О.А.Бакунина
(Барнаул)
ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД
В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Проблемный подход в обучении – это спланированный, специально задуманный метод,
направленный на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Умением
учителя по организации проблемного подхода является умение по созданию
проблемных ситуаций и их систем. Проблемные ситуации возникают всякий раз,
когда ученик не может сразу ответить на вопрос, как объяснить то или иное
явление, не может продвинуться в своем решении, не может достичь цели известным
ему способом.
При возникновении проблемной ситуации требуется открытие новых знаний о
предмете. Ученик еще не знает, какие сведения он будет использовать при
решении. Постепенно в ходе анализа проблемной ситуации вырисовываются задачи,
проблемы, которые предстоит разрешить. Появления задачи, проблемной ситуации,
их разрешения, состоит из этапов:
1.
анализ
условия реальной ситуации, задачи;
2.
выдвижение
гипотезы и составление плана решения;
3.
проверка
гипотезы и реализация полученного плана;
4.
проверка
ответа и исследование полученного решения.
Реальный процесс разрешения проблемной ситуации не проходит гладко в указанной
последовательности. В действительности возможны тупиковые ситуации, ошибочные
шаги, отбрасывание выдвинутых гипотез, возвращение к анализу условия,
выдвижение новых гипотез.
Проблемный подход в обучении способствует развитию интеллектуальных
способностей учеников, т. к. включает их в самостоятельную поисковую
деятельность, создает внутренние условия для усвоения ими знаний, мотивирует
процесс обучения. Однако проблемный подход в обучении обладает и рядом
недостатков. Постоянное его использование требует больших затрат времени на
уроке и большой предварительной работы учителя при его подготовке. Проблемный
подход неэффективен при формировании умений и навыков. Следовательно,
необходимо разумное сочетание этого подхода с готовым изложением материала.
Для создания первичных проблемных ситуаций предоставляют нарушение
естественного порядка изложения материала, использование опережающих задач,
предъявление задач перед изучением той теории, которая будет изучаться на
уроке. При этом желательны занимательная форма предъявления таких задач,
практическая значимость их решения. Так, перед изучением формулы суммы членов
арифметической прогрессии ученикам можно предложить решить известную задачу,
сложить все натуральные числа от 1 до 100.
Проблемную ситуацию создает требование, которое противоречит условию - исходным
данным. Например, построить тупой угол, опирающийся на диаметр и т. д. Большие
возможности для создания проблемных ситуаций имеют творческие задания по
составлению задач. Такие, как составить задачу на определенный метод решения,
на данную теорему. Составить задачу, обратную по отношению к данной. Составить
задачу по данному уравнению, по данному рисунку, схеме. К проблемной ситуации
ведет требование учителя решить одну и ту же задачу разными способами.
Разбор ошибок, допущенных учащимися, предъявление преднамеренных ошибок учителя
повышают уровень проблемности урока. Если учитель исправляет ошибку ученика, то
она не всегда им осознается. Если ученик находит ошибку сам, он застрахован от
подобных ошибок. Поиску ошибок полезно обучать специально. Например, в начале
урока, предложить ученикам, задания с готовыми ответами, где представлены как
верные, так и ошибочные.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.