащихся и без учета его готовности к формированию этого запроса. Чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека, живущего в современном, быстро меняющемся мире.

Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, выделяют в нем три основные стадии перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию.

На стадии самоопределения соотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления “Я” и “Другого”. На этом этапе важно, ориентируясь на обратную связь от других, анализируя и осознавая свои возможности и способности, стремиться максимально приблизить “Я-действующее” к “Я- отраженному”.

На стадии самовыражения соотнесение знаний о себе происходит в рамках “Я” и “Я”. На этом этапе человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует.

На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках “Я - высшее (творческое) Я”. На этом этапе формируется жизненная философия человека в целом, осознается смысл жизни, своя общественная ценность. Тем самым, субъект не только достигает профессионального мастерства, но и гармонично развивает свою личность, творчески самореализуясь [3].

Для совершения правильного профессионального выбора в первую очередь необходимо собрать как можно больше информации, которая может помочь в принятии решения. Выбор профессии и планирование жизненного пути не исключение. Тому, кто помогает совершать этот выбор, необходима информация о личности выбирающего - его интересах, склонностях, способностях, жизненных ценностях, которые важны для него. Но кроме знаний о своей личности необходимо еще владеть информацией об окружающей действительности, а в ситуации профессионального выбора -о рынке труда.

Таким образом, для того чтобы успешно сориентироваться и найти свое место на современном рынке труда, необходимо обладать компетентностью, как предметной (умение добывать и структурировать информацию), так и коммуникативной (способностью устанавливать и поддерживать продуктивные деловые контакты). Выбирая профессию, важно иметь, с одной стороны, широкое представление о рынке труда: в своей стране, своем городе, районе, что поможет правильно найти сферу применения своим способностям, умениям, определять отрасль, которой действительно нужны на данный момент специалисты.

Итак, развитие личности, ее интегральных характеристик, определяет выбор профессии и подготовку к ней, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности.

Задачей любой образовательной системы является не только обучение, но и развитие учащихся, помощь в социальной адаптации в различные возрастные периоды. Подростковый возраст представляет собой период становления личности. На этом ответственном этапе формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, стабилизируются черты характера. Главная мотивационная линия этого периода связана с самопознанием и самовыражением. Сформированность “образа Я” является одним из важнейших условий, позволяющих подростку адекватно соотнести свои личностные качества с требованиями различных профессий и, соответственно, эффективно реализовать свой потенциал в будущей профессиональной деятельности.

В психологическом плане самоопределившаяся личность-это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности), что от него ждет или хочет общество[6].

Целью психологического - педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся МОУ ВГЛ является подготовка и обеспечение эффективного профессионального и личностного самоопределения учащихся на основе применения закономерностей, принципов психологии с учетом индивидуальных особенностей школьников. В связи с этим определены основные факторы, влияющие на выбор профессии школьника (рис.1)[4].

hello_html_4766710f.png

Рис.1 Факторы, влияющие на выбор профессии

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Разработка и реализация программ» Шаги к профессии» (8 класс) “Я и моя профессия” (9 класс). В данных курсах предусмотрен подбор методов, проведение и анализ результатов диагностики личностных особенностей, знаний, навыков, мотивации учащихся, необходимых для успешного самоопределения в выборе профиля обучения и профессионального пути.

Помимо элективного курса вытекает необходимость индивидуального консультирования. Главная задача помочь ученику сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии.

Современное общество за последнее десятилетие сделало огромный шаг в сторону превращения в информационное общество. Получение информации приобретает новое значение. Человек, вовремя получающий информацию и умеющий ее правильно применить, зачастую имеет преимущество в учебе и карьере. Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.

Вполне закономерно рассмотреть, как можно применить эти технологии в профориентационной работе с молодежью, так как именно она проявляет наибольший интерес к использованию достижений информатизации.

Установлена высокая эффективность цикла профориентационных занятий с выпускниками школы при использовании информационно-компьютерных технологий. Существенно повышен показатель адекватности выбора профессии учащимися классов, в которых проводились занятия по профориентации, а также коэффициента реализации выпускниками школы своих профнамерений.

В настоящее время одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования средств новых технологий. Современные информационные технологии открывают доступ, как учителю, так и учащимся к нетрадиционным источникам информации (Интернет, мультимедийные средства, электронные учебники), их использование в учебном процессе даёт возможность повышения эффективности образовательных усилий, способствует творческому росту как обучаемых, так и обучающихся.

Использование различных образовательных средств автоматизированной системы диагностики в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.

2. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области.

3. Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.

4. Развитие способностей к определенным видам деятельности.

5.Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов.

6. Восстановление знаний, умений и навыков.

7. Контроль и оценивание уровней знаний и умений.

Основные направления (независимо от варианта организации) деятельности учителя, использующего ИКТ в профориетационной работе:

* Психолого-педагогическая диагностика личности школьника – подбор и разработка диагностических методик, позволяющих выявить: доминирующие каналы восприятия, предпочтительные способы передачи информации (графический, текстовый, вербальный, образный), темпы работы с информацией, уровень личной мотивации, личностные ориентации, зону ближайшего развития, коммуникативную включенность, уровень готовности к обучению, сформированность общеучебных умений и навыков.

* Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки и модули с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

* Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся.

* Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого ученика в отдельности[7].

Информационное обеспечение занятий по профессиональному самоопределению должно, на мой взгляд, включать:

- знакомство с видами деятельности при выполнении ручных, машинных и автоматизированных технологических операций;

- представления о характере работы рабочих, техников, специалистов в различных областях создания материальных и нематериальных ценностей;

- классификации профессий;

- описания условий работы;

- представления о структуре рынков труда;

- знакомство с системой службы занятости и трудоустройства, условиями найма на работу, спецификой рекламы;

- представления о службах психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения;

- проспекты учебных заведений и компаний – потенциальных работодателей.

Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс школы, а теперь и автоматизированное прохождение методик учениками и обработку результатов, существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное решение в выборе профессии или профиля обучения в старшей школе с помощью информационно-коммуникативных технологий. Деятельность педагога в этих условиях направлена не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения обучающегося в образовательном процессе.

Считаю, что выстраивание образовательного процесса, ориентированного на развитие индивидуальности школьника, его личностное и профессиональное самоопределение, должно осуществляется на основе психолого-педагогических рекомендаций. Цель психолого-педагогического сопровождения учащихся состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, в частности трудности выбора, не решать проблемы за него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора

Литература

  1. Гладий Т.М. Организация профориентации среди старшеклассников//Политехническое образование: проблемы и перспективы. - Якутск, Изд. ИПКРО РС (Я), 1998. .

  2. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1998.-386с.

  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М,:Просвещение,2000.-160с.

  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. -С.48-425

  5. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие для старшеклассников средней школы. М.: Просвещение ,1999.-363 с.

  6. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М.,1987.

  7. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников : учебно- метод. Пособие –М.: Глобус, 2006.-186с.









статья Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников
  • Классному руководителю
Описание:

Данная работа представляет собой обобщение опыта работыта работы педагога-организатора по составлению системы профессионального самоопределения обучающихся.

 Статья включает в себя как теоретический материал, так и материал о работе МОУ "Волжский городской лицей". Данное учебное заведение с 2008 года является базовой площадкой по данному направлению, на которой проводится работа и по автоматизированной диагоностике личностного роста обучающихся.

Автором применяются методики, которые были изучены при прохождении обучения в Центре "Иматон" г. Санкт-Петербурга в 2006 году. В ходе работы по данному направлению проводятся и элективные курсы  по профориентации.

В статье так же представлены формы работы с классными руководителями, родителями по оказанию помощи учащимся в выборе не только профессионального пути, но и выбора профиля обучения в старшей школе.

Автор Гридасова Марина Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 1180
Номер материала 1845
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓