Проблемы
и перспективы развития коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями
интеллекта
В изменяющихся социально-экономических условиях для
решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями
интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Основной
направленностью специальной школы должна стать практическая подготовка к жизни
наиболее социально развитой группы детей.
В настоящее время важно определить
принципиальные направления в разработке подходов, учитывающих как накопленный
опыт, так и новые тенденции в развитии специальной педагогики. При этом надо
обратить внимание на те тревожные явления, которые вызывают серьёзную
озабоченность специалистов, занимающихся проблемами умственной отсталости. Это:
-Отсутствие сколько-нибудь достоверных статистических
сведений относительно числа лиц с умственной отсталостью (в возрасте от 2 до 27
лет);
-Увеличение притока детей с интеллектуальной
недостаточностью
Из множества проблем, первоочередными в их решении
являются следующие:
Необходимо признать, что дефектологии есть на что
опираться с точки зрения методологических подходов к феноменологии
интеллектуального дефекта (Л.С.Выготский, Ж.И.Жиф, А.Р.Лурия, Г.М.Дульнев,
В.И.Лубовский, В.Г.Петрова и др.). Вместе с тем есть необходимость пересмотра
некоторых положений, касающихся условий, форм, содержания коррекционной помощи
умственно отсталым лицам, с учетом развития общественного сознания, роста
интеграционных связей с развитыми государствами. В связи с этим возникает
задача разработать концепцию коррекционной и реабилитационной помощи лицам с
умственной отсталостью. Необходимость создания концепции коррекционной помощи
умственно отсталым определяется тем, что данная проблема ранее решалась только
в одной ее части – в обучении. Несмотря на специфические требования
олигофренопедагогики, на практике принципы, методы обучения и воспитания
умственно отсталых детей зачастую копировали массовую школу, препятствуя
осуществлению комплекса специфических (коррекционных) задач
учебно-воспитательного процесса. Подобная постановка проблемы образования и
воспитания почти полностью исключила в сфере народного образования
коррекционную поддержку детей с выраженным дефектом интеллектуального развития,
оказавшихся на инвалидности и в изоляции с раннего возраста.
Изолированность системы дошкольных
детских домов от общей системы образования привела к тому, что социально
депривированные дети-сироты без органической патологии, с сохранными
интеллектуальными предпосылками в психике стали массово направляться
психолого-медико-педагогической комиссией во вспомогательные учреждения с
ошибочным диагнозом “олигофрения неясного генеза”, “олигофрения сложной
этиологии”. И сегодня судьба этих детей не находит правильного решения, между
тем как ранняя младенческая госпитализация, дефицит семейных и социальных
связей приводит к необратимому снижению интеллектуальных возможностей и
искажению личности ребенка.
В разработке современной концепции
образовательной и реабилитационной помощи умственно отсталым, необходимо
вернуться к анализу тех документов, которые по прежнему продолжают
регламентировать диагностику, отбор и комплектование специальных учреждений. В
эти документы необходимо внести конкретные дополнения и изменения с учетом
имеющихся рекомендаций ЮНЕСКО, Международной Ассоциации по научному изучению
умственной отсталости, Закона об образовании. Кроме того необходима координация
усилий научных коллективов, которые уже сегодня с разных позиций подошли к
решению обозначенной проблемы.
Лаборатория содержания и методов
обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта НИИ коррекционной
педагогики РАО начала разрабатывать основные положения концепции, смысл которой
определяется запросами современного общества в системе социум-личность. В
проекте содержания концепции особое внимание будет уделено проблемам гуманного
отношения государства и общества к ребенку с интеллектуальным дефектом,
исключающей какие бы то ни было формы его социальной изоляции.
Чрезвычайно важна реализация подлинно
научных критериев в области клинической диагностики и психолого-педагогического
заключения не только в отношении умственной отсталости, но, прежде всего тех
состояний, которые сегодня определяются как смежные с нею: ЗПР, ДЦП, тяжелая
речевая патология, нарушения адаптивной и эмоциональной сферы.
Необходимо изменить условия и
педагогическое содержание работы с детьми дошкольного возраста в детских домах,
а так же с глубоко умственно отсталыми, поддающимися разнообразным формам
коррекционного воздействия с целью правильного решения вопросов их социальной
адаптации.
Наряду с разработкой концепции
лаборатория содержания и методов обучения и воспитания детей с нарушениями
интеллекта приступила к проектированию моделей, типов, структуры
образовательно-коррекционных и реабилитационных учреждений для детей и
подростков с умственной недостаточностью.
В качестве рабочих вариантов предлагаются
следующие типы специальных учреждений:
Для глубоко отсталых лиц, неспособных
к адаптации и обучению – лечебные учреждения, гарантирующие как
государственные, так и частные формы обеспечения, социальную и правовую защиту.
Для лиц, способных к обучению и усвоению трудовых
навыков и социально-адаптированных норм поведения, - школы (центры)
коррекционного развития и поддержки.
1 ступень - психолого-педагогическое
и клиническое изучение и дошкольная коррекция детей в возрасте от 3 до 7 лет.
На этой ступени очень важным представляется психолого-педагогическое изучение
динамики развития ребенка, включающее следующие этапы: предварительное (от
3 до 4 лет), повторное (4-6 лет), контрольное (7-8 лет), что
потребует для каждого этапа разработки и подбора групповых и индивидуальных
развивающих программ. Названная ступень важна и с точки зрения оказания
практической помощи семье, если ребенок находится в учреждении неполный день;
2 ступень - этап начального
обучения детей в возрасте от 8 до 11 лет (1-4 класс). Основные направления
этого этапа обучения: оздоровительная, психическая и физическая коррекция,
гигиеническое образование и воспитание, основы нравственно-этического
поведения, занимательный (ручной) и самообслуживающий труд, эстетическое
образование и воспитание, начальное обучение грамоте, счету; знакомство с живым
миром, развитие связной коммуникативной речи, логопедическая коррекция;
3 ступень - образовательная (5-7
классы), от 12 до 15 лет. Эта ступень предполагает расширение цикла
образовательных знаний из области родного языка и литературного чтения,
природоведения и естествознания, географии и экологии, истории с элементами
этнокультуры, физической культуры, гигиены подростка. Особое место должна
занимать программа трудовой подготовки, ориентированная на ведение домашнего
хозяйства с элементами практической химии и физики, формирование индивидуальных
прикладных умений на основе профессионально-трудовых знаний. Программа
коррекционного воспитания должна преемственно продолжать программу предыдущей с
учетом возрастной динамики, включать спортивную подготовку, развитие творческой
деятельности, практическое приобщение подростков к более высоким нормам и
правилам этики и социального поведения.
5 ступень - 9-10 классы. Программа
образования должна включать элементы знаний о правовых, экономических,
социальных, семейных отношениях, охране здоровья. Основным же содержанием
должен стать производительный и индивидуальный труд, с реальным материальным
результатом. Особенно важно, чтобы трудовая подготовка была ориентирована на
региональную специфику с учетом индивидуальных возможностей учащихся, носила
универсально – прикладной характер. После окончания школы (центра) выпускники
должны получать соответствующий аттестат с сертификатом труда, в последнем
должен содержаться перечень тех видов деятельности, которые они выполняют
самостоятельно. В тех случаях, когда выпускник школы не может овладеть навыками
производительного труда, вопросы его обеспечения должны решаться органами
специальной защиты и опеки.
Данный проект типа школы более
приемлем для региональных и промышленных городов, тогда как в маленьких
городах, поселках, вероятно, целесообразнее создавать классы педагогической
поддержки. На основе программ для основного типа школы, но обучение должно
вестись дефектологом.
Кроме перечисленных моделей имеет
смысл открывать в структуре базовой школы или при психолого–диагностических
центрах наряду с государственными коммерческие группы с занятиями по
адаптированным программам.
Привлекательна и модель школы с семейной формой
обучения и воспитания.
Работа в области коррекционного обучения и поддержки
лиц с интеллектуальной недостаточностью требует взвешенных подходов,
заинтересованного участия многих специалистов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.