Главная / Другое / Статья Проблемы системы образования Российской Федерации.

Статья Проблемы системы образования Российской Федерации.

Бела Аршаковна Казарян

преподаватель педагогики и психологии

КГОАУ СПО «Спасский педагогический колледж»

Приморский край, с. Спасское, ул.Комсомольская 108

spasskped3@mail.ru

8(42352) 3 93 99

Проблемы системы образования Российской Федерации.


Качество образования – это важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на общее будущее страны. Со сменой веков необходимо поменять и саму систему образования, улучшить ее. Сейчас же, хотя Советская система образования уже стала прошлым, её на смену не пришло ничего стоящего. Для продвижения вперед и совершенствования системы образования необходимо выявить проблемы, мешающие этому и устранить их.

Итак, одна из основных проблем современного образования в нацеленности большинства школьных программ на то, чтобы подтянуть «середнячков», в то время как более развитые ученики скучают, теряя интерес к уроку, и в итоге становятся такими, как все. Лишь немногим из них удаётся не уронить планку, да и то с помощью репетиторов. А эти самые «середнячки», научившиеся «чему-нибудь и как-нибудь», впоследствии сдают экзамены на «тройки» и с помощью связей (а иногда и денежных вливаний) поступают в хорошие вузы.

Все, что сейчас есть в школе, да и сами здания остались со времен СССР, и ученики проводят одиннадцать лет на остатках былого могущества страны. Здесь я имею ввиду не только о разваливающейся мебели, отсутствии современных средств обучения, устаревших учебных пособиях, меня волнует другое: почему повсеместная компьютеризация обошла многие отдельно стоящие учебные заведения, где из двух кабинетов информатики открыт только один, старенькие компьютеры же из второго исчезли как в сказке, оставив после себя пыльный след на столах? Необходимо, чтобы правительство обратило на это внимание, проведя ряд реформ по обновлению школ не за счет родителей, а из государственной казны.

Следующая проблема - явно просматриваемая тенденция опускания планки сложности информации до все более младшего возраста. Эта линия информационной динамики даже превышает по своей скорости социальное ускорение. Информационный процесс неотъемлемо связан со своей технической базой, которая требует дополнительного объема знаний для ее использования. Это введение компьютерной базы в начальные классы и даже детские сады. Усвоение знаний и навыков, связанных с техническим оснащением быстро развивающегося информационного процесса, значительно отодвигает традиционные квоты образовательных программ. Особенно это касается гуманитарных предметов (литература, история) и математики.

Далее - тенденция сдвигов между блоками образовательных программ, которая проявляется в том, что школьник может раньше узнать более сложный вопрос программы, а более простой, но базовый, остается неусвоенным. И тогда ученики выискивают в интернете экзотическую информацию, а она, в свою очередь, служит блоком для усвоения классического фундамента. И притом далеко не вся учебная информация в интернете соответствует методическим требованиям программ данного предмета. Опора учащегося на информационные ресурсы мобильного телефона или компьютера отбирает желание развивать память, учение библиографического поиска и другие учебные действия. Современные учащиеся все более теряют навык «работы на знание». Зачем учиться, если все можно найти готовым в интернете. Постепенно методика разрабатывает средства воспитания интеллектуального труда для извлечения учебного материала из ресурсов интернета. Однако это только устанавливающийся этап развития методики.

Еще одно проблемное поле современного образования на всех его этапах – оценка знаний. В современных условиях очень разошлись «оценка» и «качество знания», и сейчас самое главное то, что это произошло большей частью по вине самих учеников. Очень часто в старших классах школы (перед выпуском в борьбе за «балл» аттестата), в средних (чтобы пройти с «красным дипломом» в вуз без экзамена) и высших профессиональных учебных заведениях (может больше в негосударственных) обучающиеся требуют себе желаемую оценку. В обществе должны быть востребованы высококвалифицированные специалисты. Однако эта высшая социальная задача адаптируется к личным качествам руководителей всех рангов и еще большие усложнения несут устанавливаемые размеры зарплат. И тут начинаются перекосы… А хорошо оплачиваемые плохие специалисты несут разрушительные тенденции образованию. Зачем стремиться к качеству знания, если огромные суммы денег можно получить без них?

Еще одна актуальная проблема – повсеместное введение тестирования. Но, так ли хороша и удобна такая форма контроля? Тестирование представляется как путь получения максимально объективной оценки за знания. Однако здесь очень много нерешенных проблем. Вопрос поворачивается к качеству самих тестов. Тестирование как форма контроля знаний прочно утвердилась на всех уровнях образования. Преимущества тестирования очевидны: объективность оценки результатов, сведение до минимума посредничества преподавателя при получении ответа на поставленный вопрос, чёткая информационная очерченность ответа. Однако проведение тестирования, вызывает определённую тревожность у обучающихся. А раз подключаются эмоции, значит нужно обязательно учитывать психологические аспекты этой учебной деятельности.

Начнём с психологической проблемы. К 9 и далее к 11 классам у учащихся уже сложилась своя индивидуальная грамотность, и неправильное эпизодическое вторжение в неё может вызывать ошибки.

Иногда формальный подход к составлению тестов доходит до крайностей: вопросы теста составляются так, чтобы удобнее было их заложить в программу компьютера для проверки.

Далеко не самый маловажный аспект – заработная плата учителя/преподавателя.

Главный вектор, регулирующий трудовую занятость в рассматриваемой нами ситуации при наличии диплома о высшем образовании,− размер заработной платы. И этот вектор иногда вступает в противоречие с потребностями общества: далеко не всегда уровень заработной платы отражает вносимый в народное хозяйство вклад. В советское время размер зарплаты более уважительно относился к диплому о высшем образовании: зарплата профессора доктора наук была почти равна зарплате директора завода. Хотя в советское время рабочие профессии высокого разряда (без диплома о высшем образовании) тоже хорошо оплачивались. Однако уже сейчас нет этого экономического пространства.

В постперестроечном экономическом пространстве сложился тип элитных профессий (например, финансовый директор и другие), которые имеют авторитет не по причине обязательной принадлежности к диплому о высшем образовании: величину зарплаты в данной ситуации определяет не наличие диплома, а содержание выполняемых обязанностей, которые связаны с хорошо финансируемыми участками экономики. Это сильно ударило по авторитету школы.

Финансовое обеспечение преподавательского труда не четко регламентировано, и многие грани преподавательского труда не учитываются. Действительно, труд учителя любой ступени образования имеет большой потенциал творчества, который не укладывается в формальную рамку учета. Ведь это работа с человеком, да еще и развивающимся. В педагогическом труде много непредвиденных ситуаций, которые требуют от учителя большой энергии. Все образовательные материалы дают лишь матрицу педагогической деятельности, и каждый ее шаг обрастает творчеством, инициативой. Основа финансовой сетки преподавательской деятельности–это расчет часов, которые учитывают различные формы обучающей деятельности. Но с каждым годом возрастает объем комплекта методических материалов, учебных разработок, рабочих программ, учебно-методических комплексов и т.д. Здесь работа преподавателя значительно превышает почасовой учет. Но это не совсем первая причина низкой финансовой планки преподавательской профессии. Низок уровень оплаты одного часа. Мало учитывается и длительность педагогического стажа, а следовательно и педагогического опыта. Средняя пенсия обычного учителя-пенсионера 7-8 тысяч, а часто и того меньше. При рыночной системе экономики авторитет любого дела оценивается денежной суммой.

Достойная зарплата, имеющая экономический авторитет в обществе,– необходимый атрибут социального авторитета школы. А ведь школа− это наиболее богатый хранитель знаний, а следовательно и духовности. Отсюда проистекают соответствующие выводы о ценностной ориентации общества, которая устанавливается знаниями, полученными в системе образования. Если в обществе не поддерживается авторитет источника знаний, то в обществе могут складываться заниженные жизненно-ценностные ориентиры. На поверхность это выступает в упрощенных, примитизированных, огрубленных формах лингвистической коммуникации. Финансово крепкие зарплаты преподавателей (имеется в виду масштабный охват этой профессии по всей России) обеспечил бы приток высококвалифицированных специалистов в эту сферу, позволил бы заполнить пустующие места прежде всего в школах. Школы, да и вузы, страдают от того, что хороших преподавателей перетягивают в более высокооплачиваемую сферу.

Преподаватель современного несет высокую ответственность не только за информационное качество содержания образования школы, но и за информационное развитие общества в целом.

Далее - рыночная ориентация современного образования, превращающая преподавателя в «торговца навыками и умениями».

Ценности сегодняшних студентов отходят от традиционного академического содержания и методов. Учителя, которые только придерживаются учебника, выглядят «как старая шляпа». Современные студенты получают образование в мире информационных технологий; они предпочитают ориентироваться на несколько заданий, чем на какое-нибудь одно; их скорее привлекает какой-то авторитет или веб-сайт, чем преподаватель.

Творческий критерий к педагогическому мастерству современного вузовского преподавателя значительно возрос. Многовариантность и мобильность проявления современного преподавателя поможет решить многие проблемы современной школы.

При обсуждении стратегических направлений социально-экономического и научно-технического развития России, а также выработке предложений по прогнозу и программам долгосрочного развития страны на ХХI в. возникает явная неопределенность. Прогноз на век вперед был бы крайне сомнителен. 
Более разумно ограничить прогнозы и прожекты ближайшими и жесткими временными рамками. Речь идет о 10-20 годах. Мы можем с более высокой степенью достоверности перечислить те основные мировые проблемы образования, которые, несомненно, век ХХI унаследует от века ХХ. С меньшей степенью уверенности, но в принципе возможно прогнозировать и развитие ситуации с образованием в России на старте нового века. Еще более определенно мы можем сказать о разрешимости или неразрешимости в указанные сроки уже известных проблем, которые жизнью, состоянием знаний и практики поставлены в сфере фундаментальной науки. 

Одна из крупных проблем, привлекающая внимание как руководителей государства, так и его граждан, является реформирование системы образования. Сюда относится важная составляющая этой многоаспектной проблемы— адаптирование и развитие в связи с современными социальными условиями образования, которое имеет свою структуру.

Проблем в современном образовании множество, но говорить о них не значит решать. Чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки, нужно понимать: для ребенка пойти в первый класс -  значит перейти Рубикон. Переступая порог школы, он делает шаг в сознательную жизнь, в которой родители не всегда окажутся рядом. Именно учитель будет помогать ему  долгие одиннадцать лет, именно он поведёт по непростой дороге знаний. Куда приведёт она, зависит от системы образования в целом. Поэтому  слова великого поэта: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», которые любит повторять и наш президент, пусть останутся только иронией. Тогда в стране появится больше профессиональных работников, и Россия значительно продвинется вперед в своем развитии.


Библиография

  1. Рейзема Я.В. Информационный анализ социальных процессов: Проблемы социальной информатики.-М.:Наука,1982.-198 с.

  2. Рейзема Я.В. Информатика социального отражения: Информационные и социальные основания общественного разума.-М.:Прометей,1990.- 221 с.

  3. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб:Талисман,1995.-288 с.

  4. Цена метафоры или Преступление и наказание Синявского и Даниэля. Сост. Е. М. Великанова.- М.:СП “Юнона”,1990.-526 с.

  5. Сомов В.П.Словарь редких и забытых слов.-М.:ООО Издательство «Астрель»,ООО Издательство АСТ,2001.-605 с.

  6. Prensky M. 2001/ Digital natives, digital immigrants, On the Horizon 9(5);1-6.

  7. Skiba D.J. 2008. Nursing education 2.0: Games as pedagogical platforms. Nursing Education Perspectives 29(33); 62-63.

  8. Reilly Peter Understanding and Teaching Generation Y// English Teaching FORUM Vol.50 N0. 1 2012.-P.4

  9. ЖМП № 3, 2011. с.9-10.

  10. ЖМП № 3, 2011, с.18-21


Статья Проблемы системы образования Российской Федерации.
  • Другое
Описание:

Статья по теме: Проблемы системы образования Российской Федерации.

Проблемы системы образования Российской Федерации.

 

Качество образования – это важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на общее будущее страны. Со сменой веков необходимо поменять и саму систему образования, улучшить ее. Сейчас же, хотя Советская система образования уже стала прошлым, её на смену не пришло ничего стоящего. Для продвижения вперед и совершенствования системы образования необходимо выявить проблемы, мешающие этому и устранить их.

Проблем в современном образовании множество, но говорить о них не значит решать. Чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки, нужно понимать: для ребенка пойти в первый класс -  значит перейти Рубикон. Переступая порог школы, он делает шаг в сознательную жизнь, в которой родители не всегда окажутся рядом. Именно учитель будет помогать ему  долгие одиннадцать лет, именно он поведёт по непростой дороге знаний. Куда приведёт она, зависит от системы образования в целом. Поэтому  слова великого поэта: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», которые любит повторять и наш президент, пусть останутся только иронией. Тогда в стране появится больше профессиональных работников, и Россия значительно продвинется вперед в своем развитии.

 


Автор Казарян Бела Аршаковна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 962
Номер материала 1819
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓