Главная / Другое / Статья "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ"

Статья "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ"


ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

КАК ОСНОВА АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ


Дулин В.П

Преподаватель электротехники

За последние годы количество часов на изучение дисциплин сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.

В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. В этой связи назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций технологического подхода к обучению.

В процессе обучения используются в основном два канала восприятия - слуховой и зрительный. Устная информация проще, однако, ее эффективность незначительна и существенно зависит от эмоционального воздействия на учащегося. Так как пропускная способность зрительного канала восприятия в 100 раз больше звукового, то основным правилом для себя считаю - учебную информацию целесообразно выдавать наглядными средствами - через модели, рисунки, схемы, макеты и т.п.

Зрительная информация дает простор и свободу мыслительной деятельности учащегося, включает его в активную познавательную и творческую работу, делает любое явление яснее и доступнее для понимания учащимся, содействует более легкому усвоению и запоминанию фактов, повышает интерес к предмету.

Хорошо поставленная демонстрация средств наглядности воздействует не только на ум, но и на эмоции учащихся, поэтому при их применении необходимо учитывать их учебно - методическое содержание и эстетическую сторону. И, конечно, никак нельзя забывать известное дидактическое правило: Учит не наглядное пособие, а преподаватель с помощью наглядного пособия.

В своей практике я использую следующие средства обучения:

  • знаковые системы - учебники, справочники, сборники задач, плакаты, карточки - задания, схемы, опорные конспекты, тесты;

  • материальные объекты - видеозаписи, компьютер, кодоскоп, проектор, документ-камеру, натуральные объекты, макеты, модели, действующие планшеты.

Каждый преподаватель должен выработать свою систему работы с учащимися. Конечно, на выработку такой системы обычно уходят годы, но изучая опыт лучших педагогов, этот процесс можно ускорить.

При изучении электротехники я использую подачу материала с помощью опорно - логических конспектов. Почему я сделал ставку именно на опорно - логические конспекты, а не на опорные сигналы? Им нужен материал, очень близкий к языку учебника, только еще более систематизированный, вычищенный от второстепенного. И даже для сильных учащихся, считаю, лучше такой вариант, так как опорные сигналы рассчитаны на ближайшую память. Учащиеся которые хотят продолжить обучение в ВУЗе по родственной профессии, полученной на первой ступени обучения, это было в группах лицея. Поэтому, такой опорно-логический конспект в дополнение к учебнику оказывается ему хорошим помощником при изучении материала по "Электротехнике" и в данных учебных заведениях.

При составлении опорно-логических конспектов я использую общеизвестные мнемонические приемы, которые выполняют роль своеобразного "мостика", позволяющего облегчить запоминание учебного материала, увеличить объем памяти.

Наиболее часто я использую следующие мнемонические приемы:

  1. символика - значительно улучшает структуру представляемой информации, придает ей динамичный характер.

  2. логические цепочки - позволяют расширить причинно - следственные связи в физических процессах.

В психологическом аспекте методика опорно-конспектной подачи информации повышает внимание, ориентирует активность учащихся. кроме того, удачно подобранные, ярко (в меру) оформленные ОЛК вызывают положительные эмоции, что способствует, во-первых, программному усвоению, во-вторых, снятию в некоторой степени утомляемости учащихся.

С педагогической точки зрения методика опорно-конспектной подачи информации позволяет преподавателю эффективно управлять самостоятельной работой учащихся как в аудиторных условиях, так и при выполнении самостоятельной работы дома. В практике обучения используются различные приемы организации самостоятельной работы: работа с учебником, справочниками, раздаточным материалом, решение задач, рефераты и т.д..

Но все же более высокий творческий уровень деятельности учащихся, формирующий умение общаться, систематизировать материал, достигается в процессе их приобщения к составлению ОЛК. Известно, что материал, четко оформленный в виде системы, запоминается прочнее и допускается более широкий перенос на новые ситуации, чем собранные не системно отдельные факты.

Опыт показал, что прежде чем приобщить учащихся к составлению ОЛК, ему необходимо дать представление об этом.

В психологическом плане прием по приобщению учащихся к самостоятельному составлению ОЛК обеспечивает три составляющие успешного усвоения.

Во-первых, повышается уровень восприятия с помощью опорных сигналов;

Во-вторых, при составлении учащимся ОЛК осуществляются вторичная переработка и уяснение содержания, ведущее к более глубокому пониманию материала.

В-третьих, процесс составления учащимися такого конспекта обеспечивает четкую фиксацию материала в памяти.

Для стимулирования учащихся к составлению ОЛК необходимо проводить конкурсы на лучший конспект с объявлением результатов.

Данный прием стимулирует творческую деятельность, активизирует внимание, вызывает движение мысли, углубляет процесс познания.

Теоретический анализ имеющейся литературы и собственный опыт работы позволяет сделать заключение, что технология визуализации учебного материала может применяться в учебных заведениях любого типа, хорошо комбинируется с традиционной системой обучения, а также с любой инновационной обучающей технологией и позволяет усовершенствовать учебный процесс в следующих направлениях:

учит выделять, обобщать и систематизировать основные понятия;

отсеивает лишнюю второстепенную информацию, определяет обя-зательный объем усвоения и запоминания и оказывает в этом помощь;

максимально приближает новую информацию к форме, в которой ее воспринимает мозг;

обеспечивает единство развития учащихся с техническим и вер-бальным мышлением.

Литература:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ.– М.: Народное образование, 1998.– 256 с.

  2. Гитман Е.К. Проектирование содержания специальных дисциплин. Специалист, 1997г.-№11- с.29-32.

  3. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения. - Екатеринбург, 1999 – 138 с.

Статья "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ"
  • Другое
Описание:

За последние годы количество часов на изучение дисциплин сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.В статье рассмотрены основы использования технологии опорных конспектов на уроках электротехники.

Автор Инертбаева Гульнара Сериковна
Дата добавления 30.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 605
Номер материала 55287
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы