Главная / Математика / Статья «Применение элементов информационных технологий в преподавании математики»

Статья «Применение элементов информационных технологий в преподавании математики»

Жиленкова Н.Н.,

учитель математики МБОУ « Гимназия №25» города Курска


«Применение элементов информационных технологий в преподавании математики»


«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой,

повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века

использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения,

изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных

затрат и не гарантирующие качество образования...»


М. Поташник,

действительный член Российской академии образования



Модернизация образования на современном этапе рождает много учительских открытий, больших и малых, важных и интересных для самого учителя. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

Исходя из потребностей в образовательных услугах, образовательное учреждение ориентируется на развитие индивидуальности ребенка, на создание такого образовательного пространства, которое позволит развить их личностный потенциал.

Такой подход к проблеме обучения и воспитания школьников предполагает, что в центре внимания оказывается не некий усредненный ученик, а каждый школьник как личность в своей самобытности, уникальности.

Решая вместе с коллективом проблемы повышения качества образования за счет реализации информационно-коммуникационных, дистанционных, развивающих технологий, проблемы внутренней дифференциации обучающихся в процессе образования, свою деятельность Жиленкова Н.Н. посвятила формированию элементарных навыков научного исследования, информационно-коммуникативной и социальной компетентности обучающихся, сохранению психологического и физического здоровья учеников, формированию готовности школьников к продолжению образования после школы.

В связи с высокими темпами компьютеризации повседневной и профессиональной жизни человека актуальным становится опыт работы по теме «Применение элементов информационных технологий в преподавании математики».

Особый интерес для автора представляют возможности развивающих, проблемных, информационно-коммуникационных технологий, использования программного обеспечения компьютерного класса, электронных учебников, Интернет ресурсов. Владение этим инструментарием позволяет автору как педагогу расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявлять смелость и неординарность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать творческое мышление школьников.

Для достижения высокого уровня обученности необходима высокая познавательная активность школьников. Задумавшись над этой проблемой, Жиленкова Н.Н. столкнулась с рядом противоречий:

  • между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы по математике и способностью учеников освоить весь объём предлагаемых сведений.

  • между имеющейся системой преподавания курса математики, основанной на знаниевой парадигме, и необходимостью формирования практического и творческого мышления как основы развития познавательной активности школьников.

Решить проблему развития познавательной активности только традиционными методами невозможно. Следовательно, в образовательном процессе необходимо применять и нетрадиционные формы и методы проведения урока, и современные образовательные технологии.

Педагогическую деятельность Жиленкова Н.Н. видит сквозь призму «учитель - знания - ученик».

И акцент делается на организацию такой деятельности, при которой

  • преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссёра обучения, а не транслятора учебной информации;

  • информация используется как средство, а не как цель обучения;

  • ученик выступает в качестве субъекта деятельности наряду с учителем и берет на себя часть ответственности за обучение и контроль, а его личностное и интеллектуальное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

Сущность работы заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, творческой активности и самостоятельности обучающихся на разных уровнях через использование современных образовательных технологий:

- технология обучения в сотрудничестве;

- технология учебного проектирования;

- информационно-коммуникационные технологии;

- дистанционные технологии.

Технология обучения в сотрудничестве позволяет приобрести детям через учебный труд те навыки совместной деятельности, которые затем могут стать необходимыми в дальнейшей жизни. Эта технология основана на использовании метода групповой работы как наиболее распространённой формы кооперации.

Именно технология обучения в сотрудничестве рассматривается в качестве базовой для реализации проектной технологии обучения, успешность которой во многом определяется умением обучающихся сотрудничать.

В основе работы Жиленковой Н.Н. технология учебного проектирования, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Обучающийся при реализации этой технологии самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Проектирование осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

На начальных этапах обучения используются монопредметные проекты, связанные с математическими дисциплинами, и межпредметные проекты, строящиеся на основе интеграции с другими школьными дисциплинами.

Целесообразным считается использование информационных проектов, в основе которых – сбор информации, её ранжирование и структурирование в виде логических схем, таблиц, графиков, фото- и видеоматериалов, анимационных проектов. (См. приложение №1)

Под руководством Жиленковой Н.Н. старшеклассники создали банк задач экономического, химического, биологического содержания, задач на проценты, в решении которых необходимо использовать математические методы. (См. приложение №2)

Также были созданы виртуальные справочники «Наглядная геометрия», «Различные способы решения задач с параметрами», электронные пособия «Параметры. Шаг за шагом», «Решение стереометрических задач координатным методом», «Нестандартные методы решения неравенств». (См. приложение №3)

Материалы виртуального справочника используются при изучении тем «Построения циркулем и линейкой», «Практические способы построения параллельных прямых», «Построение треугольника по трем сторонам» в 7 классе, «Практическое приложение подобия треугольников» в 8 классе.

hello_html_m33e7571d.gifhello_html_46f0492d.gif

Материалы этого банка пользуются не только учениками, но и учителями гимназии.

Используя всемирную сеть Интернет, ученики Жиленковой Н.Н. работают на сайтах МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана, проходят дистанционное обучение, регулярно принимают участие в он-лайн олимпиадах.

Практико-ориентированные проекты предполагают создание социально значимого продукта, которым могут воспользоваться как сами участники проекта, так и другие люди.

В исследовательских проектах моделируется ситуация научного поиска. Научно-исследовательскую работу автор опыта проводит в рамках математической секции школьного НОУ, направлением деятельности которой является изучение математических методов для решения задач.

В качестве примера можно назвать исследовательскую работу «Текстовые задачи на движение (координатно-параметрический метод)», которая получила высокую экспертную оценку преподавателей-рецензентов КГПУ на Региональной конференции школьников и студентов « Старт в науку».

Каждый проект отличается творческим подходом, содержательностью, практической направленностью.

Большую помощь в работе над проектами оказывает использование информационно-коммуникационных технологий. С целью развития познавательной активности, творческого потенциала обучающихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания в своей практике Жиленкова Н.Н. использует следующие варианты ИКТ:

  • проведение компьютерных уроков;

  • компьютерное тестирование (экспресс-диагностика, программы-тренажёры, репродуктивное тестирование, тестирование по специально созданным программам базового, повышенного и абитуриентского уровня);

  • дистанционное обучение;

  • применение электронных учебников и электронных пособий (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, интерактивные учебные пособия для старшеклассников и абитуриентов: «Основы математического анализа 10-11 классы», «Готовимся к ЕГЭ», «Открытая математика».

  • использование презентационных и мультимедийных технологий;

проектную деятельность обучающихся, создание ими электронных пособий;

  • обращение к ресурсам Интернета.

В настоящее время во всем мире получает распространение дистанционное обучение, которое дает уникальную возможность получать новые знания в различных областях человеческой деятельности и при этом самостоятельно планировать место, время и форму обучения.

В то время как в современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника, становится важным адаптировать учебный процесс общеобразовательного учреждения в целом к особенностям развития этой личности. Гуманизация, дифференциация и демократизация сделали систему образования более гибкой, вариативной и открытой. В результате возникли предпосылки для выбора самими обучающимися образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям и стремлениям. Именно поэтому современной школе уже нелегко обойтись без организации дистанционного обучения школьника.

Возможности индивидуальной образовательной траектории предполагают, что ученик самостоятельно определяет план и пути своего саморазвития в определенных образовательных областях. Главным требованием при обучении математике становится удовлетворение познавательного интереса обучающихся при проектировании и реализации индивидуально-образовательной траектории. Однако обучающиеся испытывают существенные трудности в выборе образовательной траектории и далеко не всегда ощущают себя ответственными за сделанный выбор, за свой личностный рост. На помощь ученику всегда должен прийти учитель.

В качестве одного из путей решения поставленной задачи, можно рассматривать дистанционное обучение - как модель организации взаимодействия ученика и учителя с информационными технологиями. Для этого на сегодняшний момент существует множество ресурсов сети Интернет, дистанционных школ, дистанционных предметных олимпиад и предметных конкурсов. Объединив все данные ресурсы, мы можем говорить об образовательном Интернет - пространстве. Термин "образовательное Интернет-пространство" зачастую используется как интуитивно понятный, не требующий четкого определения. Можно термин уточнить в контексте задач образовательного Интернета, иначе сказать, что это новое измерение образования, имеющее сложную инфраструктуру, которая включает в себя: технические и технологические средства Интернета,  человеческие ресурсы, вовлеченные в образовательный процесс и информатизацию системы образования, систему отношений в сообществе специалистов, работающих в образовании с опорой на средства ИКТ и Интернет.

По сравнению с традиционным обучением дистанционное образование имеет свои особенности. Эти особенности изучаются для построения эффективных методик дистанционного обучения. Стоит отметить наиболее существенные свойства современных дистанционных форм обучения.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Данные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность более индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Фактор времени становится не обязательным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, а значит, может работать по индивидальной образовательной программе.

При желании дистанционное образование легко встраивается в образовательный процесс современной школы. В дистанционном режиме достаточно естественно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и графическую и видеоматериалы. Не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и форумов.

В 2011-2012 учебном году учителя МБОУ « Гимназия №25» города Курска исследуя различные модели взаимодействия ученика и учителя с информационными технологиями, активно включились в более глубокое исследование дистанционной модели взаимодействия. Учитывая все вышеперечисленные особенности и возможности дистанционного обучения как для учителя, так и для ученика, данная модель получила развитие как одна из творческих составляющих процесса обучения в школе и средство выстраивания индивидуальной образовательной траектории заинтересованного в саморазвитии и самореализации ученика. Для среднего школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде, например, игровой. Такую среду создают олимпиады и конкурсы

За последние два года ученики гимназии являются традиционными участниками предметных недель и олимпиад Всероссийского дистанционного образовательного центра «Эйдос» (http://eidos.ru/) по математике и физике, международного математического конкурса «Кенгуру» (http://www.kenguru.sp.ru/), городских конкурсов мультимедийных проектов, Интернет-каруселей по математике. Несколько групп обучающихся обучаются в дистанционной математической школе при Новосибирском межрегиональном оргкомитете интеллектуальных конкурсов (http://www.schoolplus.ru/dms/mschool). Ученики гимназии пробуют свои силы в принявшей статус Всероссийской дистанционной олимпиаде школьников «Эрудит» (http://www.cosmoschool.ru/do/kray_olimp/) и конкурсе по информатике, запускаемом в этом году «КИТ» (http://www.konkurskit.ru).

Особо стоит отметить, что включиться в участие в таких олимпиадах может любой ученик, не зависимо от его успеваемости по предмету. Такие мероприятия позволяют практически осуществлять пропаганду научных знаний, развивать у школьников творческих способностей и интерес к научной деятельности, а так же развивать информационную компетентность учащихся и выявить наиболее способных учащихся для дальнейшей их поддержки и реализации индивидуальной образовательной траектории.

Имея хотя и небольшой опыт деятельности в рамках дистанционной модели взаимодействия ученика и учителя с информационными технологиями, но наблюдая за результатами обучающихся в предметных олимпиадах различного уровня, можно уже сделать вывод, что занимают лидирующие позиции те обучающиеся, которые обучались дополнительно дистанционно по какому-либо направлению. Это могла быть и дистанционная математическая школа, и индивидуальная подготовка по он-лайн технологии на русскоязычном сайте международного математического конкурса «Кенгуру», и традиционное участие в дистанционных эвристических олимпиадах.

Следует отметить, что дистанционные олимпиады и конкурсы меняют в положительную сторону образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Инвалидность ребенка не является ограничением к проявлению интеллектуально-творческого потенциала личности. Психологами гимназии по запросу родителей проводится диагностика интересов и склонностей детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и обучающихся на дому. Рекомендации психолога позволяют родителям организовать досуг своего ребенка с максимальной пользой для развития его способностей. Ежегодно талантливые дети из числа детей-инвалидов, участвуют в дистанционных олимпиадах.

Развивающаяся система дистанционного образования позволяет детям с высоким уровнем общих способностей реализовать свой интеллектуальный потенциал и способствует лучшей социализации детей-инвалидов. Ведь девиз дистанционных олимпиад и конкурсов - "Каждый может стать успешным!"

Математика в современном мире одна из самых востребованных наук. Олимпиада по математике – одна из самых популярных олимпиад, так как дает возможность каждому из ее участников стать настоящим исследователем, первооткрывателем.

Индикатором эффективности использования инновационных образовательных технологий служит сформированность умений школьников самостоятельно применять инновационные образовательные технологии в процессе выполнения творческих проектов, домашних заданий.

При организации познавательных действий в Интернете учитель ставит перед школьниками учебную задачу - чёткий сценарий, по которому посещение Интернета окажется полезным и эффективным, учит школьников методу фильтрации и селекции информации, сравнительным навыкам мышления и критичности восприятия информации, умению сопоставлять учебник и Интернет. С помощью глобальной сети Интернет привлекает обучающихся к изучению лекций крупных российских ученых, обращению к информации на сайтах известных зарубежных библиотек: Bodleian Library – библиотеки Оксфордского университета, Британской библиотеки или Вашингтонской библиотеки Конгресса. Этот вид поиска осуществляется с помощью английского языка, который превращается в инструмент познания.

При защите творческих и исследовательских работ школьники используют созданные ими мультимедийные презентации, сопровождающие представление работы, обязательны ссылки на источники получения информации, составление каталогов Интернет – ресурсов, обзоры-дайджесты по соответствующей тематике.

Методические материалы, лучшие творческие работы обучающихся, мультимедийные продукты размещаются на школьном сайте http: www.kursk-gim25.ru, на персональном сайте - http: www. nn-zhil.narod.ru .



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании./ Н.В. Апатова – М.: 1994.

  2. Асламов А.Г. Психология личности./- М.:1995.

  3. Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Немова Н.В., Пуденко Т.И. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. Пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Классикс Стиль, 2006.- 592с.

  4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка./-М.: Просвещение, 1985.- 110с.

  5. Гликман И.Е. Как стимулировать желание учиться./Народное образование №2, 2003.

  6. Крючкова И.И. Включение учащихся в познавательную и научно-исследовательскую деятельность – действенный путь развития устойчивой мотивации в образовании и профессиональной самореализации. //Классный руководитель. – 2002. – №6 - с. 65-69.

  7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования./ И.В. Роберт – М.: Школа-Пресс, 1994.

  8. Резенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования. //Советская педагогика. – 1989. - № 3.

  9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т.

Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.816с.

(Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

Статья «Применение элементов информационных технологий в преподавании математики»
  • Математика
Описание:

Модернизация образования на современном этапе рождает много учительских открытий, больших и малых, важных и интересных для самого учителя. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

Исходя из потребностей в образовательных услугах, образовательное учреждение ориентируется на развитие индивидуальности ребенка, на создание такого образовательного пространства, которое позволит развить их личностный потенциал.

Такой подход к проблеме обучения и воспитания школьников предполагает, что в центре внимания оказывается не некий усредненный ученик, а каждый школьник как личность в своей самобытности, уникальности.

 

Решая вместе с коллективом проблемы повышения качества образования за счет реализации информационно-коммуникационных, дистанционных, развивающих технологий, проблемы внутренней дифференциации обучающихся в процессе образования, свою деятельность Жиленкова Н.Н. посвятила формированию элементарных навыков научного исследования, информационно-коммуникативной и социальной компетентности обучающихся, сохранению психологического и физического здоровья учеников, формированию готовности школьников к продолжению образования после школы.

Автор Жиленкова Наталья Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 408
Номер материала 39082
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓