Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыСтатья "Проблемы и перспективы развития коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта"

Статья "Проблемы и перспективы развития коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта"

Скачать материал

Проблемы и перспективы развития коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта

В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Основной направленностью специальной  школы должна стать практическая подготовка к жизни наиболее социально развитой группы детей.

В настоящее время важно определить принципиальные направления в разработке подходов, учитывающих как накопленный опыт, так и новые тенденции в развитии специальной педагогики. При этом надо обратить внимание на те тревожные явления, которые вызывают серьёзную озабоченность специалистов, занимающихся проблемами умственной отсталости. Это:

 -Отсутствие сколько-нибудь достоверных статистических сведений относительно числа лиц с умственной отсталостью (в возрасте от 2 до 27 лет);

 -Увеличение притока детей с интеллектуальной недостаточностью

Из множества проблем, первоочередными в их решении являются следующие:

Необходимо признать, что дефектологии есть на что опираться с точки зрения методологических подходов к феноменологии интеллектуального дефекта (Л.С.Выготский, Ж.И.Жиф, А.Р.Лурия, Г.М.Дульнев, В.И.Лубовский, В.Г.Петрова и др.). Вместе с тем есть необходимость пересмотра некоторых положений, касающихся условий, форм, содержания коррекционной помощи умственно отсталым лицам, с учетом развития общественного сознания, роста интеграционных связей с развитыми государствами. В связи с этим возникает задача разработать концепцию коррекционной и реабилитационной помощи лицам с умственной отсталостью. Необходимость создания концепции коррекционной помощи умственно отсталым определяется тем, что данная проблема ранее решалась только в одной ее части – в обучении. Несмотря на специфические требования олигофренопедагогики, на практике принципы, методы обучения и воспитания умственно отсталых детей зачастую копировали массовую школу, препятствуя осуществлению комплекса специфических (коррекционных) задач учебно-воспитательного процесса. Подобная постановка проблемы образования и воспитания почти полностью исключила в сфере народного образования коррекционную поддержку детей с выраженным дефектом интеллектуального развития, оказавшихся на инвалидности и в изоляции с раннего возраста.

Изолированность системы дошкольных детских домов от общей системы образования привела к тому, что социально депривированные дети-сироты без органической патологии, с сохранными интеллектуальными предпосылками в психике стали массово направляться психолого-медико-педагогической комиссией во вспомогательные учреждения с ошибочным диагнозом “олигофрения неясного генеза”, “олигофрения сложной этиологии”. И сегодня судьба этих детей не находит правильного решения, между тем как ранняя младенческая госпитализация, дефицит семейных и социальных связей приводит к необратимому снижению интеллектуальных возможностей и искажению личности ребенка.

В разработке современной концепции образовательной и реабилитационной помощи умственно отсталым, необходимо вернуться к анализу тех документов, которые по прежнему продолжают регламентировать диагностику, отбор и комплектование специальных учреждений. В эти документы необходимо внести конкретные дополнения и изменения с учетом имеющихся рекомендаций ЮНЕСКО, Международной Ассоциации по научному изучению умственной отсталости, Закона об образовании. Кроме того необходима координация усилий научных коллективов, которые уже сегодня с разных позиций подошли к решению обозначенной проблемы.

Лаборатория содержания и методов обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта НИИ коррекционной педагогики РАО начала разрабатывать основные положения концепции, смысл которой определяется запросами современного общества в системе социум-личность. В проекте содержания концепции особое внимание будет уделено проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с интеллектуальным дефектом, исключающей какие бы то ни было формы его социальной изоляции.

Чрезвычайно важна реализация подлинно научных критериев в области клинической диагностики и психолого-педагогического заключения не только в отношении умственной отсталости, но, прежде всего тех состояний, которые сегодня определяются как смежные с нею: ЗПР, ДЦП, тяжелая речевая патология, нарушения адаптивной и эмоциональной сферы.

Необходимо изменить условия и педагогическое содержание работы с детьми дошкольного возраста в детских домах, а так же с глубоко умственно отсталыми, поддающимися разнообразным формам коррекционного воздействия с целью правильного решения вопросов их социальной адаптации.

Наряду с разработкой концепции лаборатория содержания и методов обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта приступила к проектированию моделей, типов,  структуры образовательно-коррекционных и реабилитационных учреждений для детей и подростков с умственной недостаточностью.

В качестве рабочих вариантов предлагаются следующие типы специальных учреждений:

Для глубоко отсталых лиц, неспособных к адаптации и обучению – лечебные учреждения, гарантирующие как государственные, так и частные формы обеспечения, социальную и правовую защиту.

Для лиц, способных к обучению и усвоению трудовых навыков и социально-адаптированных норм поведения, - школы (центры) коррекционного развития и поддержки.

1 ступень - психолого-педагогическое и клиническое изучение и дошкольная коррекция детей в возрасте от 3 до 7 лет. На этой ступени очень важным представляется психолого-педагогическое изучение динамики развития ребенка, включающее следующие этапы: предварительное (от 3 до 4 лет), повторное (4-6 лет), контрольное (7-8 лет),  что потребует для каждого этапа разработки и подбора групповых и индивидуальных развивающих программ. Названная ступень важна и с точки зрения оказания практической помощи семье, если ребенок находится в учреждении неполный день;

2 ступень -      этап начального обучения детей в возрасте от 8 до 11 лет (1-4 класс). Основные направления этого этапа обучения: оздоровительная, психическая и физическая коррекция, гигиеническое образование и воспитание, основы нравственно-этического поведения, занимательный  (ручной) и самообслуживающий труд, эстетическое образование и воспитание, начальное обучение грамоте, счету; знакомство с живым миром, развитие связной коммуникативной речи, логопедическая коррекция;

3  ступень -   образовательная (5-7 классы), от 12 до 15 лет. Эта ступень предполагает расширение  цикла образовательных знаний из области родного языка и литературного чтения, природоведения и естествознания, географии и экологии, истории с элементами этнокультуры, физической культуры, гигиены подростка.   Особое место должна занимать программа трудовой подготовки, ориентированная на ведение домашнего хозяйства с элементами практической химии и физики, формирование индивидуальных прикладных умений на основе профессионально-трудовых знаний. Программа коррекционного воспитания должна преемственно продолжать программу предыдущей с учетом возрастной динамики, включать спортивную подготовку, развитие творческой деятельности, практическое приобщение подростков к более высоким нормам и правилам этики и социального поведения.                            

5  ступень - 9-10 классы. Программа образования должна включать элементы знаний о правовых, экономических, социальных, семейных отношениях, охране здоровья. Основным же содержанием должен стать производительный и индивидуальный труд,   с реальным материальным результатом. Особенно важно, чтобы трудовая подготовка была ориентирована на региональную специфику с учетом индивидуальных возможностей учащихся, носила универсально – прикладной характер. После окончания школы (центра) выпускники должны получать соответствующий аттестат с сертификатом труда, в последнем должен содержаться перечень тех видов деятельности, которые они выполняют самостоятельно. В тех случаях, когда выпускник школы не может овладеть навыками производительного труда, вопросы его обеспечения должны решаться органами специальной защиты и опеки.

Данный проект типа школы более приемлем для региональных и промышленных городов, тогда как в маленьких городах, поселках, вероятно, целесообразнее создавать классы педагогической поддержки. На основе программ для основного типа школы, но обучение должно вестись дефектологом.

Кроме перечисленных моделей имеет смысл открывать в структуре базовой школы или при психолого–диагностических центрах наряду с государственными коммерческие группы с занятиями по адаптированным программам.

Привлекательна и модель школы с семейной формой обучения и воспитания.

Работа в области коррекционного обучения и поддержки лиц с интеллектуальной недостаточностью требует взвешенных подходов, заинтересованного участия многих специалистов.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Проблемы и перспективы развития коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по экономической безопасности

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В последние годы наметились и осуществляются значительные изменения в народном образовании с целью создания гибкой, модифицированной системы дошкольного и школьного обучения (воспитания) детей и подростков с нарушениями интеллекта. Более чем 60-летний опыт, накопленный специальной школой, свидетельствует о том, что, как и здоровая часть общества, лица с нарушениями интеллекта обладают возможностями и потребностями в приобщении их к разнообразным формам образования, труда, культуры. Происходят постоянные изменения в политической, экономической, социальной жизни и встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности (в том числе и аномальной), обеспечить её право быть защищенной государством и всеми его институтами.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 453 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.07.2020 1099
    • DOCX 24.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Васильева Екатерина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Васильева Екатерина Сергеевна
    Васильева Екатерина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 77298
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 796 человек из 74 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 765 человек из 75 регионов

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвижение экспертной деятельности: от личного сайта до личного помощника

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе