Главная / Начальные классы / Статья "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС"

Статья "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС"

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС



Выступление подготовила

Сонкина Наталья Сергеевна

учитель начальных классов

СЛАЙД № 1

«Слово «проект», быть может, самый последний посетитель, стучащий в двери педагогической терминологии. Следует ли пустить этого незнакомца?»

В.Х. Кильпатрик,

американский педагог, основоположник метода проектов

СЛАЙД № 2

В современном образовательном процессе «Проектная деятельность обучающихся начальной школы» актуальна и важна. Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет обучающимся приобретать знания, которых невозможно достичь только традиционными методами обучения. Она помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя решать ряд важных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».


СЛАЙД № 3


Проектная деятельность это разновидность проблемного обучения, т.к. при выполнении проекта дети ставят перед собой массу вопросов, на которые затем, в процессе работы, находят ответы.


СЛАЙД № 4


Впервые с понятием проект дети знакомятся в первом классе. Образовательная программа «Школа России» регулярно отводит время на проектную деятельность. Этот метод способствует развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности и в то же время формирует умения и навыки работать в коллективе. Главным достоинством этого метода является не абстрактная, а вполне конкретная деятельность учащихся.

Очень часто это долгосрочные проекты, их осуществлять легче. Но хочу отметить дефицит времени, который мешает качеству работы.

СЛАЙД № 5

В своей работе использую проекты разных видов.

Готовя выступление на школьное методическое объединение по теме «Приёмы организации самостоятельной познавательной деятельности младших школьников в режиме учебного проектирования», я узнала о технологии мини – проект. Его можно выполнить за 40 – 45 минут урока. Для этого должны быть под рукой все необходимые источники информации, должно быть сформировано умение детей самостоятельно и оперативно работать в группах (всем одновременно учитель помочь не сможет).

Учебный проект — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся - партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности обучающихся в рамках данного метода.

СЛАЙД № 6

На уроке окружающего мира «Охрана растений» я задала вопрос - проблему, зачем и как надо охранять растения? Используя разные источники информации: учебник, энциклопедии, книги о природе родного края, карту, видеосюжет о растениях, дети смогли найти ответ. Была определена роль растений в жизни животных и человека. Вспомнили о лекарственных растениях, о красоте цветущего луга, о редких представителях флоры. Не забыли о правилах охраны растений.

На уроке математики «Решение задач на нахождение периметра прямоугольника» задаю вопрос, какой способ решения задач данного типа самый удобный? Было рассмотрено несколько способов решения. В итоге - выбран самый рациональный способ решения задач данного типа.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.



СЛАЙД № 7

В 1 классе мы с ребятами выполняли проекты: «Моя семья», «Дикие животные», «Математика вокруг нас», «Мой класс и моя школа». Проекты были индивидуальными, т.е. дети сами, с помощью родителей, учителя находили нужный материал в книгах, энциклопедиях и в сети Интернет.

Данная работа очень понравилась учащимся. На первых порах проекты были представлены в виде рисунков, аппликаций, рукописных текстов. Постепенно задания усложнялись, и вот к 3 классу мы имеем работы в виде книжных буклетов, мультимедийных презентаций. Одна ученица проект «Мой класс и моя школа» выполнила как документальный фильм.

СЛАЙД № 8

Работа над проектом расширяет кругозор ребёнка, воспитывает и сплачивает детский коллектив. Этот воспитательный аспект проекта прослеживался при оформлении стенной газеты, подготовки фотоальбома, выступлении перед аудиторией. Это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, поэтому достигается особый положительный эффект.

Так появился коллективный проект «Строим город».


СЛАЙД № 9


Идею о создании проекта выдвинули сами дети. На уроке технологии мы занимались моделированием из бумаги, делали макеты домов, а затем ребята решили, если собрать всё воедино, то получится город. Я с большим удовольствием поддержала детей.

Интересной была работа над проектами: «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии», «Рифма», «Письмо Деду Морозу».

Свои творческие возможности обучающиеся показали в проекте «Богатство, отданное людям». Дети представили примеры благородного служения человека людям в прошлом и настоящем, в родном крае и в других уголках страны, во многих странах мира. Ребята и родители очень прониклись темой и предложили организовать экскурсию в дом – музей П.П.Бажова. Экскурсия состоялась, ученики еще больше расширили свой кругозор.


СЛАЙД № 10


В этом учебном году интересной работой был групповой проект «Сочиняем волшебную сказку». По мотиву сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» обучающиеся придумали свой вариант «Где найти WiFi?». Театрализацию сказки дети представили перед классом и на родительском собрании. Планируется показ спектакля перед обучающимися других 3 классов в рамках проведения школьной методической недели по литературному чтению.


СЛАЙД № 11


Работать над проектами способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта.

Критерии успеха работы над проектом обозначены на слайде. Каждый пункт дополняет следующий, а все вместе определяет продуктивный результат.


Результаты работы проектной деятельности в моем классе уже видны. Многие ученики стали активными читателями школьной и городской библиотек, они уже сейчас могут самостоятельно найти нужную информацию, ответить на поставленный вопрос. Обучающиеся активно принимают участие в различных конкурсах, проектах, интеллектуальных играх. Грамоты и дипломы пополняют портфолио учеников. «Портфель достижений» способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Метод проектов помогает готовить школьников к научно – исследовательской деятельности. В этом учебном году мои третьеклассники примут участие в «Курчатовских чтениях».

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учеников, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Важно помнить, что главным в работе над проектом является ученик, а не учитель. Учитель только координирует действия учеников.


СЛАЙД № 12


Свое выступление хочу закончить словами другого американского педагога Е.Коллингса:

««В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово за ребенком, последнее за учителем”.


СЛАЙД № 13











Статья "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС"
  • Начальные классы
Описание:

В рамках реализации ФГОС особое внимание отводится на проектную деятельность. В основе метода проекта лежит развитие познавательных интересов,  умений самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных  с темой проекта, развивать критическое мышление.  Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность  учащихся,  индивидуальную,  парную или групповую,  которую учащиеся выполняют  в течение определенного отрезка времени.  В соответствии с доминирующим методом,  лежащим в основе выполнения проекта,  различают: исследовательские  проекты, творческие, приключенческо-игровые, информационные, практикоориентированные. Работа над проектами достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.  Статья из опыта работы  поможет учителям начального общего образования организовать проектную деятельность с обучающимися.

Автор Сонкина Наталья Сергеевна
Дата добавления 15.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 3098
Номер материала 54131
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓