Главная / Начальные классы / Статья "Проектная методика как средство повышения мотивации и развития творческих способностей детей на уроках окружающего мира"

Статья "Проектная методика как средство повышения мотивации и развития творческих способностей детей на уроках окружающего мира"


Филинова Н.И.

учитель начальных классов

МБОУ «НОШ №39» г.Читы




«ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»



«Не передавайте человеку знание, но старайтесь,

чтобы он получил способность сам доходить до него

вот крайний предел педагогики во всех степенях учения.»

В.Ф.Одоевский.

Уже 15 лет педагоги нашей школы работают по программе «Школа 2100», а значит, ставят целью личностно-ориентированное обучение и воспитание детей. Все эти годы они ищут, изучают различные методы и приёмы для того, чтобы добиться этой цели. Опыт работы педагогического коллектива школы наглядно показывает, что личностно-ориентированное обучение возможно при использовании таких технологий, как сотрудничество, метод проектов и разноуровневое обучение. Эти новые технологии легко сочетаются с традиционными формами обучения, позволяют повысить мотивацию, служат раскрытию и развитию творческих способностей каждого ребёнка – и слабых, и «проблемных», и одарённых, способных детей.

Важное место в формировании исследовательских умений занимает метод проектов, так как он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Работа над учебным проектом закладывает у детей основу формирования учебной деятельности, создает условия для проявления познавательной активности. Результатом этой деятельности обязательно должно быть открытие-получение новой, неизвестной для ученика информации.

Мой опыт работы в этой школе небольшой: я работаю третий год учителем окружающего мира и истории в 3-4 классах. До этого часто совмещала работу учителя истории со своей основной работой в краевом художественном музее. По роду своих занятий я была тесно связана с музейной педагогикой ( разрабатывала для ребят выставки, экскурсии, культурные мероприятия и тд.). Работая с детьми, всегда задавала себе вопрос: почему наши детки из маленьких активных первооткрывателей становятся (надеюсь, что не все) неподъемными, косноязычными существами, которым трудно, лень выучить даже минимум информации?

Работая в школе, я нашла ответ на этот вопрос- школа не просто должна дать ребенку знания, а создать такие условия, в которых он был бы заинтересован сам взять эти знания. В этом и заключается суть метода проектов. Моя задача, как учителя, организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо действовать в новых условиях. Наличие готовых разработок, методик, публикаций помогли мне без особых усилий и срывов начать апробацию проектной методики. Но я, как правило, стараюсь не брать их целиком - всегда что- то меняю, в зависимости от условий, класса.

Однажды мне в руки попалась очень интересная тетрадь для школьников Е.Н.Дзятковской «Учусь учиться». И мы с ребятами выбрали тему проекта по окружающему миру в 4 классе «Учеба для здоровья». Начали мы с анкетирования, сколько же ученики 4 класса тратят времени на выполнение домашнего задания, затем они самостоятельно выясняли, какая связь может быть между условиями учебы и учебными успехами, здоровьем ученика, а закончили работой над режимом младшего школьника- какой же должен быть у него режим для успешной учебы и здоровья? В ходе проекта дети проводили эксперименты, анкетирование, выдвигали гипотезы, классифицировали полученные результаты, делали выводы, обменивались информацией друг с другом и родителями. Информация должна быть достоверной, правдивой, поэтому необходимо тщательно провести исследование. Изменять его результаты нельзя. При выполнении самостоятельной работы ошибок, конечно, было много, но я поощряю детей за творчество и самостоятельность. И еще я заметила, что мои дети избегают групповых и парных форм работы над проектом – каждый хочет работать самостоятельно (ярко выражен эго-фактор). Видимо, ученикам важна самореализация и самоутверждение.

Проектная методика предполагает создание образовательных ситуаций, которые сталкивают младших школьников с явлениями, входящими в противоречие с имеющимися у них представлениями. Например, всем известно, как отличается здоровое питание от вкусного, и как трудно переубедить школьника есть кашу, если он дома этим не питается. Начинается отказ от завтрака в школе, а этого допустить нельзя, иначе нанесем вред здоровью школьника. Но понимаем- то это мы, а ребенок и в большинстве случаев родители этого не понимают. Как изменить эту ситуацию? Пришло на помощь проектное обучение! В прошлом учебном году мы решили провести в школе Неделю «правильного питания». На уроках окружающего мира познакомились с пищеварительной системой человека. Дети узнали, что самая распространенная болезнь органов пищеварительной системы – это гастрит. Затем ребята выясняли, каковы причины появления гастрита у школьников. Они провели исследовательскую работу, которая включала в себе изучение литературы по данному вопросу, анкетирование учеников, родителей, работников столовой, проводили конкурсы на лучший рецепт, на самую чистую тарелку, оформляли стенгазеты, выпустили школьную газету, памятку «Как правильно питаться», писали отзывы о работе школьной столовой, выступали со своими проектами на родительских собраниях. Дети выработали рекомендации по профилактике гастрита у детей. Неделя «правильного питания» прошла успешно. В ней приняло участие более 60% учеников нашей школы. А главный результат приятно удивил всех учителей и администрацию школы - стало меньше отказов от каши, киселей и меньше претензий к столовой со стороны родителей. Они стали более осознанно подходить к вопросам питания своих детей.

При работе работа над проектом я обязательно учитываю возрастные особенности младших школьников. Продолжительность выполнения ими исследования не может быть слишком долгой. У них может наблюдаться слабая концентрация внимания, чрезмерный уровень фантазии в процессе работы над проектом, что приводит к быстрой утомляемости и потере интереса к работе вообще.

В проектном обучении мне нравится моя роль. Я являюсь организатором, координатором и консультантом проекта, а дети учатся самостоятельно брать информацию из учебников истории, географии, искать ее в справочниках и журналах. Учатся отбирать главное, оформлять в связный рассказ. Тщательно подбирают средства поддержки – фотографии, картинки, рисунки. Я поддерживаю детскую любознательность, стараюсь не оттолкнуть ребенка, а наоборот – заинтересовать, поощрить. Защита проекта проходит тогда, когда ученик готов рассказать его по памяти, ответить на вопросы слушателей. Оценку за презентацию и защиту ставит класс, а за грамотность – учитель (после проверки дома). Проект, не имеющий средств поддержки, оценивается на балл ниже.

В этом году я планирую расширить тематику проектов – в плане предпрофильной подготовки, хоть наши дети ещё и малы, но решила попробовать добавить тему: «Выбор профессии». Темы проектов:

  • «Учителя школы»

  • «Профессия моей мамы (папы)»

Современные исследователи метода проектов отмечают не только то, что он дает много для детей, но и то, что он даёт учителю – повышает его профессиональную компетентность. С этим нельзя не согласиться. Да, проектная методика мне даёт многое. Сотрудничая с детьми, будучи их советчиком и помощником, я многому учусь сама. Удивляюсь их способностям и изобретательности, их наблюдательности и требовательности к себе. «Век живи – век учись» - народная мудрость. И чем дольше работаешь, тем чаще убеждаешься, как много ещё не знаешь и не умеешь сам. Поэтому и продолжаешь учиться, искать, пробовать на практике.

Считаю, что применение проектной методики помогает мне в решении главной моей задачи как учителя – повышение мотивации и развитие творческих исследовательских умений, которые помогут младшему школьнику выходить из нестандартных ситуаций, не только при решении учебных задач, но и в освоении своего социального опыта. Работая над проектом, слабые ученики обретают веру в себя, самоутверждаются, сильные ученики показывают, на что они способны. Все дети реализуют свои знания, способности и имеют возможность для проявления своего эго, каждый выбирает то, что ему интересно и выполняет работу самостоятельно. Возрастает интерес к истории и окружающему миру, складывается ситуация успеха. Эти учебные предметы становятся более популярными и интересными. У детей развивается речь, расширяется лексический словарь и кругозор. Мои вчерашние четвероклассники успешно учатся сегодня в разных школах города. Многие из них стали активными членами школьных научных обществ, выступают на конференциях и являются активными помощниками учителей на уроках

По моему мнению, проектная методика на сегодняшний день – один из эффективных методов и средств повышения мотивации к изучению окружающего мира.


Литература:

  1. Коваленко О.А. Методы формирования исследовательских умений младших школьников. Начальная школа 2011 г. №2, с.83

  2. Невейкина Н.В. Сидорова Н.С.Исследовательские тренинги в начальной школе. Управление начальной школой 2011 г. №1, с.25

  3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. Методист 2004 г.№3, с 47-50

  4. Семенова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников: дисс..канд.пед.наук /Н.А.Семенова.-Томс, -2007. -203 с



3


Статья "Проектная методика как средство повышения мотивации и развития творческих способностей детей на уроках окружающего мира"
  • Начальные классы
Описание:

Статья  обобщает небольшой опыт работы учителя в начальной школе по методу проектов. Цель статьи рассказать о том, как пректная методика помогает учителю в решении главной задачи в его деятельности- повышение мотивации и развитие творческих  исследовательских умений. Эти умения очень важны для маленького человека. Они помогут ему не только при решении учебных задач, но ив освоении своего социального опыта. Работая над проектом у ребят возрастает интерес к истории и окружающему миру, складывается ситуация успеха. 

Автор Филинова Наталья Ивановна
Дата добавления 13.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 613
Номер материала 7079
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓