Проектная
деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС
Выступление подготовила
Сонкина Наталья Сергеевна
учитель начальных классов
СЛАЙД
№ 1
«Слово
«проект», быть может, самый последний посетитель, стучащий в двери
педагогической терминологии. Следует ли пустить этого незнакомца?»
В.Х.
Кильпатрик,
американский
педагог, основоположник метода проектов
СЛАЙД № 2
В современном образовательном процессе «Проектная деятельность обучающихся начальной школы» актуальна и
важна. Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах
второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется
развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности
мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет обучающимся
приобретать знания, которых невозможно достичь только традиционными методами
обучения. Она помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и
понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он
активно используется педагогами, позволяя решать ряд важных задач – это и
повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление
знаний по заданной теме.
Девизом
этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и
философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога,
размышляйте, и хотя и криво, да сами».
СЛАЙД
№ 3
Проектная
деятельность это разновидность проблемного обучения, т.к. при выполнении
проекта дети ставят перед собой массу вопросов, на которые затем, в процессе
работы, находят ответы.
СЛАЙД
№ 4
Впервые с
понятием проект дети знакомятся в первом классе. Образовательная
программа «Школа России» регулярно отводит время на проектную деятельность. Этот метод способствует развитию у школьников творческого мышления,
самостоятельности и в то же время формирует умения и навыки работать в
коллективе. Главным достоинством этого метода является не абстрактная, а вполне
конкретная деятельность учащихся.
Очень
часто это долгосрочные проекты, их осуществлять легче. Но хочу отметить дефицит
времени, который мешает качеству работы.
СЛАЙД № 5
В своей
работе использую проекты разных видов.
Готовя
выступление на школьное методическое объединение по теме «Приёмы
организации самостоятельной познавательной деятельности младших школьников в
режиме учебного проектирования», я узнала о технологии мини – проект. Его
можно выполнить за 40 – 45 минут урока. Для этого должны быть под рукой все
необходимые источники информации, должно быть сформировано умение детей
самостоятельно и оперативно работать в группах (всем одновременно учитель
помочь не сможет).
Учебный проект — это
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся
- партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,
направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы,
значимой для участников проекта. Является основной формой организации
познавательной деятельности обучающихся в рамках данного метода.
СЛАЙД № 6
На уроке
окружающего мира «Охрана растений» я задала вопрос - проблему, зачем и как
надо охранять растения? Используя разные источники информации: учебник,
энциклопедии, книги о природе родного края, карту, видеосюжет о растениях, дети
смогли найти ответ. Была определена роль растений в жизни животных и человека.
Вспомнили о лекарственных растениях, о красоте цветущего луга, о редких
представителях флоры. Не забыли о правилах охраны растений.
На уроке
математики «Решение задач на нахождение периметра прямоугольника» задаю вопрос,
какой способ решения задач данного типа самый удобный? Было рассмотрено
несколько способов решения. В итоге - выбран самый рациональный способ решения
задач данного типа.
В
современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического
предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
СЛАЙД № 7
В 1 классе мы с ребятами
выполняли проекты: «Моя семья», «Дикие животные», «Математика вокруг нас», «Мой
класс и моя школа». Проекты были индивидуальными, т.е. дети сами, с помощью
родителей, учителя находили нужный материал в книгах, энциклопедиях и в сети
Интернет.
Данная работа очень
понравилась учащимся. На первых порах проекты были представлены в виде рисунков,
аппликаций, рукописных текстов. Постепенно задания усложнялись, и вот к 3
классу мы имеем работы в виде книжных буклетов, мультимедийных презентаций.
Одна ученица проект «Мой класс и моя школа» выполнила как документальный фильм.
СЛАЙД № 8
Работа
над проектом расширяет кругозор ребёнка, воспитывает и сплачивает детский
коллектив. Этот воспитательный аспект проекта прослеживался при оформлении
стенной газеты, подготовки фотоальбома, выступлении перед аудиторией. Это подчинено
одной цели и вызывает у ребят интерес, поэтому достигается особый положительный
эффект.
Так
появился коллективный проект «Строим город».
СЛАЙД
№ 9
Идею
о создании проекта выдвинули сами дети. На уроке технологии мы занимались
моделированием из бумаги, делали макеты домов, а затем ребята решили, если
собрать всё воедино, то получится город. Я с большим удовольствием поддержала
детей.
Интересной
была работа над проектами: «Красная книга, или возьмем под защиту»,
«Профессии», «Рифма», «Письмо Деду Морозу».
Свои
творческие возможности обучающиеся показали в проекте «Богатство, отданное
людям». Дети представили примеры благородного служения человека людям в
прошлом и настоящем, в родном крае и в других уголках страны, во многих странах
мира. Ребята и родители очень прониклись темой и предложили организовать
экскурсию в дом – музей П.П.Бажова. Экскурсия состоялась, ученики еще больше
расширили свой кругозор.
СЛАЙД
№ 10
В
этом учебном году интересной работой был групповой проект «Сочиняем волшебную
сказку». По мотиву сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» обучающиеся придумали
свой вариант «Где найти Wi – Fi?». Театрализацию сказки дети представили перед классом и на
родительском собрании. Планируется показ спектакля перед
обучающимися других 3 классов в рамках проведения школьной методической недели
по литературному чтению.
СЛАЙД
№ 11
Работать
над проектами способны дети разного уровня подготовленности или развития
интеллекта.
Критерии
успеха работы над проектом обозначены на слайде. Каждый пункт дополняет
следующий, а все вместе определяет продуктивный результат.
Результаты
работы проектной деятельности в моем классе уже видны. Многие ученики стали
активными читателями школьной и городской библиотек, они уже сейчас могут
самостоятельно найти нужную информацию, ответить на поставленный вопрос.
Обучающиеся активно принимают участие в различных конкурсах, проектах,
интеллектуальных играх. Грамоты и дипломы пополняют портфолио учеников.
«Портфель достижений» способствует повышению
самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого
ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Метод проектов помогает готовить
школьников к научно – исследовательской деятельности. В этом учебном году мои третьеклассники
примут участие в «Курчатовских чтениях».
Проектная
деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учеников,
подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и
воспитания из стен школы в окружающий мир.
Важно
помнить, что главным в работе над проектом является ученик, а не учитель.
Учитель только координирует действия учеников.
СЛАЙД
№ 12
Свое
выступление хочу закончить словами другого американского педагога Е.Коллингса:
««В
школе, в которой работают по методу проектов, первое слово за ребенком, последнее
за учителем”.
СЛАЙД
№ 13
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.