Профессиональная компетентность и
профессионализм учителя-логопеда.
На сегодняшний день развитие
самообразование претерпевает различные изменения, обусловленные потребностями
общества. Современный подход в подготовке специалистов характеризуется
изменением системы их обучения и сменой направления, позволяющим специалистам
быть более гибкими, соответствовать запросам работодателей и быть более
успешными в дальнейшей жизни. В современных условиях востребованы более
квалифицированные работники сегодня остро встает вопрос конкурентоспособности,
профессиональной успешности и профессиональной пригодности.
С.А. Дружилов определяет понятие
«профессионализм», как особое свойство людей систематически, эффективно и
надежно выполнять сложную деятельность в самых разных условиях. В этом понятии
отражается такая степень овладения человеческой структурой профессиональной
деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и
объективным требованиям.
В модели профессионализма учителя-логопеда
С.А. Игнатьева выделяет следующие компетентности:
1. Методическая – понимание
научно-теоретических основ профессии, целостное видение
коррекционно-образовательных процессов и тенденций.
2. Инструментальная – владение
дифференцированными логопедическими технологиями, методами и средствами
профилактики, коррекции и устранения речевых нарушений у детей, подростков и
взрослых.
3. Интегральная - умение
сочетать теорию и практику логопедии.
4. Коммуникативная – умение
осуществлять компетентное и продуктивное педагогическое общение.
5. Адаптивная – способность
адаптироваться к изменяющимся условиям.
Одним из главных направлений модернизации системы
образования является достижение нового качества дошкольного, общего и
профессионального образования. Достижение этого качества возможно только при
условии полностью сформированной устной и письменной речи у обучающихся. А в
условиях, когда отмечается рост числа детей, родившихся с признаками
перинатального поражения центральной нервной системы, что почти всегда
проявляется в той или иной степени нарушенным развитием и в том числе и в
речевом развитии, соответственно неуклонно увеличивается количество детей,
нуждающихся в логопедической помощи на всех этапах развития и обучения.
Поэтому требования к логопеду
повышается. Необходимо четко диагностировать нарушения речевого развития и
подобрать необходимую и а Возросшая значимость
учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей с
проблемами в развитии, способствует росту требований к уровню его профессиональной
компетентности. Прежде всего, выделяются два компонента профессиональной
компетентности: профессионально-практические и социально-личностные навыки
специалиста.
Учитывая, что ведущим направлением деятельности учителя-логопеда
школы является коррекция дефектов речи и коррекция нарушений письма и чтения,
особую значимость приобретает овладение методическим мастерством, знанием
приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и
умение их применять не только во время проведения логопедических занятий, но и
во всех случаях общения с детьми.
декватную методику коррекционно-педагогической работы
для каждого возраста.
Профессиональные компетенции
учителя-логопеда делятся на две группы
1.
Общепрофессиональные
– общепедагогические, необходимые педагогам всех направлений: коммуникативная,
методологическая, комьпьтерная, инструментальная, адаптивная и др.
2.
Профессинально-специализированные
– специфические, характерные для логопедической практике:
- диагностическая – умение, изучив
речевые, коммуникативные, моторные навыки ребенка и проанализировав данные
беседы, анкеты, медецинских карт и заключения других специалистов, вынести точное
речевое заключение, позволяющее правильно построить логопедическую работу.
- инструментальная – подбор приемов
и методов коррекции, диагностики профилактики речевых нарушений, требует
владения дифференцированным логопедическим массажем, способами постановки
звуков и т.д.
- маршрутная – позволяет выстроить
маршрут комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения человека с
несовершенствами речевого развитие, которое часто сочетается с различными
отклонениями в развитии, что предполагает знание специфики всех этих трудностей.
- коммуникативная – подразумевает
общение с большим кругом участников коррекционно-педагогического процесса:
дети, имеющие особенности психофизического развития, их родители, смежные
специалисты и руководящие работники.
- компьютерная – владение офисными программами
и Интернетом, также активное использование их в коррекционно-развивающем
процессе.
Компетентностный подход в
подготовке специалистов лежит в основе разрабатываемых стандартов третьего
поколения. Четкое представление о структуре профессионализма учителя- логопеда
позволит повысить качество его профессиональной подготовки.
Литература: Волкова Л.С. – Логопедия;
Феличева Т.Б., Чевелева Н.А.,Чиркина Т.В. «Основы логопедии»; Лапп Е.А.,
Фролова Н.Г. «Современный логопедический урок»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.